Файл: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
РАЗДЕЛ IV. Древний Рим (16 часов)
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов.
Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Тема 2. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Тема 3. Гражданские войны в Риме
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея н Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Тема 5. Разгром Рима германцами падение Западной Римской империи
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Итоговое повторение (1 ч.) Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народоправстве. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине.
Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Распределение учебных часов по разделам программы
N п/п | Название раздела (блока) | Количество часов |
1 | Жизнь первобытных людей | 5 |
2 | Древний Восток | 22 |
3 | Древняя Греция | 24 |
4 | Древний Рим | 17 |
Тематика контрольных работ
N п/п | Тема контрольной работы |
1 | Жизнь первобытных людей |
2 | Древний Египет |
3 | Западная Азия в древности |
4 | Индия и Китай в древности |
5 | Древняя Греция |
6 | Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием |
7 | Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э. |
8 | Древний Рим |
9 | Распад Римской империи |
Воспитательный компонент
В рамках учебного курса История Древнего мира формируются следующие воспитательные аспекты:
-
Формирование патриотизма; -
Приобщение к общечеловеческим и российским ценностям; -
Воспитание личностных качеств (трудолюбие, активность, умение сотрудничать, уважение к окружающим, ответственность и др.) -
Формирование уважения, толерантности и интереса к культуре и народу изучаемой страны.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
Раздел I Жизнь первобытных людей | |||
1 | Введение. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. | 2.09 | |
2 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 3.09 | |
3 | Появление неравенства и знати. | 9.09 | |
4 | Счет лет в истории. | 10.09 | |
5 | ПОУ «Жизнь первобытных людей» | 16.09 | |
Раздел II Древний Восток | |||
6 | От первобытности к цивилизации. | 17.09 | |
7 | Государство на берегах Нила. | 23.09 | |
8 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 24.09 | |
9 | Жизнь Египетского вельможи. | 30.09 | |
10 | Военные походы фараонов. | 1.10 | |
11 | Религия древних египтян. | 14.10 | |
12 | Искусство Древнего Египта. | 15.10 | |
13 | Письменность и знания древних египтян | 21.10 | |
14 | ПОУ «Древний Египет» | 22.10 | |
15 | Древнее Двуречье. | 28.10 | |
16 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 29.10 | |
17 | Финикийские мореплаватели. | 5.11 | |
18 | Библейские сказания. | 11.11 | |
19 | Древнееврейское царство. | 12.11 | |
20 | Ассирийская держава. | 25.11 | |
21 | Персидская держава «царя царей» | 26.11 | |
22 | ПОУ «Западная Азия в древности» | 2.12 | |
23 | Природа и люди Древней Индии | 3.12 | |
24 | Индийские касты. | 9.12 | |
25 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 10.12 | |
26 | Первый властелин единого Китая. | 16.12 | |
27 | ПОУ «Индия и Китай в древности» | 17.12 | |
Раздел III Древняя Греция | |||
28 | Греки и критяне. | 23.12 | |
29 | Микены и Троя | 24.12 | |
30 | Поэма Гомера «Илиада» | 30.12 | |
31 | Поэма Гомера «Одиссея» | 13.01 | |
32 | Религия древних греков | 14.01 | |
33 | ПОУ «Древняя Греция» | 20.01 | |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 21.01 | |
35 | Зарождение демократии в Афинах | 27.01 | |
36 | Древняя Спарта | 28.01 | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей | 3.02 | |
38 | Олимпийские игры в древности | 4.02 | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 10.02 | |
40 | Нашествие персидских войск | 11.02 | |
41 | ПОУ «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» | 17.02 | |
42 | В гаванях афинского порта Пи рей | 18.02 | |
43 | В городе богини Афины | 3.03 | |
44 | В афинских школах и гимнасиях | 4.03 | |
45 | В афинском театре | 10.03 | |
46 | Афинская демократия при Перикле | 11.03 | |
47 | Города Эллады подчиняются Македонии | 17.03 | |
48 | Поход Александра Македонского на Восток | 18.03 | |
49 | В Александрии Египетской | 24.03 | |
50 | ПОУ «Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии» «Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э» | 25.03 | |
51 | Древнейший Рим | 30.03 | |
Раздел IV Древний Рим | |||
52 | Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики | 1.04 | |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | 14.04 | |
54 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье | 15.04 | |
55 | Рабство в Древнем Риме | 21.04 | |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 22.04 | |
57 | Восстание Спартака | 28.04 | |
58 | Единовластие Цезаря | 29.04 | |
59 | Установление империи | 5.05 | |
60 | ПОУ «Древний Рим» | 6.05 | |
61 | Соседи Римской империи | 12.05 | |
62 | В Риме при императоре Нероне | 13.05 | |
63 | Первые христиане и их учение | 19.05 | |
64 | Расцвет империи во II (2-м) веке н. э | 20.05 | |
65 | Вечный город и его жители | 26.05 | |
66 | Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами. | 27.05 | |
67 | ПОУ «Распад Римской империи» | | |
68 | Итоговое повторение | | |