Файл: Практикум по методике преподавания русского языка как иностранного методические рекомендации и задания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 532
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
37
Пехливановой К.И., Лебедевой М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях. М.: Русский язык, 1988.
Задание 3. Определите причины ошибок. В каких случаях причиной ошибок служат неразличение значений глаголов; неразличение одно- и разнонаправленного действия; неправильное употребление глагольной приставки? Задание из пособия Акишиной А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2014.
С. 144-145.
1) Не бегай, у нас еще много свободного времени.
2) В прошлом году мой отец летел на Дальний Восток и привез мне оттуда интересные книги об уникальной природе этого края.
3) Директор вышел: сегодня его уже не будет.
4) Каждое лето в нашем городе выступают артисты из разных городов: прошлым летом въехал Киевский театр, а в этом году здесь находится
Московский театр имени Маяковского.
5) Мой друг купил автомобиль «Москвич» и научился его возить. Он часто везет нас на экскурсии по прекрасным окрестностям Москвы.
38 6) Придите ко мне на минутку: мне надо сказать вам несколько слов.
7) Женщина ведет в коляске девочку в розовой шапочке.
8) Первого сентября дети шли в школу и носили в руках цветы.
9) Скажите, какой транспорт едет до ВВЦ, как нам быстрее приехать туда?
10)
Раньше я каждый год ехал на курорт, а теперь предпочитаю отдыхать в туристском лагере.
Задание 4. Прочитайте данный ниже текст. Разработайте систему упражнений к нему.
Учитель и судья
Жил в городе старый учитель. Его любили и уважали за то, что он был добрым, веселым и остроумным человеком и старался помочь всем, кто попал в беду. Жители города ... к нему за советом. Многие ... в слезах, а ... с улыбкой на лице. Старый учитель помогал людям и делом, и добрым словом.
А вот городской судья не любил Старого Учителя: он боялся его остроумных шуток.
Однажды Старый Учитель ... к городскому судье по делу. Когда он ... к дому судьи, то увидел, что тот быстро ... от окна. А когда Стары Учитель ... к дому, у окна никого не было. Старый Учитель постучал. Из дома ... сын судьи и спросил:
– Что вам нужно?
– Я хочу видеть судью. Могу я ... в дом?
– Судьи нет дома. Он ... в суд.
– ... в суд? – сказал Старый Учитель.
– Но я видел его голову в окне. Значит, судья ... в суд без головы? Теперь я понимаю, почему люди говорят, что наш судья безголовый.
Практическое занятие на тему «Классификация ошибок»
Задание 1. Что такое интерференция? Чем она обусловлена? Какие виды интерференции выделяют в методике РКИ?
Задание 2. В лингводидактической теории ошибок популярны следующие классификации недочетов в речи иностранцев (цит. по пособию
С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной):
1. Ошибки, связанные с аспектами языка (
фонетическим (фонетические, ритмико-интонационные ошибки), грамматическим (морфологические, словообразовательные, синтаксические ошибки), лексическим
(нарушение лексической сочетаемости, неправильное словоупотребление, неснятая полисемия, ошибки в употреблении синонимов, омонимов, антонимов, паронимов)). Ошибки, связанные с
39
аспектами речи (неадекватность теме, фактические ошибки, логические ошибки (нарушение структурно-смысловых частей фразы, текста, пропуск слов, смешение микротем), ошибки, связанные со смещением плана повествования (при изложении содержания текста от первого и третьего лица), и др.).
2. Ошибки, связанные с решением коммуникативных задач, делятся на
коммуникативно значимые и коммуникативно незначимые.
Коммуникативно значимые ошибки нарушают понимание смысла отдельной фразы, диалогического единства, разговора в целом, т.е. делают затруднительным или невозможным продолжение коммуникации. Коммуникативно незначимые ошибки чаще всего являются нарушением тех или иных норм изучаемого языка.
3.
Ошибки, вызванные
межъязыковой
и
внутриязыковой
интерференцией.
К ошибкам, вызванным межъязыковой интерференцией, относятся: недодифференциация – несоблюдение дифференциального признака в изучаемом языке ввиду его отсутствия в родном языке, сверхдифференциация – перенос дифференциального признака из родного языка или первого иностранного в изучаемый при отсутствии этого признака в нем,
реинтерпретация
дифференциальных признаков – замена дифференциального признака иностранного языка дифференциальным признаком родного или первого иностранного языка. Выделяют несколько типов внутриязыковой интерференции. Например, парафазия (ошибочное употребление одного слова вместо другого по причине их сходства), образование по
ложной аналогии, контаминация.
Чем обусловлены нижеследующие ошибки в речи китайцев, изучающих русский язык? Какие типы ошибок здесь представлены?
1. Рятом (вм. рядом), друтно (вм. трудно), кники (вм. книги), праздновать День Бабеты (вм. Победы), ходя (вм. хотя).
2. Ты поможешь мне выбрать одни кроссовки? Папа купил мне одни синие брюки.
3. Мы читать книга.
4. В свободное время я часто хожу в библиотеку и читаю книгу. Он часто ездит в путешествие со своими друзьями.
5. Анна сняла очки и положилась спать.
6. Большинство русских живые.
7. Если ты хочешь учиться русский язык, тебе надо зачитывать книги до дыр.
8. Чтение раскрывает мне глаза на прекрасный мир культуры.
9.
Он еще очень молодый и пока не решит кем стать.
10.
Сейчас они живут в ШаньДуне.
11. Когда мне было 18 лет, я сначала изучать русский язык. Но лучше поздно, чем никогда. Учиться – никогда не поздно. Поддай жару!
40
Задание 3. Проанализируйте тексты иностранцев. Найдите ошибки и расклассифицируйте их. Найдите примеры коммуникативно значимых и коммуникативно незначимых ошибок. Оцените тексты (можно выбрать для оценивания один текст).
Текст 1
Животные
Сегодня – первый день школы для всех детенышов. Эта школа – очень современая: домашние животные учатся с дикими животными, и есть политика равенства.
Диким животным нельзя запугивать домашних животных, а домашним животным нельзя хвастаться о роскошах дома.
Ягненок – первый детеныш, который приходит, и добрые слова от учительницы, мудрой лосихой облегчают ягненок из мамы овцы.
Потом приходят медвежонки – два брата – близнецы. Им не трудно оставлять папу медведя, потому что они видят песочницу. Семьи теленка и жеребенка приходят одновременно, потому что они близко живут и хорошие друзья. Мамы-корова с лошадью говорят на воротах школы. Труднее маме свинье, потому что поросенок не хочет прийти в школу. Он увидел больших медвежонков и боится. А мудрая лосиха помогает и познакомит ее с ягненком.
Собака не хочет выпускать своих пять щенков, но у них так много энергий, что не можно их сдержать.
Скоро вся группа пришла. Коза с зайчихой решили остановиться с группой и помогать детенышам, и все – очень веселы, потому что в школе так много интересных игор и деятельностей, и днем приходят родители, чтобы провожать детенышей домой.
А мудрой лосихе надо долже ждать, потому что отц белка, как всегда, опаздывает. А как он оправдался? Он забыл, что сыну бельчонку – первый школьный день!
Текст 2
Сказка о свинине
Жили-были волк, свинина и медведь. Они все вместе жили удобно в одном домике недалеко от леса. Свинина работала каждый день в саду. Однажды подошел к ней хитрый, злой змея. Змея познакомился со свининой и они быстро стали хорошими друзьями. Однако волк и медведь не любили змею. Они вспомнили что, когда они жили в лесу, все животные ненавидели змей. Каждый из них говорил глупой свинине, что змея опасный и нельзя доверить ему. Но свинина не принимал их умный совет.
Однажды змея пригласил свинину жить в лесу с ним. Глупая свинина сразу принимал приглашению. Ему стало скучно жить вместе с волком и медведью.
Конечно, волк и медведь сказал ему что это было просто глупость идти в лес чтобы жить с змею. Змея их - враг. Но свинина обращал их совет. Он сказал что
41 был бы жить без них. Волк и медведь поняли опасность для свинины в этой ситуации и решили также идти в лесу. На первый ночь в лесу они все спали вместе с змею. Утром, волк стал первый. Вдруг он увидел ужасный труп его друга – труп свинины. Ночью, змея вместе с другими змеи убили его. Умный волк сразу понял что, скоро змеи вернются сюда и будут убивать его и медведь.
Он понял опасностью и быстро сказал медведь.
Очевидно их огорчение. По-отношению змею, у них были просто отвращение. Кстати они испугались. Затем они быстро убежали из леса но заметили что другие змеи гнались за них.
Наконец, волк и медведь подошли пространство около леса и поняли что змеи гнались за них. Скоро волк и медведь вернулись домой – они нашли наконец-то спасение.
Медведь сразу разрыдался – свинина напрасно умер, он сказал. Сильный волк согласен, но поддержал его. Злой змея обманул свинину, он обыснил. Мы никогда не вернемся в лес обишал волк. Безусловно, ответил медведь.
Текст 3
Мой идеальный мужчина
Я не очень привередлив в одежде моего идеального мужчины. Он должен нормально одеваться, то ест брюки или джинсы, майка или рубашка, светер и туфли. Впрочем, я предпочитала бы, чтобы он не носил только темные цвета; это мне вспомнит мафию. Я очень люблю красные светера. К тому же, он должен только носит темные очки летом. Я считаю смехотворно, когда мужчины носят темные очки зимой.
Про вешноста, честно говоря, ему не нужо быть особенно красивый, но ему нужно имть что то очаровательное. Мне нравится темные и довольно лохматые волосы, и голубие глаза. Ему нужно безусловно чистые, ровные зубы и хорошая кожа. Кроме этого, он должен быть высокее чем я (это не трудно), но не высокий как и жираф. Если он очень загорелый, то я почувствую себя слишком бледная!
Про характера, самое важное для мен, в том что мы отлично ладим, и что мы хорошо проводим время вместе. Он должен интересоваться путешествией, и имеет значение других языков; чем больше, тем лучше. Конечно же он должен быть умный, и имеет широкое мировоззрение. Также, он должен быть общительный, самоуверенный, но не надменный. Ему надо абсолютно доверять мне и быть надежный. В последных, он должен мамы нравиться, потому что она хорошо знаток характеров.
Задание 4. О чем говорят ошибки в речи иностранцев? Как нужно относиться к ошибкам в их речи? Какие ошибки нужно исправлять? Прочитайте раздел «О чем говорят ошибки в речи учащихся» в пособии А.А. Акишиной и
О.Е. Каган «Учимся учить».
42
Практическое занятие на тему
«Обучение аудированию»
Задание 1. Что такое аудирование (слушание)? Какие способности и умения необходимы человеку при обучении аудированию? Почему возникают трудности при обучении аудированию? Чему научить сложнее: говорению или слушанию?
Задание 2. Какие виды упражнений по обучению аудированию выделяют
Е.И. Пассов (см. Хрестоматию по методике преподавания РКИ, с. 311
–
313);
А.А. Акишина, О.Е. Каган (Учимся учить, с. 84-89)?
Задание 3. Проанализируйте данные ниже упражнения. Какие умения и навыки развиваются благодаря их выполнению? Что это за тип упражнений?
1. Слушайте и повторяйте.
2. Слушайте фамилии известных людей и записывайте их.
1. Я очень люблю сонеты Шекспира.
2. Когда я был в Мадриде, ходил на выставку Пикассо.
3. Я знаю, что Ленин был марксистом.
4. Это монумент Линкольну.
5. Я читала Хемингуэя и очень его люблю.
3. Слушайте и повторяйте. Запомните последнее предложение и
запишите его. Продолжите высказывание.
43
4. Слушайте диалог, который происходит у кассы стадиона. Обратите внимание на интонацию переспроса.
Ник:
–
Пожалуйста, южная трибуна, десятый ряд, девятое место.
Кассир:
–
На какое число?
Ник:
–
На сегодня.
Кассир:
–
На сегодня? Вы шутите? Сегодня финал. Билеты проданы.
Скажите, купил ли Ник билеты?
5. Прослушайте текст. Напишите его. Подчеркните в нем те
предложения, которые несут основную информацию.
Помните слова Чехова, который говорил, что интеллигентный человек не лжет даже в малом, тем более в большом. Не занимается самообманом. Одна из особенностей неинтеллигентного человека состоит в том, что он придумывает себе двойника, который его оправдывает, и всегда получается, что он прав. Это для нас сейчас очень важный вопрос.
Практическое занятие на тему
«Обучение говорению»
Задание 1. Охарактеризуйте говорение как вид речевой деятельности. В чем заключается цель обучения говорению? Какие умения и навыки необходимо развивать при обучении говорению? Какие виды говорения выделяют в зависимости от инициативы учащегося, формы речи? В чем заключаются трудности обучения говорению?
Задание 2. Определите специфику диалогической и монологической речи.
Рассмотрите требования к овладению говорением на разных уровнях обучения.
Диалог
Монолог