Файл: Эволюция идеала воспитания в истории философской мысли.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Последовательно обосновывается положение о том, что особая роль в утверждении русского национального идеала принадлежит объединению славянских племен в единое государство. Нуждаясь в постоянном обеспечении безопасности своих границ, наши предки передавали подрастающему поколению знания и опыт по охране рубежей государственной границы, повсеместно поддерживали в воспитательном процессе дух патриотизма.
Идеи о своеобразии национальной системы воспитания проходят красной нитью сквозь многочисленные сочинения русских писателей, общественных деятелей, философов. Особенно ярко это проявилось в XIX веке, когда вопросы воспитания вышли на первый план общественной жизни.
Отличие системы воспитания XIX века от предыдущих эпох видится в реализации тенденции постепенного возвращения от идеала светски образованного и воспитанного человека к религиозному, православному идеалу. Светскость воспитания рассматривалась лишь как явление, обязательное при условии признания воспитателем и воспитанником религиозных, а не мирских, основ воспитания. Особое значение при этом придавалось нравственно ориентированному воспитанию.
Философские концепции, разработанные в то время, связывали обычно цели воспитания с формированием идеального человека, но при этом представления об идеале и, соответственно целях воспитания, в этих концепциях отличались друг от друга. Тем не менее, одним из самых распространенных было убеждение в том, что воспитатель никогда не должен ради сиюминутных целей своей деятельности упускать из виду высшую цель.
Тем не менее, общая христианская основа взглядов большинства мыслителей того времени имела существенное значение при решении задач воспитания и формирования идеала воспитания. Данная установка проявилась в другом философском направлении, более отвечающим духу времени. Сторонники этого течения акцентировали внимание на религиозном характере сознания народа. Обозначенные идеи проявились в философских воззрениях В.В. Зеньковского, А.А. Мальнева, М.М. Олесницкого и других10.
В работе показано, что на становление и развитие русского национального идеала повлияли предпосылки различного характера:
– этнические: формирование русской народности и соответственно становление народных идеалов воспитания;
– социально-политические: образование централизованного Русского государства
; внешнеполитический курс в разные периоды истории (ориентация на Византию, Западную Европу и т. д.);
– культурные: опора на многовековую народную культуру;
– духовно-нравственные: духовное состояние общества на разных этапах исторического развития, особое внимание к сфере абсолютного, нематериального, вечного.
Все вышеупомянутые особенности, проявляясь на протяжении многих столетий в различных формообразованиях, определили характерный облик русского национального воспитания как целостного явления русской культуры, национального воспитательного идеала.
Наиболее яркое проявление русский национальный идеал воспитания получил в период XIX столетия. Именно в это время довольно остро проявился интерес к проблеме воспитания личности, именно тогда в центре внимания стал исконно русский религиозно-православный идеал. Этот идеал можно обнаружить во взглядах практически всех философов рассматриваемого периода. Кроме того, в дальнейшем, при изменении социально-политической ситуации в стране, общая христианская основа идеала воспитания человека сохранилась в начале XX века как на территории России, так и за её пределами после 1917 года, в философии русского зарубежья
После событий октября 1917 года и высылки группы российских мыслителей в 1922 году философско-педагогическая традиция продолжалась в среде эмигрантской диаспоры. Русская эмиграция – это часть русской интеллигенции, попавшая в необычные условия, которые дали ей уникальный жизненный и философский опыт.
Показано, что в изгнании русские философы осуществляли поиск идеалов воспитания в контексте разных подходов, но единым для них стало понимание фундаментального значения высших духовно-нравственных ценностей, а также их философское обоснование. Это наследие русского зарубежья теснейшим образом связано с темами культуры, образования, воспитания, самопознания и самосовершенствования человека. Труды выдающихся философов, таких как, например, И.А. Ильина, С.И. Гессена, В.В Зеньковского, С.Л. Франка, во многом предопределили развитие гуманистической парадигмы воспитания в русской эмигрантской философской мысли.
Выявлено, что обозначенные мыслители не только включились в преподавательскую деятельность в местных высших учебных заведениях, лицеях и гимназиях в Германии, Франции, Чехии и других странах, но и обратились к теоретическим и методологическим вопросам воспитания и образования, писали учебники, публично выступали по этим вопросам. Хотя многие из них и не являлись профессиональными исследователями проблем воспитания, но
работали в той сфере человеческой мысли, которая рождает философию образования, то есть основу для построения философско-педагогической теории воспитания. На их долю выпала задача осмысления проблем теории и истории воспитания, как в целом, так и разработки конкретных методических проблем воспитания в системе образования за рубежом в начале XX столетия.
В параграфе прослеживаются основные предпосылки возникновения концепций воспитания и тенденции их развития. Представители русского зарубежья поднимали вопрос о необходимости создания некоего аналога родной страны, родной культуры для тех, кто оказался за её пределами. Для них было важно осознание глубокого единства в понимании общечеловеческих и национальных ценностей личности, ее природы и культуры, путей её развития и самосовершенствования.