Файл: Исследовательский центр современных проблем воспитания н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков теория и методика воспитания учебник для студентов педагогических вузов Волгоград 2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Потребность в оформлении замысла воспитательной системы возникает у педагогов и руководителей образовательных учреждений по разным причинам
1
Макет разработанн творческим коллективом под руководством д-ра пед наук, проф. НМ. Борытко, а также канд. пед. наук Н. В. Фроловой (начальник отдела дополнительного образования и воспитательной работы Комитета по образованию Администрации Волгоградской области) и ЕЮ. Ткачевой (гл. спец. этого же отдела. Этот макет рекомендован Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области.
87
в связи с аттестацией учреждения, при подаче заявки на получение гранта, для участия в конкурсе воспитательных систем и т.д. В любом случае грамотно оформленный замысел служит совершенствованию воспитательной работы. Этот замысел удобнее всего оформлять в виде программы воспитательной работы образовательного учреждения. При этом следует иметь ввиду, что программа — не отчет о проделанной работе, а проект предстоящих изменений в воспитательной системе образовательного учреждения. Актуальность этих изменений обосновывается не только потребностью в них, но также имеющимися предпосылками для их достижения Общая логика, на которой строится предлагаемая схема проектирования воспитательной работы образовательного учреждения, такова
ƒ
вначале выделяются основополагающие ориентиры, зафиксированные в документах, регламентирующих воспитательную деятельность образовательного учреждения
ƒ
далее с позиций этих ориентиров проводится анализ условий и результатов предшествующей воспитательной деятельности
ƒ
анализ является основой для выделения приоритетных направлений и целевых установок в дальнейшей работе
ƒ
таким образом определяется оптимальный режим организации и содержание воспитательной деятельности образовательного учреждения
ƒ
в заключение определяются способы контроля и корректировки этой деятельности. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ Здесь перечисляются важнейшие документы нормативного характера, имеющие первостепенное значение для последующего анализа состояния, организации и оценки системы воспитательной работы образовательного учреждения. Их выбор определяется актуальными проблемами детей, посещающих образовательное учреждение, а также специфическими функциями самого учреждения (городская или сельская общеобразовательная школа, гимназия или лицей, учреждение дополнительного образования детей, учреждение начального профессионального образования и т.д.). При этом не следует перечислять все имеющиеся документы об образовании — их выполнение и без того является обязательным для учреждения. Например
ƒ
Федеральная программа развития воспитания в системе образования России итак далее. Здесь же может излагаться концепция воспитания, если она разработана в образовательном учреждении.
88

АНАЛИЗ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАНИЯ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ПЕРИОД Логика анализа. Вначале выявляются особенности социального окружения образовательного учреждения. Далее характеризуются потребители его услуг контингент посещающих учреждение детей) и определяются характерные именно для этого состава детей проблемы. Сопоставление этих проблем с орга- низационно-педагогическими, кадровыми и финансово-материальными условиями для их решения становится основанием для определения приоритетов и целевых установок в воспитательной деятельности образовательного учреждения. Характеристика воспитательного потенциала социального окружения
ƒ
Каковы особенности расположения образовательного учреждения (удаленность от центра, наличие объектов культуры, спортивных сооружений, их расположение есть ли по соседству подростковые клубы и т.д.)?
ƒ
Каковы особенности микрорайона, в котором расположено образовательное учреждение (преимущественный социальный состав семей, их материальное положение, культурные запросы, традиции
ƒ
Каковы социальные связи при формировании воспитательной системы органы управления образованием, комитеты по делам молодежи, правоохранительные органы, молодежные городские центры, предприятия, семья, родители и т.д., формы взаимодействия сними Какое влияние на социальную обстановку оказывают другие культурно- образовательные учреждения и организации (подростковые клубы, библиотеки, детско-юношеские центры, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, лечебные учреждения и т.д.)? Какая установлена сними связь Насколько эффективным является взаимодействие Состав образовательного учреждения
ƒ
Сколько детей посещают учреждение Как они распределены по возрастам Есть ли в образовательном учреждении детский актив Каков его количественный и качественный состав Насколько активны и действенны органы ученического самоуправления
ƒ
Какие среди них выделяются стабильные группы по интересам, по способностям, по здоровью
ƒ
Каково соотношение мальчиков и девочек Каковы их взаимоотношения
ƒ
Какие выделяются возрастные группы Какое влияние старшие оказывают на младших
ƒ
Какова характеристика социального состава детей (из каких семей Каков уровень развития детей, их культурно-образовательные запросы
89

ƒ
Сколько педагогически запущенных детей Сколько из них состоят на учете в ПДН? Каков преобладающий характер их правонарушений Сколько из трудных семей Педагогическая характеристика воспитанников
ƒ
Каковы ведущие интересы и потребности детей, посещающих учреждение В чем проявляются эти интересы и потребности Какие виды активности предпочитают дети
ƒ
Какие педагогические проблемы чаще всего встречаются у детей, которые обучаются в образовательном учреждении (недостаток какого опыта неразвитость каких свойств личности, характера
ƒ
Что дает основание для вывода о наличии этих проблему детей (из каких источников почерпнута эта информация, какова степень ее достоверности
ƒ
В чем проявляются их проблемы (в каких особенностях поведения идея- тельности, характерных поступках, оценочных суждениях, эмоциональных состояниях и т.д.)?
ƒ
Почему эти проблемы актуальны (к каким негативным последствиям в личностном развитии ребенка, подростка, его общественном поведении ведут эти проблемы
ƒ
В чем истоки этих проблем (откуда дети приобрели негативный опыт и где недополучили положительного
ƒ
Каким представляется идеальный педагогический результат (перспективная цель) в работе с этими детьми Примечание особое внимание уделяется анализу интеллектуального и физического развития, познавательной и творческой деятельности, продуктивной производительной деятельности и досуга учащейся молодежи, формированию ее ценностных ориентаций через использование конкретных педагогических, социальных и культурных условий данного образовательного учреждения (его история и традиции, контингент воспитанников и их семей, педагогические кадры, предметная, природная и культурная среда ближайшего социума. Важнейшим показателем воспитательной системы являются отношения между субъектами воспитания, которые характеризуются особым психологическим микроклиматом, высоким уровнем удовлетворенности и комфортности обучающихся, педагогов, родителей, развитым чувством свободы и ответственности ребенка. Эти вопросы следует раскрыть в педагогической характеристике и последующих разделах программы. Характеристика воспитательного потенциала образовательного учреждения
ƒ
Каковы профиль и направления воспитательной работы образовательного учреждения (какие работают кружки, секции, какова их наполняемость какие проводятся традиционные мероприятия, какова их посещаемость Каким образом организована зона свободного посещения и какова ее наполняемость
90


ƒ
Как эта работа связана с национальными и региональными традициями, современным передовым опытом воспитания
ƒ
Каково кадровое обеспечение этой работы (какие педагоги работают постоянно, какие — по совместительству или на добровольных началах, каковы их квалификация и профессиональный уровень, есть ли волонтеры
ƒ
Каковы поиски педагогов в сфере воспитания и дополнительного образования детей, в применении современных педагогических технологий, методов и форм воспитательной работы, обновлении воспитания Каковы тенденции вносимых изменений
ƒ
Какие проведены мероприятия по повышению творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов (в т.ч. общественников В чем проявилась их результативность
ƒ
Как в воспитательной системе отражаются содержание, формы и технологии воспитания, реализуемые в учебном процессе, каковы механизмы интеграции учебной и внеучебной деятельности
ƒ
Какова система профилактики асоциальных проявлений в детской и молодежной среде
ƒ
Наличие центров, системы коллективных творческих дел, вокруг которых интегрируется воспитательный процесс, разумное соотношение компонентов и частей, системные связи и механизмы их установления, воспитательная среда.
ƒ
Какова позиция ребенка в воспитательной системе состояние самоуправления, детские инициативы и их реализация и др
ƒ
Каков характер сложившихся в образовательном учреждении взаимоотношений (между детьми, между детьми и педагогами, между педагогами и родителями, между педагогами Есть ли враждующие группировки Какова острота их противостояния Каково самочувствие ребенка, педагога в сложившийся системе взаимоотношений, межличностные и внутриколлективные отношения, межвозрастные и межпоколенческие связи, отношение к образовательному учреждению выпускников, родителей, населения Ресурсное обеспечение воспитательной деятельности
ƒ
Какие современные модели организации воспитательного процесса, воспитательные методики и технологии используются, какова их эффективность
ƒ
Каков квалификационный состав воспитательных кадров (в т.ч. в сравнении со средними показателями по учреждению
ƒ
Какова материально-техническая база для воспитательной работы образовательного учреждения и перспективы ее развития
ƒ
Каково финансовое обеспечение воспитательной работы Какие источники финансирования, кроме бюджета, используются На каких условиях
ƒ
Какова эстетика образовательного учреждения Кто и на каких условиях принимает участие в ее совершенствовании Насколько успешно удается ее поддерживать
91


ƒ
Наличие и качество требуемой организационно-педагогической и финансовой документации, локальных актов и материалов по организации мониторинга воспитательной деятельности педагогов и учреждения в целом.
ƒ
Эффективность сложившейся системы планирования воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
ƒ
Наличие и действенность органов общественно-государственного управления образовательным учреждением, ученического самоуправления, их участие в формировании воспитательной системы учреждения. Педагогические результаты и перспективы воспитательной деятельности образовательного учреждения
ƒ
Какие методики и технологии воспитания показали свою результативность в работе педагогов учреждения В чем проявилась их результативность Чем она объясняется
ƒ
Каковы традиции образовательного учреждения, сложившиеся в воспитательной работе Какие проводятся коллективные творческие дела В каких районных и межшкольных мероприятиях принимает участие образовательное учреждение Какова их посещаемость и результативность
ƒ
Как можно оценить уровень организованности детского коллектива учреждения (есть ли объединяющая идея, совместная деятельность, структура коллектива, актив
ƒ
Переживают ли дети удачи и неудачи своего коллектива, насколько действенными являются общественное мнение и мнение педагога, как относятся дети к дезорганизаторам
ƒ
Насколько менее острыми за предшествующий период стали выделенные воспитательные проблемы, какие новые возникли Какова динамика этих изменений Проиллюстрировать выводы числовыми данными.
ƒ
Какова необходимость инновационных изменений в сложившейся воспитательной работе Концепция воспитательной системы образовательного учреждения Концепция воспитательной системы должна быть обоснована предшествующим анализом (вытекать из него. Цель может быть одна или несколько. Во втором случае они должны быть взаимосвязанными, взаимодополняющими. Цель может конкретизироваться системой задач. Цели и задачи могут различаться следующим образом
1) в целях задаются предполагаемые результаты по направлениям развития детей, а задачи намечают промежуточные (этапные) результаты
2) цели ставятся по обучению, воспитанию и развитию детей, а задачи — по направлениям предполагаемых в них изменений. В любом случае количество задач должно быть большим, чем количество целей (ведь они расшифровывают цели.
92

Формулировки целей и задач должны удовлетворять следующим требованиям предполагать получение конкретного результата (формулироваться глаголом совершенного вида сформировать, научить, воспитать и т.п.);
– быть направлены на изменения в воспитанниках (их опыте, отношениях, установках и т.п.), а не в окружающих их обстоятельствах (условиях, средствах воспитания и т.д.);
– относиться к ведущим индивидуально-личностным свойствам ребенка, существенно влияющим на стиль его поведения, деятельности, общения
– быть реальными с учетом особенностей детей, режима работы, срока и средств, на которые рассчитывается программа. Этапы программы должны быть обоснованны достигаемыми качественными преобразованиями воспитательной системы, а не только календарными сроками или количественными достижениями. Ожидаемые результаты должны соответствовать целевым установкам программы.
ƒ
Специфика воспитательной системы данного образовательного учреждения, особенности условий, средств и результатов воспитательной деятельности.
ƒ
Какие цели (каких изменений достичь в развитии детей ив развитии условий для работы сними) поставлены на предстоящий период Чем обоснована реальность этих целей
ƒ
Принципы воспитательного взаимодействия участников педагогического процесса.
ƒ
Основные направления воспитательной деятельности образовательного учреждения и задачи по направлениям.
ƒ
Этапы реализации программы, ожидаемые промежуточные и конечные результаты. Режим воспитательной работы образовательного учреждения Режим воспитательной работы образовательного учреждения (время работы, расписание кружков и секций, повторяющиеся виды деятельности и т.д.) задает ритмичность, увеличивает предпосылки для реализации основных направлений воспитательной деятельности образовательного учреждения и достижения выделенных целей. Вместе стем выделение этого раздела позволяет сократить следующий раздел, сделать его проще и понятнее. Время организации воспитательной работы. Расписание работы кружков, секций
ƒ
В какое время проводятся общешкольные, классные воспитательные мероприятия, родительские собрания и консультации.
ƒ
Расписание работы кружков, секций, клубов.
93
Циклограмма деятельности повторяющиеся виды деятельности и традиционные мероприятия)
ƒ
Ежедневно Например встреча детей уборка кабинета контроль посещаемости встреча с учителями-предметниками, заместителем директора по учебно- воспитательной работе организация питания.
ƒ
Еженедельно Например классный час проверка дневников индивидуальная работа с родителями и детьми внеклассные мероприятия по планам предметных недель ведение классного журнала работа с активом класса.
ƒ
Ежемесячно Например посещение классными руководителями уроков своего класса линейка Каждую четверть Например родительское собрание генеральная уборка кабинетов экскурсии и культпоходы подведение итогов четверти.
ƒ
Ежегодно Август встреча учащихся по классам проверка личных дел получение учебников. Сентябрь День знаний День здоровья трудовой десант».
Октябрь: осенний бал. Ноябрь классные вечера экскурсии.
Декабрь: проведение предметных олимпиад, новогодних праздников. Январь культпоходы на каникулах. Февраль вечер встречи выпускников годовщина Сталинградской битвы День защитников Отечества. Март праздник 8 Марта.
Апрель: юморина; трудовой десант. Май День физкультурника праздник последнего звонка переводные экзамены. Июнь заполнение личных дел учащихся сдача классных журналов выпускные экзамены и вечер ремонт учебных кабинетов сдача учебников. Содержание и формы воспитательной деятельности образовательного учреждения по реализации целей и задач воспитания или целевых программ) Планируемое содержание деятельности образовательного учреждения предлагается оформить водном из предлагаемых ниже вариантов. В этом разделе следует отразить особенности содержания воспитания в начальной школе, подростков и старших школьников деятельность классных руководителей вопросы защиты прав и интересов ребенка организацию дополнительного образования детей в школе развитие ученического самоуправления и детских общественных организаций организацию клубной, научно-исследовательской деятельности работу с детьми группы риска организацию работы по месту жительства. Вариант 1. В виде целевых программ по выделенным в аналитической части плана ключевым проблемам. Например Программа Волонтер Цель организация при учреждении группы волонтеров, работающих с детьми группы риска Руководитель программы ИО. Фамилия, наименование должности
№ Содержание деятельности Кто привлекается Сроки Вариант 2. В случае, когда работа образовательного учреждения строится по ключевым мероприятиям, удобной может быть следующая форма плана. Участники
№ Ключевое мероприятие месяца Все дети Актив Педагоги Родители и общественность Анализ результативности Вариант 3. Если работа образовательного учреждения строится по выделенным приоритетным направлениям, возможно план оформить в следующей таблице (выделенные направления являются примерными. Неделя, месяц Социально- педагогическая работа Дополнительное образование Организация досуга Спортивно- оздоровительная работа Коммуникативное направление Патриотическое воспитание Экологическое воспитание Художественно- эстетическая деятельность Техническое творчество В клетках таблицы указывается проводимое мероприятие, дата его проведения, состав участников, организатор и ожидаемые результаты. Вариант 4. Возможно выделенные приоритетные направления работы сделать разделами содержательной части плана. Тогда он примет следующий вид
Социально-педагогическая деятельность образовательного учреждения
№ Содержание работы Дата Состав участников Ответственные Ожидаемые результаты Организация досуга
№ Содержание работы Дата Состав участников Ответственные Ожидаемые результаты
… Итак далее
95