Файл: Должностные лица го и рсчс муниципального и объектового уровней.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 20. Действия должностных лиц единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. Порядок разработки функциональных обязанностей

От полноты и грамотности определения обязанностей для должностных лиц гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях зависит, в конечном счёте, результаты деятельности органов управления и сил ГО и РСЧС по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.


1-ый вопрос. Должностные лица ГО и РСЧС муниципального и объектового уровней.
К должностным лицам гражданской обороны относятся:

на муниципальном уровне:

главы муниципальных образований, как руководители гражданской обороны муниципального образования;

руководители и работники структурных подразделений органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
на объектовом уровне:

руководители организаций, не зависимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, как руководители гражданской обороны юридических лиц;

руководители и работники структурных подразделений (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в установленном порядке;
На муниципальном и объектовом уровнях могут создаваться службы и формирования гражданской обороны, к должностным лицам которых относятся:

руководители и заместители служб гражданской обороны,

руководители (командиры, начальники) формирований гражданской обороны,

личный состав формирований гражданской обороны.
К должностным лицам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:

на муниципальном уровне:

председатель координационного органа управления – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности,


члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

руководитель и работники создаваемого при органах местного самоуправления органа (постоянно действующий орган управления), специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

руководитель и работники органа повседневного управления – единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

руководитель и работники, зачисленные в состав сил единой системы – служб и формирований, создаваемых на …

– постоянной штатной основе – профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования,

– нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования,

– общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.
на объектовом уровне:

председатель координационного органа управления – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности,

члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

руководитель и работники структурного подразделения организации, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

руководитель и работники структурного подразделения организации, обеспечивающего их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

руководитель и работники, зачисленные в состав

сил единой системы – служб и формирований, создаваемых на …

– постоянной штатной основе – профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования,

– нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования,

– общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.

2-ой вопрос. Определение функциональных обязанностей (порядок их действий в различных режимах функционирования) должностных лиц.
В обязанностях должностных лиц гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должен быть определен перечень их деятельности в области защиты населения, материальных ценностей и территорий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Каждое должностное лицо гражданской обороны и единой системы должно знать: кому подчиняется, за что отвечает и чем занимается в повседневной деятельности, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий гражданской обороны, а также при проведении аварийно-спасательных, восстановительных и других неотложных работ. Разработка функциональных обязанностей, как правило, возлагается на руководителя постоянно действующего органа управления. Функциональные обязанности утверждает соответствующий руководитель. Один экземпляр обязанностей выдается должностному лицу для изучения и практического исполнения, другой – хранится в документации у руководителя постоянно действующего органа управления.

Функциональные обязанности руководителя, как правило, разрабатывает, подписывает и утверждает вышестоящее должностное лицо по территориальной или ведомственной принадлежности.
Учебным центром могут быть предложены следующие обязанности и порядок действий руководителя предприятия (председателя КЧС и ОПБ, руководителя гражданской обороны) по реализации своих полномочий в свете требований Федеральных законов от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»:
Руководитель предприятия (организации, учреждения) подчиняется учредителю (вышестоящему руководителю по ведомственной и территориальной принадлежности) и является прямым начальником для работников предприятия. Он несет личную ответственность за организацию планирования и выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств защиты и имущества, а также за подготовку личного состава сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и работников предприятия к действиям в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при военных конфликтах и совершении террористического акта на территории предприятия.


Руководитель предприятия в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения, указания и соответствующие инструкции.

Он обязан:

– определять структуру объектового звена территориальной подсистемы РСЧС и гражданской обороны предприятия;

– назначать должностных лиц объектового звена территориальной подсистемы РСЧС и гражданской обороны, определять и утверждать их функциональные обязанности;

– обеспечивать постоянную готовность органов управления и сил объектового звена территориальной подсистемы РСЧС и гражданской обороны к выполнению возложенных на них задач;

– руководить повседневной деятельностью комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с годовым планом ее работы;

– организовывать работу по выявлению источников опасности и прогнозированию последствий возможных чрезвычайных ситуаций на территории предприятия, принимать меры по их предотвращению или снижению ущерба от их возникновения;

– контролировать порядок разработки и реализации мероприятий, направленных на снижение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и повышения устойчивости работы предприятия в экстремальных условиях;

– организовывать порядок разработки Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Плана гражданской обороны;

– объявлять режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации на предприятии;

– вводить в действие при необходимости разделы Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Плана гражданской обороны;

– организовывать действия органов управления, сил и средств объектового звена территориальной подсистемы РСЧС и гражданской обороны в ходе работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

– организовывать надежную систему управления, связи и оповещения на случай чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

– организовывать подготовку должностных лиц ГО и РСЧС, служб, формирований и работников предприятия к действиям в чрезвычайных ситуациях;

– обеспечивать накопление средств защиты и имущества радиационной и химической защиты, их хранение и поддержание в готовности к выдаче в установленные сроки;

– руководить подготовкой защитных сооружений гражданской обороны и содержание их в готовности к приему укрываемых;


– организовывать работу эвакуационных органов по подготовке безопасных районов на случай рассредоточения или эвакуации;

– руководить проведением эвакуационных мероприятий;

– создавать резервы и запасы финансовых и материальных ресурсов в интересах ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

– организовывать проведение мероприятий по защите продовольствия и пищевого сырья, водоисточников и системы водоснабжения, другого имущества от радиационного, химического и бактериологического заражения;

– информировать население, общественность, органы местного самоуправления о деятельности предприятия, которая может повлечь за собой нарушение здоровья людей и негативные последствия для окружающей среды;

– организовывать пропаганду знаний в области защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
Действия председателя КЧС и ОПБ.

(руководителя предприятия)

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации:

– с получением соответствующей информации (распоряжения, сигнала, доклада) прибыть на рабочее место;

– уяснить и оценить обстановку, принять решение по предотвращению или смягчению последствий возможной чрезвычайной ситуации;

– собрать руководящий состав объекта, довести обстановку и поставить задачи, определить режим работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

– отдать указание на оповещение и сбор необходимых членов КЧС ПБ;

– поставить задачи членам КЧС ПБ на организацию проведения мероприятий по смягчению последствий от ожидаемой чрезвычайной ситуации;

– проинформировать председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования о предполагаемой обстановке и принимаемых мерах по смягчению последствий от ожидаемой чрезвычайной ситуации на территории предприятия;

– при необходимости издать приказ о введении для органов управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций режима «повышенная готовность» и организовать дежурство на стационарном пункте управления;

– подписать донесение «Об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации».
При возникновении чрезвычайной ситуации:

– с получением соответствующей информации (распоряжения, сигнала, доклада) прибыть на рабочее место;