ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поправки, внесенные в федеральные законы "О гражданстве Российской Фе2
дерации", "О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской
Федерации", "О Государственной границе Российской Федерации", "О беженцах"
и в некоторые другие законодательные акты, хотя и ужесточили правила пребыва2
ния в России иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев и в 2007 году было серьезно реформировано миграционное законодательство России в целом,
однако это не решило проблему незаконной миграции.
В регионах особое беспокойство общественности вызывает криминальный ас2
пект миграции. С начала мирового финансово2экономического кризиса количест2
во преступлений, в том числе тяжких, увеличилось в различных регионах, в пер2
вую очередь входящих в Центральный федеральный округ, на 23—30%. В целом,
по данным МВД России, в 2009 году иностранными гражданами и лицами без гра2
жданства совершено 58 тысяч преступлений, что на 7,6% больше, чем за 2008 год, в том числе гражданами государств — участников СНГ — 53,1 тысячи преступле2
ний (на 8,8% больше, чем в 2008 году); их удельный вес составил 91,6%
1
. В этом разрезе структура преступности выглядит следующим образом: в соотношении количества въехавших иностранных граждан и количества совершенных престу2
плений превалирует Грузия. Каждый 152й въехавший официально в Российскую
Федерацию совершил преступление; и несмотря на то что большие претензии вы2
сказываются к гражданам Узбекистана, Узбекистан здесь далеко не на первых по2
зициях — он занимает 5—62е место. Меньше преступлений, чем грузины, соверша2
ют таджики, киргизы, азербайджанцы
2
Ярко выраженный региональный аспект имеет пограничная безопасность. Не2
лишне напомнить, что с распадом СССР 45 из 82 субъектов Российской Федера2
ции стали пограничными. Региональные угрозы пограничной безопасности Рос2
сии действуют по всему периметру российской границы, но на каждом участке и направлении есть своя специфика, связанная с географическими особенностями и политикой сопредельного государства, с одной стороны, и влиянием этих фак2
торов на обстановку в приграничных субъектах Федерации — с другой, причем во многих случаях это влияние испытывают сразу несколько субъектов Федерации либо федеральный округ в целом, а порой — и несколько округов.
Так, для интересов России в пределах Северо2Западного и Центрального фе2
деральных округов характерны пограничные угрозы, создаваемые трансгранич2
ными преступными группировками, занимающимися контрабандой товаров и грузов. Со стороны Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши и Украины и в обратном направлении предпринимаются попытки переправы людей на продажу в качестве рабов фактически легально, путем использования подлинных доку2
ментов и шенгенских виз.
На центральноазиатском направлении (Уральский и Сибирский федераль2
ные округа) — 7,5 тыс. километров российско2казахстанской границы (самой про2
тяженной в мире между двумя сопредельными государствами) — приходится пре2
дотвращать такие угрозы, как контрабанда наркотиков, незаконная миграция, не2
легальное перемещение потребительских товаров и оружия. Только в 2005 году совместными усилиями российских и казахстанских пограничников с афганского наркотрафика было изъято 1,85 тыс. килограммов наркотика (около половины —
28 1
Состояние преступности в России. ГИАЦ МВД России, М., 2010.
2
См.: Выступление директора ФМС России К.О. Ромодановского на тему "О балансе внутренней и внешней трудовой миграции и путях его обеспечения".
героин)
1
. Для сравнения: в 1996 году на всей границе России было задержано лишь 2 килограмма наркотических веществ.
На дальневосточном направлении трансграничными преступными группами постоянно ведется поиск устойчивых каналов контрабанды морских биоресурсов и незаконных мигрантов. Сверхлимитный вылов, браконьерский промысел и не2
законный вывоз морских биоресурсов наносят ощутимый ущерб экономике Рос2
сии.
Незавершенность международно2правового разграничения России с рядом рубежных соседей и государствами дальнего зарубежья, а также результаты про2
шлых агрессивных войн против России являются факторами, провоцирующими нестабильность пограничных отношений, действия национал2экстремистских сил, к которым иногда примыкают политики, по возврату якобы оккупированных
Советским Союзом приграничных территорий. В настоящее время и среди поли2
тиков, и на неофициальном уровне существует масса территориальных претензий к России, сводящихся к тому, чтобы Россия уступила часть своей территории,
де2факто сложившейся после распада СССР, независимо от того, расположена ли она на рубежах или в центре страны.
Так, Япония предъявляет претензии на ряд островов Курильской гряды — Ку2
нашир, Шикотан, Итуруп — и группу островов Хабомаи, Норвегия — на часть рос2
сийского шельфа, Польша, Германия и Литва — на целый российский субъект —
Калининградскую область. Латыши хотели бы вернуть исконно славянский Пы2
таловский район Псковской области, эстонцы — форпосты России Изборск и Пе2
чоры, финны — Выборг и Карелию. Украинские националисты из УНА2УНСО
2
хотели бы видеть границы Украины где2то в Сибири или в крайнем случае при2
соединить к ней Белгородскую и Курскую области. Даже турецкие националисты и "Серые волки"
3
обсуждают вопрос о Великом Туране, рассекающем европей2
скую и азиатскую части России и включающем земли нынешней Калмыкии, Аст2
раханской, Волгоградской и Саратовской областей, Башкортостана, Татарстана и других территорий, где проживает население тюркского этноса
4
Ряд территориальных вопросов успешно разрешен, в частности, по террито2
риальному размежеванию с Китаем, другие предполагается решить дипломатиче2
ским путем по мере готовности к диалогу на Украине, в Эстонии, Грузии, Азер2
байджане, а также в США, Японии и Норвегии. В позитивном ключе ведутся переговоры с Казахстаном по межгосударственному территориальному разграни2
чению самой протяженной границы в мире.
Выступая в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федера2
ции, руководитель Пограничной службы ФСБ России В.Е. Проничев подчерк2
нул, что до сих пор не завершено территориальное разграничение с рядом госу2
дарств. Речь идет о разграничении морских пространств: с Норвегией — в Барен2
цевом море, с Украиной — на Черном и Азовском морях, с Грузией — на Черном море, а также с государствами Каспийского региона — Азербайджаном, Казахста2 29 1
Проничев В.Е. Граница государства Российского// VIP2PREMIER. 2006. Май—июнь.
2
Украинская национальная ассамблея — Украинская национальная самооборона (УНА2УНСО).
УНА – праворадикальная националистическая партия, официально основана 20 июля 1996 года. В своей дея2
тельности УНА руководствуется Уставом и Программой Ассамблеи, основной целью которой провозглаша2
ется "вiдродження i розбудова украiнськоi нацii, об"eднання нацiональних чинникiв в Украiнi та за ii межа2
ми". УНА имеет экстремистское крыло — Украинскую национальную самооборону.
3
Ультраправая турецкая Партия националистического движения.
4
А вот кому еще кусок Родины2матери?! / Комсомольская правда. 1997. 29 июля.
1
. Для сравнения: в 1996 году на всей границе России было задержано лишь 2 килограмма наркотических веществ.
На дальневосточном направлении трансграничными преступными группами постоянно ведется поиск устойчивых каналов контрабанды морских биоресурсов и незаконных мигрантов. Сверхлимитный вылов, браконьерский промысел и не2
законный вывоз морских биоресурсов наносят ощутимый ущерб экономике Рос2
сии.
Незавершенность международно2правового разграничения России с рядом рубежных соседей и государствами дальнего зарубежья, а также результаты про2
шлых агрессивных войн против России являются факторами, провоцирующими нестабильность пограничных отношений, действия национал2экстремистских сил, к которым иногда примыкают политики, по возврату якобы оккупированных
Советским Союзом приграничных территорий. В настоящее время и среди поли2
тиков, и на неофициальном уровне существует масса территориальных претензий к России, сводящихся к тому, чтобы Россия уступила часть своей территории,
де2факто сложившейся после распада СССР, независимо от того, расположена ли она на рубежах или в центре страны.
Так, Япония предъявляет претензии на ряд островов Курильской гряды — Ку2
нашир, Шикотан, Итуруп — и группу островов Хабомаи, Норвегия — на часть рос2
сийского шельфа, Польша, Германия и Литва — на целый российский субъект —
Калининградскую область. Латыши хотели бы вернуть исконно славянский Пы2
таловский район Псковской области, эстонцы — форпосты России Изборск и Пе2
чоры, финны — Выборг и Карелию. Украинские националисты из УНА2УНСО
2
хотели бы видеть границы Украины где2то в Сибири или в крайнем случае при2
соединить к ней Белгородскую и Курскую области. Даже турецкие националисты и "Серые волки"
3
обсуждают вопрос о Великом Туране, рассекающем европей2
скую и азиатскую части России и включающем земли нынешней Калмыкии, Аст2
раханской, Волгоградской и Саратовской областей, Башкортостана, Татарстана и других территорий, где проживает население тюркского этноса
4
Ряд территориальных вопросов успешно разрешен, в частности, по террито2
риальному размежеванию с Китаем, другие предполагается решить дипломатиче2
ским путем по мере готовности к диалогу на Украине, в Эстонии, Грузии, Азер2
байджане, а также в США, Японии и Норвегии. В позитивном ключе ведутся переговоры с Казахстаном по межгосударственному территориальному разграни2
чению самой протяженной границы в мире.
Выступая в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федера2
ции, руководитель Пограничной службы ФСБ России В.Е. Проничев подчерк2
нул, что до сих пор не завершено территориальное разграничение с рядом госу2
дарств. Речь идет о разграничении морских пространств: с Норвегией — в Барен2
цевом море, с Украиной — на Черном и Азовском морях, с Грузией — на Черном море, а также с государствами Каспийского региона — Азербайджаном, Казахста2 29 1
Проничев В.Е. Граница государства Российского// VIP2PREMIER. 2006. Май—июнь.
2
Украинская национальная ассамблея — Украинская национальная самооборона (УНА2УНСО).
УНА – праворадикальная националистическая партия, официально основана 20 июля 1996 года. В своей дея2
тельности УНА руководствуется Уставом и Программой Ассамблеи, основной целью которой провозглаша2
ется "вiдродження i розбудова украiнськоi нацii, об"eднання нацiональних чинникiв в Украiнi та за ii межа2
ми". УНА имеет экстремистское крыло — Украинскую национальную самооборону.
3
Ультраправая турецкая Партия националистического движения.
4
А вот кому еще кусок Родины2матери?! / Комсомольская правда. 1997. 29 июля.
ном, Туркменией и Ираном, с США — в Беринговом море по линии "Шеварднад2
зе — Бейкер".
"Ахиллесовой пятой" является и российско2белорусский участок границы,
который фактически не охраняется и создает брешь для проникновения в Россию граждан третьих стран, с которыми Белоруссия имеет безвизовый режим, а Рос2
сия такового не имеет
1
После распада СССР возникли разногласия между прибрежными государст2
вами Северного Ледовитого океана о международном признании морских погра2
ничных пространств России
2
по ранее согласованному секторному принципу — от границ государств до Северного полюса.
Естественно, в субъектах Федерации предпринимаются усилия по правовому воздействию на проблематику пограничной безопасности в пределах своих пол2
номочий, хотя и весьма ограниченных.
Так, многие субъекты Федерации правовыми актами глав исполнительной власти регулируют порядок несения добровольными народными дружинами, ка2
зачьими формированиями невойсковой службы по охране государственной гра2
ницы России. Подобные акты приняты в Забайкальском, Краснодарском и Став2
ропольском краях, Амурской, Воронежской, Калининградской, Омской, Саратов2
ской и других областях.
В целях защиты морских и речных биоресурсов регионов от браконьерского ис2
требления и изъятия органами исполнительной власти Республики Дагестан, Архан2
гельской, Астраханской, Саратовской областей, рядом субъектов Дальневосточного федерального округа приняты специальные правовые акты. Данный перечень можно продолжить. Следует, однако, подчеркнуть, что те субъекты Федерации, которые сталкиваются со сложными проблемами неурегулированности статуса и прохожде2
ния линии государственной границы (а это проявляется без малого почти на всем ее протяжении — Восток, Кавказ, западная граница)
3
, нуждаются в постоянном внима2
нии к ним со стороны федерального центра и координации.
Исходя из изложенного, следует, по нашему мнению, обратить внимание на то, что относительно проблематики регионального аспекта пограничной безопас2
ности следует особо указать на правовую неурегулированность такой ее важной сферы, как приграничное сотрудничество, отсутствие в федеральном законода2
тельстве понятия приграничных территорий, отсутствие или несовершенство не2
обходимых для применения в них специфических правовых режимов (экономи2
ческого, налогового, адинистративного и ряда других). Соответствующий феде2
ральный закон разрабатывался в течение 7 лет, внесен в Государственную Думу в рамочном виде в 2010 году, но, думается, он не решит всего комплекса возникаю2
щих в субъектах Федерации вопросов в этой сфере. Даже такая его практическая составляющая, как заключаемые территориальными органами федеральных орга2 30 1
Сенаторское дежавю (по материалам выступления на заседании Совета Федерации руководителя По2
граничной службы ФСБ России В.Е. Проничева) // <Страна.ru>. 2007. 24 января.
2
По данным Всероссийского научно2исследовательского института геологии и минеральных ресурсов
Мирового океана (ВНИИ океанологии, г. Санкт2Петербург), в Северном Ледовитом океане за пределами
2002мильной экономической зоны Россия "с большой долей вероятности сможет прирастить континенталь2
ный шельф на 1,2 млн. квадратных километров с потенциальными запасами углеводородного сырья в объеме не менее 9—10 млрд. тонн условного топлива" // Независимая газета. 2007. 17 мая.
3
См.: Киреев Р.С. Угрозы национальной безопасности России, формирующиеся на Северном Кавказе //
Сб. науч. статей. Вып. 1(4). М., 2005. С. 73; Нурышев Г.Н. Региональная безопасность: современные вызовы и угрозы (на примере Ленинградской области) // Науч.2практ. сб. АГП.
зе — Бейкер".
"Ахиллесовой пятой" является и российско2белорусский участок границы,
который фактически не охраняется и создает брешь для проникновения в Россию граждан третьих стран, с которыми Белоруссия имеет безвизовый режим, а Рос2
сия такового не имеет
1
После распада СССР возникли разногласия между прибрежными государст2
вами Северного Ледовитого океана о международном признании морских погра2
ничных пространств России
2
по ранее согласованному секторному принципу — от границ государств до Северного полюса.
Естественно, в субъектах Федерации предпринимаются усилия по правовому воздействию на проблематику пограничной безопасности в пределах своих пол2
номочий, хотя и весьма ограниченных.
Так, многие субъекты Федерации правовыми актами глав исполнительной власти регулируют порядок несения добровольными народными дружинами, ка2
зачьими формированиями невойсковой службы по охране государственной гра2
ницы России. Подобные акты приняты в Забайкальском, Краснодарском и Став2
ропольском краях, Амурской, Воронежской, Калининградской, Омской, Саратов2
ской и других областях.
В целях защиты морских и речных биоресурсов регионов от браконьерского ис2
требления и изъятия органами исполнительной власти Республики Дагестан, Архан2
гельской, Астраханской, Саратовской областей, рядом субъектов Дальневосточного федерального округа приняты специальные правовые акты. Данный перечень можно продолжить. Следует, однако, подчеркнуть, что те субъекты Федерации, которые сталкиваются со сложными проблемами неурегулированности статуса и прохожде2
ния линии государственной границы (а это проявляется без малого почти на всем ее протяжении — Восток, Кавказ, западная граница)
3
, нуждаются в постоянном внима2
нии к ним со стороны федерального центра и координации.
Исходя из изложенного, следует, по нашему мнению, обратить внимание на то, что относительно проблематики регионального аспекта пограничной безопас2
ности следует особо указать на правовую неурегулированность такой ее важной сферы, как приграничное сотрудничество, отсутствие в федеральном законода2
тельстве понятия приграничных территорий, отсутствие или несовершенство не2
обходимых для применения в них специфических правовых режимов (экономи2
ческого, налогового, адинистративного и ряда других). Соответствующий феде2
ральный закон разрабатывался в течение 7 лет, внесен в Государственную Думу в рамочном виде в 2010 году, но, думается, он не решит всего комплекса возникаю2
щих в субъектах Федерации вопросов в этой сфере. Даже такая его практическая составляющая, как заключаемые территориальными органами федеральных орга2 30 1
Сенаторское дежавю (по материалам выступления на заседании Совета Федерации руководителя По2
граничной службы ФСБ России В.Е. Проничева) // <Страна.ru>. 2007. 24 января.
2
По данным Всероссийского научно2исследовательского института геологии и минеральных ресурсов
Мирового океана (ВНИИ океанологии, г. Санкт2Петербург), в Северном Ледовитом океане за пределами
2002мильной экономической зоны Россия "с большой долей вероятности сможет прирастить континенталь2
ный шельф на 1,2 млн. квадратных километров с потенциальными запасами углеводородного сырья в объеме не менее 9—10 млрд. тонн условного топлива" // Независимая газета. 2007. 17 мая.
3
См.: Киреев Р.С. Угрозы национальной безопасности России, формирующиеся на Северном Кавказе //
Сб. науч. статей. Вып. 1(4). М., 2005. С. 73; Нурышев Г.Н. Региональная безопасность: современные вызовы и угрозы (на примере Ленинградской области) // Науч.2практ. сб. АГП.
нов исполнительной власти договоры с аналогичными органами сопредельных территорий зарубежных государств, их содержательная часть обобщаются и ана2
лизируются на федеральном уровне слабо
1
Ознакомление с региональной правовой базой в сфере национальной безопас2
ности позволяет сделать вывод о недостаточном методологическом, концептуаль2
ном, координирующем участии федерального центра в этой работе. В данном ком2
плексном направлении работы федерального центра просматривается зачастую только его сугубо ведомственная составляющая, а не согласованный и подчинен2
ный единому замыслу подход, чего, кстати, требуют и Стратегия национальной безопасности, и проект закона о национальной безопасности.
Существует и другая важная проблема: в настоящее время нет определенно2
сти в том, по каким критериям должно оцениваться состояние безопасности в ре2
гионе. Разнобой в выборе этих критериев, их конкретном, в том числе и главным образом экономическом, содержании, на наш взгляд, является одной из причин социально2экономического неравенства субъектов Федерации и проблем реали2
зации бюджетного федерализма
2
В этих целях, на наш взгляд, может быть использована разработанная Прави2
тельством России система показателей оценки эффективности деятельности ор2
ганов исполнительной власти субъектов Федерации; однако она весьма много2
планова и имеет тенденцию к расширению, а конкретные показатели, способные характеризовать состояние безопасности в регионе, из нее не вычленены. Хотя,
как представляется, эта задача могла бы быть решена в рамках единого федераль2
ного координирующего органа, ведающего национальной безопасностью, каким является Совет Безопасности.
Таким образом, справедливым представляется вывод о том, что конкретная организационно2правовая увязка двух систем безопасности — национальной (фе2
деральной) и региональной — в предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов отработана в правовом и практическом плане пока еще слабо.
31 1
См.: Материалы науч.2практ. конференции "Корневая основа укрепления тихоокеанской России".
2
См.: Прохожев А.А., Карманова И.А. Регионы России: социальное развитие и безопасность. М., 2004.
С. 91—105.
лизируются на федеральном уровне слабо
1
Ознакомление с региональной правовой базой в сфере национальной безопас2
ности позволяет сделать вывод о недостаточном методологическом, концептуаль2
ном, координирующем участии федерального центра в этой работе. В данном ком2
плексном направлении работы федерального центра просматривается зачастую только его сугубо ведомственная составляющая, а не согласованный и подчинен2
ный единому замыслу подход, чего, кстати, требуют и Стратегия национальной безопасности, и проект закона о национальной безопасности.
Существует и другая важная проблема: в настоящее время нет определенно2
сти в том, по каким критериям должно оцениваться состояние безопасности в ре2
гионе. Разнобой в выборе этих критериев, их конкретном, в том числе и главным образом экономическом, содержании, на наш взгляд, является одной из причин социально2экономического неравенства субъектов Федерации и проблем реали2
зации бюджетного федерализма
2
В этих целях, на наш взгляд, может быть использована разработанная Прави2
тельством России система показателей оценки эффективности деятельности ор2
ганов исполнительной власти субъектов Федерации; однако она весьма много2
планова и имеет тенденцию к расширению, а конкретные показатели, способные характеризовать состояние безопасности в регионе, из нее не вычленены. Хотя,
как представляется, эта задача могла бы быть решена в рамках единого федераль2
ного координирующего органа, ведающего национальной безопасностью, каким является Совет Безопасности.
Таким образом, справедливым представляется вывод о том, что конкретная организационно2правовая увязка двух систем безопасности — национальной (фе2
деральной) и региональной — в предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов отработана в правовом и практическом плане пока еще слабо.
31 1
См.: Материалы науч.2практ. конференции "Корневая основа укрепления тихоокеанской России".
2
См.: Прохожев А.А., Карманова И.А. Регионы России: социальное развитие и безопасность. М., 2004.
С. 91—105.
1 2 3 4 5 6
Глава 2
Региональная безопасность
в предметах ведения субъектов Российской Федерации:
содержание и организационно правовые формы
§ 1. Правовое регулирование региональной безопасности
в предметах ведения субъектов Российской Федерации
Вся совокупность изложенных выше причин стала основанием для формиро2
вания и правового обеспечения в субъектах Федерации собственной внутрире2
гиональной политики в сфере безопасности, создания местных правовых и орга2
низационных систем региональной безопасности.
Такая система должна включать в себя совокупность условий и факторов вы2
явления, анализа и локализации правовым путем и вытекающий из этого ком2
плекс организационно2управленческих мер, опасностей и угроз, препятствующих устойчивому поступательному развитию регионов в едином федеральном про2
странстве.
Кроме того, неотъемлемой частью такой системы должны являться (и явля2
ются) правовые и организационные меры, реализуемые органами государствен2
ной власти и местного самоуправления, в соответствии с:
а) федеральными законами и указами Президента России, возлагающими на них конкретные обязанности в сфере безопасности в регионе (противодействие терроризму, незаконному обороту наркотиков, борьба с коррупцией и так далее);
б) спецификой сугубо регионального (межрегионального) характера, накла2
дывающей отпечаток на решение проблем безопасности в организационном и правовом плане (приграничное положение субъекта Федерации, межэтнические и конфессиональные особенности, преобладание в экономике региона воен2
но2промышленного или сырьевого сектора и так далее).
Сильная внутрирегиональная политика безопасности, таким образом, не мо2
жет и не должна являться проявлением сепаратистских тенденций. В ее основу за2
ложено важнейшее условие выживаемости и развития всего Российского госу2
дарства в соответствии с принципом "сильные регионы — сильный центр".
Основными сферами региональной безопасности, по которым в субъектах
Российской Федерации осуществляется собственное правовое регулирование на основе действующего федерального законодательства, являются: экономическая,
общественная, экологическая, продовольственная, биологическая, санитар2