Файл: М. Ю. Лермонтов выдающийся русский поэт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Открытый урок по литературе

в 8 классе на тему: М.Ю. Лермонтов - выдающийся русский поэт
Цели урока:

-Пробудить в детях интерес к личности М.Ю.Лермонтова и к его творчеству.

-Формировать:

  • навыки самостоятельной научно-поисковой деятельности;

  • навык анализа (сопоставительного анализа) лирического произведения;

  • умениестроить монологическое высказывание;

-Развивать умение

  • выразительно читать поэтические и прозаические произведения;

  • выступать перед аудиторией;

  • обобщать полученные знания ;

  • находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

-Воспитывать:

  • умение взаимодействовать в группе, с уважением принимать чужое мнение;

  • чувство прекрасного;

  • способность сопереживать, отзываться на чужую трагедию.

Ход урока:

Сдача рапорта

Учитель:

Здравствуйте, друзья. Вы, конечно, ждёте, что я начну с вами разговор о Лермонтове, ведь у нас урок русской литературы, и мы сегодня должны вспомнить все, что знаем об этом великом человеке и писателе. Но я решила, что начну с Шотландии. Удивила? Хорошо, сядьте удобнее и слушайте.

Просмотр фрагмента видео


-Как вы думаете, зачем мы просмотрели этот ролик?

Конечно, вы догадались это дальние предки Михаила Лермонтова.

Наш урок посвящается жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. Один человек сказал о поэте: «Через всю жизнь проносим мы образ этого человека- грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, с могучими страстями и волей, с проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и всегда молодого».


- Ребята, а что вы знаете о Лермонтове? Каким он был? Чем любил заниматься?

У Лермонтова получалось все. Он прекрасно рисовал, музицировал, владел холодным оружием, при стрельбе «сажал одну пулю в другую», руками завязывал железные прутья, был отличным наездником, неповторимым поэтом и прозаиком.


Сегодня мы обращаемся к тому времени, когда формировался этот могучий талант.

Ну а теперь, я думаю, мы вместе вспомним странички жизни МЮ Лермонтова. Пускай это будет устный журнал с иллюстрациями. И первая страничка нашего журнала

«Детство МЮ Лермонтова» 1814-1826гг

Я показываю картинки, а вы рассказываете о его детстве

Иллюстрации

МЮ Лермонтов маленький

(15 октября 1814 г родился, трудное детство, в 2 года умерла мать, трудные отношения бабушки с отцом)

Родители Лермонтова

(Юрий Петрович и Мария Михайловна)

Портрет бабушки

(Елизавета Алексеевна Арсеньева)

Поместье в Тарханах

Кавказ (Болезнь )

Хорошо, молодцы, а мы открываем следующую страничку журнала

Учеба и образование 1827-1836

Вспомним, что же происходило в этот период жизни поэта.

Иллюстрации

Пансион (Университетский Благородный пансион)

Университет (МГУ) (Студенческий бунт)

Парус ( Почему я показала эту картинку?) Стихотворение было написано в период учебы.

Ребята, давайте послушаем это стихотворение, кто помнит? Читает Лера А

Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров

Посмотрите какой красавец Лермонтов в военной форме

А давайте его охарактеризуем,какой он был, подберем прилагательные


Какой Лермонтов?

Подбирают прилагательные

А теперь встали посмотрели на себя поправили свою форму

Вы кто? Вы кадеты, вы патриоты своей страны.

Немножко отвлечемся от темы урока

Нашу физминутку я хочу посвятить нашей армии, которая в это нелегкое время защищает нас.

Физминутка

«Слава Армии родной»

Слава Армии родной, берегущей наш покой

(хлопки в ладоши).

Она Россию защищает, границы зорко охраняет

(шагают на месте).

На границе тишина, сияет полная луна

(Присели).

Здесь враг опасный не пройдет, границу он не перейдет

(шаги на месте, берутся за руки)

И моряки на кораблях нас защитят на всех морях

(шагают на месте)

И скажем дружно мы друзья: «Российской армии Ура!»(все)

Тихонько сели и продолжаем работу


А знаете ли вы, ребята, что семья Лермонтовых очень тесно связана с кадетством?

Поэтому следующая страничка нашего журнала Кадеты Лермонтовы



Я предлагаю вам поработать в группах с информацией и рассказать о кадетах Лермонтовых.

Работают с распечатками, отбирают материал.

Костромской историк Александр Александрович Григоров в 1984 г. составил список Лермонтовых-военных, в котором было 67 человек. Служили Лермонтовы в пехоте, в кавалерии, в артиллерии, на флоте. Не было в истории России войны, в которой не участвовали бы Лермонтовы.

С открытием Кадетских корпусов в России многие юные Лермонтовы начали свою военную службу именно с кадет.

Рассказывают

Молодцы! Посмотрите какие талантливые великие люди, Мы должны стремиться быть такими? Конечно, потому что вы тоже кадеты.

А мы переходим к следующей страничке жизни поэта «Одиночество»


Как вы думаете, почему я так назвала эту страничку?

Отвечают (Ссылки и главная тема его стихов)


1837 год… Что это за год и почему он важен в биографии Лермонтова?

Отвечают (Смерть Пушкина, Написание стихотворения «Смерть поэта» и первый арест за это стихотворение, известность)

Хлопотами бабушки в 1838 году Лермонтов снова вернулся в петербургский свет. Его приняли в круг литературной элиты, и он стал одним из самых популярных писателей столицы. Почти каждый номер журнала «Отечественные записки» выходил с новыми стихотворениями поэта.

Однако уже через два года, после очередного участия в дуэли — с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, — Лермонтов снова оказался на Кавказе. Ему предписали находиться в действующей армии. Лермонтов принял новое наказание с азартом: он участвовал во многих сражениях.

В начале февраля 1841 года Лермонтов добился короткого отпуска в Петербург. В записной книжке поэта в тот момент уже были записаны хрестоматийные «Утес», «Сон», «Пророк», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» и «Выхожу один я на дорогу». В столице Лермонтов хлопотал о публикации поэмы «Демон» и обдумывал план издания собственного журнала. Однако этим проектам не суждено было сбыться: в апреле поэт получил приказ в течение 48 часов выехать из города обратно в полк.


Ссора с Николаем Мартыновым случилась по пути поэта на Кавказ, в Пятигорске. Находясь в самом язвительном и меланхоличном своем настроении, Лермонтов вечер за вечером дразнил отставного майора — и тот вызвал его на дуэль. Она состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. По свидетельствам очевидцев, во время дуэли поэт демонстративно выстрелил в воздух. Однако Мартынов был слишком обижен, чтобы проявить такое же великодушие. Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

И последняя страничка нашего журнала «Творчество поэта»

И тут я предлагаю разгадать кроссворд по произведениям писателя.

Разгадываем кроссворд

Ключевое слово – патриот


Кто такой патриот?

Давайте посмотрим в разных словарях значение этого слова

Словарь Даля ВИ


А знаете ли вы что Даль тоже был кадетом?

В 1814 году 13-летнего Владимира с братом Карлом отправили в Петербург учиться в Морском кадетском корпусе. Закончил корпус он 12-м по успеваемости из 83 выпускников. В 1819 году мичман Даль был направлен на Черноморский флот. По пути к новому месту службы он услышал и записал незнакомое слово «замолаживать» с пометкой: «В Новгородской губернии значит «заволакиваться тучами», говоря о небе, «клониться к ненастью»…». Так было положено начало словарю разговорного живого языка.

Лермонтов – тайна, которую не разгадать так же, как не разгадать тайну вашей, моей и любого человека души. Мне хотелось вызвать интерес к Лермонтову как человеку и как поэту. Интерес – это самое главное. А Лермонтов не может не интересовать нас, потому что, читая его поэзию мы погружаемся в историю человеческой души, души мятежной, страдающей, раздираемой с одной стороны стремлением к Богу и свету, а с другой страстями, любовью к «мраку». Не то же ли происходит и с нашей душой, не стоит ли каждый человек перед этим роковым выбором – свет или тьма, Бог или Дьявол? Я надеюсь, что погружение в художественный мир Лермонтова поможет нам сделать правильный выбор.

Я прошу вас попробовать выразить своё представление о Лермонтове в виде синквейна Ключевое слово - «Лермонтов».

Прослушиваем

Благодарю за урок. Ваши ответы мне сегодня очень понравились.