Файл: Методические рекомендации Организация профилактических мероприятий в образовательной организации по обеспечению безопасности образовательного процесса.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профилактическая деятельность может включать в себя не только профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, обучение правилам пожарной безопасности с учебной пожарной эвакуацией, но и изучение вопросов безопасного поведения на воде (особенно перед каникулами), в метро, на железнодорожных объектах и т. д.
Планирование работы по профилактике травматизма в образовательной
организации
Учитывая важность и актуальность проведения профилактических мероприятий в образовательной организации по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса и организации работ по профилактике детского травматизма, дорожно-транспортных происшествий, образовательная организация в современных условиях обязана планомерно организовать данную работу с обучающимися, их родителями, с педагогическими работниками.
Планированию работы помогает обязательный анализ причин и видов травм обучающихся, полученных во время образовательного процесса и на территории образовательной организации. Анализ этих несчастных случаев должен обсуждаться в педагогическом коллективе и служить материалом для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий. Работа по профилактике детского травматизма невозможна без точного учёта и анализа всех несчастных случаев с обучающимися, происходящими в образовательной организации и вне её. Это помогает выявить основные причины травм (нарушение санитарно-гигиенических норм; отсутствие необходимых знаний у детей; халатность взрослых) и целенаправленно вести профилактическую работу.
В планах работы образовательной организации должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов детского травматизма.
Планировать работу следует отдельно для обучающихся начального, основного и старшего уровня образования. Вопросы профилактики травматизма должны найти отражение в планах работы педагогических работников, ответственных за профилактику детского травматизма, учителей-предметников и классных руководителей.
В образовательных организациях необходимо пропагандировать безопасные методы обучения. Для этого разрабатывают памятки и инструкции, используют предупредительные надписи, различные плакаты. Инструкции и памятки бывают двух видов: одни предназначены для выдачи на руки обучающимся, другие – для ознакомления в учебных кабинетах, особенно в кабинетах повышенной опасности. В них кратко изложены требования правил труда и технике безопасности по отдельным видам работ.
Большое значение для профилактики травматизма имеют различные формы агитационно-массовой работы: конкурсы, лекции, беседы, экскурсии, тренинговые занятия, игровое моделирование или имитация различных проблемных ситуаций и соответствующих действий в них, проектные работы учащихся.
Система планирования работы по профилактике детского травматизма включает в себя организационные, профилактические, информационные мероприятия, а также работу с родителями и повышение профессионального уровня педагогических работников.
В организационные мероприятия могут входить такие направления, как:
- подготовка приказов о назначении ответственных за безопасность обучающихся (при проведении уроков и занятий в учебных кабинетах, спортивном зале, при проведении массовых мероприятий), при проведении экскурсий, туристических походов, спортивных мероприятий и т. п., об организации дежурства педагогического состава и назначении: дежурных администраторов, дежурных учителей, дежурных классов;
- организация внеучебной деятельности образовательной организации во второй половине дня;
- мониторинг технического и санитарного состояния учебных кабинетов, спортивных залов, столовой;
- контроль за организацией проведения массовых и выездных мероприятий;
- рассмотрение вопросов профилактики травматизма на педагогических советах, методических объединениях, управляющем совете;
- расследование и учёт несчастных случаев с обучающимися;
- ведение документации по профилактике детского травматизма.
В профилактические мероприятия рекомендуется включать такие мероприятия, как:
- организация изучения обучающимися правил (Устава образовательной организации);
- тематические классные часы;
- организация дежурства педагогов;
- организация подвижных игр на переменах;
- выполнение гигиенических требований к условиям обучения в образовательной организации;
- формирование у обучающихся культуры поведения, предупреждающего получения травм;
- обучение обучающихся правилам и приемам безопасной работы в ходе выполнения учебных задач;
- участие в профилактических мероприятиях округа и города;
- проведение тематических встреч с представителями ГИБДД, Роспотребнадзора, правоохранительных органов, медицинских учреждений, Московской железной дороги,
Московского метрополитена;
- проведение педагогами мастер-классов по профилактике детского травматизма на уроках;
- проведение рейдов по профилактике травматизма членами Управляющего совета, родительского комитета, Совета старшеклассников.
В содержание информационных мероприятий могут включаться:
- мероприятия по разработке информационных материалов для обучающихся, педагогов, родителей по предупреждению детского травматизма;
- выступление на педагогических советах, участие в работе методических объединений классных руководителей по регламенту действий педагога в случае получения ребёнком травмы;
- публикация статей и выступление в СМИ;
- изготовление и тиражирование методических материалов по теме «Профилактика детского травматизма»;
- изготовление и распространение буклетов, плакатов, памяток, пропагандирующих здоровый образ жизни;
- проведение тематических недель, конкурсов, лекций, бесед, экскурсий, тренинговых занятий;
- ведение информационной страницы на сайте образовательной организации;
- подготовка и размещение тематических стационарных стендов для обучающихся, например, по правилам дорожного движения, поведения при пожаре, на воде, на льду и т. д.
Успех обучения детей правилам безопасного поведения возможен при условии тесного взаимодействия школы и семьи. Знания и навыки, полученные в школе, должны закрепляться в повседневной жизни, и основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Ведь именно родители являются для ребёнка непосредственным образцом поведения.
Мероприятия с родительской общественностью включают: рассмотрение вопросов профилактики на заседаниях Управляющего совета, родительских комитетов, проведение тематических родительских собраний, участие родителей в проведении классных часов, общешкольных мероприятий, привлечение сотрудников ГИБДД,
Роспотребнадзора, МЧС к работе с родителями.
Работа образовательной организации по повышению профессионального уровня педагогических работников в вопросах профилактике детского травматизма:
- должна строиться с учетом активного привлечения ресурсов Городского методического центра Департамента образования города Москвы для решения вопросов повышения профессионального уровня не только педагогических работников, ответственных за профилактику детского травматизма, но и администрации образовательной организации и всего педагогического состава;
- включать в себя проведение постоянно действующих семинаров с такими формами деятельности, как практикумы, дискуссии, деловые игры;
- включать в себя проведение индивидуальных и групповых консультаций с практическим показом передового педагогического опыта через систему мастер- классов, открытых учебных занятий проблемных мини-групп и др.
В систему планирования работы по профилактике детского травматизма необходимо включать и систематическую индивидуальную работу социального педагога, педагога- психолога и классных руководителей, которую они будут проводить с нарушителями дисциплины (следует обратить внимание на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и целенаправленное стремление причинить боль и показать свое физическое превосходство).
Именно такая деятельность может снизить не только количество несчастных случаев с обучающимися, но и позволит не допустить несчастных случаев в образовательной организации.
Участие психологической службы образовательной организации в
профилактике травматизма
Психологической причиной повышенного травматизма среди обучающихся в немалой степени является то обстоятельство, что в молодом возрасте люди склонны к недооценке опасности, повышенному риску, необдуманным поступкам. Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Следовательно, необходимо обучать обучающихся конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса, а это задача психологической службы школы.
Психологические причины возникновения опасных ситуаций, приводящих к травмированию обучающихся, можно подразделить на несколько типов:
1. Нарушение мотивационной части действий человека, которое проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Причины этих нарушений действуют, как правило, в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения.
2. Нарушения мотивационной части действий могут иметь временный характер, связанный, например, с состоянием депрессии.
3. Нарушение ориентировочной части действий человека, которое проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации оборудования.
4. Нарушение исполнительской части действий человека, которое проявляется в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение, несоответствие роста габаритам оборудования и т. д.) требованиям данной работы.
Психологическая служба образовательной организации поможет снять стресс, научит детей конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса, что позволит обучающимся с учетом их возрастных особенностей и жизненного опыта, а также полученных знаний не попадать в ситуации, опасные для жизни и здоровья.
Оценка эффективности работы по профилактике детского травматизма и
индикаторы, оценивания этой работы
Оценка эффективности работы образовательной организации по профилактике детского травматизма относится к контрольно-аналитической деятельности администрации образовательной организации.
Эффективность – характеристика достигнутых результатов, отражающая их значимость в работе по профилактике детского травматизма в образовательной среде.
Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом профилактической деятельности.
Оценка эффективности работы по профилактике детского травматизма выполняет следующие функции:
- диагностики (определение сферы изменений, вызванных осуществлением профилактических мероприятий);
- отбора (способ выявления наиболее эффективных программ и мероприятий по профилактике для дальнейшего внедрения в практику деятельности образовательной организации);
- коррекции (внесение изменений в содержание и структуру профилактической деятельности образовательной организации с целью оптимизации её результатов в
ПДТ);
- прогнозирования (определение задач, форм и методов организации мероприятий по профилактики детского травматизма при планировании новых этапов её реализации с учётом достигнутых результатов).
Эффективность работы по профилактике детского травматизма в образовательной организации может быть оценена через:
– посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий администрацией образовательной организации, ответственным за профилактику детского травматизма;
– контроль выполнения мероприятий плана работы, оформление отчётных материалов;
– отчеты классных руководителей на совещаниях при директоре, административных совещания, педагогических советах;
– мониторинг деятельности;
– планирование и проведение рефлексивной деятельности.
Оценка эффективности работы по профилактике детского травматизма может быть внутренней и внешней. Внутренняя оценка осуществляется непосредственными участниками, реализующими профилактическое направление в образовательной среде.
Для внешней оценки привлекаются специалисты, не принимающие непосредственного участия в реализации профилактической работы.
Индикаторы профилактической работы по предупреждению детского травматизма в образовательной среде – доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта деятельности в профилактике детского травматизма.
В качестве индикаторов работы по профилактике детского травматизма в образовательной организации могут быть использоваться следующие параметры:
1. Количество мероприятий по профилактике детского травматизма в образовательной организации с обучающимися, педагогическими работниками, родителями или лицами их заменяющими.
2. Количество людей (обучающихся, педагогических работников, родителей или лиц их заменяющих), охваченных мероприятиями по профилактике детского травматизма.
3. Популяризация работы образовательной организации путём представления результатов работы на сайте образовательной организации; выступлений на конференциях, семинарах, круглых столах; представления опыта работы на окружном, городском уровне; публикаций о работе образовательной организации по профилактике детского травматизма в средствах массовой информации, а также с использованием ресурсов Городского методического центра Департамента образования города Москвы.
4. Сокращение количества травм и несчастных случаев в образовательной организации во время образовательного процесса, а также при дорожно-транспортных происшествиях, происшествиях на водных объектах и т. д.
Травматизм является серьезной проблемой, но его можно избежать путём принятия мер профилактики.
Целенаправленная профилактическая работа позволит снизить уровень травматизма детей, сохранить их здоровье, а, самое главное, – жизнь.
Методические рекомендации «Проведение в образовательных
организациях Месячника по профилактике детского
травматизма»
В данных методических рекомендациях представлены практические материалы по организации и проведению Месячника по профилактике детского травматизма в образовательной организации.
Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьёзная проблема.
Несчастные случаи, происходящие с обучающимися в стенах образовательной организации во время учебной деятельности, являются причиной почти 15% всех детских травм. Грамотная организация работы по профилактике детского травматизма и предупреждению несчастных случаев с обучающимися в образовательной организации является обязательным условием эффективной образовательной деятельности.
При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма и несчастных случаев, может быть спланирован и проведён Месячник по профилактике детского травматизма.
Месячник – это комплекс мероприятий для обучающихся, педагогических работников и родителей по определённой тематике. В данном случае берётся тема «Предупреждение несчастных случаев и травматизма обучающихся в образовательной организации».
Тема Месячника позволяет объединить различные виды деятельности детей и взрослых, сделать их интересными, максимально полезными для обучающихся, педагогов, родителей. Эффективность такого подхода заключается в том, что родители и дети, педагоги в одно время погружаются в педагогическую ситуацию по решению одного вопроса.
Основная задача Месячника – это систематизация, углубление, обобщение знаний детей и взрослых по вопросам профилактики травматизма в урочное и внеурочное время. Месячник лучше проводить в сентябре-октябре. Данное мероприятие поможет восстановить у обучающихся после летних каникул навыки безопасного поведения в образовательной организации, в быту, на дорогах и в транспорте.
Профилактическая работа затрагивает все категории участников образовательной деятельности: детей, родителей, педагогических работников, поэтому перед его проведением необходимо провести мониторинг в форме тестирования всех участников образовательной деятельности с целью выявления их информированности по вопросам профилактики и основным причинам детского травматизма. На основе информации, полученной в ходе мониторинга, формируется план Месячника, который утверждается руководителем образовательной организации.
В план могут быть включены следующие мероприятия:
для обучающихся:
- классные часы и тематические беседы по вопросам профилактики травматизма (о необходимости соблюдения правил поведения в школе, мерах личной безопасности, правилах поведения на улицах и дорогах города, в транспорте, при выездных мероприятиях и т. п.); примерная тематика классных часов: «Профилактика и предупреждение школьного травматизма», «Азбука безопасного поведения во время образовательной деятельности»;
- творческие работы (например, создание «Памятки поведения в школе на перемене и уроке», конкурс мультимедийных презентаций по правилам дорожного движения при участии старшей школы);
- конкурсы буклетов, плакатов, информационных листков, посвящённых профилактике несчастных случаев и травматизма;
- конкурс газет, плакатов и рисунков «Я и дорога»;
- конкурс на самый организованный класс, группу;
- праздники, игры, викторины, практические занятия по правилам дорожного движения, экскурсии на прилегающие к школе территории и перекрестки для воспитанников детских садов и обучающихся начальной школы;