Файл: В стране сложилась сложная и неблагоприятная, а в некоторых районах даже острая экологическая обстановка. Около 73 всего населения, проживают в неблагоприятной санитарногигиенической обстановке.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Оценка влияния автомобильного транспорта на качество воздуха улиц
Объектом исследования влияния выбросов от автомобильного транспорта на качество атмосферного воздуха, была выбрана улица Терешковой . Исследуемая улица имеет длину 6000 м (6 км), проезжую часть с
асфальтовым покрытием с двусторонним движением . Жилая застройка
представлена многоэтажными домами, расстояние до которых составляет 40м. от дороги. Вдоль проезжей части (на расстоянии 15 – 30 (м) от нее) находятся зеленые насаждения, представленные следующими видами растений: тополь, береза, яблоня, карагач, вишня, сирень, клен, шиповник, петунья, ирисы, тюльпаны. Для того чтобы выполнить оценку влияния автомобильного транспорта на качество воздуха улицы за зимний и весенний периоды была определена интенсивность движения. Для этого четыре раза в сутки:
Таблица 1. Интенсивность движения автотранспорта в разное время суток в зимний период на ул. Терешкова
За период наблюдения в зимний период в транспортном потоке насчитывается 8235 легковых автомобилей:
Средняя интенсивность движения автотранспорта составляет 2241,5 авт/час.
Полученные данные за весенний период свидетельствуют о том, что наибольшая интенсивность характерна:
3.1 Расчет выбросов от автомобильного транспорта
Средняя интенсивность движения в весенний период составляет 2245 авт/час. Массовый выброс загрязняющих веществ автомобильным транспортом при движении рассчитываем по формуле :
,
где – приведенный пробеговый выброс г/км
– суммарный годовой пробег автомобилей по данной улице, который является функцией времени, интенсивности и скорости движения АТС, км.
Данные расчетов количества загрязняющих веществ, выбрасываемых автотранспортом за зимний и весенний периоды, представлены в таблице.
Таблица 2. Количество загрязняющих веществ, выбрасываемое транспортом на улице
Таблица 3. Количество загрязняющих веществ, выбрасываемое транспортом на улице
Делаем вывод, что:
Среди выбросов от легковых автомобилей на первом месте находятся примесь СО; на втором месте находятся примесь СН и на третьем месте примесь NOх. Из всех вредных веществ, выбрасываемых грузовыми автомобилями и автобусами, на первом месте находится также примесь СО. На втором месте – NOх и только потом примесь СН.
В весенний период также наибольшее количество загрязняющих веществ, выбрасываемое автотранспортом, приходится на легковые автомобили, затем на автобусы и грузовые автомобили.
3.2 Расчет категории опасности автомобильного транспорта
Для установления категории опасности улицы – необходимо рассчитать категорию опасности автотранспорта и категорию опасности дороги. Под категорией опасности автомобиля подразумевается объемная скорость генерирования примесей от всего автомобильного транспорта, находящегося на территории города. Она определяется по формуле:
,
где Mj – количество выбросов j-ой примеси в ОГ автомобиля;
aj – безразмерный коэффициент, позволяющий соотнести степень вредности j-того вещества с вредностью диоксида серы (III класс опасности);
ПДКj – среднесуточная ПДК j-того вещества в атмосфере населенного пункта, мг/м3 .
Значение категории опасности вещества для различного вида автотранспорта и категория опасности автотранспорта в зимний и весенний периоды приведены в таблицах.
Таблица 4. Значение категории опасности вещества для различного вида автотранспорта и категория опасности автотранспорта в зимний период
Таблица 5. Значение категории опасности вещества для различного вида автотранспорта и категория опасности автотранспорта в весенний период
Исходя из значений категории опасности автотранспорта, улица Терешковой в зимний и в весенний периоды относится к III классу опасности.
3.3 Расчет категории опасности дороги
Кроме загрязняющих веществ, выделяющихся при сжигании топлива, движение автотранспорта при взаимодействии с дорогой сопровождается выбросами пыли, а пылеобразование на дорогах можно количественно описать через категорию опасности дороги (КОД), которая будет связана с количеством выбросов уравнением:
,
где – концентрация пыли в воздухе улицы,
– объем воздуха, в котором рассеяна пыль.
Количество пыли, выбрасываемое n-ым количеством автомобилей рассчитывается по формуле:
,
где - площадь проекции автомобиля на поверхность дороги, м2;
- сдуваемость пыли, мг/(см2 с);
-интенсивность движения автомобилей i-го класса.
Значения удельной сдуваемости ( ) для различных транспортных средств (для легковых = 240*103; для грузовых = 516*103; для автобусов
= 541*103).
Объем воздуха, в котором распределяется пыль, рассчитывается через постоянный объем атмосферы (V ), определяемый площадью улицы (S) и высотой приземного слоя (h), и его прирост (V), создаваемый диффузионными процессами и определяется по формуле:
Для случая, когда в атмосфере наблюдаются застойные явления (=0-3 м/с) прирост определяется через увеличение высоты приземного слоя
Объектом исследования влияния выбросов от автомобильного транспорта на качество атмосферного воздуха, была выбрана улица Терешковой . Исследуемая улица имеет длину 6000 м (6 км), проезжую часть с
асфальтовым покрытием с двусторонним движением . Жилая застройка
представлена многоэтажными домами, расстояние до которых составляет 40м. от дороги. Вдоль проезжей части (на расстоянии 15 – 30 (м) от нее) находятся зеленые насаждения, представленные следующими видами растений: тополь, береза, яблоня, карагач, вишня, сирень, клен, шиповник, петунья, ирисы, тюльпаны. Для того чтобы выполнить оценку влияния автомобильного транспорта на качество воздуха улицы за зимний и весенний периоды была определена интенсивность движения. Для этого четыре раза в сутки:
-
утром – с 8.00. до 9.00 часов; -
днём – с 12.30.до 13.30 часов; -
вечером – с 18.00. до 19.00 часов; -
ночью – с 20.30 до 21.30 часов – проводились подсчеты количества автотранспорта, проехавшего по улице.
Таблица 1. Интенсивность движения автотранспорта в разное время суток в зимний период на ул. Терешкова
Период исследования ( зима, весна) | ||||||||
Интенсивность движения за 1 час | ||||||||
время | легковые | грузовые | автобусы | общая интенсивность | ||||
зима | весна | зима | весна | зима | весна | зима | весна | |
Утро | 2488 | 2364 | 6 | 9 | 216 | 219 | 2710 | 2592 |
День | 2084 | 2111 | 4 | 2 | 220 | 231 | 2308 | 2344 |
Вечер | 2239 | 2186 | 3 | 3 | 222 | 233 | 2464 | 2422 |
Ночь | 1424 | 1545 | 0 | 1 | 60 | 79 | 1484 | 1625 |
всего | 8235 | 8206 | 13 | 15 | 718 | 792 | 8966 | 8933 |
За период наблюдения в зимний период в транспортном потоке насчитывается 8235 легковых автомобилей:
-
это составляет 91,8 % от общего потока; -
на автобусы приходится 718 единиц, что составляет 8 % от общего потока автотранспорта; -
количество грузовых автомобилей равно 13 шт., т. е. 0,14 %.
Средняя интенсивность движения автотранспорта составляет 2241,5 авт/час.
Полученные данные за весенний период свидетельствуют о том, что наибольшая интенсивность характерна:
-
для легковых автомобилей – 91,4 %, -
наименьшая для автобусов – 8,5 %, -
грузовых автомобилей – 0,17 %.
3.1 Расчет выбросов от автомобильного транспорта
Средняя интенсивность движения в весенний период составляет 2245 авт/час. Массовый выброс загрязняющих веществ автомобильным транспортом при движении рассчитываем по формуле :
,
где – приведенный пробеговый выброс г/км
– суммарный годовой пробег автомобилей по данной улице, который является функцией времени, интенсивности и скорости движения АТС, км.
Данные расчетов количества загрязняющих веществ, выбрасываемых автотранспортом за зимний и весенний периоды, представлены в таблице.
Таблица 2. Количество загрязняющих веществ, выбрасываемое транспортом на улице
Период исследования (зима) | ||||||
Выброс веществ по сезонам, т/сезон | ||||||
Тип автомобиля | СО | СН | NOх | SO4 | сажа | Суммарный выброс, т/сезон |
Легковые | 141,75 | 25,058 | 10,023 | 0,716 | - | 177,5 |
Грузовые | 0,157 | 0,0278 | 0,063 | 0,0146 | 0,004 | 0,2672 |
Автобусы | 32,97 | 2,76 | 6,29 | 0,468 | 0,190 | 46,64 |
всего | 174,89 | 27,84 | 16,38 | 1,198 | 0,1439 | 220,46 |
Таблица 3. Количество загрязняющих веществ, выбрасываемое транспортом на улице
Период исследования (весна) | ||||||
Выброс веществ по сезонам, т/сезон | ||||||
Тип автомобиля | СО | СН | NOх | SO4 | сажа | Суммарный выброс, т/сезон |
Легковые | 141,25 | 24,97 | 9,99 | 0,713 | - | 176,9 |
Грузовые | 0,18 | 0,0321 | 0,073 | 0,0167 | 0,004 | 03067 |
Автобусы | 35 | 2,92 | 6,68 | 0,498 | 0,148 | 45,25 |
всего | 176,43 | 27,93 | 16,74 | 1,22 | 0,1523 | 229,49 |
Делаем вывод, что:
-
на первом месте по выбросам в окружающую среду в зимний период стоят легковые автомобили – 80,5 %, -
на втором месте – автобусы на их долю приходится 19,3 %, -
на третьем месте грузовые автомобили – 0,12 %
Среди выбросов от легковых автомобилей на первом месте находятся примесь СО; на втором месте находятся примесь СН и на третьем месте примесь NOх. Из всех вредных веществ, выбрасываемых грузовыми автомобилями и автобусами, на первом месте находится также примесь СО. На втором месте – NOх и только потом примесь СН.
В весенний период также наибольшее количество загрязняющих веществ, выбрасываемое автотранспортом, приходится на легковые автомобили, затем на автобусы и грузовые автомобили.
3.2 Расчет категории опасности автомобильного транспорта
Для установления категории опасности улицы – необходимо рассчитать категорию опасности автотранспорта и категорию опасности дороги. Под категорией опасности автомобиля подразумевается объемная скорость генерирования примесей от всего автомобильного транспорта, находящегося на территории города. Она определяется по формуле:
,
где Mj – количество выбросов j-ой примеси в ОГ автомобиля;
aj – безразмерный коэффициент, позволяющий соотнести степень вредности j-того вещества с вредностью диоксида серы (III класс опасности);
ПДКj – среднесуточная ПДК j-того вещества в атмосфере населенного пункта, мг/м3 .
Значение категории опасности вещества для различного вида автотранспорта и категория опасности автотранспорта в зимний и весенний периоды приведены в таблицах.
Таблица 4. Значение категории опасности вещества для различного вида автотранспорта и категория опасности автотранспорта в зимний период
Значение КОВ, м3/с | ||||||
Тип автомобиля | СО | СН | NOх | SO4 | сажа | КОА, м3/с |
Легковые | 721,003 | 14,048 | 117488,7 | 453,944 | - | 118675,69 |
Грузовые | 1,585 | 0,0264 | 161,38 | 9,256 | 2,47 | 174,72 |
Автобусы | 194,069 | 1,6546 | 64165,8 | 294,712 | 88,76 | 64746,99 |
всего | 916,66 | 13,729 | 181815,88 | 759,962 | 91,23 | 183597,46 |
Таблица 5. Значение категории опасности вещества для различного вида автотранспорта и категория опасности автотранспорта в весенний период
Значение КОВ, м3/с | ||||||
Тип автомобиля | СО | СН | NOх | SO4 | сажа | КОА, м3/с |
Легковые | 718,71 | 12,01 | 116986,08 | 425,042 | - | 118141,85 |
Грузовые | 1,783 | 0,03 | 195,44 | 105,878 | 2,72 | 305,859 |
Автобусы | 204,74 | 1,745 | 69327,97 | 315,732 | 93,83 | 699441,02 |
всего | 925,24 | 13,785 | 186509,49 | 846,65 | 99,558 | 188391,73 |
Исходя из значений категории опасности автотранспорта, улица Терешковой в зимний и в весенний периоды относится к III классу опасности.
3.3 Расчет категории опасности дороги
Кроме загрязняющих веществ, выделяющихся при сжигании топлива, движение автотранспорта при взаимодействии с дорогой сопровождается выбросами пыли, а пылеобразование на дорогах можно количественно описать через категорию опасности дороги (КОД), которая будет связана с количеством выбросов уравнением:
,
где – концентрация пыли в воздухе улицы,
– объем воздуха, в котором рассеяна пыль.
Количество пыли, выбрасываемое n-ым количеством автомобилей рассчитывается по формуле:
,
где - площадь проекции автомобиля на поверхность дороги, м2;
- сдуваемость пыли, мг/(см2 с);
-интенсивность движения автомобилей i-го класса.
Значения удельной сдуваемости ( ) для различных транспортных средств (для легковых = 240*103; для грузовых = 516*103; для автобусов
= 541*103).
Объем воздуха, в котором распределяется пыль, рассчитывается через постоянный объем атмосферы (V ), определяемый площадью улицы (S) и высотой приземного слоя (h), и его прирост (V), создаваемый диффузионными процессами и определяется по формуле:
Для случая, когда в атмосфере наблюдаются застойные явления (=0-3 м/с) прирост определяется через увеличение высоты приземного слоя