Файл: Методические рекомендации Организация профилактических мероприятий в образовательной организации по обеспечению безопасности образовательного процесса.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- каждым обучающимся составляется индивидуальная схема маршрута (маршрутные листы) из дома в школу и из школы домой;
- практическое занятие «Порядок действия обучающихся в случае получения травмы»;
- встречи с представителями ГИБДД, полиции, МЧС;
- разработка и реализация тематических социальных проектов, направленных на предупреждение травмирования обучающихся;
- выставка книг «Внимание, дорога!», библиотечные уроки;
- комплексные воспитательные мероприятия по обучению детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, общественном транспорте, при занятиях спортом;
- инструктажи по технике безопасности с обучающимися при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий;
для педагогических работников:
- педагогический совет, совещание, методические объединения по проблемам травматизма «Детский травматизм: его причины и профилактика»;
- практическое занятие «Порядок действия педагогического работника в случае получения обучающимся травмы»;
- рассмотрение на административных совещаниях вопросов: «Организация дежурства педагогических работников в образовательной организации», «Организация работы с детьми, требующими усиленного педагогического внимания»;
- консультация учителей физической культуры и учителей предметов повышенной опасности по вопросам организации безопасной деятельности учащихся при прохождении программы;
- оформление информационных стендов по профилактике травматизма.
Воспитательная работа образовательной организации не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Взаимодействие образовательной организации и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь.
Для родителей организуются просветительские, консультационные, коммуникативные мероприятия:
- беседы, консультации на родительских собраниях по правилам поведения в образовательной организации, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; примерные темы: «Действия родителей при получении ребёнком школьной травмы», «Как научить ребёнка личной безопасности вне дома»,
«Безопасность детей – дело взрослых»;
- лекторий для родителей (тема лекций подбирается с учётом возрастных особенностей обучающихся, например, «Безопасность первоклассников в условиях образовательной
деятельности», «Пути и способы решения детских конфликтов» – 5-й класс;
«Поведенческие особенности подростков» – 6-й класс и т. п.);
- привлечение родителей к совместной с детьми деятельности может реализовываться через коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, праздники.
В рамках проводимого Месячника можно спланировать организационно-технические мероприятия по профилактике детского травматизма:
- проведение комиссионных проверок учебных кабинетов, групповых помещений, спортивного зала, пожарной и электробезопасности в целях улучшения условий и обеспечения безопасности учебно-воспитательной деятельности;
- проверка организации и эффективности дежурства на переменах и перерывах между занятиями.
Так как существует взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально- психологическими особенностями детей, профилактическую работу в образовательной организации целесообразно проводить с учётом данных особенностей, привлекая для этого социально-психологическую службу.
Планируя Месячник по профилактике детского травматизма, можно включить в план психологическое сопровождение и работу социального педагога:
- методическая помощь психологической службы в работе с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания, педагогам и родителям;
- контроль поведения обучающихся на перемене;
- оценка психологического климата урока, класса, школы;
- привлечение учащихся старших классов к проектно-исследовательской деятельности по теме «Влияние социальных факторов на здоровье обучающихся».
По окончании Месячника готовится аналитическая справка по итогам проведения массовых профилактических мероприятий.
Информации об итогах проведенного Месячника размещается на сайте образовательной организации. Сайт образовательной организации может быть использован классными руководителями или учителями-предметниками для мобильного реагирования на запросы родителей и обучающихся, в том числе и в вопросах профилактики травматизма.
Месячник по профилактике детского травматизма может проводиться в форме тематических недель:
1-я неделя – открытие Месячника, распространение буклетов, листовок, проведение классных часов и бесед в 1–11-х классах;
2-я неделя – внеклассные мероприятия: викторины, конкурсы с учащимися, практические занятия, экскурсии;
«Поведенческие особенности подростков» – 6-й класс и т. п.);
- привлечение родителей к совместной с детьми деятельности может реализовываться через коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, праздники.
В рамках проводимого Месячника можно спланировать организационно-технические мероприятия по профилактике детского травматизма:
- проведение комиссионных проверок учебных кабинетов, групповых помещений, спортивного зала, пожарной и электробезопасности в целях улучшения условий и обеспечения безопасности учебно-воспитательной деятельности;
- проверка организации и эффективности дежурства на переменах и перерывах между занятиями.
Так как существует взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально- психологическими особенностями детей, профилактическую работу в образовательной организации целесообразно проводить с учётом данных особенностей, привлекая для этого социально-психологическую службу.
Планируя Месячник по профилактике детского травматизма, можно включить в план психологическое сопровождение и работу социального педагога:
- методическая помощь психологической службы в работе с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания, педагогам и родителям;
- контроль поведения обучающихся на перемене;
- оценка психологического климата урока, класса, школы;
- привлечение учащихся старших классов к проектно-исследовательской деятельности по теме «Влияние социальных факторов на здоровье обучающихся».
По окончании Месячника готовится аналитическая справка по итогам проведения массовых профилактических мероприятий.
Информации об итогах проведенного Месячника размещается на сайте образовательной организации. Сайт образовательной организации может быть использован классными руководителями или учителями-предметниками для мобильного реагирования на запросы родителей и обучающихся, в том числе и в вопросах профилактики травматизма.
Месячник по профилактике детского травматизма может проводиться в форме тематических недель:
1-я неделя – открытие Месячника, распространение буклетов, листовок, проведение классных часов и бесед в 1–11-х классах;
2-я неделя – внеклассные мероприятия: викторины, конкурсы с учащимися, практические занятия, экскурсии;
3-я неделя – родительские собрания, лекторий для родителей, индивидуальные беседы, выставки в классах;
4-я неделя – педагогический совет, методические объединения, круглые столы для педагогов, подведение итогов Месячника.
На протяжении учебного года образовательная организация может проводить тематические недели, посвящённые отдельным разделам плана работы по профилактике детского травматизма. Например, «Железная дорога – зона повышенной опасности», «Безопасность дорожного движения», «Система работы педагогического коллектива по изучению Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на переменах» и т. д.
В данном материале приведены примерные мероприятия и виды деятельности при проведении профилактической работы по предупреждению детского травматизма в образовательной организации. Каждой организации присуща своя интеллектуальная, духовно-нравственная атмосфера, зависящая от ряда факторов: социум, контингент детей, родителей, педагогического состава, ценностные ориентиры. Образовательная организация может творчески подойти к проведению Месячника, предложив свои мероприятия. Главное, чтобы был результат: сокращение несчастных случаев и травм обучающихся.
Профилактика школьного травматизма
Травмы в школе следует разделить на две группы: внеурочные и полученные во время учебного процесса.
Анализ обстоятельств, при которых возникли травмы в школах, показывает, что наибольшее количество травм у школьников, происходит во внеурочное время, главным образом на переменах. У школьника после относительно неподвижного положения на уроке неизбежно возникает потребность в активных движениях, поэтому нельзя требовать от детей спокойного поведения во время перемен.
В то же время шалости, неосторожность, недисциплинированность, подножки, а иногда и драки, нередко влекут за собой травмы.
Скользкие или поврежденные полы, ступеньки лестниц, узкие и плохо освещенные коридоры, острые углы парт и столов, незакрытые отопительные батареи и пожарные краны, низко расположенные застекленные части дверей и различных перегородок так же могут являться причиной травм.
Значительную роль в возникновении травм в школе играет не благоустроенность помещений и школьного двора. Основными компонентами его должны быть спортивный комплекс, транспортная площадка, учебно-опытный участок и площадка для младших школьников.
Особое внимание требуют школьники при организации трудового обучения в школьных мастерских.
Школы обеспечиваются специальным, соответствующим возрасту учащихся оборудованием и инструментарием, дети обучаются правильным приемом обращения с ними, строго контролируется исправность оборудования и инструментов.
Принимаемые меры позволяют избежать случаев тяжелых травм.
Особую опасность представляют несчастные случаи, которые могут произойти на уроках химии, физики – ожоги, взрывы, отравления- при отсутствии соответствующих мер предосторожности.
С целью предупреждения травматизма на уроках физкультуры учитель до начала урока проверяет исправность оборудования и инвентаря, проводит инструктаж с учащимися, особое внимание обращает на соблюдение норм техники безопасности и страховку.
Уменьшению травм на уроках физкультуры в значительной степени способствуют благоустройство спортивных залов и квалифицированный врачебный контроль во время учебных занятий.
С целью снижения спортивного травматизма на соревнованиях, тренировках должна проводиться организационно-методическая работа со стороны районного врачебно- физкультурного диспансера.