ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Владимир Иванович Вернадский
Учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. В круг его научных интересов входили: минералогия, кристаллография, геохимия, геология, почвоведение, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история науки. Кроме того, занимался организаторской и общественной деятельностью.
Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на становление и рост АН СССР, на мировоззрение многих людей.
До Вернадского минералогия считалась скучной описательной наукой. С 1890 года по 1911 год Вернадский в качестве приват-доцента, а затем профессора преподавал минералогию и кристаллографию в Московском университете. В методе преподавания минералогии Вернадский был новатором. Ученый подчеркивал, как важно изучать минералы в их совместном нахождении, то есть в "парагенезисе". В.И.Вернадский создал новую минералогию с генетическими основами, внес в нее дух динамизма. Получив кафедру Московского университета, В.И.Вернадский разделил кристаллографию и минералогию, считая, что первая опирается на физику и математику, а вторая – является химией земной коры и связана с геологией. За время работы В.И.Вернадского в Московском университете неузнаваемо преобразились и кафедра минералогии, и кабинет. Были составлены каталоги, а коллекция минералов кабинета увеличилась почти вдвое и стала одной из лучших в России. Кабинет постепенно вырос в научный институт, снабженный современным оборудованием. В.И. Вернадский в 1900 г. добился передачи в Минералогический кабинет (музей) Московского университета из Румянцевского музея крупнейшей и лучшей в России частной коллекция минералов графа Н.П.Румянцева.
В круг интересов В.И.Вернадского входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, радиогеология и биология, биогеохимия и философия, история наук, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность. Он автор трудов по философии естествознания, науковедению, создатель учения о биосфере и ее эволюции, о мощном воздействии на окружающую среду человека и о преобразовании современной биосферы в ноосферу – сферу разума. Он был не только геологом, но и занимался биологией, изучением почв, природных вод, метеоритов, проблемами радиоактивности.
Из генетической минералогии в начале ХХ века зародилась новая наука – геохимия, основателем которой общепризнан В.И.Вернадский. Радиогеология – одна из самых молодых геологических наук, которая появилась в начале ХХ века и получила развитие во многих странах мира. В.И.Вернадского считают создателем радиогеологии как самостоятельного научного направления. Проблемами радиоактивности В.И.Вернадский занимался с 1908 г. и на протяжении всей жизни. В.И.Вернадский делал доклады, организовывал экспедиции на поиски радиоактивных минералов на Кавказ и в Среднюю Азию. Открытие радиоактивных руд в Фергане (Узбекистан), поиски на Урале и в Забайкалье позволили создать собственную сырьевую базу. В декабре 1921 г. учеником В.И.Вернадского В.Г.Хлопиным был получен первый русский радий из ферганской руды. По инициативе В.И.Вернадского в 1922 г. в Петербурге был создан Радиевый институт. В 1940 г. в связи с обращением В.И.Вернадского, А.Е.Ферсмана, В.Г.Хлопина в Президиум АН СССР была создана Комиссия по урану.
В 1915 г. по инициативе В.И.Вернадского была создана Комиссия по изучению естественных производительных сил России (1915-1930), которая объединила крупнейших ученых – геологов, химиков, экономистов. Результатом деятельности комиссии явились открытие месторождений бокситов (Тихвинское месторождение), дана оценка железных руд Урала, исследованы фосфориты Центральной России и т.д.
11 октября 1915 года проходит первое расширенное заседание КЕПС. В задачу комиссии входит не только подготовка полной базы данных о естественных производительных силах России, но и организация исследований по развитию технологий их эффективной добычи, переработки, бережного и рационального использования с созданием сети научно-исследовательских институтов.
С момента создания в состав КЕПС входит Русское географическое общество. А КЕПС, по сути, участвует в формировании географической науки.
Комиссия по изучению естественных производительных сил вносит решающий вклад в реализацию Государственного плана электрификации России, знаменитого ГОЭЛРО, утверждённого 22 декабря 1920 года.
Отныне предприятия по производству электроэнергии возводятся по территориям в соответствии с распределением естественных производительных сил, в данном случае источников электроэнергии — водных ресурсов и полезных ископаемых (уголь, торф и др.) на основе информации, предоставленной КЕПС.
В первой трети ХХ в. в России почти одновременно возникли две совершенно новые структуры, нацеленные на подъем народного хозяйства, исследование и развитие производительных сил страны. Обе эти структуры закончили свою деятельность к началу 1930-х гг.
Во-первых, это Комиссия по изучению естественных производительных сил при Академии наук (КЕПС), возникшая по инициативе академика В. И. Вернадского в годы Первой мировой войны. Эта война вызвала не только необходимость подъема культурной и научной работы для нашей устойчивости в мировой жизни.
Во-вторых, это Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), возникшая уже при новом строе. Комиссия ГОЭЛРО была сформирована в феврале 1920 г. во главе с Г. М. Кржижановским. ГОЭЛРО – первый единый перспективный план восстановления и развития народного хозяйства страны, рассчитанный на 10–15 лет. План предусматривал коренную реконструкцию народного хозяйства на базе электрификации. Намечалось строительство 30 районных электростанций, в том числе 10 гидроэлектростанций общей мощностью 1,75 млн кВт и годовой выработкой 8,8 млрд кВт/ч электроэнергии.
«Мы живем в нищете среди сказочных возможностей, голодаем и нищенствуем среди величайших богатств. Мы этих богатств в доброй мере и не знаем и не можем быстро и точно узнать благодаря той же обстановке бедности. Средств и условий, необходимых для этой работы, в достаточной мере никогда не было: их нет и в настоящее время», – писал В. И. Вернадский [1926: 4]. Успехи в развитии геологии, минералогии, ботаники, зоологии увеличивают наше знание естественных производительных сил. Однако это влияние косвенное, оно накапливается и сказывается только спустя десятилетия работы. Прежде всего необходимо было дать опись того, что известно. Это учет сил гидроэнергии, полезных ископаемых, опись полезных растений и животных, обзор перерабатывающих производств, основанных на использовании полезных ископаемых и биологических ресурсов.
В.И.Вернадский многие годы был активным членом Московского общества испытателей природы. Он часто выступал в Обществе с научными докладами (о химических элементах земной коры, поисках радия, механизме земной коры и др.), редактировал «Бюллетень МОИП», принимал активное участие в организации и проведении торжественных мероприятий, посвященных 135-летию Общества. В 1900 г. В.И.Вернадский по поручению Общества провел экспедиции в Башкирию, Кутаисскую и Таврическую губернии, Кубанскую Область для геологических исследований. За заслуги перед Обществом его избрали вице-президентом МОИП, которым он был вплоть до своей кончины.
В своей самой знаменитой книге «Научная мысль как планетное явление» В.И.Вернадский излагает собственное видение эволюции человечества в геологическом и социально – историческом масштабах времени. Это одна из первых в научной литературе попыток обобщения эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. Вернадский показывает ведущую преобразующую роль науки и общественно организованного труда человечества в настоящие и будущие планеты. Научная мысль, наука рассматриваются как важнейшие силы преобразования и эволюции Земли.
Учение В.И.Вернадского о ноосфере сформировалось уже в конце его жизни. Пристальное внимание к геологической и геохимической деятельности человечества привело его к размышлениям о новой фазе эволюции биосферы – о ноосфере.
В 1916 г. начал издаваться журнал «Производительные силы России». В первом номере журнала академик П. И. Вальден опубликовал статью «Основные задачи прикладного естествознания в деле развития производительных сил России». В 1916 г. Академия наук издала 13 очерков, входивших в серию «Материалы для изучения естественных производительных сил России».
«По мере того, как научное знание все больше охватывает окружающую жизнь, – отмечал В. И. Вернадский в 1915 г. в статье “Об изучении естественных производительных сил России”, – распространяется забота о будущем, об охране для потомства богатств природы, бережного их потребления. Под влиянием этих идей вырабатываются сейчас более совершенные способы добычи и использования сил природы, которые позволяют сохранять значительную часть природы, раньше пропадавшей бесследно» [Вернадский 1922: 9–10]
Несомненно, изучение, учет и использование производительных сил России теснейшим образом связаны с быстрым и правильным разрешением всех государственных задач, поставленных нашему поколению. Очевидно, однако, что эти задачи в значительной своей части, в областях политической и экономической, находятся вне круга ведения нашей Комиссии <…> - Вернадский.
Первая мировая война показала человечеству (более чем какая-либо другая война) всю силу и значение научного мышления в деле защиты и нападения. После нее ни одно государство уже не могло из чувства самосохранения допускать ослабление своей научной творческой деятельности. В статье «Война и прогресс науки» (1915) В. И. Вернадский отмечал, что наша экономическая зависимость от Германии носит совершенно недопустимый характер. Необходимо научное исследование и использование своими силами естественных производительных сил страны. Для этого следует произвести их учет и научиться применять их технически.
В статье «Задачи науки в связи с государственной политикой в России» (1917) В. И. Вернадский назвал заботу о народном образовании одной из крупнейших задач государственной политики. Государство должно отпустить нужные средства и организовать планомерное, систематическое исследование естественных производительных сил в ближайшие годы, то есть на их научный учет и изучение их свойств. Для этой цели необходимо создание государственной сети исследовательских институтов. «Задачей является не государственная организация науки, а государственная помощь научному творчеству нации» [Там же: 158]. Для решения поставленных проблем необходимой основой являются геологическая и топографическая карты России.
События Гражданской войны, хронический недостаток материальных средств, трудные условия для научной работы, бедность рабочей обстановки, тяжелые внешние обстоятельства не предоставили возможности развернуть научные исследования в нужном темпе, как того требовала суть дела. Несмотря на это, отмечал В. И. Вернадский, в задачи КЕПС с самого начала вошли не только учет, описание имеющихся естественных производительных сил страны и выявление их использования, но и научное их исследование. «Научный путь один и не зависит от тех представлений и идей, которые о нем имеют люди в разные эпохи своего существования. Глубокая истина коренится в древней притче – в ответе Евклида об иных, более легких путях для изучения геометрии. Евклид будто бы ответил одному из царей Пергама или его придворному, искавшим таких путей:
В записке «О задачах и организации прикладной научной работы Академии наук СССР» (1928) (1928) В. И. Вернадский, заботясь об энергетическом обеспечении в будущем, ставит перед Сапропелевым отделом КЕПС проблему нефтеобразования: «Задача, которая стоит перед отделом, связана с вопросом о происхождении и создании нефти и об использовании человеком промежуточных стадий природного нефтеобразования <…> ее решение может иметь и большое практическое значение: надо ли ждать сотен тысяч лет, необходимых для создания нефти, или человек может перехватить этот процесс и получить нужные ему тела, получаемые из нефти, из исходных ее тел – из сапропеля, в частности из сапропелитов, – сейчас же? Вопрос не изучен» [Он же 2002: 434].
Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на становление и рост АН СССР, на мировоззрение многих людей. Его учениками были академики А.Е.Ферсман, А.П.Виноградов, В.Г.Хлопин, член-корреспонденты АН СССР А.А.Сауков, Д.А.Тугаринов и десятки других, ставших докторами наук.