Файл: Тематический план практики Содержание практики (планы психологопедагогической работы)8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения.


В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей.

Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.

Характеристика особенностей детей средней группы

Списочный состав группы 24 ребенка , дети 2012 и 2013 года рождения.

Контингент воспитанников по полу:

Воспитанников

Количество

%

мальчиков

14

60 %

девочек

10

40 %

Распределение детей по группам здоровья:

Группа здоровья

Количество

%

1

-

 

2

19

95 %

3

1

5 %

Дети относительно здоровы. Наиболее распространенными заболеваниями являются: ОРЗ, ОРВИ.



Дети адаптировались к условиям детского сада достаточно успешно:  из них

лёгкая степень адаптации - 17 детей (65 %), 

средняя степень адаптации - 7 детей (35 %),

тяжёлая степень адаптации – отсутствует.

Социальная характеристика детей:

Состав семьи

Количество

%

1 ребёнок

10

40 %

2 детей

14

60 %

Полные семьи

16

70 %

Неполные семьи

8

30 %

В разводе

1

5 %

Многодетные

4

20

По уходу за ребёнком

4

20 %

Дети работников бюджетной сферы

3

15 %

Уровень образования родителей

 

 

неполное среднее

-

-

среднее

10

50 %

средне специальное

17

85 %

незаконченное высшее

-

-

высшее

8

40 %

Таким образом, в контингенте воспитанников преобладающее число мальчиков (60 %); превалирует 2 группа здоровья (100 %), преобладающее число детей воспитываются в полных семьях (70 %).

Все дети жизнерадостные, активные, очень подвижные.

По темпераменту: холериков – 6 человека (20 %), сангвиников - 9 человек (35 %), меланхоликов – 4 человека (20 %), флегматиков – 5 человек (25 %).

Праворуких – 20 человек (100 %), леворуких - 0.

При моделировании образовательного процесса учитываются индивидуальные особенности детей в освоении содержания примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Сфера развития детей

Индивидуальные особенности детей в группе

Физическая

Часто болеющие дети – 5 человек. Почти все дети в соответствии с возрастом владеют основными движениями. Все дети проявляют интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

Социально-коммуникативная

Дети соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания, однако им требуется напоминание и контроль со стороны воспитателя, что в этом возрасте является допустимым.

Дети активно осваивают правила этикета: здороваются и прощаются друг с другом и с взрослыми.

Дети активно играют в «Дочки-матери», где воспроизводятся образцы взаимоотношений в семье. Распределение ролей в сюжетно-ролевой игре «Моя семья» носит гендерный характер: девочки – мамы и сестры, мальчики – папы и братья. У девочек популярными являются игры «Парикмахерская», «Доктор».У мальчиков игры с машинками.

Речевая

У многих детей имеются нарушения речи разной степени выраженности.

Почти все дети способны внимательно слушать короткие сказки, рассказы, следить за развитием событий. Некоторые дети с помощью взрослого рассказывают о содержании сюжетной картинки.

Познавательная

Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность.

Большинство детей затрудняются в ориентировке в пространстве (путают левую и правую стороны).

Различают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Большинство детей затрудняются в определении части суток. Не все дети знают времена года в правильной последовательности. Многие дети путают цвета. У большинства детей отмечен недостаточный уровень первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Художественно-

эстетическая

Дети проявляют интерес к художественным произведениям. Большой эмоциональный отклик вызывают музыкальные занятия: дети активно «повторяют» песни и танцы в свободной игровой среде группы.

Огромный интерес проявляют к любому виду продуктивной деятельности. Отмечаются сложности в умении владеть кистью, карандашом, создании отчетливых форм, подборе цвета и аккуратного закрашивания. Многие дети не владеют основными приемами лепки. Навыки владения ножницами у большинства детей пока слабые.


1.2 Цели и задачи рабочей программы

Цель рабочей программы:

— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности воспитанниками;

— организация разных видов деятельности ребенка и реализация программы в формах, специфических для детей 4-5 лет, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения программы;

— организация психолого-педагогической поддержки воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— привлечение родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности к проектированию и развитию внутренней социальной среды ДОО;

— использование образовательных возможностей района и города для развития ребенка;

Задачи рабочей программы:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;


6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного возраста, в ее основу заложены основные принципы и подходы:

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);   

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;    

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;    

основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;  

предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;