Файл: Курсовая работа по дисциплине финансовое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2 Основные направления противодействия коррупции в Российской Федерации
В статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дается следующее разъяснение противодействию коррупции – «это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений».

Из этого определения можно прийти к выводу, что противодействие коррупции осуществляется всеми гражданами и организациями и представляет из себя работу, осуществляемую по трем главным направлениям – профилактике, борьбе и устранению результатов правонарушений [3].

Основными мерами противодействия коррупции являются:

- меры идеологического типа, такие как: выработка в обществе непримиримости с коррупционным поведением, распространение антикоррупционного поведения среди государственных и муниципальных служащих и другие;

- меры правового типа: антикоррупционный анализ правовых актов и их проектов, исследование правоприменительной практики, сложная правотворческая работа, включающая в себя создание корпоративных актов по противодействию коррупции, оживленное противоборство правонарушениям коррупционной направленности;

- модификация кадровой политики, которая стремится усилить требования к кандидатурам на посты государственных служащих, представление повышенных критериев непосредственно к государственным служащим, закрепление вспомогательных запретов для субъектов коррупционных преступлений и ряд других;

- меры организационного типа, к которым относятся: формирование общественного и депутатского контроля, ликвидация безосновательных запретов и ограничений в реализации разных видов деятельности, предоставление доли государственных функций негосударственным организациям, рациональное и не предполагающее дублирования распределение обязанностей между органами управления [21].

Основными принципами деятельности по противодействию коррупции в РФ являются:


- принцип законности;

- принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина;

- принцип гласности и открытости функционирования государственных органов и органов местного самоуправления;

- принцип неизбежности наказания за реализацию коррупционных правонарушений;

- принцип комплексного применения политических, организационных, специальных, социально-экономических, информационно-пропагандистских, правовых, и других мер;

- принцип первостепенности использования мер по предотвращению коррупции;

- принцип взаимодействия органов государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами [9].

Вышеперечисленные принципы формируют единую систему противодействия коррупции [20].

Противодействие коррупции предполагает деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений, другими словами, по привлечению к уголовной ответственности по соответственным статьям УК РФ, а также их предупреждению. Уголовная ответственность определяет не только стандартные формы наказания, но и в роли вспомогательной меры наказания лишение права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы и заниматься определенной деятельностью. Помимо уголовной ответственности, возможно привлечение к административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности [20].


2 Природа коррупции как социально-правового явления

2.1 Виды коррупции
Коррупция в роли социально-правового явления может делиться по-разному, например, в зависимости от сферы проникновения коррупционных отношений:

- коррупция в сфере государственного управления;

- коррупция в сфере законодательной власти;

- коррупция в сфере судебной власти;

- коррупция в сфере экономики;

- коррупция в сфере образования;

- коррупция в сфере здравоохранения.

Исходя из того, на каком месте находятся продажные чиновники по иерархии, коррупция делится на вершинную и низовую. К вершинной коррупции относятся федеральные политики и политики субъекта федерации, высшее, а также среднее чиновничество [6].



Характеризуется данный вид коррупции:

- значительным и очень значительным социальным статусом ее субъектов;

- колоссальным материальным и моральным ущербом, причиняемым государству коррупционными деяниями;

- высоким уровнем скрытности коррупционных проявлений;

- лояльным отношением органов государственной власти.

Низовая коррупция занимает место в самом низу государственного механизма и напрямую связана с взаимодействием чиновников и граждан [10].

Между вершинной и низовой коррупцией обычно складываются отношения, которые объединяют два вида коррупции и указывают об их переходе к учреждённым коррупционным формам, таким как: коррупционные цепочки, сети и сообщества [10].

Среди множества видов коррупции выделяют вертикальную коррупцию. Это ситуация, когда чиновник дает взятку своему прямому начальнику за то, что тот покрывает коррупционные деяния подчиненного чиновника. Вертикальная коррупция доказывает то, что коррупция из стадии раздробленности актов перешла в стадию установления организованных форм [10].

Исходя из отношения граждан к коррупции, она подразделяется на белую, серую и черную. К белой коррупции отношение граждан в целом лояльное. Черная коррупция – такое явление, когда действия чиновников явно осуждаются всем обществом. Серой коррупцией признаются коррумпированные действия, в отношении которых единственного мнения в обществе нет [6].

Наиболее выделяют политическую коррупцию, включающую в себя, в большей степени, покупку голосов избирателей при осуществлении избирательных компаний [10].

Признаками политической коррупции являются:

- наличие цели захватить, сохранить, укрепить и распределить власть как между отдельными лицами, так и их группами;

- незаконное применение государственных и общественных ресурсов.

Важнейшее место среди всех видов коррупции занимает экономическая коррупция, которая состоит в том, что власть незаконно распространяет свои высокопотенциальные возможности получения имущества на граждан, коммерческие и иные организации, а также на государственные и муниципальные органы, государственные и муниципальные учреждения, силовые структуры. Имущество приобретается при помощи использования существующих недостатков в действующем законодательстве и путем прямого его нарушения [14].

Исходя из степени активности поведения участников коррупционного преступления коррупцию делят на активную и пассивную [25].

Особенное место среди коррупционных правонарушений в органах государственной власти и управления занимает кадровая коррупция. Она основывается на взаимодействии двух субъектов – лица, имеющего право принятия решения об установлении на установленное место либо возможностью проявить влияние на кадровую политику, и лица, проявившего интерес в получении конкретной должности [19].


Составляющим элементом кадровой коррупции является соучастие в ней разнообразных посредников. Результатами кадровой коррупции становятся повышение уровня малограмотности чиновников, понижение результативности профессиональной деятельности, упадок престижа государственной власти [22].

По степени общественной опасности коррупционные правонарушения подразделяются на коррупционные проступки и коррупционные преступления [10].

Также коррупция делится на жесткую, связанную с подкупом должностных лиц и мягкую, связанную с неочевидными проявлениями коррупции [13].

Одним из известнейших видов мягкой коррупции значится фаворитизм. Он толкуется как предоставление услуг или ресурсов родственникам, друзьям, знакомым в связи с отнесением к определенному сообществу (секта). Фаворитизм негативно влияет на качество исполнения бюрократами своих профессиональных функций, содействует неудовлетворительному, безосновательному и нечестному разделению общественных ресурсов. В фаворитизме проявляются непотизм, то есть построение системы власти на родственных связях, а также кронизм - система власти, опирающаяся на друзей [24].

Еще одно проявление мягкой коррупции - клановость и землячество. Сущность этой разновидности коррупции находится в осознании отношения лица к самостоятельной от общества группе, у которой существуют специфические групповые интересы, резко отличающиеся от интересов всего общества [24].

Самыми распространенными видами коррупции являются подкуп, продажность, коррупция «низов» и «верхов», коррупция на государственном и негосударственном уровнях [20].

Из этого следует, что ни один из названных видов коррупции нельзя признать отвечающим нуждам эффективного противостояния данному явлению [20].
2.2 Признаки коррупции
Особенность современной коррупции заключается в закреплении норм и обычаев в виде законов, организаций и учреждений, развитии коррупционных цепочек и сетей, распространении во всех сферах государственного управления. В итоге, под угрозу попадает функционирование государственных институтов и обеспечение национальной безопасности [10].

Коррупция имеет системный характер и обширно распространена на всех ступенях государственной и муниципальной власти. Максимальную опасность представляет коррупция чиновников [10].

Коррупция является скрытой системой, которая обеспечивает свою безопасность за счет взаимопомощи и того, что она является практически неограниченной и не имеет способности самоочищения [10].


Коррупция характеризуется наличием четкой мотивационной составляющей деятельности субъектов коррупции, имеющих конкретную личную заинтересованность, материальных и нематериальных благ, которые являются целью приложения коррупционных усилий, деструктивной направленности коррупционного воздействия, проявляющегося в причинении определенного ущерба охраняемым законом правам и интересам [10].

Другими словами, к основным признакам коррупции относятся следующие:

1) коррупция является единым многоуровневым социально-правовым явлением;

2) коррупция является системным образованием;

3) субъектами коррупции являются государственные, муниципальные или иные публичные служащие, либо служащие коммерческих или иных организаций, международных организаций;

4) коррупция совершается в виде активного или пассивного подкупа, или в виде регулярного противозаконного применения служащими своего статуса в алчных целях;

5) целью чиновников-коррупционеров становится противозаконное получение материальных и иных благ и привилегий неимущественного характера [10].
2.3 Виды коррупционных правонарушений
Коррупция не всегда является уголовно-правовым фактом. Исходя из степени общественной опасности поступков коррупционного характера возникает дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая и уголовная ответственность [15].

Уголовная и административная ответственность обозначает применение к лицу, совершившему коррупционное правонарушение, санкций, установленных статьями Уголовного кодекса РФ и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [18].

К коррупционным преступлениям причисляются имеющие признаки коррупции гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки, административные правонарушения и преступления [11].

Виды коррупционных правонарушений:

1. Гражданско-правовые коррупционные правонарушения представляют собой имеющие признаки коррупции нарушения регламента дарения, а также нарушения порядка оказания услуг [6].

К гражданско-правовым коррупционным деяниям относятся:

- принятие в дар сотрудниками государственных и муниципальных учреждений, учреждений социальной защиты и других учреждений имущества или имущественных прав от граждан, находящихся у них на лечении, содержании или воспитании;

- принятие в дар или дарение презентов государственным сотрудникам и сотрудникам органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с использованием ими служебных обязанностей.