Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1017
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итак, второй повествователь, который, собственно и рассказывает главную повесть, – Иван Васильевич. Он ведет повествование об определенном эпизоде своей жизни, от первого лица. Перед нами – рассказ в рассказе.
– Как вы думаете, с какой целью обычно автор создает образ повествователя, рассказывающего от первого лица?
Такое повествование усиливает иллюзию достоверности рассказываемого и акцентирует внимание на образе повествователя. Автор словно бы «прячется», но при этом не становится тождественным повествователю.
Автор обращает нас к чувствам, пережитым Иваном Васильевичем в 40-х годах, направляет вектор времени назад, но мы, читатели, чувствуем, что при этом автор смотрит далеко вперед: он видит, что проблемы, которые были в обществе в то время, еще не изжиты, они остаются актуальными и в наши дни.
Итак, время, которое находится в центре внимания, – сороковые годы. Что вы знаете об этом времени? Кто тогда царствовал?
Николая I называли Николай Палкин. Вспомните рассказ Лескова «Человек на часах», рассказ о судьбе часового, спасшего утопающего и жестоко наказанного за это. что было главным для военных чиновников? По закону часовому нельзя оставлять пост. Мы видим, что законы, придуманные людьми, расходятся с законами высшими: оказать помощь гибнущему человеку – это высшая необходимость, и ее не видят начальники провинившегося солдата из-за ширмы устава. И солдат воспринимает наказание как естественное следствие своего поступка.
Вывод:
Итак, перед нами рассказ в рассказе; художественное время первого рассказа (70-е – 80-е гг.) заключает в себе художественное время второго (40-е гг.), а финал выводит нас на новое время – на время, в котором живут читатели, и обращает к проблемам современности.
Какова же композиция рассказа? Какие композиционные приемы использует Толстой в рассказе «После бала»?
Сочетание повтора и противопоставления (зеркальная композиция) – основной композиционный прием рассказа. Противопоставление заложено уже в названии: во время бала – «После бала».
1) Чтение плана, составленного дома (домашнее задание к уроку 43).
2) В рассказе противопоставлены друг другу и образы, и персонажи, и художественные детали.
Коллективное составление основы для таблицы.
| Во время бала | После бала |
Место действия | Зала у предводителя | Описание улицы |
Музыка | «В душе у меня все время пело и слышался мотив мазурки» | «Звуки флейты и барабана». «Неприятная, визгливая мелодия» |
Персонажи | Хозяева бала. Варенька. Полковник | Солдаты. Наказываемый. Полковник |
Чувства Ивана Васильевича | Счастлив, блажен, добр. Обнимал весь мир своей любовью | Стыдно… Тоска… |
Детали | Перчатка: «надо все по закону»; умилили сапоги; полковник «подвел ее ко мне...» | Бьет перчаткой по лицу солдата... Делая вид, что не знает, поспешно отвернулся |
3) Самостоятельная работа (заполнение таблицы).
– Какое противоречие мы видим в рассказе? Есть ли в рассказе конфликт между персонажами или группами персонажей?
Конфликта между героями нет.
Существует ли конфликт внутренний – в душе полковника, отца Вареньки?
Полковник воспринимает свое нежное отношение к дочери и безразличное, жестокое отношение к солдатам как само собой разумеющееся. Страдание солдата не вызывает противоречия в его душе. Как такое возможно? В сцене наказания солдата полковник все тот же – тот же румянец, та же походка. Автор показывает нам вопиющий контраст между самоуверенным полковником и несчастным татарином, усиливая сцену многократным повторением: «... такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той». Увидев кавалера собственной дочери, полковник поспешно отворачивается. Но стыдно ли ему? Осознает ли он, что бьет беззащитного человека? Он уверен, что имеет полное право ударить солдата.
Где же зерно конфликта?
Мы видим психологический, внутренний конфликт в душе Ивана Васильевича. Его восторженное мироощущение вдруг рухнуло в самой высшей своей точке, когда герой встретился с неприкрытым, торжествующим злом и насилием. Вновь, как в «Человеке на часах», возникает тема противоречия закона и божественной справедливости. Иван Васильевич видит, как полковник выполняет установленный закон, предусматривающий наказание за побег и слышит просьбу татарина о милосердии: «Братцы, помилосердствуйте!» полковник ревностно исполняет букву закона, но не слышит голоса милосердия, голоса Господа в душе.
Проблема Закона и Божественной власти – это важнейшая проблема рассказа. В этом случае Толстой является продолжателем христианской традиции древнерусской литературы, которая начинается со «Слова о Законе и благодати» митрополита Иллариона.
Сознание Ивана Васильевича не может вместить всего ужаса открывшейся ему правды. Он сначала пытается понять, что такое знает полковник, что заставляет его быть жестоким. Со временем внутренний конфликт, затянувшись, перерастает в стихийное противостояние героя и уклада жизни, противостояние личности и среды. Герой не может изменить мир, но может изменить себя в этом мире.
– Получили ли мы ответ на вопрос, поставленный в начале произведения: действительно ли «для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди», или человек способен изменить окружающую жизнь?
– Был ли Толстой первым русским писателем, поставившим проблему нравственного совершенствования человека? Кто еще обращался к этой проблеме? (Пушкин в «Капитанской дочке».)
IV. Подведение итогов урока.
1. Слово учителя.
Русская природа в изображении наших поэтов самостоятельная и очень важная тема, благодаря которой в поэзии были совершены значительные художественные открытия в познании человеческого характера.
В заключение нашего урока обратимся к стихотворениям А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова об осени.
2. Чтение учеником-ассистентом стихотворения А. С. Пушкина «Цветы последние милей...».
– Какие чувства подчеркивают эпитеты данного стихотворения?
– Как вы думаете, почему последние цветы кажутся поэту милее?
3. Чтение учеником-ассистентом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень».
– А каковы наблюдения Лермонтова над поведением, жизнью природы в осеннюю пору? Что изменяется в его собственном настроении?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о природе; письменный анализ одного их стихотворений с использованием экспрессивной и терминологической лексики (я изумлен (а)... меня захватило то, как поэт... мне было не по себе оттого, что... меня пленила таинственная музыкальность (драматизм, напряженность, загадочность), не сразу понял (а)... меня захватила экспрессия образов, картин...); прочитать рассказы А. П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Уроки 51–52
А. П. ЧЕХОВ: «МОЕ СВЯТая СВЯТЫХ...»
ТРИЛОГИЯ. «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»
Цели урока: вспомнить основные события жизни писателя, отметить, что запомнилось больше всего, что показалось особенно важным; рассмотреть вопрос, который волновал Чехова, – вопрос человеческой свободы; указать главную проблему трилогии; рассмотреть, проанализировать рассказ «Человек в футляре».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по новой теме.
1. Аналитическая беседа по вопросам.
– Кого из писателей, наряду с Тургеневым, вы бы назвали мастерами «малой прозы»?
Несомненно, прежде всего Чехова!
Согласны ли вернуться к нему? А как отнесетесь к мнению, что к Чехову отношение особенное?
– Какие страницы Чехова сохранила ваша память? («Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня», «Тоска»)
– Что вам особенно близко и дорого на чеховских страницах?
– Можно ли говорить об особом, «чеховском» языке?
– Как вы читаете Чехова?
– Мы сразу же сблизили его страницы с тургеневскими «стихотворениями в прозе». а что их отличает?
– Почему рассказ стал излюбленным жанром Чехова (все-таки не «стихотворение в прозе», как бы ни были поэтичны и лиричны чеховские страницы, а рассказ)?
– Но рассказ бывает разным. Мы уже отмечали, что чехов любил рассказ-сценку. Попробуем воссоздать один из них.
(Индивидуальное задание: инсценировка отрывка из рассказа Чехова «Хамелеон» или на выбор учащихся.)
– Менялся ли чехов и его рассказ? а менялось ли ваше отношение к чеховским страницам? Что показалось вам особенно важным в его творчестве?
– Центральным вопросом, который волновал Чехова, был вопрос человеческой свободы. А как вы понимаете, что такое свобода? (Выслушиваются мнения учеников.)
А. П. Чехов писал: «Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновенье, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались».
Запишем эти слова Чехова и попытаемся объяснить, что они обозначают.
– Что значит «абсолютнейшая свобода»? От чего может быть свободен человек? Что значит «свобода от силы и лжи»? чьей лжи? Кого перед кем?
2. Анализ рассказа «Человек в футляре».
Вы прочитали трилогию Чехова: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Главная проблема трилогии – это тема свободы человека, свободы в чеховском понимании.
– Согласны ли вы с этим? Почему?
– Как вы считаете, почему Чехов называет рассказ «Человек в футляре»?
Обратимся к главному образу – образу Беликова; найдем его портрет, описание образа жизни, обсудим историю неудавшейся женитьбы.
Выпишем наиболее яркие фразы, характеризующие учителя греческого языка:
«Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы его от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге...».
«... как бы чего не вышло».