Файл: Методические рекомендации Ульяновск, 2013 удк 159. 9 Ббк 88 б 43 Составитель.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для бакалавриата
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
Кафедра психологии
Допущена к защите:
Зав.кафедрой
________М.М Силакова
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности детско-родительских отношений у современных дошкольников
(тема)
Автор работы _________ Иванова Елизавета Александровна
(подпись, Ф.И.О.)
Шифр работы _______ факультет педагогики и психологии
Направление
подготовки 44.03.02 Педагогическое образование
(наименование)
Профиль Психология образования
(наименование)
Форма обучения очная
Руководитель работы кандидат психологических наук,
(уч.звание, уч.степень, Ф.И.О., подпись, дата)
Гурылева Любовь Владимировна ________________________
Ульяновск 2016
Для бакалавриата
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
Кафедра психологии
Допущена к защите:
Зав.кафедрой
________М.М Силакова
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Особенности детско-родительских отношений у современных дошкольников
(тема)
Автор работы _________ Иванова Елизавета Александровна
(подпись, Ф.И.О.)
Шифр работы _______ факультет педагогики и психологии
Направление
подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(наименование)
Профиль Психология образования
(наименование)
Форма обучения очная
Руководитель работы кандидат психологических наук,
(уч.звание, уч.степень, Ф.И.О., подпись, дата)
Гурылева Любовь Владимировна ________________________
Ульяновск 2016
Для магистратуры
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
Кафедра психологии
Допущена к защите:
Зав.кафедрой
________М.М Силакова
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Особенности детско-родительских отношений у современных дошкольников
(тема)
Автор работы _________ Иванова Елизавета Александровна
(подпись, Ф.И.О.)
Шифр работы _______ факультет педагогики и психологии
Направление
подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
(наименование)
Профиль Психология образования
(наименование)
Форма обучения очная
Руководитель работы кандидат психологических наук,
(уч.звание, уч.степень, Ф.И.О., подпись, дата)
Гурылева Любовь Владимировна ________________________
Ульяновск 2016
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Образец оформления содержания для КР и ВКР
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………… | 3 |
1 Теоретический анализ проблемы защитной агрессии у дошкольников……………………...... | 9 |
1.1 Анализ исследований феномена агрессии в отечественной и зарубежной психологии…… | 9 |
1.2 Виды и причины агрессивного поведения младших школьников……………………..…… | 15 |
1.3 Особенности защитных механизмов и защитной агрессии у дошкольников……………..... | 25 |
2 Эмпирическое исследование защитной агрессии у дошкольников…………………………… | 41 |
2.1 Описание процедуры эмпирического исследования: цели, задачи, методы………………… | 41 |
2.2 Анализ результатов на первом этапе эмпирического исследования……..………………….. | 50 |
2.3 Анализ результатов контрольного этапа эмпирического исследования…………………...... | 57 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….………………….….. | 65 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….……. | 70 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………………………………. | 74 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………………………………. | 76 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………………………………. | 80 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Образец оформления ВВЕДЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Как отмечает Жарова М.Н., «проблема агрессии человека на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества была одной из наиболее актуальных и животрепещущих» [21, с.3]. В современном мире проблема агрессивности становится наиболее значимой, когда мы наблюдаем агрессивные проявления на уровне семьи, наций, народов и государств и рост проявлений детской агрессивности и детского насилия [11; 24; 36]. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и для общества в целом. При этом, нередко педагоги и психологи сталкиваются с проблемой затруднения коррекции агрессии у детей дошкольного возраста, это возникает в том случае, когда агрессия имеет защитный характер…
Таким образом, встает проблема: каковы эффективные условия коррекции агрессии как защитного механизма у детей дошкольного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы: исследование защитной агрессии у детей дошкольного возраста.
Объект – защитная агрессия у дошкольников.
Предмет - условия эффективной коррекции защитной агрессии у дошкольников.
Гипотезы исследования:
-
Дошкольники с защитной агрессией характеризуются как высоким уровнем агрессивности, так и высоким уровнем тревожности. -
Условиями эффективной коррекции защитной агрессии у дошкольников является использование комплексной программы, направленной, как на коррекцию самой агрессии, так и на снижения уровня тревожности, формирование доверия к окружающим людям.
В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Проанализировать исследования агрессии в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить виды и причины агрессии и у детей.
3. Исследовать особенности механизмов защиты и защитной агрессии у детей дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование защитной агрессии у дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили зарубежные и отечественные исследования агрессии. В зарубежных исследованиях детская агрессия рассматривалась и как жизненно важное качество, необходимое для успешной социализации и адаптации в обществе (А. Фрейд, Г. Ларенс и др.), и как неблагоприятный механизм адаптации при неудовлетворении основных инстинктов (А. Адлер, К.Г. Юнг, Г. Лоренц, Э. Эриксон и др.), потребностей (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Анализировались основные причины агрессивности: нарушение мотивационно-потребностной сферы (А. Адлер, К.Г. Юнг); нарушение образа Я и самооценки (К. Роджерс); несформированность идентичности (Э. Эриксон); отгороженность от других людей (Э. Фромм, А. Адлер); особенности эмоциональной сферы - чувство тревоги и страха (К. Хорни, Х. Салливен).
В отечественной психологии большинство исследований детской агрессивности основаны на культурно - исторической теории Л.С. Выготского и на теории деятельности А.Н. Леонтьева. Проводился анализ основных причин возникновения агрессивности, которая заключалась в неудовлетворение
значимых социальных потребностей в результате различных факторов: несформированности ведущего типа деятельности (Д.С. Славина, А.А. Рояк, А.К. Осницкий); неблагоприятной социальной ситуации развития, куда входят и многочисленные исследования неблагоприятных родительских отношений (С.Л. Колосова, Ю.В. Егошкин, О.Н. Истратова, и др.); отрицательных переживаний (С.А. Завражин, Л. Алексеева и др.); сниженной самооценки (С.С. Степанов); социальной некомпетентности (И.А. Дубинко), в преобладании объектного начала в отношениях к другим людям, которое порождает восприятие другого как источника враждебных действий (Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева).
В работе были использованы следующие методы:
-
методы теоретического исследования – систематизация, теоретический анализ литературы, синтез, составление библиографии, реферирование, цитирование; -
эмпирические методы: проективная методика «Несуществующее животное», «Тест руки» (Э. Вагнер), проективный тест тревожности. -
методы презентации полученных данных – таблицы, диаграммы; -
математические методы: критерий Манна-Уитни, критерий Фишера, в качестве основного интерпретационного метода выступил сравнительный анализ.
Этапы исследования:
I этап: подготовительный. Осуществлялся подбор литературы, постановка целей, задач, определение объекта, предмета исследование, формулировка гипотезы.
II этап: основной. Проводилась систематизация полученной при теоретическом анализе проблемы информации, написание теоретической главы выпускной квалификационной работы, организация и проведение эмпирической части исследования (констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента).
III этап: заключительный. Анализировались полученные в эмпирической части данные, проводилось литературное оформление выпускной работы.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в систематизации и сравнительном анализе теоретических концепций агрессивности, анализе возможных причин агрессивности, особенностей защитных механизмов и защитной агрессии у детей дошкольного возраста. Материалы выпускной квалификационной работы можно использовать для создания коррекционно-развивающих программ работы с защитной агрессией у дошкольников.
Эмпирическая база исследования: всего в исследовании приняло участие 30 детей дошкольного возраста (6-7 лет), посещающих подготовительную группу МДОУ «Детский сад» №45 г.Ульяновска.