Файл: Комитет совета федерации по обороне и безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

но2эпидемиологическая, информационная, радиационная, пожарная безопас2
ность; борьба с преступностью и коррупцией; безопасность промышленного про2
изводства и гидротехнических сооружений; защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; противодействие распространению и по2
треблению наркотиков; противодействие политическому и религиозному экстре2
мизму; противодействие распространению ВИЧ2инфекции и иным опасным ин2
фекциям; безопасность дорожного движения; безопасность перевозки и хранения особо опасных грузов; безопасность населения при проведении массовых меро2
приятий и так далее.
32

Некоторые авторы выделяют такие виды региональной безопасности, как общественная (в первую очередь личная и имущественная), социально2поли2
тическая, общеэкономическая, продовольственная, природно2техногенная,
аналогично определяя и безопасность на муниципальном уровне. При этом со2
вершенно справедливо отмечается специфика содержания безопасности мега2
полисов
1
Есть и иные системы классификации перечисленных направлений деятельно2
сти региональных властей, включающие общественно2политическую безопас2
ность региона; экономическую безопасность; оборонную (военную) безопасность;
социальную безопасность; продовольственную безопасность; энергетическую безопасность; технологическую безопасность; информационную безопасность;
экологическую безопасность; медицинскую безопасность; психологическую безо2
пасность; демографическую безопасность; генетическую безопасность; интеллек2
туально2духовную безопасность; природно2географическкю безопасность; техно2
генную безопасность; пожарную безопасность
2
Правовое регулирование собственной политики в перечисленных сферах безопасности осуществляется органами власти субъектов Федерации в различ2
ных формах, таких как:
положения, касающиеся сферы безопасности, содержащиеся в уставах, кон2
ституциях (основных законах) субъектов Федерации;
иные законодательные и концептуальные акты субъектов Федерации в сфере безопасности;
положения (законы) о координационно2консультативных органах и органах исполнительной власти субъекта Федерации в сфере безопасности.
Основные черты региональной правовой политики в сфере национальной безопасности содержатся прежде всего в конституциях и уставах субъектов Рос2
сийской Федерации
3
. Например, в ст. 69 Устава Омской области записано, что об2
ласть "участвует в выработке и реализации единой политики Российской Федера2
ции по вопросам борьбы с преступностью, разрабатывает и осуществляет собст2
венную политику по вопросам охраны правопорядка и безопасности граждан…".
Эта же статья предусматривает, что "губернатор Омской области обеспечивает за2
конность, правопорядок и безопасность граждан на ее территории, возглавляет
Совет безопасности Омской области".
В Уставе Алтайского края (часть 1 статьи 9) безопасность граждан наряду с защитой их прав и свобод объявляется высшей ценностью общества и целью деятельности органов государственной власти и местного самоуправления края.
Большинство субъектов Российской Федерации в уставных документах ого2
варивает пределы своего участия в обеспечении национальной безопасности Рос2
сии в основном проведением региональной политики в сфере общественной безо2
пасности и борьбы с преступностью. Так, статья 43 Устава (Основного закона)
Астраханской области гласит: "Астраханская область участвует в разработке и
33 1
См.: Общая теория национальной безопасности; Самраилова Е.К. Стратегия регулирования регио2
нальной безопасности" // Труд и социальные отношения. 2008. № 2. С.47—56.
2
См.: Абдурахманов М.И., Баришполец В.А., Манилов В.Л., Пирумов В.С. Основы национальной безопас2
ности. М., 1998.
3
Здесь и далее использованы материалы Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Фе2
дерального Собрания Российской Федерации и "круглых столов" Комитета Государственной Думы по безо2
пасности на тему "Актуальные вопросы совершенствования правовых основ региональной безопасности",
Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности "Угрозы местные — защита федеральная".

реализации единой политики Российской Федерации по вопросам борьбы с пре2
ступностью, а также разрабатывает и осуществляет собственные программы по вопросам охраны правопорядка и безопасности граждан".
Хотя комплексный подход к вопросам региональной безопасности пока скла2
дывается далеко не во всех регионах, можно отметить опыт законодательного ре2
гулирования в этой сфере законодательной и исполнительной ветвей власти Рес2
публики Башкортостан, Удмуртской Республики, Краснодарского и Ставрополь2
ского краев, Ивановской, Омской, Свердловской областей, г. Москвы,
Московской области, ряда других субъектов Федерации. В Приволжском феде2
ральном округе разрабатывается комплексная программа безопасности всего ре2
гиона. Наиболее предметно специфика региональной безопасности проработана в
Концепции безопасности г. Москвы (впервые принята в 2000 году, обновлена и принята правительством г. Москвы в апреле 2010 года)
1
, в которой указано, что
Концепция безопасности Москвы представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельно2
сти в области обеспечения безопасности устойчивого развития города, жизни и здоровья населения Москвы, его прав и свобод в условиях существующих и воз2
можных внешних и внутренних опасностей и угроз.
В Концепции выделяются следующие виды угроз городу: социальные, поли2
тические, коммунально2бытовые, природные, техногенные, экологические, ин2
формационные, психологические, криминальные, террористические, военные.
Эти угрозы, как отмечается в Концепции, имеют комплексный, взаимосвязанный характер и в основном трансграничные масштабы.
На этой основе в г. Москве разработана и утверждена Программа обеспечения безопасности до 2010 года (предусматривает в основном вопросы общественной безопасности), обеспечено ее финансирование, в настоящее время эта программа обновляется.
Конечно, специфика указанных документов состоит в том, что они разработа2
ны для мегаполиса и в его условиях, однако показателен опыт комплексного и концептуального подхода к их содержанию, который может быть рекомендован для использования в этих целях и другим субъектам Федерации.
Специфика правового регулирования правоотношений, связанных с регио2
нальным аспектом национальной безопасности, не исчерпывается приведенными примерами.
Региональные особенности проявляются в установлении правовых основ ин2
формационной, экологической, радиационной, пожарной и иных видов безопас2
ности в субъектах Российской Федерации.
В Республике Дагестан, например, действует республиканская целевая про2
грамма "Сейсмобезопасность", а в Ярославской области — подпрограмма "Пресе2
чение краж всех видов собственности на территории области".
Свой вклад субъекты Российской Федерации вносят и в решение проблемы работорговли и вовлечения в проституцию. Так, в Хабаровском крае издано по2
становление губернатора от 16 октября 2002 года № 354 "О противодействии во2
влечению в занятие проституцией граждан, выезжающих за рубеж с территории
Хабаровского края".
34 1
Распоряжение правительства г. Москвы от 16 апреля 2010 года № 7072РП "Об утверждении Концеп2
ции комплексной безопасности города Москвы"
// .


Как видим, перечень видов региональной безопасности и способов (форм) их законодательного регулирования весьма широк и разнообразен. Именно специ2
фикой развития, географического положения, национально2этнического состава населения, исторически сложившихся традиций, взаимосвязей с другими регио2
нами обусловлена особенность приоритетов законодательного регулирования в субъектах Федерации политики безопасности.
В последние годы, исходя из поставленной Президентом России стратегиче2
ской задачи борьбы с коррупцией, определения коррупции как "угрозы нацио2
нальной безопасности"
1
, субъектами Федерации предприняты значительные уси2
лия в правовом регулировании решения этой проблемы на своем уровне. Напри2
мер, в Забайкальском крае сформирована необходимая нормативная правовая база для внедрения механизмов противодействия коррупции в деятельности ре2
гиональных органов власти и организована работа по ее реализации. Эта правовая база включает в себя, в частности в Забайкальском крае, следующее
2
:
Название нормативно2правового акта
Дата приня2
тия
Орган власти
Закон Забайкальского края № 18233К "О противодействии коррупции в Забайкальском крае"
25 июля
2008 года
Принят Законодательным Со2
бранием Забайкальского края
Закон Забайкальского края № 110233К "Об антикоррупци2
онной экспертизе правовых актов и их проектов"
19 декабря
2008 года
Принят Законодательным Со2
бранием Забайкальского края
План мероприятий по противодействию коррупции в ис2
полнительных органах государственной власти Забайкаль2
ского края № 7392р
1 октября
2008 года
Утвержден распоряжением гу2
бернатора Забайкальского края
Краевая программа "Противодействие коррупции в Забай2
кальском крае на 200922011 годы" № 2382р
26 июня
2009 года
Утверждена распоряжением губернатора Забайкальского края
Перечень должностей, в наибольшей степени подвержен2
ных риску коррупции (коррупциогенных должностей), в исполнительных органах государственной власти Забай2
кальского края № 5162р
11 августа
2009 года
Утвержден распоряжением правительства Забайкальского края "О должностях государственной гражданской службы За2
байкальского края, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Забайкальского края обязаны представлять све2
дения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей" № 309 11 августа
2009 года
Постановление правительства
Забайкальского края "Об утверждении Положения о представлении граждана2
ми, претендующими на замещение должностей государст2
венной гражданской службы Забайкальского края, и госу2
дарственными гражданскими служащими Забайкальского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" № 316 11 августа
2009 года
Постановление правительства
Забайкальского края "Об утверждении Положения о представлениями гражда2
нами, претендующими на замещение государственных должностей Забайкальского края в правительстве Забай2
кальского края и лицами, замещающими государственные должности Забайкальского края в правительстве Забай2
кальского края, сведений о доходах, об имуществе и обяза2
тельствах имущественного характера" № 33 1 сентября
2009 года
Постановление правительства
Забайкальского края
35 1
Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии национальной безопасности Российской Фе2
дерации до 2020 года"
2
Материалы заседания Комиссии Забайкальского края по противодействию коррупции от 9 февраля
2010 года.


Название нормативно2правового акта
Дата приня2
тия
Орган власти "Об утверждении Кодекса этического поведения государ2
ственных гражданских служащих Забайкальского края"
№ 68 17 февраля
2010 года
Постановление правительства
Забайкальского края "О контроле за достоверностью персональных данных и иных сведений, представленных претендентами на замеще2
ние вакантных должностей государственной гражданской службы в государственных органах Забайкальского края,
а также претендентами для участия в конкурсе на включе2
ние в кадровый резерв государственных органов края"
№ 629 30 октября
2009 года
Распоряжение правительства
Забайкальского края "О должностных регламентах государственных граждан2
ских служащих Забайкальского края" № 702 2 декабря
2009 года
Распоряжение правительства
Забайкальского края
Во всех органах исполнительной власти Забайкальского края утверждены по2
рядки уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обраще2
ния в целях склонения государственных служащих к совершению коррупцион2
ных правонарушений и образованы комиссии по соблюдению требований к слу2
жебному поведению государственных гражданских служащих края и
урегулированию конфликта интересов.
Аналогичные нормативно2правовые акты приняты или находятся на стадии утверждения во всех муниципальных районах Забайкальского края.
Организация формирования механизма противодействия коррупции на тер2
ритории края возложены на Межведомственный координационный совет по про2
тиводействию коррупции при губернаторе Забайкальского края, а также на ко2
миссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих края и урегулированию конфликта интересов, образован2
ные правительством Забайкальского края и в органах исполнительной власти края.
Межведомственный координационный совет по противодействию коррупции при губернаторе Забайкальского края создан, как указано в Положении о нем, для подготовки предложений по выработке и реализации государственной политики в области противодействия коррупции на территории Забайкальского края; пер2
вым заместителем председателя совета является вице2премьер краевого прави2
тельства, также в состав совета входят начальники краевого УВД, краевого управ2
ления ФСБ и управления Федеральной службы по контролю за оборотом нарко2
тиков. Организацию деятельности данного совета обеспечивает управление взаимодействия с правоохранительными органами и органами военного управле2
ния губернатора Забайкальского края.
Деятельность совета осуществляется по 3 основным направлениям:
проведение постоянной и системной антикоррупционной экспертизы норма2
тивных правовых актов;
анализ деятельности органов исполнительной власти края по противодейст2
вию коррупции;
создание действенного механизма разрешения конфликтов интересов на госу2
дарственной и муниципальной службе, анализ и выработка мер по их профилак2
тике.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в Забайкальском крае проводилась до 2 августа 2009 года в соответствии с Зако2 36

ном Забайкальского края от 19 декабря 2008 года №110233К "Об антикоррупци2
онной экспертизе правовых актов и их проектов", после 2 августа 2009 года — в со2
ответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 1722 ФЗ "Об анти2
коррупционной экспертизе нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов". В крае установлен соответствующий механизм этой деятельности: решение о проведении антикоррупционной экспертизы дейст2
вующего закона края принимается губернатором или Законодательным Собрани2
ем края. Экспертиза проводится специалистами, не принимавшими участия в раз2
работке и проведении правовой экспертизы законов до их принятия.
В 2009 году отделом антикоррупционной и лингвистической экспертизы го2
сударственно2правового управления губернатора Забайкальского края проведена экспертиза следующих нормативно2правовых актов и их проектов: 19 законов За2
байкальского края (в том числе краевого закона о противодействии коррупции в
Забайкальском крае, а также такого важного закона, как закон о нормативно пра2
вовых актах Забайкальского края); 126 проектов законов Забайкальского края (в том числе проект краевого закона "Об общественной палате Забайкальского края"); 24 проекта постановлений Законодательного Собрания Забайкальского края, в том числе "О реестре должностей государственной гражданской службы в аппарате Контрольно2счетной палаты Забайкальского края", "О Положении о ко2
миссии Законодательного Собрания Забайкальского края по развитию связей с органами правопорядка и военного управления"; более 400 проектов постановле2
ний правительства Забайкальского края.
Выявленные нарушения в основном касались таких распространенных в этой сфере явлений, как использование в правовом акте отсылочных норм, установле2
ние необоснованно широких полномочий органов государственной власти и ме2
стного самоуправления, наличие явных пробелов в установлении положений, от2
ражающих полномочия органа местного самоуправления, нарушение единства прав и обязанностей органов государственной власти и местного самоуправле2
ния.
В целях выработки единообразного подхода к проведению антикоррупцион2
ной экспертизы для специалистов исполнительных органов государственной вла2
сти Забайкальского края, органов местного самоуправления предусмотрена орга2
низация тренингов по использованию и применению методики антикоррупцион2
ной экспертизы.
В соответствии с Планом мероприятий по противодействию коррупции в ис2
полнительных органах государственной власти Забайкальского края организо2
вано обучение лиц, ответственных за проведение антикоррупционной эксперти2
зы в органах исполнительной власти края, в 2009 году проведен обучающий се2
минар.
Пример организации деятельности по противодействию коррупции в Забай2
кальском крае не является исключительным, он, напротив, типичен для большин2
ства субъектов Российской Федерации, где в различных вариантах применены изложенные правовые формы и методы этой работы
1 37 1
Информационно2аналитический материал "О реализации федерального законодательства в области противодействия коррупции субъектами Российской Федерации в 2009 году" // Аналитическое управление
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.