ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Кинематический и силовой расчёт привода.
2.2 Передаточные отношения привода и отдельных его передач.
2.3 Частоты вращения, угловые скорости, мощности и моменты на валах привода.
3 Расчёт косозубой передачи редуктора.
3.1 Материалы зубчатых колёс и допускаемые напряжения.
Для стальных колёс с твердостью менее НВ 350 /2, с.34/ / Учебник Чернавский С.А. :
3.2 Расчёт геометрических параметров косозубой передачи.
,
.
Без вычислений по формуле (3.3) видно, что коэффициент долговечности для каждого из колёс окажется меньше единицы, так как и .
В таком случае следует принимать /2, с.33/.
Если взять коэффициент безопасности (для улучшенной стали) /2, с.33/, то расчёт по формулам (3.1) и (3.2) даст допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса соответственно
,
.
В частном случае для косозубых передач допускаемое контактное напряжение при расчёте на выносливость /2, с.35/
, (3.5)
при соблюдении условия
, где и – соответственно допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса, вычисленные по формуле (3.1), МПа;
– меньшее из двух напряжений, входящих в правую часть формулы (3.5), МПа.
Расчёт по формуле (3.5) даёт .
Условие выполняется, так как .
3.1.3 Допускаемое контактное напряжение при кратковременных перегрузках для колёс из улучшенной стали зависит от предела текучести и вычисляется по формуле /3, с.187/:
, (3.6)
При σТ = 400 МПа (минимальное значение для колеса по пункту 3.1.1)
.
3.1.4 Допускаемые напряжения изгиба при проверочном расчёте зубьев на выносливость вычисляются по формуле /3, с.190/:
, (3.7)
где – предел выносливости материала зубьев при отнулевом цикле, соответствующий базовому числу циклов, МПа;
– коэффициент долговечности при расчёте зубьев на изгиб; – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки на зубья (в случае реверсивной передачи); – допускаемый коэффициент безопасности (запаса прочности).
По рекомендации /2, с.43…45/ берём:
– для улучшенных сталей ; – при одностороннем нагружении зубьев, принимая привод нереверсивным ; – для стальных поковок и штамповок при твёрдости менее НВ 350 .
Коэффициент долговечности /3, с.191/
, (3.8)
где m – показатель корня; – базовое число циклов; – эквивалентное (действительное) число циклов перемены напряжений.
Для колёс с твёрдостью зубьев до и более НВ 350 величина m равна соответственно 6 и 9. Для всех сталей принимается .
Для обоих колёс имеет те же численные значения, что и (см. пункт 3.1.2). Оба эти значения (для шестерни – 86,4·107, для колеса – 17,28·107) больше .
Поэтому, принимается коэффициент долговечности /3, с.191, 921/.
Расчёт по формуле (3.7) даёт соответственно для шестерни и колеса
, .
3.1.5 Допускаемое напряжение изгиба при расчёте зубьев на кратковременные перегрузки при твёрдости менее НВ 350 /2, с.193/
, (3.9)
Расчёт по этой формуле с учётом характеристик материала (см. 3.1.1) даёт для шестерни и колеса соответственно
,
.
Межосевое расстояние цилиндрической зубчатой передачи из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев /2, с.32/
, (3.10)
где – коэффициент, равный 43 для косозубых колёс; u – передаточное число зубчатой пары; Т3 – момент на колесе (на большем из колёс), Н·м; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца; – допускаемое контактное напряжение, МПа; – коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию.
Передаточное число , а момент Т3 = 739,85 Н·м (см. раздел 2). Допускаемое напряжение вычислено в пункте 3.1.2.
Коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию возьмём по рекомендации /2, с.33/ для косозубых передач. При несимметричном расположении колёс относительно опор принимаем ориентировочно /2, с.32/.В итоге расчёт по формуле (3.10) даёт
.
Межосевое расстояние округляем до стандартного значения /2, с.36/.
Нормальный модуль /2, с.36/
.
Из стандартного ряда модулей /2, с.36/ берём .
Назначим предварительно угол наклона линии зуба для косозубых колёс β = 10° /2, с.37/.
Тогда, суммарное число зубьев
.
Определяем число зубьев шестерни:
Принимаем z2 = 24, тогда число зубьев колеса .
Фактическое передаточное отношение
.
Расхождение с принятым ранее номинальным передаточным отношением составляет , что допустимо (не превышает 3%).
Уточнённое значение
соответствует β = 10,2631° = 10°15'47"
Кинематическая схема исследуемого редуктора приведена на рисунке 3.1
Рис. 3.1. Кинематическая схема одноступенчатого цилиндрического редуктора с косозубой передачей.
Косозубые цилиндрические передачи целесообразно проверять на выполнение условия /2, с.36/
.
При принятом значении коэффициента ширины венца по межосевому расстоянию условие выполняется.
При обработке шестерни с числом зубьев z2 = 24 подрезание зубьев исключается, так как условие неподрезания /2, с.38/
соблюдено, что видно и без расчёта .
Делительные диаметры шестерни и колеса соответственно
, .
Правильность вычислений подтверждается проверкой
, что верно.
Диаметры вершин зубьев
, .
Диаметры впадин зубьев
,
.
Ширина колеса
.
Ширина шестерни
.
Коэффициент ширины шестерни по диаметру
.
3.3.1 Расчётное контактное напряжение для косозубых цилиндрических передач /2, с.31/
, (3.11)
где
– коэффициент нагрузки; b – ширина колеса расчётная (наименьшая).
Остальные символы в формуле расшифрованы ранее.
Окружная скорость колёс
.
При такой скорости назначаем восьмую степень точности /2, с.32/.
Коэффициент нагрузки /2, с.32/ при проверочном расчёте на контактную прочность
, (3.12)
где – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (по ширине венца); – коэффициент, учитывающий дополнительные динамические нагрузки (динамический коэффициент).
По рекомендациям /2, с.39, 40/ назначаем следующие значения перечисленных коэффициентов: при окружной скорости и восьмой степени точности; при значении коэффициента , твёрдости зубьев менее НВ 350 и несимметричном расположении колёс относительно опор; при окружной скорости , восьмой степени точности и твёрдости менее НВ 350.
Расчёт по формуле (3.1) даёт .
Ширину колеса берём в расчёт минимальную b = 100 мм. Момент на колесе Т3 = 739,85 Н·м.
Расчёт по формуле (3.11) даёт
.
Условие прочности выполняется. Недогрузка составляет . Она объясняется увеличением первоначально вычисленного межосевого расстояния до стандартного .
3.3.2 Расчёт зубьев на контактную прочность по формуле (3.11) при кратковременных перегрузках моментом (см. раздел 2) даёт
.
Без вычислений по формуле (3.3) видно, что коэффициент долговечности для каждого из колёс окажется меньше единицы, так как и .
В таком случае следует принимать /2, с.33/.
Если взять коэффициент безопасности (для улучшенной стали) /2, с.33/, то расчёт по формулам (3.1) и (3.2) даст допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса соответственно
,
.
В частном случае для косозубых передач допускаемое контактное напряжение при расчёте на выносливость /2, с.35/
, (3.5)
при соблюдении условия
, где и – соответственно допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса, вычисленные по формуле (3.1), МПа;
– меньшее из двух напряжений, входящих в правую часть формулы (3.5), МПа.
Расчёт по формуле (3.5) даёт .
Условие выполняется, так как .
3.1.3 Допускаемое контактное напряжение при кратковременных перегрузках для колёс из улучшенной стали зависит от предела текучести и вычисляется по формуле /3, с.187/:
, (3.6)
При σТ = 400 МПа (минимальное значение для колеса по пункту 3.1.1)
.
3.1.4 Допускаемые напряжения изгиба при проверочном расчёте зубьев на выносливость вычисляются по формуле /3, с.190/:
, (3.7)
где – предел выносливости материала зубьев при отнулевом цикле, соответствующий базовому числу циклов, МПа;
– коэффициент долговечности при расчёте зубьев на изгиб; – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки на зубья (в случае реверсивной передачи); – допускаемый коэффициент безопасности (запаса прочности).
По рекомендации /2, с.43…45/ берём:
– для улучшенных сталей ; – при одностороннем нагружении зубьев, принимая привод нереверсивным ; – для стальных поковок и штамповок при твёрдости менее НВ 350 .
Коэффициент долговечности /3, с.191/
, (3.8)
где m – показатель корня; – базовое число циклов; – эквивалентное (действительное) число циклов перемены напряжений.
Для колёс с твёрдостью зубьев до и более НВ 350 величина m равна соответственно 6 и 9. Для всех сталей принимается .
Для обоих колёс имеет те же численные значения, что и (см. пункт 3.1.2). Оба эти значения (для шестерни – 86,4·107, для колеса – 17,28·107) больше .
Поэтому, принимается коэффициент долговечности /3, с.191, 921/.
Расчёт по формуле (3.7) даёт соответственно для шестерни и колеса
, .
3.1.5 Допускаемое напряжение изгиба при расчёте зубьев на кратковременные перегрузки при твёрдости менее НВ 350 /2, с.193/
, (3.9)
Расчёт по этой формуле с учётом характеристик материала (см. 3.1.1) даёт для шестерни и колеса соответственно
,
.
3.2 Расчёт геометрических параметров косозубой передачи.
Межосевое расстояние цилиндрической зубчатой передачи из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев /2, с.32/
, (3.10)
где – коэффициент, равный 43 для косозубых колёс; u – передаточное число зубчатой пары; Т3 – момент на колесе (на большем из колёс), Н·м; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца; – допускаемое контактное напряжение, МПа; – коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию.
Передаточное число , а момент Т3 = 739,85 Н·м (см. раздел 2). Допускаемое напряжение вычислено в пункте 3.1.2.
Коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию возьмём по рекомендации /2, с.33/ для косозубых передач. При несимметричном расположении колёс относительно опор принимаем ориентировочно /2, с.32/.В итоге расчёт по формуле (3.10) даёт
.
Межосевое расстояние округляем до стандартного значения /2, с.36/.
Нормальный модуль /2, с.36/
.
Из стандартного ряда модулей /2, с.36/ берём .
Назначим предварительно угол наклона линии зуба для косозубых колёс β = 10° /2, с.37/.
Тогда, суммарное число зубьев
.
Определяем число зубьев шестерни:
Принимаем z2 = 24, тогда число зубьев колеса .
Фактическое передаточное отношение
.
Расхождение с принятым ранее номинальным передаточным отношением составляет , что допустимо (не превышает 3%).
Уточнённое значение
соответствует β = 10,2631° = 10°15'47"
Кинематическая схема исследуемого редуктора приведена на рисунке 3.1
Рис. 3.1. Кинематическая схема одноступенчатого цилиндрического редуктора с косозубой передачей.
Косозубые цилиндрические передачи целесообразно проверять на выполнение условия /2, с.36/
.
При принятом значении коэффициента ширины венца по межосевому расстоянию условие выполняется.
При обработке шестерни с числом зубьев z2 = 24 подрезание зубьев исключается, так как условие неподрезания /2, с.38/
соблюдено, что видно и без расчёта .
Делительные диаметры шестерни и колеса соответственно
, .
Правильность вычислений подтверждается проверкой
, что верно.
Диаметры вершин зубьев
, .
Диаметры впадин зубьев
,
.
Ширина колеса
.
Ширина шестерни
.
Коэффициент ширины шестерни по диаметру
.
3.3 Проверочный расчёт прочности зубьев
3.3.1 Расчётное контактное напряжение для косозубых цилиндрических передач /2, с.31/
, (3.11)
где
– коэффициент нагрузки; b – ширина колеса расчётная (наименьшая).
Остальные символы в формуле расшифрованы ранее.
Окружная скорость колёс
.
При такой скорости назначаем восьмую степень точности /2, с.32/.
Коэффициент нагрузки /2, с.32/ при проверочном расчёте на контактную прочность
, (3.12)
где – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (по ширине венца); – коэффициент, учитывающий дополнительные динамические нагрузки (динамический коэффициент).
По рекомендациям /2, с.39, 40/ назначаем следующие значения перечисленных коэффициентов: при окружной скорости и восьмой степени точности; при значении коэффициента , твёрдости зубьев менее НВ 350 и несимметричном расположении колёс относительно опор; при окружной скорости , восьмой степени точности и твёрдости менее НВ 350.
Расчёт по формуле (3.1) даёт .
Ширину колеса берём в расчёт минимальную b = 100 мм. Момент на колесе Т3 = 739,85 Н·м.
Расчёт по формуле (3.11) даёт
.
Условие прочности выполняется. Недогрузка составляет . Она объясняется увеличением первоначально вычисленного межосевого расстояния до стандартного .
3.3.2 Расчёт зубьев на контактную прочность по формуле (3.11) при кратковременных перегрузках моментом (см. раздел 2) даёт