Файл: Учебник для средней школы Утверждён Министерством просвещения рсфср издание восьмое государственное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ном месте замедляет своё движение. Это замедление могло быть вызвано влиянием других планет, известных в то время. Однако вычисления показали, что причина возмущения Урана кроется не в этом. Ни Солнце, ни другие звёзды также не могли быть причиной. Оставалось предположить только одно имеется ещё какая-то, до тех пор неизвестная планета солнечной системы. Эта планета и влияет на движение Урана. После того как вычислили местонахождение этой планеты и направили в соответствующее место сильнейший телескоп, действительно обнаружили новую планету, получившую название Нептун (1846 г. Такс помощью метода остатков было сделано это открытие. Сущность метода остатков заключается в следующем стремясь установить причину интересующего нас явления, мы исследуем предшествующие (и сопутствующие) ему обстоятельства. В процессе такого исследования мы обнаруживаем, что эти обстоятельства, кроме одного из них, не могут служить причиной интересующего нас явления. Формулировка метода остатков следующая Если известно, что причиной явления не служат предполагаемые обстоятельства, кроме одного из них, то это одно и есть причина явления. Метод сопутствующих изменений Рассмотрим этот метод на таких примерах если по проводу идёт электрический ток, то вокруг провода возникает магнитное поле следовательно, прохождение электрического тока является причиной возникновения магнитного поля если вращать колесо вокруг оси, то ось нагревается следовательно, движение колеса вокруг оси является причиной её нагревания. Эти выводы сделаны по методу сопутствующих изменений. Формулировка его следующая Если возникновение одного явления всякий раз вызывает возникновение другого, то первое из них есть причина второго.
136
136
Метод сопутствующих изменений применяется в тех случаях, когда интересующее нас явление по самой своей природе не может быть отделено от сопутствующего ему явления. Нельзя, например, отделить теплоту тела от расширения объёма этого тела. Поэтому при изучении таких явлений мы можем наблюдать лишь, как изменяется одно из них при изменении другого (как, например, изменяется объём тела при изменении количества теплоты. Метод сопутствующих изменений часто применяется в сочетании с методом различия. Например, чтобы сделать вывод относительно причины возникновения магнитного поля, мы устанавливаем не только тот факт, что это поле возникает при прохождении электрического тока, но также и тот факт, что это поле исчезает при прекращении электрического тока.
§ 7. Условия применения методов индукции Индуктивные методы применяются обычно не вот ельности, не изолированно друг от друга, а в сочетании друг с другом, во взаимном дополнении. Рассмотрим такой пример МВ. Ломоносов, изучая причины теплоты и холода, наблюдал ряд случаев увеличения и уменьшения в физических телах количества теплоты в зависимости от воздействия, которому подвергались эти тела (трение, ударит. п. Ломоносов пользовался при этом методом сопутствующих изменений. Но одного этого метода для получения научного вывода недостаточно. Пользуясь методом сходства, Ломоносов сопоставил различные случаи увеличения в телах теплоты и нашёл, что единственным, общим для всех этих случаев является движение. Но чтобы сделать свой вывод — теплота возбуждается движением, — Ломоносов не удовлетворился наблюдением одних только сходных случаев. Он сравнил случаи, когда теплота в телах увеличивается, со случаями, когда она уменьшается, те. применил метод разницы. И, наконец, рассматривая различные возможные причины возбуждения теплоты, Ломоносов установил,
137
§ 7. Условия применения методов индукции Индуктивные методы применяются обычно не вот ельности, не изолированно друг от друга, а в сочетании друг с другом, во взаимном дополнении. Рассмотрим такой пример МВ. Ломоносов, изучая причины теплоты и холода, наблюдал ряд случаев увеличения и уменьшения в физических телах количества теплоты в зависимости от воздействия, которому подвергались эти тела (трение, ударит. п. Ломоносов пользовался при этом методом сопутствующих изменений. Но одного этого метода для получения научного вывода недостаточно. Пользуясь методом сходства, Ломоносов сопоставил различные случаи увеличения в телах теплоты и нашёл, что единственным, общим для всех этих случаев является движение. Но чтобы сделать свой вывод — теплота возбуждается движением, — Ломоносов не удовлетворился наблюдением одних только сходных случаев. Он сравнил случаи, когда теплота в телах увеличивается, со случаями, когда она уменьшается, те. применил метод разницы. И, наконец, рассматривая различные возможные причины возбуждения теплоты, Ломоносов установил,
137
что только одна из них — движение — возбуждает теплоту, те. применил метод остатков. Индуктивные методы часто применяются ив научной, ив повседневной жизни. Однако значение их не следует преувеличивать. Индуктивные методы — это только способы обнаружения причин явлений. Пользуясь этими методами, мы расширяем наши знания о явлениях и их причинах, но если у нас никакого знания о данном явлении нетто индуктивные методы нам не помогут. Допустим, например, что мы ничего не знаем о такой явлении, как окисление металлов. Индуктивные методы не только не могут восполнить это знание, номы даже воспользоваться ими как способами не сможем. При изучении явлений действительности необходимо прежде всего конкретное знание об этих явлениях, и только тогда мы можем применить индуктивные методы. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Что такое умозаключение Дайте его определение.
2. Назовите три основные формы умозаключения.
3. Что такое индуктивное умозаключение
4. Что такое полная индукция (Приведите пример полной индукции)
5. Что такое неполная индукция (Приведите пример)
6. Что такое научная индукция (Приведите пример)
7. Какое различие между индукцией через простое перечисление и научной индукцией
8. В чём сущность метода сходства (Приведите формулировку и пример)
9. В чём сущность метода различия (Приведите формулировку и пример)
10. В чём сущность метода остатков (Приведите формулировки и пример)
11. В чём сущность метода сопутствующих изменений (Приведите формулировку и пример)
12. Что такое поспешное обобщение (Дайте примеры)
13. Что такое после этого — значит, по причине этого
1. Что такое умозаключение Дайте его определение.
2. Назовите три основные формы умозаключения.
3. Что такое индуктивное умозаключение
4. Что такое полная индукция (Приведите пример полной индукции)
5. Что такое неполная индукция (Приведите пример)
6. Что такое научная индукция (Приведите пример)
7. Какое различие между индукцией через простое перечисление и научной индукцией
8. В чём сущность метода сходства (Приведите формулировку и пример)
9. В чём сущность метода различия (Приведите формулировку и пример)
10. В чём сущность метода остатков (Приведите формулировки и пример)
11. В чём сущность метода сопутствующих изменений (Приведите формулировку и пример)
12. Что такое поспешное обобщение (Дайте примеры)
13. Что такое после этого — значит, по причине этого
Глава X АНАЛОГИЯ Мы видели, что дедукция есть умозаключение от общего к частному, индукция есть умозаключение от частного к общему. Но, кроме этих двух форм умозаключения, возможна третья форма — умозаключение от частного к частному. Один из видов такого умозаключения называется аналогией. Аналогия — это такая форма умозаключения, в которой от сходства двух предметов в одних каких-либо признаках мы заключаем о сходстве этих предметов в других признаках. Например водном лесу было много грибов. Придя в другой лес, мы замечаем, что ряд признаков его сходен с признаками прежнего леса такой же густой, смешанный и пр. Следовательно, возможно, что ив этом лесу есть много грибов. Сущность умозаключения по аналогии состоит в следующем положим, мы наблюдаем какое-нибудь явление Аи усматриваем в нём признаки а, б, в положим, мы наблюдаем явление Б с такими же признаками а, б, в. Сверх того, в явлении Б мы замечаем ещё признак х, которого мы не наблюдаем в явлении А Тогда, на основании сходства признаков а, б, в между Аи Б, мы ожидаем, что явление А вероятно, обладает и признаком х. Так, сходство в химическом составе Земли и Солнца заставило предположить, что на Земле также имеется элемент гелий, который впервые был открыт в составе Солнца. Это предположение оправдалось. Умозаключения по аналогии всегда дают лишь вероятный вывод, который подтверждается или опровергается
139
139
дальнейшей практикой. Вероятность имеет свою степень, те. может быть большей или меньшей. Большую вероятность имеет тот вывод по аналогии, который основывается на большем количестве сходных признаков сравниваемых явлений. Однако если предмет или явление, относительно которого мы умозаключаем, имеет признак, несовместимый с признаком, о котором говорится в выводе, то как бы ни было велико количество сходных признаков, наш вывод будет ложным. Так, например, слишком высокая температура Меркурия несовместима с наличием органической жизни на этой планете, если бы мы умозаключили о наличии этой жизни. Степень вероятности вывода зависит также оттого, насколько существенными являются сходные признаки. Если мы устанавливаем сходство несущественных признаков предметов, то наша аналогия, как правило, будет ложной. Ложными аналогиями являются многие антинаучные теории например, так называемый социальный дарвинизм, представители которого пытаются перенести законы растительного и животного мира на общественную жизнь людей. Цель такой аналогии — скрыть и увековечить социальное неравенство, существующее в капиталистическом обществе. Известно, что аналогия — не доказательство. Это правильное выражение содержит мысль, что аналогия сама по себе ничего доказать не может. В научной и общественной жизни аналогиями пользуются не для доказательства, а для получения вероятных выводов, а также для пояснения своей мысли и для более ясной характеристики того или иного явления. Было бы глупо утверждать, что нельзя брать вообще аналогий из революций других стран при характеристике тех или иных течений, тех или иных ошибок в революции данной страны. Разве революция одной страны не учится у резолюций других стран, если даже эти революции являются неоднотипными? Ленин широко пользовался аналогией из французской революции 1848 года при характеристике ошибок тех или иных деятелей перед Октябрём, хотя Ленин хорошо знал, что французская революция 1848 года и наша Октябрьская революция не являются революциями однотипными (ИВ. Сталин. В этих словах ИВ. Сталина подчёркнута роль аналогии как одного из умозаключений, которое позволяет нам расширять знания об окружающем мире. Аналогию можно применять очень широко даже ив тех случаях, когда мы имеем дело с неоднотипными явлениями. Советская делегация на одной из сессий Генеральной Ассамблеи ООН провела аналогию между запрещением использования газов в военных целях и запрещением использования атомной энергии в военных целях. Английские и американские дипломаты пытались оспорить правомерность подобной аналогии. Они при этом ссылались на то, что водном случае будто бы идёт речь об использовании, а в другом случае — о производстве. На самом деле в обоих случаях речь шла о запрещении использования. В своём выступлении глава советской делегации очень убедительно обосновал правомерность аналогии, проводимой советской делегацией. Никто не собирается, — говорил он, — запрещать производство атомной энергии атомная энергия должна производиться, но должна употребляться только для мирных целей. Она должна быть запрещена к употреб¬ нию в военных целях. Удушающие газы никто не запрещал производить, ибо они нужны для мирных целей, например, для борьбы со страшными и опасными для по
ов саранчовыми налётами. Но было запрещено именно использование удушливых газов и газов вообще — в военных целях. Водном случае — газовое оружие, в другом случае — атомное оружие. Производить атомную энергию можно, производить удушающие газы можно, но использовать то и другое в военных целях — нельзя. Аналогия полная, и никто не опроверг, да и не может опровергнуть этой аналогии. Аналогия нередко играет немаловажную роль при научных предположениях, которые затем приводят к научным открытиям. Например, при открытии теории всемирного тяготения важную роль сыграла аналогия, которую Ньютон провёл между движением тел на Земле (в частности, падением их) и движением небесных тел.
141
ов саранчовыми налётами. Но было запрещено именно использование удушливых газов и газов вообще — в военных целях. Водном случае — газовое оружие, в другом случае — атомное оружие. Производить атомную энергию можно, производить удушающие газы можно, но использовать то и другое в военных целях — нельзя. Аналогия полная, и никто не опроверг, да и не может опровергнуть этой аналогии. Аналогия нередко играет немаловажную роль при научных предположениях, которые затем приводят к научным открытиям. Например, при открытии теории всемирного тяготения важную роль сыграла аналогия, которую Ньютон провёл между движением тел на Земле (в частности, падением их) и движением небесных тел.
141
В подобных случаях аналогия является преддверием научной гипотезы, рассмотрение которой дано в следующей главе. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Что такое умозаключение по аналогии (Дайте пример)
2. Отчего зависит вероятность вывода по аналогии
3. Какие аналогии являются ложными
4. Почему аналогия не может быть доказательством
5. Для чего пользуются аналогиями
1. Что такое умозаключение по аналогии (Дайте пример)
2. Отчего зависит вероятность вывода по аналогии
3. Какие аналогии являются ложными
4. Почему аналогия не может быть доказательством
5. Для чего пользуются аналогиями
Глава XI ГИПОТЕЗА
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
§ 1. Определение гипотезы Мы считаем то или иное явление объяснённым, когда нам удалось найти причину, которая вызвала данное явление, или отыскать тот общий закон, которому эти явления подчиняются. Однако прежде чем окончательно установить, какая именно причина вызывает данные явления, мы делаем различные предположения. Так, врач, ещё не определивший окончательно, чем именно болен данный человек, наблюдает и исследует проявления болезни (повышение температуры, боли и пр, предполагая какую-либо определённую причину болезненного состояния этого человека. Предположение, которым пользуются в науке для объяснения каких-либо явлений, но достоверность которого ещё не доказана опытным путём, называется гипотезой. Так, например, предположение о том, что внутреннее ядро земного шара находится в расплавленном состоянии, оказывается гипотезой. Это предположение не может при современном состоянии наших научных знаний быть доказано путём непосредственного наблюдения и оправдывается единственно тем, что объясняет нам некоторые явления. Таким образом, при постановке гипотезы мы умозаключаем о причине по её действию. Гипотезы создаются в результате продолжительных поисков, опыта и эксперимента. Сплошь и рядом учёный бывает вынужден отказаться от найденных уже гипотез, если предположенные новые гипотезы оказываются более правильными.
143
§ 2. Проверка гипотезы Конечно, не всякая гипотеза может иметь научное значение. Чтобы гипотеза получила научное значение, она должна подвергнуться проверке. Что значит проверить какую-нибудь гипотезу Проверить гипотезу значит
1) установить, что следствия, которые из неё должны вытекать, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями
2) показать, что применяемая нами гипотеза не противоречит другим законам, которые считаются нами истинными, другим гипотезам, которые мы приняли раньше как более или менее вероятные. Первое и главнейшее условие, которому должна удовлетворять всякая научная гипотеза, заключается в том, чтобы она соответствовала всем известным явлениям, всем фактам опыта. Однако исследователь должен убедиться, что принимаемая им гипотеза не только не противоречит известным фактам, но что она есть единственно возможная, что только при её помощи вся совокупность наблюдаемым явлений находит себе вполне достаточное объяснение.
§ 3. Гипотеза и теория Гипотеза, которая не только не противоречит наблюдаемым фактам, но и подтверждается в практике людей, становится теорией. Примером превращения гипотезы в теорию является история атомистического принципа в физике. Ещё в древней Греции философ Демокрит (около 460—370 гг. дон. э) учил, что вся материя состоит из мельчайших невидимых частиц, которые он назвал атомами (слово атом греческое и значит буквально то, что нельзя разделить. Нов том виде, в каком это учение разрабатывалось древними философами, оно оставалось гипотезой. В средние века атомизм не находил себе сторонников, нос эпохи Возрождения учёные возродили этот принцип. Однако ив этом случае атомистический принцип ещё оставался гипотезой. Однако наука идёт вперёд. Современная физика сочень большой точностью измерила вес атомов и, определив отношение веса атомов разных элементов, раскрыла внутреннее строение атома и показала, что сам атом представляет собой целую систему электронов, вращающихся около центрального ядра. Таким образом, гипотеза превратилась в общепринятую, научно проверенную теорию. Теория является тем совершеннее, чем большее количество фактов и явлений, которые до того времени были изолированными, включается вкруг, объясняемый этой теорией. Совершенная теория есть та, которая подтверждена на практике, проверена практикой и служит интересам практической деятельности людей. Ярким примером этого может служить марксистско- ленинская теория об обществе, о законах развития общественной жизни. Эта теория блестяще подтверждена и доказана всем ходом истории общества, всей практикой коммунистического строительства в СССР. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Что такое гипотеза
2. Какую роль играет гипотеза в экспериментальном исследовании
3. Приведите пример гипотезы.
4. Что значит проверить гипотезу
5. Каким условиям должна удовлетворять гипотеза, чтобы стать теорией
Глава XII ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
§ 1. Определение логического доказательства В любом школьном сочинении, в научном исследовании, в докладе и лекции, в беседе и дискуссии нам приходится не только высказывать различные суждения, но и обосновывать, доказывать их истинность. Голословные, необоснованные суждения никого не убеждают и терпят крах при первой же проверке их практикой. Ярким примером этого могут служить все теории, враждебные марксизму-ленинизму. Так, у оппортунистов II Интернационала существовало такое теоретическое положение пролетариат не может и не должен брать власть, если он не является сам большинством в стране. Критикуя это утверждение противников марксизма- ленинизма, ИВ. Сталин писал Доказательств никаких, ибо нет возможности оправдать это нелепое положение ни теоретически, ни практически. Известно, что жизнь опровергла эти необоснованные положения II Интернационала. Пролетариат России, будучи меньшинством населения страны, опираясь на союз с беднейшим крестьянством, свергнул господство капиталистов и взял власть в свои руки. Основоположники марксизма-ленинизма всегда обращали внимание на доказательность рассуждений. Ф. Энгельс писал, что если философ требует, чтобы верили в его правдивость, то пусть он выступит с доказательством. В речи на Петербургской партийной конференции в 1906 г. В. И. Ленин говорил, что никто из выступавших меньшевиков не опроверг доводы большевиков, ибо все, что говорилось—голословно и не может служить достаточным основанием
146
§ 1. Определение логического доказательства В любом школьном сочинении, в научном исследовании, в докладе и лекции, в беседе и дискуссии нам приходится не только высказывать различные суждения, но и обосновывать, доказывать их истинность. Голословные, необоснованные суждения никого не убеждают и терпят крах при первой же проверке их практикой. Ярким примером этого могут служить все теории, враждебные марксизму-ленинизму. Так, у оппортунистов II Интернационала существовало такое теоретическое положение пролетариат не может и не должен брать власть, если он не является сам большинством в стране. Критикуя это утверждение противников марксизма- ленинизма, ИВ. Сталин писал Доказательств никаких, ибо нет возможности оправдать это нелепое положение ни теоретически, ни практически. Известно, что жизнь опровергла эти необоснованные положения II Интернационала. Пролетариат России, будучи меньшинством населения страны, опираясь на союз с беднейшим крестьянством, свергнул господство капиталистов и взял власть в свои руки. Основоположники марксизма-ленинизма всегда обращали внимание на доказательность рассуждений. Ф. Энгельс писал, что если философ требует, чтобы верили в его правдивость, то пусть он выступит с доказательством. В речи на Петербургской партийной конференции в 1906 г. В. И. Ленин говорил, что никто из выступавших меньшевиков не опроверг доводы большевиков, ибо все, что говорилось—голословно и не может служить достаточным основанием
146
В своей исторической работе Анархизм или социализм ИВ. Сталин показывает, что недостаточно отвергнуть учение анархистов, надо обосновать его полную несостоятельность. Если учение анархистов выражает истину, — писал ИВ. Сталин, — тогда оно, само собой разумеется, обязательно проложит себе дорогу и соберёт вокруг себя массу. Если же оно несостоятельно и построено на ложной основе, оно долго не продержится и повиснет ввоз духе. Несостоятельность же анархизма должна быть доказана. Доказательность — это важное качество правильного мышления. Оно является отображением в человеческом мозгу одной из коренных закономерностей материального мира. В природе ив обществе каждый предмет, каждое явление связаны со всеми другими предметами и явлениями. Появление любого материального предмета подготовлено всем предшествующим развитием других материальных предметов. ИВ. Сталин говорит, что ни одно явление в природе не может быть понято, если взять его в изолированном виде, вне связи с окружающими явлениями, ибо любое явление в любой области природы может быть превращено в бессмыслицу, если его рассматривать вне связи с окружающими условиями, в отрыве от них, и, наоборот, любое явление может быть понято и обосновано, если оно рассматривается в его неразрывной связи с окружающими явлениями, в его обусловленности от окружающих его явлений. Ясно, что и наши мысли о предметах внешнего мира, если они соответствуют тому, что они отображают, должны находиться во взаимосвязи, опираться на предшествующую мысль как на своё достаточное основание. Любая научная теория, любое правильное рассуждение потому или иному определённому вопросу представляют последовательную связь мыслей. Так, мы уже знаем, что в самом простом индуктивном умозаключении общий вывод вытекает из других единичных, частных или менее общих суждений, те. связан с другими мыслями. Простейшее обобщение, полученное таким образом, можно применить к другим единичным, частным или менее общим суждениями в результате этого вывести новое
147
147
суждение, которое будет менее общим, чем первое. Но и это суждение есть результат сочетания, связи с предшествующими суждениями. Это характерно для каждого правильного умозаключения, для каждого правильного рассуждения каждая новая мысль опирается на предшествующие как на своё основание, а предшествующие мысли подготавливают результат умозаключения. Посылки связаны с заключением, заключение связано с выводом. При этом взаимосвязь мыслей в правильном рассуждении не является чем-то произвольным. Связь мыслей в таком рассуждении есть отображение реальных связей предметов и явлений материального мира. Так, связь мыслей в дедуктивном умозаключении, например, фиксирует связь общего и единичного, как они существуют в действительности. Ленин говорил, что логические . фигуры отображают обычные отношения вещей. Значит, нельзя понять предмет природы, если рассматривать его вне связи с окружающими его предметами, если брать его в изолированном виде. Но практика показывает, что внутренние связи, которые всегда имеют наибольшее значение для понимания предмета, как правило, невидны прямо, непосредственно, не бросаются сразу в глаза при первом же знакомстве с предметом. Если бы форма проявления и внутренняя сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишней. Задача любого научного исследования и состоит в том, чтобы установить связи между отдельными сторонами предмета, между данным предметом и окружающими его предметами. Всякая мысль есть отображение внешнего мира.
Причём это отображение не непосредственное, не цельное. Наши мысли не механически, как простое зеркало, отображают закономерности природы и общества. Естественно поэтому, что умение убедительно доказать в процессе того или иного рассуждения необходимую связь мыслей, в которой отобразилась связь вещей объективного мира, является чрезвычайно важным свойством мышления. Доказательство играет существенную роль в каждой науке. Так, необходимость глубокого изучения явлений
148
Причём это отображение не непосредственное, не цельное. Наши мысли не механически, как простое зеркало, отображают закономерности природы и общества. Естественно поэтому, что умение убедительно доказать в процессе того или иного рассуждения необходимую связь мыслей, в которой отобразилась связь вещей объективного мира, является чрезвычайно важным свойством мышления. Доказательство играет существенную роль в каждой науке. Так, необходимость глубокого изучения явлений
148
электричества обосновывается в учебнике физики рядом других суждений Электрическая энергия в настоящее время является основной формой, в которой техника использует энергию. Электрификация страны стала одним из основных условий осуществления дальнейшего роста социалистического народного хозяйства и перехода от социализма к коммунизму. Развитие учения об электричестве глубоко изменяло научное представление о строении материи. И т. д. Без доказательства принимается лишь крайне незначительная часть отправных, исходных положений той или иной научной теории. Так, например, в геометрии такими положениями являются следующие Две величины, равные порознь третьей, равны между собой, Целое больше своей части, Если к равным прибавим равные, то получим равные и т. д. Всё это представляет собой аксиомы. Но и аксиомы принимаются без доказательства не потому, что вовсе не нуждаются в доказательстве в силу какой-то очевидности. В процессе исторического развития знания они проверяются, уточняются на практике, на опыте. Аксиомы признаются недоказываемыми мыслями только потому, что те простейшие отношения и связи вещей, которые запечатлены в аксиомах, миллионы раз проверены многими поколениями людей в процессе обществен
но-трудовой деятельности. По поводу опытного происхождения аксиом В. И. Ленин пишет практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур дабы эти фигуры могли получить значение аксиом. Не доказываются также прописные истины, вроде следующих Лошади едят овёс», Волга впадает в Каспийское море. Когда однажды В. И. Ленин прочитал в газете статью, в которой доказывалась польза клубов и собраний, он так отозвался об этом К чему говорить с такой важностью о вещах, само собою понятных Неужели стоит доказывать пользу клубов и собраний Но наши высказывания не сводятся только к аксиомами к прописным истинам. В устной и письменной речи,
149
но-трудовой деятельности. По поводу опытного происхождения аксиом В. И. Ленин пишет практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур дабы эти фигуры могли получить значение аксиом. Не доказываются также прописные истины, вроде следующих Лошади едят овёс», Волга впадает в Каспийское море. Когда однажды В. И. Ленин прочитал в газете статью, в которой доказывалась польза клубов и собраний, он так отозвался об этом К чему говорить с такой важностью о вещах, само собою понятных Неужели стоит доказывать пользу клубов и собраний Но наши высказывания не сводятся только к аксиомами к прописным истинам. В устной и письменной речи,
149
в докладе ив школьном сочинении мы употребляем такие суждения, истинность которых не подтверждается ни показаниями органов чувств, ни известной всем аксиомой. Например, мы знаем, что Земля — шар, что Земля вращается вокруг Солнца. Это знание мы получили не в результате одного только непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Зрительное ощущение, взятое само по себе, говорит как раз о другом Земля плоская, Не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вращается вокруг Земли. Истинность подавляющего большинства высказываний требуется доказать. Нив одной подлинно научной теории не содержится голословных, необоснованных, недоказанных утверждений. Что же значит доказать Что же надо понимать под словом доказательство Слово доказательство имеет в науке ив житейском обиходе три значения. В качестве доказательства того, что то или иное явление, тот или иной факт имели место, приводится другое явление, другой факт. Так, например, то обстоятельство, что империалистические круги США сколачивают военные блоки, служит доказательством того, что реакционное правительство этой страны готовится к войне против Советского Союза и стран народной демократии. В данном случае доказательством является сам очевидный факт, из которого делается вывод о существовании или несуществовании другого факта. Но часто слово доказательство употребляется в другом значении. Так, в качестве доказательства того, что в классе все ученики сдали экзамены по физике на отличную и хорошую оценку, может служить классный журнал с оценками. Абонементная карточка, в которой мы расписываемся в получении книги, является доказательством того, что книга числится за нами. В исторических науках литературные произведения о прошлых событиях, современником или участником которых был автор, принимаются в качестве доказательства различных исторических событий.
150
150
Во всех этих случаях в качестве доказательства приводится не сам очевидный факта источник сведений классный журнал, библиотечная карточка, мемуары) об этом факте, явлении, событии. Таково второе значение слова доказательство. Доказательство — как источник сведений о томили ином событии. И есть ещё третье значение слова доказательство. Из закона достаточного основания мы знаем, что для обоснования истинности того или иного суждения необязательно всякий раз обращаться к источнику или непосредственному факту. Обобщённый в теории опыт трудовой деятельности людей даёт возможность проверять суждения логическим путём. Такие доказательства мы применяем во всех областях знания. Приведём два простых примера. Допустим, что нам надо обосновать, что вода упруга. Доказывается это тем, что вода — жидкость, а все жидкости упруги, значит, и вода, будучи жидкостью, упруга. Так из суждений, истинность которых доказана предшествующей практикой людей, делается вывод, что вода упруга. Мы утверждаем, что серебро — проводник тепла. Доказывается это так серебро — металла все металлы — хорошие проводники тепла, значит, серебро — проводник тепла. Из двух суждений, истинность которых нам известна, мы вывели истинность суждения Серебро — проводник тепла. В обоих случаях мы имеем дело с логическим доказательством. Доказательство — этологическое действие, в процессе которого истинность одного какого-либо суждения обосновывается с помощью других суждений, истинность которых проверена на практике. Логическое доказательство — это мыслительный процесс. Истинность одного суждения подтверждается посредством других суждений. Но каждое правильное доказательство в конечном счё
те, несомненно, основывается на фактах. В. И. Ленин говорит практикой своей доказывает человек объективную правильность своих идей, понятий, знаний, науки. Если суждения, с помощью которых доказывается выдвинутое положение, не проверены на практике, то таксе доказательство обречено на провал. Логическое доказательство мы применяем во всех науках, в практической деятельности ив житейском обиходе, когда надо обосновать истинность одного суждения посредством других суждений, истинность которых проверена на практике. Содержание суждений, истинность которых приходится доказывать, в каждой науке различное. Но если отвлечься от частного и конкретного в суждениях, то можно установить нечто общее, что лежит в основе связи и сочетания суждений в процессе доказательства, и на основании этого вывести некоторые правила доказательства, которые имеют силу во всех случаях доказательства. Таким общим для всех доказательств является структура доказательства, способы доказательства, общие требования в отношении доказываемого суждения, в отношении суждений, с помощью которых обосновывается доказываемое суждение. Это общее и составляет предмет изучения логики в области доказательства. Формы и способы доказательства являются результатом длительной, абстрагирующей работы человеческого мышления. Их нельзя рассматривать как продукт одной какой-либо эпохи. Структура доказательства, его способы есть продукт ряда эпох.
§ 2. Состав доказательства Во всяком доказательстве безотносительно к тому частному и конкретному, что в нём обосновывается, всегда должны быть налицо следующие трисоставные части тезис, основание и способ доказательства (демонстрация.
1) Тезисом называется суждение или положение, истинность которого требуется доказать. Основное требование, которое должно предъявляться к каждому тезису, заключается в том, чтобы содержание доказываемого тезиса было истинным, те. соответствовало объективной действительности.
2) Основаниями (доводами или аргументами) называются те суждения, истинность которых уже установлена и которые поэтому могут быть приведены в подтверждение тезиса в качестве достаточного основания.
152
те, несомненно, основывается на фактах. В. И. Ленин говорит практикой своей доказывает человек объективную правильность своих идей, понятий, знаний, науки. Если суждения, с помощью которых доказывается выдвинутое положение, не проверены на практике, то таксе доказательство обречено на провал. Логическое доказательство мы применяем во всех науках, в практической деятельности ив житейском обиходе, когда надо обосновать истинность одного суждения посредством других суждений, истинность которых проверена на практике. Содержание суждений, истинность которых приходится доказывать, в каждой науке различное. Но если отвлечься от частного и конкретного в суждениях, то можно установить нечто общее, что лежит в основе связи и сочетания суждений в процессе доказательства, и на основании этого вывести некоторые правила доказательства, которые имеют силу во всех случаях доказательства. Таким общим для всех доказательств является структура доказательства, способы доказательства, общие требования в отношении доказываемого суждения, в отношении суждений, с помощью которых обосновывается доказываемое суждение. Это общее и составляет предмет изучения логики в области доказательства. Формы и способы доказательства являются результатом длительной, абстрагирующей работы человеческого мышления. Их нельзя рассматривать как продукт одной какой-либо эпохи. Структура доказательства, его способы есть продукт ряда эпох.
§ 2. Состав доказательства Во всяком доказательстве безотносительно к тому частному и конкретному, что в нём обосновывается, всегда должны быть налицо следующие трисоставные части тезис, основание и способ доказательства (демонстрация.
1) Тезисом называется суждение или положение, истинность которого требуется доказать. Основное требование, которое должно предъявляться к каждому тезису, заключается в том, чтобы содержание доказываемого тезиса было истинным, те. соответствовало объективной действительности.
2) Основаниями (доводами или аргументами) называются те суждения, истинность которых уже установлена и которые поэтому могут быть приведены в подтверждение тезиса в качестве достаточного основания.
152
Различается несколько видов оснований доказательства. Самым убедительным из них является совокупность относящихся к тезису фактов. Точные и бесспорные факты, взятые в их связи, В. И. Ленин считал не только упрямой, но и безусловно доказательной вещью. Отдельные факты, выхваченные из общей связи, подобранные произвольно, теряют свою доказательную силу. Подобрать примеры вообще говорил В. И. Ленин, — не стоит никакого труда, но и значения это не имеет никакого, или чисто отрицательное, ибо все дело в исторической конкретной обстановке отдельных случаев. В качестве оснований могут приводиться определения основных понятий, принятые в данной науке. Истинность тезиса в математических доказательствах, например, может обосновываться не только с помощью системы фактов и определений, а также посредством аксиом и постулатов. Существо аксиомы нам уже известно из предыдущего параграфа. Постулат же очень сходен с аксиомой и отличается от неё лишь тем, что он менее общепризнан.
3) Способ доказательства — формы связи и сочетания оснований и выводов из оснований, которые дают возможность доказать истинность тезиса. Способ доказательства — это последовательная связь ряда умозаключений, цепь суждений, которая должна убедительно показать, что доказываемый тезис логически, с необходимостью вытекает из посылок или аргументов, истинность которых проверена на практике. Простое, механическое сложение отдельных посылок не имеет доказательной силы. Все эти трисоставные части обязательно должны быть в каждом доказательстве. В правильном доказательстве тезис и основания ясно и чётко разграничены. Но мало знать тезис и иметь основания, надо ещё уметь логически вывести тезис из оснований. Способность доказывания не является чем-то врождённым, её надо развивать.
3) Способ доказательства — формы связи и сочетания оснований и выводов из оснований, которые дают возможность доказать истинность тезиса. Способ доказательства — это последовательная связь ряда умозаключений, цепь суждений, которая должна убедительно показать, что доказываемый тезис логически, с необходимостью вытекает из посылок или аргументов, истинность которых проверена на практике. Простое, механическое сложение отдельных посылок не имеет доказательной силы. Все эти трисоставные части обязательно должны быть в каждом доказательстве. В правильном доказательстве тезис и основания ясно и чётко разграничены. Но мало знать тезис и иметь основания, надо ещё уметь логически вывести тезис из оснований. Способность доказывания не является чем-то врождённым, её надо развивать.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14