Файл: Тема Методические основы организации труда.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приведенным составляющим должны соответствовать следую­щие компоненты трудового потенциала:

  • здоровье;

  • нравственность и умение работать в коллективе;

  • творческий потенциал;

  • активность;

  • организованность;

  • ассертивность (гармоническое объединение свойств личности);

  • образование, профессиона­лизм;

  • ресурсы рабочего времени.


Показатели, характеризующие компоненты трудового потенциала могут относиться как к отдельному человеку, так и к коллективу и населению страны в целом.
Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, т.е. это часть потенциала человека, который формируется на основе

  • природных данных (способностей),

  • образования,

  • воспитания

  • и жизненного опыта.


Одни способности людей считаются врожденными, т.к. обусловлены генетическими факторами и мало поддаются тренировке (скорость реакции, обоняние). Другие, например, мастерство общения, дикцию можно развить.

Способности в совокупности с чертами характера и другими факторами приводят к успеху при обучении человека профессии. Определенная работа требует и определенных задатков, поэтому на ней эффективнее использовать людей с соответствующими задатками.

Степень трудовой отдачи от наемного работника зависит, в первую очередь, от способности руководителя максимально раскрыть физический и интеллектуальный потенциал своих подчиненных. Этого не добиться, если не понять движущих сил, определяющих поведение человека и его работу на производстве. Движущей силой трудовой деятельности в процессе общественного производства являются потребности человека, его мотивация, которые он сам для себя определил.

1.3. Компоненты деятельности человека


В любом виде деятельности можно выделить две компоненты:

Первая компонента характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции, схеме, когда исполнитель работы не вносит в нее элементов новизны, собственного творчества. Такой труд называют регламентированным, или -трудом.

Вторая компонента характеризует труд, направленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов производства. Этот вид труда называется инновационным, творческим, или -трудом.
Типичным примером деятельности, где преобладает -труд, является выполнение производственной операции сборщиком на конвейере с регламентированным ритмом. Речь в
данном случае идет не о способностях работника, а об объективных возможностях их реализации. Регламентированным может быть не только физический труд, но и, например, труд чиновника, если он сводится к слепому выполнению инструкций.
Преимущественно творческим является труд изобретателей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инженеров, предпринимателей и т.д. Высшим проявлением творчества является искусство.

Значимость творческих элементов в данном виде деятельности можно определить по доле оплаты труда за творчество (гонорары за рационализаторские предложения, изобретения, статьи, книги и т.п.) в общих доходах работника. Также формой платы за творческий труд является прибыль предпринимателя.
Необходимость выделения двух компонент труда обусловлена принципиальными отличиями в их влиянии на формирование дохода предприятии и национального дохода страны.
Увеличение конечного продукта за счет -труда возможно только при увеличении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности.

За счет -труда рост объема продукции возможен при неизменных или даже уменьшающихся затратах рабочего времени и интенсивности труда. Это обусловлено появлением новых идей, обусловливающих улучшение или появление новых продуктов, снижение затрат труда на единицу полезного эффекта.
Но существует еще третья компонента. Результаты работы зависят также и от духовной компоненты деятельности человека, которую обозначают как -труд.

Данная компонента характеризуется такими понятиями как добро, совесть, честь, доверие, альтруизм.

Вместе с тем, некоторые виды духовной деятельности могут быть ориентированы на темные стороны человеческой натуры, на усиление жестокости, нетерпимости, вражды и т.п.


1.4 Нормативные правовые акты по труду



Функции государства в условиях рыночной экономики в сфере регулирования трудовых отноше­ний:

  • законодательно устанавливать минималь­но необходимый уровень защиты трудовых прав субъектов трудо­вого права,

  • осуществлять надзор за соблюдением трудо­вого законодательства.


Трудовое законодательство представляет собой систему право­вых норм, регулирующих трудовые и иные производные от тру­довых общественные отношения.

Нормы действующего трудово­го законодательства устанавливаются и формируются в норматив­ные акты, совокупность, которых и образует систему современ­ного трудового права.


1. Основные законы

1.1. Конституция РФ — Основной закон нашего государства. Он содержит принципиальные положения, которые направлены на регулирование труда. Статья 37 Конституции РФ закрепляет формы реализации гражданами своих способностей к трудовой дея­тельности.

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

  2. Принудительный труд запрещен.

  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не низе установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.


1.2. Вторым основным источником трудового права является Трудовой кодекс РФ.

1) Целями трудового за­конодательства (ст.1) являются

  • установление гос. гарантий трудовых прав и свобод граждан,

  • создание благоприятных усло­вий труда,

  • защита прав и интересов работников и работодателей.


Основными задачами трудового законодательства являются

1) со­здание необходимых правовых условий для достижения оптималь­ного согласования интересов сторон трудовых отношений, ин­тересов государства,

2) а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отноше­ний по

  • организации труда и управлению трудом;

  • трудоустройству у данного работодателя;

  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

  • надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

  • разрешению трудовых споров.



2) Социальное партнерство (раздел II).

  • дается определение но­вому направлению трудовых отношений - социальному партнер­ству, основной задачей которого является обеспечение согласо­вания интересов работников и работодателей по вопросам регу­лирования трудовых отношений и иных, связанных с ними отно­шений.

  • формулируются понятия, принципы, определяются стороны, система и формы социального партнер­ства, разъясняются дефиниции, представители работников и ра­ботодатели, органы социального партнерства.


3) В ст. 133ТК РФ закреплено пра­во, в соответствии с которым

минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума.

В случае ее задержки работодатель за каждый день просрочки обязан выплачивать ра­ботнику пени.

Более того, на 15-й день задержки заработной платы работник вправе приостановить работу с сохранением за все вре­мя заработной платы.
4) Внесены большие изменения в полномочия профессиональных союзов по защите прав работников при увольнении, согласие на увольнение по инициативе администрации соответствующего вы­борного профсоюзного органа по ряду оснований заменено на мотивированное мнение профсоюзного органа, которое должно быть направлено работодателю в порядке, предусмотренном тру­довым кодексом.
1.3. Акты текущего законодательства

К ним относят федеральные законы (ФЗ), основное предназначение которых - регулирование трудовых отношений. Основные ФЗ и Постановления Верховного Совета РФ регулирующих трудовые отношения в настоящее время:

«О занятости населения в РФ»;

«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, рабо­тающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;

«Об обяза­тельном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

«О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудо­вых отношений»;

«О минимальном размере оплаты труда»;

«О про­житочном минимуме в Российской Федерации»;

«О специальной оценке условий труда» и другие
2. Подзаконные акты

2.1. акты Президента РФ.

В соответствии со ст. 80 Кон­ституции РФ Президент является главой государства. Он выступа­ет гарантом прав и свобод граждан РФ и
наделен правом издания указов и распоряжений.

Например Указы Президента РФ:

"О государственных должностях Российской Федерации"

"О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих"
2.2. постановления и распоряжения Правительства РФ.

Правительство РФ выступает одним из ос­новных нормотворческих органов в области регулирования обще­ственных отношений в сфере труда.

Правительство РФ издает подзаконные акты на основе и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента РФ.

Основные постановления Правительства РФ:

«Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве…»;

«О мерах по улучшению условий труда и охраны труда»;

«О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» и другие акты
2.3. по­становления и разъяснения Министерства труда и социального развития РФ. Например:

«О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками…»;

«Об утверждении порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка» и другие акты
Постановления других федеральных органов:

«Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР). Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (регулярно редактируется ).

"Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся" Приказ Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455
Следует обратить внимание на то,

  • что если Постановления Минтруда РФ бесспорно можно рассматривать как самостоятель­ные нормативные акты,

  • то таковыми нельзя признать разъясне­ния. Основная цель разъяснений - конкретизировать нормы права, обладающие более высокой юридической силой. Они определяют круг лиц, к которым данные нормы права могут применяться, каково их действие во времени и в пространстве.


2.4. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, содержа­вшие нормы трудового права. Они не должны противоречить Трудовому кодексу РФ и иным федеральным законам, Указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и иным нормативным актам федеральных органов исполнительной власти.
2.5. Акты органов местного самоуправления содержащие нормы трудового права, но в пределах своей компетенции, а также локальные нормативные акты, содержа­вшие нормы трудового права, принимаемые работодателем.