Файл: Практикум по методике преподавания русского языка как иностранного методические рекомендации и задания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 537
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
28 которые, кроме одного, явно не соответствуют значению вводимого слова
<…>.
24. Семантизация слова или словосочетания с опорой на рисунок с необозначенным местом предмета.
25. Семантизация слова посредством подстановки подходящего слова из ряда данных (в которых слова не подходят к контексту; неизвестное семантизируется в контексте).
26. Семантизация слова путем замены в иноязычном предложении <…> на основе выбора из ряда данных.
27. Семантизация слов способом припоминания ассоциируемых по тематическому, ситуативному или семантическому принципам слов и соотнесение соответствующих обозначений в родном и иностранном языках.
28. Введение слов путем соотнесения двух списков словарных слов на родном и изучаемом языках <…>, синонимов, антонимов <…>.
29. Использование в семантизации приема «Что это?» или «Что я задумал?»
<…> (преподаватель называет неизвестное слова, а учащиеся уточняют, что оно значит, задавая вопросы или показывая картинки).
30. Семантизация новых слов на основе уже известных (сложные слова, добавление словообразовательных элементов <…>).
Задание 2. Какой способ семантизации используется в задаче из пособия
Б.Ю. Нормана «Лингвистические задачи»? Попытайтесь по следующим определениям, взятым из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова, определить сами лексемы. Почему эта задача вызывает определенные трудности?
А. Широкое низкое деревянное ведро.
Б. Производить частые движения веками, поднимая и опуская их.
В. Мужчина по отношению к своим детям.
Г. Наклонение головы или верхней части туловища в знак приветствия, благодарности, покорности и т.п.
Д. Находиться в неподвижном положении, при к-ром туловище опирается на что-н. нижней своей частью, а ноги согнуты или вытянуты.
Задание 3. Какой способ семантизации используется в следующем упражнении? Вы увидите пять картинок. А что изображено на них, вам на русском языке сообщит учитель. Постарайтесь понять, что говорит учитель о каждой картинке.
1. Мальчик пишет.
2. Это автобус.
3. Мальчик идёт на рыбалку.
4. Девочка чистит ковёр.
5. Это торт.
29
Задание 4. Какой способ семантизации используется в упражнении?
Юный=очень молодой,
Юноша=молодой человек,
Юность=молодость, в юности=в молодости=когда был молодой.
Юный композитор сочинял музыку, когда ему было пять лет.
Юноша! Помогите, пожалуйста, открыть дверь.
В юности он хорошо рисовал.
Задание 5. Скажите, какой из способов лексической семантизации
(использован материал из пособия А.А.Акишиной, О.Е.Каган (с. 162)):
1) одноязычен;
2) экономичен во времени;
3) помогает установлению семантического гнезда слов;
4) полезен для попутного развития навыка аудирования;
5) удобен для семантизации абстрактных понятий;
6) помогает избежать перевода;
7) не может быть использован для семантизации абстрактных понятий;
8) полезен для развития навыков чтения;
9) помогает раскрыть значение понятий, отсутствующих в родном языке учащихся или в языке-посреднике;
10) развивает языковую догадку учащихся.
Задание 5. Как объяснить учащимся разницу в значениях следующих слов? а) учиться – учить – изучать; б) звать – называться; в) тоже – также;
30 г) уже – ещё.
Практическое занятие на тему
«Отбор лексического материала для занятий»
Задание 1. Что такое лексический минимум? Каковы структура и объем лексического минимума для разных этапов? Для подготовки к занятию прочитайте раздел «Хрестоматии по методике преподавания русского языка как иностранного», посвященный обучению лексическим средствам общения (с.
242–244).
Задание 2. Прочитайте высказывание В.Н.Вагнер: «В соответствии с отобранными речевыми темами и смыслами высказывания осуществляется системная организация лексического материала. Ввиду его сложности, раздробленности и многоплановости невозможно применение единого критерия для его классификации. Методически целесообразно использование трех критериев: тематического, логико-семантического и структурно- грамматического. При комплектовании лексических групп необходимо использовать соответствующий аспект (Вагнер, 2009, с. 60).
Тематический критерий связан с выявлением речевых тем, слова по этому принципу объединены на основе экстралингвистических критериев – связи обозначаемых объектов внеязыковой действительности. Слова объединяются в лексико-тематические группы слов (ЛТГ).
По логико-семантическому критерию слова группируются по внутрилингвистическим системным связям и объединяются в лексико- семантические группы (ЛСГ), функционально-семантические поля (ФСП).
Третий принцип – это группировка слов по лексико-грамматическим связям (однокоренные, с одной приставкой, суффиксом и пр.).
31
Определите, какие виды критериев использованы в следующих
случаях.
1. сын дочь друг подруга дети семья брат сестра дядя тётя бабушка дедушка
2. читать – чтение – читатель – читательница шутить – шутка – шутник болтать – болтливый полезный – полезно ≠ бесполезный - бесполезно
3.
4.
32
Практическое занятие на тему
«Классификация упражнений по грамматике»
Задание 1. Проанализируйте схему, демонстрирующую стадии формирования грамматического навыка, приведенную в учебном пособии
Е.И.Пассова. Какие из известных грамматических упражнений помогут вам в формировании этих навыков?
Е.И. Пассов и др.Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: Методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. С. 240.
Задание 2. Рассмотрите и проанализируйте классификации упражнений по грамматике, данные ниже.
А.Н.Щукин
2
Подготовительные (языковые) упражнения
Имитативные упражнения
Упражнения в сознательном выборе
Подстановочные упражнения
Трансформационные упражнения
Упражнение на дополнение предложений
Упражнения на расширение предложений
Упражнение на соединение предложений
Упражнения на аналогию
Упражнения со стандартными фразами
Упражнения с ключом
Ответы на встречный вопрос
Конструирование предложений с заданными словами
Условно-речевые упражнения
Вопросно-ответные упражнения
Репликовые упражнения
Условная беседа
33
Речевые упражнения
Ситуативные упражнения
Ролевая игра
Репродуктивные упражнения
Пересказ
Описательные упражнения
Драматизация
Дискутивные упражнения
Устный рассказ
Инициативные упражнения
А.А. Акишина, О.Е. Каган
Типы грамматических упражнений
I. Языковые
1. Просклоняйте существительное, проспрягайте глагол и т.п.
2. Допишите окончания, пропущенные в тексте.
3. Выберите из скобок нужную форму.
4. Переведите слова текста, данные в скобках, и поставьте в нужной форме.
5. Соберите фразу, разрезанную на части.
6. Поставьте вместо точек слова.
7. Продолжите фразу, поставив слова во всех возможных падежах.
8. Трансформируйте фразу.
9. Напишите фразу по образцу.
10. Прочтите пример и объясните употребление формы.
11. Присоединитесь к данному действию (– Я иду в кино. – Я тоже иду в кино).
II. Тренировочные речевые упражнения
1. “Снежный ком” – многократное повторение по цепочке.
2. Повторение фраз и форм с различными заданиями, вариантные ситуации.
3. Работа с карточками.
4. Грамматические игры.
5. Продолжение фразы.
6. Восстановление ответа (вопроса).
7. Пересказ текста.
8. Составление диалога по модели.
9. Трансформация текста.
III. Коммуникативные упражнения
1. Вы в России, хотите отправиться путешествовать. Решите, какие страны и города вы
хотите посетить.
2. Позвоните и закажите билеты.
3. Закажите гостиницу.
4. Составьте список (максимум и минимум) вещей, которые возьмете с собой.
5. Закажите такси или договоритесь с другом, который может отвезти вас в аэропорт.
6. Позвоните друзьям и расскажите, как вы собираетесь путешествовать.
Задание 3. Определите тип упражнения. На каком уроке вы можете его использовать и с какой целью?
Упражнение 1. Составьте вопросы и ответьте на них.
Модель: Сестра – школа – учитель истории
34
- Где работает ваша сестра?
- Она работает в школе.
- Кем она работает?
- Она работает учителем истории.
1. Отец – завод – инженер.
2. Мать – ресторан – повар.
3. Брат – банк – оператор.
4. Сосед – фирма – менеджер.
5. Соседка – поликлиника – медсестра.
6. Подруга – университет – библиотекарь.
7. Дядя – гараж – механик.
8. Тётя – детский сад – воспитатель.
Упражнение 2. Ответьте на вопросы и запишите свои ответы.
1. Дети играют в саду или на улице? 2. Они гуляют в лесу или в парке? 3.
Рубашки лежат в чемодане или в шкафу? 4. Машина стоит на мосту или на берегу? 5. Ты был в аэропорту или на вокзале?
Упражнение 3. Используйте местоимение мой, твой, наш, ваш в нужной
форме.
1. – Ты знаешь … сестру? – Да, я знаю … сестру. 2. – Где … книга? Ты видел … книгу? – Нет, я не видел … книгу? 3. – Вы знаете … друга? – Да, я хорошо знаю… друга. 4. – Можно взять … ручку? 5. – Можно взять … словарь?
Упражнение 4. Замените придаточное предложение с союзным словом
который причастным оборотом.
1. Я знаю писателя, который написал эту книгу. 2. Мы разговаривали с учёным, который работает в институте физики. 3. Газеты писали о театре, который приехал на гастроли в Лондон. 4. Экскурсовод рассказал о художнике, который написал эту картину.
Упражнение 5. Соедините предложения, употребляя союзы и союзные слова
и, потому что, поэтому, где, который.
1. Олег окончил институт. Теперь он работает в большой фирме. 2. Марина – детский врач. Она работает в детской поликлинике. 3. Они часто ходят на концерты. Они любят музыку. 4. Я знаю фирму. Там работает Олег. 5. Мы ходим в бассейн. Он находится недалеко от нашего дома.
35
1 2 3 4 5
Практическое занятие на тему
«Сложные вопросы русской грамматики (падежная система)»
Задание 1. Прочитайте раздел «О предложно-падежной системе» в сборнике «Живая методика». Какова последовательность введения предложно- падежных форм в методике РКИ? Чем она обусловлена? Почему она находится в противоречии с линейным распределением учебного материала?
Проанализируйте учебник В.Е. Антоновой, М.М. Нахабиной и др. «Дорога в Россию: Учебник русского языка (элементарный уровень). Заполните таблицу, дайте пояснения к последовательности введения предложно-падежных форм на элементарном уровне.
Предложно- падежная форма
Последовательность введения
Окончания
Семантика
Связь с разговорной темой
Задание 2. Насколько необходимо введение предложно-падежной формы в глагольной конструкции? Проанализируйте данные ниже упражнения. На каком этапе вы будете их использовать? С какими сложностями столкнутся обучающиеся, выполняя их?
1.
2.
Задание 3. На каком этапе обучения вы будете группировать материал подобным образом? Какие цели в данном случае преследует преподаватель?
Мы не пошли на экскурсию, потому что шел дождь. – Мы не пошли на экскурсию из-за дождя.
36
Его не было на занятиях, потому что он был болен. – Он пропустил занятия по болезни.
Он закричал, потому что испугался. – Он закричал от испуга.
Задание 4. Как известно, иностранцам сложно использовать предлоги В и
НА в пространственном и процессуальном значениях (например, работать в университете, на почте; находиться в университете на лекции и др.). Попробуйте разработать схему употребления предлогов В и НА для студентов начального уровня.
Задание 5. Проанализируйте данный ниже грамматический материал. С какой целью его можно использовать? На каком этапе обучения следует использовать синонимические конструкции?
Практическое занятие на тему
«Сложные вопросы русской грамматики (глаголы движения)»
Задание 1. Какую группу глаголов называют «глаголами движения»?
Дайте описание системы бесприставочных глаголов движения. Попытайтесь представить эту систему схематически.
Задание 2. Как вы используете на занятии представленный ниже материал? Какие задания можно составить к рисунку? Рис. из пособия