ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 216
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В этом плане нельзя согласиться в полной мере с некоторыми авторами, кото2
рые, в частности, указывают: "…надо откровенно признать, что нынешняя Концеп2
ция… свидетельствует о недооценке деятельности по реализации жизненно важ2
ных интересов личности, социальных групп на региональном и местном уров2
нях"
1
Конечно, региональный аспект политики безопасности изложен в Концепции не оптимально, однако назревшие проблемы регламентации участия в ней регио2
нов были в значительной степени решены.
Так, хотя в разделах 2 "Национальные интересы России" и 3 "Угрозы нацио2
нальной безопасности" органы государственной власти субъектов Федерации терминологически не упомянуты, однако трудно представить без них толкование применяемых в этих разделах таких понятий, как "институты государственной власти", "интересы" России в устойчивом развитии экономики, сокращении соци2
ального неравенства, сохранении конституционного строя, территориальной це2
лостности, единого правового пространства, угроз криминализации, терроризма и организованной преступности, наркотизации и коррупции, в пограничной сфе2
ре и незаконной миграции, экологии.
В разделе 4 "Обеспечение национальной безопасности" в качестве одной из основных задач указано "совершенствование системы государственной власти,
федеративных отношений, местного самоуправления, формирование гармоничных
межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социаль%
но%политической стабильности общества", а также то, что "…укрепление россий2
ской государственности, совершенствование федеративных отношений и местно2
го самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопас2
ности Российской Федерации. Необходим комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при сбалан2
сированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов.
Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспе2
чения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов госу2
дарственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства су2
дебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом раз2
деления властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами Россий2
ской Федерации в рамках их конституционного статуса"
2
В этом же разделе конкретизировано и место органов исполнительной власти субъектов Федерации среди участников формирования и реализации политики обеспечения национальной безопасности: "органы исполнительной власти субъ2
ектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами испол2
нительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Феде2
рации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Россий2
ской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Глав2
нокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в области во2 14 1
Общая теория национальной безопасности. С. 225.
2
Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300 "Об утверждении
Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (в ред. Указа Президента Рос2
сийской Федерации от 10 января 2000 года № 24)
//
енной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного са2
моуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем нацио2
нальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствова2
нию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации"
1
Как указывалось выше, принципиальным шагом в определении места и роли органов власти субъектов Федерации, муниципального управления, региональ2
ного аспекта в общегосударственной системе национальной безопасности в целом стало утверждение Президентом России (Указ от 12 мая 2009 года № 537) Стра2
тегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В этом документе, имеющем системный характер, также учтено участие регионов в сфе2
рах обеспечения государственной и общественной безопасности (раздел 2), защи2
ты и охраны государственной границы, в частности, в ряде межрегиональных ас2
пектов — в Арктической зоне России, на Дальнем Востоке и Каспийском направ2
лении, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышения качества жизни российских граждан (раздел 3).
Выделен региональный аспект в сфере экономической безопасности, являю2
щейся базовой для других видов безопасности. В разделе 4 данной Стратегии от2
мечены и межбюджетные отношения, и то, что "…угрозы национальной безопас2
ности, связанные с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Фе2
дерации, предотвращаются путем проведения рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприни2
мательского сообщества и институтов гражданского общества".
Кроме того, "одним из главных направлений обеспечения национальной безо2
пасности на региональном уровне на среднесрочную перспективу определяется создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально2экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития".
Впервые региональная политика безопасности в экономической сфере в це2
лом сформулирована в пункте 65 документа: "В области регионального развития силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества способствуют эффективному осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления их полномочий за счет координации и реализации принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер, направленных на развитие региональной экономики и социальной сферы, включая выравнивание их бюджетной обеспеченности".
Принципиально и то, что пунктом 101 также впервые предусмотрено участие субъектов Федерации в важнейшей составляющей политики национальной безо2
пасности: "Система документов стратегического планирования (концепция дол2
госрочного социально2экономического развития Российской Федерации, про2
граммы социально2экономического развития Российской Федерации на кратко2
срочную перспективу, стратегии (программы) развития отдельных секторов экономики, стратегии (концепции) развития федеральных округов, стратегии и
15 1
Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Концепции национальной безопасности
Российской Федерации" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24).
моуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем нацио2
нальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствова2
нию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации"
1
Как указывалось выше, принципиальным шагом в определении места и роли органов власти субъектов Федерации, муниципального управления, региональ2
ного аспекта в общегосударственной системе национальной безопасности в целом стало утверждение Президентом России (Указ от 12 мая 2009 года № 537) Стра2
тегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В этом документе, имеющем системный характер, также учтено участие регионов в сфе2
рах обеспечения государственной и общественной безопасности (раздел 2), защи2
ты и охраны государственной границы, в частности, в ряде межрегиональных ас2
пектов — в Арктической зоне России, на Дальнем Востоке и Каспийском направ2
лении, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышения качества жизни российских граждан (раздел 3).
Выделен региональный аспект в сфере экономической безопасности, являю2
щейся базовой для других видов безопасности. В разделе 4 данной Стратегии от2
мечены и межбюджетные отношения, и то, что "…угрозы национальной безопас2
ности, связанные с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Фе2
дерации, предотвращаются путем проведения рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприни2
мательского сообщества и институтов гражданского общества".
Кроме того, "одним из главных направлений обеспечения национальной безо2
пасности на региональном уровне на среднесрочную перспективу определяется создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально2экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития".
Впервые региональная политика безопасности в экономической сфере в це2
лом сформулирована в пункте 65 документа: "В области регионального развития силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества способствуют эффективному осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления их полномочий за счет координации и реализации принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер, направленных на развитие региональной экономики и социальной сферы, включая выравнивание их бюджетной обеспеченности".
Принципиально и то, что пунктом 101 также впервые предусмотрено участие субъектов Федерации в важнейшей составляющей политики национальной безо2
пасности: "Система документов стратегического планирования (концепция дол2
госрочного социально2экономического развития Российской Федерации, про2
граммы социально2экономического развития Российской Федерации на кратко2
срочную перспективу, стратегии (программы) развития отдельных секторов экономики, стратегии (концепции) развития федеральных округов, стратегии и
15 1
Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Концепции национальной безопасности
Российской Федерации" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24).
комплексные программы социально2экономического развития субъектов Рос2
сийской Федерации, межгосударственные программы, в выполнении которых принимает участие Российская Федерация, федеральные (ведомственные) целе2
вые программы, государственный оборонный заказ, концепции, доктрины и осно2
вы (основные направления) государственной политики в сферах обеспечения на2
циональной безопасности и по отдельным направлениям внутренней и внешней политики государства) формируется Правительством Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании
Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных норматив2
ных правовых актов Российской Федерации".
92летний опыт решения межрегиональных проблем как составной части ре2
гиональной безопасности полномочными представителями Президента России в федеральных округах во взаимодействии с органами власти субъектов Федера2
ции реализован в пункте 110: "…разработка и реализация комплекса оперативных и долговременных мер по предотвращению угроз национальной безопасности в федеральных округах проводятся при координирующей роли Правительства Рос2
сийской Федерации федеральными органами исполнительной власти во взаимо2
действии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
Учтена в Стратегии и такая получившая развитие форма участия субъектов
Федерации в политике безопасности, как совместные заседания Совета Безопас%
ности и Государственного совета Российской Федерации, в который по должности входят высшие должностные лица субъектов Федерации.
Таким образом, справедливо будет констатировать, что Стратегия стала пер2
вым основополагающим концептуальным документом, в котором проблематика региональной безопасности нашла в целом должное оформление, в том числе в плане определения роли и места органов государственной власти и муниципаль2
ных образований в реализации общегосударственной политики национальной безопасности.
В связи с этим необходимо подчеркнуть необходимость подкрепления этого документа принятием Федерального закона "О национальной безопасности", ко2
торый бы определил и законодательно закрепил региональные аспекты нацио2
нальной безопасности. Эта необходимость особо подчеркивалась представителя2
ми субъектов Федерации на проведенных Комитетом Государственной Думы по безопасности в октябре 2008 года и Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с представителями Центрального федерального округа и
Калининградской области в марте 2010 года "круглых столах" по проблемам зако2
нодательного и организационно2управленческого обеспечения региональной безопасности
1
Правовую основу полномочий органов государственной власти и местного са2
моуправления субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения общена2
циональной и региональной безопасности составляют Конституция России, фе2
деральные конституционные и федеральные законы, указы Президента России и постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, целевые федеральные программы
(подпрограммы), концепции и доктрины, а также конституции (уставы), законы,
16 1
См.: Материалы "круглого стола" на тему "Проблемы региональной безопасности в общей системе на2
циональной безопасности Российской Федерации"; "Угрозы местные — защита федеральная" // Государст2
венная служба. 2010. №2.
сийской Федерации, межгосударственные программы, в выполнении которых принимает участие Российская Федерация, федеральные (ведомственные) целе2
вые программы, государственный оборонный заказ, концепции, доктрины и осно2
вы (основные направления) государственной политики в сферах обеспечения на2
циональной безопасности и по отдельным направлениям внутренней и внешней политики государства) формируется Правительством Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании
Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных норматив2
ных правовых актов Российской Федерации".
92летний опыт решения межрегиональных проблем как составной части ре2
гиональной безопасности полномочными представителями Президента России в федеральных округах во взаимодействии с органами власти субъектов Федера2
ции реализован в пункте 110: "…разработка и реализация комплекса оперативных и долговременных мер по предотвращению угроз национальной безопасности в федеральных округах проводятся при координирующей роли Правительства Рос2
сийской Федерации федеральными органами исполнительной власти во взаимо2
действии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
Учтена в Стратегии и такая получившая развитие форма участия субъектов
Федерации в политике безопасности, как совместные заседания Совета Безопас%
ности и Государственного совета Российской Федерации, в который по должности входят высшие должностные лица субъектов Федерации.
Таким образом, справедливо будет констатировать, что Стратегия стала пер2
вым основополагающим концептуальным документом, в котором проблематика региональной безопасности нашла в целом должное оформление, в том числе в плане определения роли и места органов государственной власти и муниципаль2
ных образований в реализации общегосударственной политики национальной безопасности.
В связи с этим необходимо подчеркнуть необходимость подкрепления этого документа принятием Федерального закона "О национальной безопасности", ко2
торый бы определил и законодательно закрепил региональные аспекты нацио2
нальной безопасности. Эта необходимость особо подчеркивалась представителя2
ми субъектов Федерации на проведенных Комитетом Государственной Думы по безопасности в октябре 2008 года и Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с представителями Центрального федерального округа и
Калининградской области в марте 2010 года "круглых столах" по проблемам зако2
нодательного и организационно2управленческого обеспечения региональной безопасности
1
Правовую основу полномочий органов государственной власти и местного са2
моуправления субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения общена2
циональной и региональной безопасности составляют Конституция России, фе2
деральные конституционные и федеральные законы, указы Президента России и постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, целевые федеральные программы
(подпрограммы), концепции и доктрины, а также конституции (уставы), законы,
16 1
См.: Материалы "круглого стола" на тему "Проблемы региональной безопасности в общей системе на2
циональной безопасности Российской Федерации"; "Угрозы местные — защита федеральная" // Государст2
венная служба. 2010. №2.
иные правовые акты, целевые региональные программы (подпрограммы), кон2
цепции субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области национальной безопас2
ности, а также нормативные акты органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в этой сфере.
цепции субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области национальной безопас2
ности, а также нормативные акты органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в этой сфере.
1 2 3 4 5 6
§ 3. Региональная безопасность в предметах исключительного ведения
Российской Федерации
Основным правовым актом, разграничивающим компетенцию федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере на2
циональной безопасности, является Конституция России, и в первую очередь ее статьи 71, 72.
В принятой в 2009 году Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года в развитие конституционных основ безопасности дано более широкое по содержанию определение национальной безопасности, чем ис2
пользуемое в действующем законе о безопасности. Оно сформулировано следую2
щим образом: "Национальная безопасность — состояние защищенности лично2
сти, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жиз2
ни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие
Российской Федерации, оборону и безопасность государства"
1
Следует отметить, что в проекте федерального закона "О национальной безо2
пасности" определение национальной безопасности не содержится; видимо, зако2
нодатель придерживается небесспорного мнения о достаточности его определе2
ния, данного в Стратегии, утвержденной указом Президента страны.
В Стратегии, исходя из приведенного определения, выделены основные сфе2
ры национальных интересов России: духовная, социальная, экономическая, внут2
риполитическая, общественная, международная, военная, пограничная, инфор2
мационная, экологическая. Из них складывается структура общей системы национальной безопасности, включающая безопасность существования, террито2
риальной целостности и суверенитета, прогрессивного развития; безопасность прав и свобод граждан; безопасность экономическую, социальную, обществен2
ную, оборонную, научно2техническую, информационную и экологическую.
Это, на наш взгляд, дает основание отнести к исключительному ведению Рос2
сийской Федерации (статья 71 Конституции России) по вопросам национальной безопасности не только вопросы обороны и безопасности (часть "м" статьи 71),
как это было до разработки Концепции, а затем и Стратегии, но и другие сферы жизнедеятельности государства, общества и личности, в частности такие, как: