Файл: Учебное пособие Рекомендовано Дальневосточным региональным учебнометодическим центром в качестве учебного пособия для студентов неэнергетических.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 480
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поршневые двигатели – самые распространенные в технике, они отличаются принципом получения механической работы, которой состоит в периодическом расширении и сжатии рабочего тела, находящегося в цилиндре под поршнем, усилие от которого передается потребителям механической энергии.
ДВС применяются в авиации, в автотранспорте, водном и железнодорожном транспорте, а также используются как небольшие стационарные энергетические установки.
Конструктивное использование ДВС разнообразно, однако по термодинамическим признакам (исходя из вида используемого цикла) их можно разделить на три класса:
а) двигатели, использующие цикл с подводом теплоты при постоянном объеме ( );
б) двигатели, использующие цикл с подводом теплоты при постоянном давлении ( );
в) двигатели со смешанным подводом тепловой энергии.
8.1. Цикл ДВС с подводом теплоты при постоянном объёме
(цикл Отто)
ДВС потребляют обычно жидкое или газообразное топливо.
На рис. 8.1 представлена схема ДВС с подводом тепла при и реальная P-V диаграмма.
Рис. 8.1. Схема ДВС и реальная P–V диаграмма
Реальная диаграмма ДВС, работающего по циклу Отто, включает в себя следующее процессы:
-
FА – процесс всасывания через впускной клапан рабочей смеси топлива и воздуха, полученной в карбюраторе; -
АВ – сжатие рабочей смеси под поршнем, в точке В происходит воспаление смеси зажигательным устройством; -
ВС – сгорание смеси (практически мгновенное) с повышением давления при незначительном изменение объема; -
СD – рабочий ход поршня, вызванный расширением продуктов сгорания, при этом совершается полезная работа; -
DЕ – открытие выхлопного клапана; -
ЕF – выталкивание продуктов сгорания поршнем.
ДВС этого типа получили название карбюраторных и четырехтактных, так как смесь паров топлива и воздуха получается в специальном устройстве – карбюраторе, а поршень за цикл совершает четыре полных хода в цилиндре.
Для упрощения термодинамического анализа цикла Отто реальную диаграмму можно свести к теоретической P–V диаграмме (рис. 8.2). На рис. 8.3. представлена теоретическая T-S диаграмма цикла Отто.
-
Рис. 8.2. Теоретическая P-V
диаграмма цикла Отто
Рис. 8.3. Теоретическая T-S
диаграмма цикла Отто
Теоретическая диаграмма цикла Отто состоит из следующих процессов:
-
1–2 – адиабатное сжатие рабочего тела; -
2–3 – изохорный подвод теплоты ( ); -
3–4 – адиабатное расширение рабочего тела; -
4–1– условный изохорный процесс отвода теплоты, эквиватентный выхлопу отработавших газов.
Для анализа циклов ДВС используются следующее характеристики:
а) степень повышения давления ;
б) степень сжатия ;
в) степень предварительного расширения .
Цикл с подводом теплоты при однозначно может быть задан при известном состоянии рабочего тела в точке 1 параметрами - m, πи .
Используя уравнения термодинамических процессов для идеального газа (смеси газов) найдем параметры рабочего тела во всех точках цикла ДВС:
-
, , – заданы; известны mи, =1. -
; ; . -
; ; . -
; ; .
Термический КПД любого цикла, в том числе и ДВС, определяется по зависимости:
.
Если теплоемкость газов не зависит от температуры, то для изохорных процессов подвода и отвода теплоты:
; .
Тогда
и, подставив значение температур , , , получим
.
Таким образом, термический КПД цикла ДВС с подводом теплоты при возрастает с увеличением степени сжатия . Практически повышение степени сжатия ограничивается в ДВС температурой самовоспламенение сжимаемой в цилиндре рабочей смеси, что связано с детонационной стойкостью топлива.
8.2. Цикл ДВС с подводом теплоты при постоянном давлении
(цикл Дизеля)
На рис. 8.4, 8.5 соответственно представлены теоретическая P-V и T-S диаграмма цикла Дизеля.
Рис. 8.4. Теоретическая P-V диаграмма цикла Дизеля | Рис. 8.5. Теоретическая T-S диаграмма цикла Дизеля |
В ДВС с подводом теплоты при ввод в цилиндр топлива и воздуха осуществляется раздельно, причем в цилиндре предварительно сжимается не рабочая смесь топлива и воздуха, а только воздух, что позволяет резко увеличить степень сжатия рабочего тела.
После окончания процесса сжатия воздуха в объем цилиндра впрыскивается топливо через специальные форсунки, где оно воспламеняется, так как в воздух имеет высокую температуру после сжатия. Сгорание топлива продолжается определенное время при постоянном высоком давлении.
Двигатели с подводом теплоты при постоянном давлении называются дизельными.
Определим параметры в характерных точках цикла:
-
, , – заданы; известны m, и . -
; ; . -
; ; . -
; ; .
Термический КПД цикла Дизеля: ,
где , .
Подставив значения температур и зная, что получим
.
Таким образом, термический КПД цикла ДВС с подводом теплоты при постоянном давлении возрастает с увеличением степени сжатия воздуха и уменьшается с повышением степени предварительного расширения газов в цилиндре.
8.3. Цикл со смешанным подводом теплоты (цикл Тринклера)
Недостатком карбюраторного двигателя является невозможность получить высокую степень сжатия рабочей смеси, для дизельного двигателя обязат5ельно устанавливать насос высокого давления для обеспечения вспрыска топлива в цилиндр.
Можно избежать указанных трудностей при конструирование ДВС. Рассмотрим цикл со смешанным подводом теплоты, он получил названия цикла Тринклера (рис. 8.6, 8.7).
Рис. 8.6. Теоретическая P-V диаграмма цикла Тринклера | Рис. 8.7. Теоретическая T-S диаграмма цикла Тринклера |
В двигателе Тринклера, схема которого представлена на рис. 8.8, рабочая смесь подается в камеру предварительного сгорания, где часть топлива сгорает при постоянном объеме. Так как рабочая смесь сильно обогащена топливом, значительная его доля выбрасывается в цилиндр, где происходит процесс сгорания при постоянном давлении.
Рис. 8.8. Схема двигателя Тринклера
Основные характеристики цикла Тринклера: степень повышения давления (m) и степень сжатия (π) определяются так же, как и для цикла Отто.
Степень предварительного расширения: .
Количество подведенной и отведённой теплоты в цикле Тринклера определяется следующим образом:
, .
Выразив, как и ранее, температуры в характерных точках цикла через его параметры и, подставив их значения, получим
.
Таким образом, термический КПД цикла ДВС со смешанным подводом тепла (цикл Тринклера) тем выше, чем больше значения и m и меньше .
8.4. Сравнение циклов ДВС
В таблице 8.1. представлено сравнение циклов ДВС.
Таблица 8.1.
Сравнение циклов ДВС
Наименование | Достоинства двигателя | Недостатки двигателя |
Карбюраторный: , =47, = 0,18÷0,3. | 1.Простота конструкции, небольшие габариты. 2. Почти полное сгорание топлива – мало вредных выбросов. 3. Небольшой расход топлива. 4. Простота запуска двигателя. | 1. Использование дорогого топлива (бензин, спирт, газ). 2. Возможные детонации топлива при больших добавках в топливо ядовитых присадок. 3. Сложная система зажигания. 4. Усложнение конструкции при необходимости получить большую мощность. |
Дизельный: , = 13 ÷ 18, = 0,33 ÷ 0,4. | 1. Дешевое топливо. 2. Более высокий, чем у карбюраторных двигателей термический КПД. 3. Нет системы зажигания. 4. Возможность получить большую мощность при сравнительно малых габаритах. | 1. Большой расход топлива. 2. Сложная система топливоподачи. 3. Затруднительный пуск в зимний период. 4. Неполное сгорание топлива – большая токсичность выбросов. |
Тринклера: , . | 1. Совмещает преимущества дизельных и карбюраторных двигателей. | 1. Сложная конструкция. |
Сравним рассмотренные циклы ДВС в T–S диаграмме.
Рис. 8.9. Циклы ДВС при постоянной величине степени сжатия (π)
Рис. 8.10. Циклы ДВС при одинаковой максимальной температуре цикла
Из сравнения циклов (рис. 8.9, 8.10) следует, что при одном и том же значении степени сжатия наибольшим термическим КПД обладают карбюраторные двигатели. При одинаковой максимальной температуре цикла наибольшим КПД обладают дизельные двигатели.
Контрольные вопросы для самопроверки пройденного материала
-
Дайте классификацию ДВС по термодинамическим признакам. -
Приведите примеры использования различных видов ДВС в технике. -
Изобразите действительную (индикаторную) диаграмму карбюраторного ДВС. -
Изобразите схему ДВС, назовите ее основные элементы. -
Объясните последовательность основных процессов цикла ДВС в P-V и T-S диаграммах. -
Назовите основные термодинамические характеристики ДВС. -
Как определить степень сжатия в ДВС? -
Как определить степень повышения давления (компрессию) в ДВС? -
Как определить степень предварительного расширения в ДВС? -
Запишите уравнение для расчета КПД карбюраторного ДВС. -
Запишите уравнение для расчета КПД дизельного ДВС. -
Как влияет степень сжатия на КПД ДВС? -
Чем отличаются дизельные и карбюраторные ДВС? -
В каком типе ДВС можно получить большее значение термического КПД? -
Какое топливо используется в карбюраторных и дизельных ДВС? -
Как зависит КПД дизельного ДВС от степени предварительного расширения? -
Как работают ДВС со смешанным подводом тепла? -
В чем заключаются преимущества и недостатки карбюраторных ДВС? -
В чем заключаются преимущества и недостатки дизельных ДВС? -
Какими способами можно повысить термический КПД цикла ДВС?