Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1016
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Как вы думаете, в существовании ли этого человека видит проблему Чехов – или проблема в другом?
«... однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет!»
Значит, проблема не в том, что существует один человек, который словно закован в футляр и всего боится. Вероятнее всего, были вполне объективные психологические причины, в результате действия которых сформировался именно такой характер. Проблема в том, что он умел влиять практически на всех жителей города:
«Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние 10–15 лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, бояться помогать бедным, учить грамоте...»
Если он влиял практически на всех жителей города, значит, в их душах тоже была эта струна страха перед действительностью, которая резонировала в ответ его словам.
– Оценку влиянию Беликова на городское общество дает рассказчик. Мы вновь встречаемся с формой рассказа в рассказе. Итак, повествователь. Кто он? Что мы знаем о нем? Кто его собеседник?
(Перечитываем начало рассказа.)
Автор выводит на сцену двух героев, двух запоздавших охотников: это ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. Историю Беликова рассказывает Буркин, но вторую историю – о своем брате Чимше-Гималайском – рассказывает Иван Иваныч. Таким образом, оба героя будут по очереди и собеседниками, и рассказчиками. В произведениях Чехова нет ничего случайного, и часто всего одна фраза коренным образом смещает акценты, словно переворачивая тему, придавая ей совершенно новое звучание.
3. Самостоятельная работа (по группам): составление «досье» на двух охотников.
Иван Иваныч Чимша-Гималайский: ветеринарный врач (представитель интеллигенции). «Его во всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом»; известен всей губернии.
Внешность: «высокий худощавый старик с длинными усами».
Сначала «сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна».
Буркин: учитель гимназии в губернском городе, «не естественник» (тоже представитель интеллигенции). «Каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком».
Внешность
: в начале рассказа об этом ничего не говорится. Мы видим только: «Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках».
Именно Буркин рассказывает историю о Беликове, дает оценку его поступкам и поведению горожан. Мы слушаем эту историю, и у нас возникает вопрос:
– Каким же человеком является сам рассказчик?
– Как он выглядит?
– Можно ли верить его оценкам?
Но Буркин лежит на сене, и его не видно. (Это драматургический прием. Повествователь, описывающий пребывание двух охотников в сарае, знает, как выглядит Буркин, но почему-то не описывает его в начале. Почему?)
И вот Буркин появляется:
«Учитель гимназии вышел из сарая. Это был человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с черной бородой чуть ли не по пояс...»
– Таким ли вы представляли себе Буркина? Чего добивается таким описанием автор? (Вместо красивого и умного человека средних лет с интеллигентными чертами лица (как обычно ученики судят по рассказу о Беликове) перед нами – толстый и лысый – это обескураживает учеников.)
– Как вы думаете, кто первый «человек в футляре», о котором идет речь в рассказе? (Читаем абзац про Мавру, которая нигде, кроме своего села, не была и последние десять лет выходила на улицу только по ночам.)
– Как вы думаете, кто рассказывает про Мавру? Вероятно, Буркин: он хорошо знает эту местность и ее жителей.
– Как герои оценивают жителей города?
Буркин: «Чего только не делается у нас в провинции от скуки, сколько ненужного, вздорного! И это потому, что совсем не делается то, что нужно».
Иван Иваныч (реплика во время рассказа о Беликове):
«– Да. Мыслящие, порядочные, читают и Щедрина, и Тургенева, разных там Боклей и прочее, а вот подчинились же, терпели... то-то вот оно и есть».
– Какое чувство испытали преподаватели гимназии после похорон Беликова?
«Когда мы возвращались с кладбища, то у нас были скромные, постные физиономии; никому не хотелось обнаружить этого чувства удовольствия, – чувства, похожего на то, какое мы испытывали давно-давно, еще в детстве, когда старшие уезжали из дому, и мы бегали по саду час-другой, наслаждаясь полною свободой. Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?»
Герою, вероятно, казалось, что со смертью Беликова изменится вся жизнь.
– Как видите, мы действительно вернулись к вопросу о свободе, поставленному в начале работы. Итак, свобода тайком, украдкой, пока взрослые уехали.
Можно ли ее назвать истинной, «полною» свободой?
Буркин сам дает ответ на этот вопрос: «Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше. И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет».
– Буркин видит пассивность, страх в других людях, в жителях своего города. Но что же обращает внимание Ивана Иваныча?
Иван Иваныч словно подводит итог рассказу Буркина:
«– То-то вот оно и есть, – повторил Иван Иваныч. – а разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?»
– Что означают эти слова? Футляр – считает Иван Иваныч – в нас самих, в каждом из нас.
– Прочитайте описание природы в заключительной части рассказа. Какова его роль? Какие слова вы считаете ключевыми?
«Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу... кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и все благополучно».
– Как завершает автор композицию рассказа?
Чехов повторяет одну деталь, которая словно подводит своего рода итог, «окольцовывает» рассказ: это «легкие шаги», которые раздаются недалеко от сарая.
– Это Мавра ходит, – сказал Буркин.
Шаги затихли».
И тут же, как протест против этих шагов, звучащих в душе практически каждого человека, шагов, порожденных страхом перед жизнью, звучат слова Ивана Иваныча:
«– Видеть и слышать, как лгут, – проговорил Иван Иваныч, поворачиваясь на другой бок, – и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, – нет, больше так жить невозможно!»
– Слышит ли Ивана Иваныча собеседник?
Мы видим, что Буркин расхожей фразой закругляет беседу и засыпает
, а Иван Иваныч «все ворочался с боку на бок и вздыхал, а потом встал, опять вышел наружу и, севши у дверей, закурил трубку».
IV. Подведение итогов урока.
– Что же не дает уснуть Ивану Иванычу?
– Вспомним еще раз его слова о «футляре»: «Ненужные бумаги... игра в винт... жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?» Что значат эти слова?
«Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора. «Футляр», по мнению Ивана Иваныча, в каждом из нас, в нас самих.
А вы как считаете? Какова наша жизнь? Каков наш выбор, наша свобода?
Домашнее задание: перечитать рассказ «Крыжовник»; прочитать рассказ «О любви» (учебник), составить план характеристики Алехина.
Урок 53
РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «О ЛЮБВИ»: «ФУТЛЯР»
ЛОЖНО ПОНИМАЕМОГО ДОЛГА
Цели урока: работая над рассказом, рассмотреть проблему отношений между мужчиной и женщиной; отметить (подчеркнуть), что любовь является своеобразной проверкой свободы человека от лжи перед самим собой.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по новой теме.
1. Объявление темы и целей урока.
2. Слово учителя, аналитическая беседа.
Во второй раз мы встречаем Ивана Иваныча и Буркина в рассказе «Крыжовник».
– Где они находятся в начале рассказа? Откуда возвращаются? Какие чувства испытывают? («Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна наша страна».)
– Что помешало Ивану Иванычу начать свой рассказ?
– Какой увидели усадьбу Алехина охотники? (Рассказы учащихся.)
– Итак, во 2-м рассказе трилогии Чехов вводит новое лицо. Кто это?
(Алехин: дворянин, помещик, самостоятельно ведущий хозяйство; человек с университетским образованием.)
(«...Алехин, мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика. На нем была белая, давно не мытая рубаха с веревочным пояском, вместо брюк кальсоны, и на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли».
В купальне.
Алехин:
«– Да, давно я уже не мылся, – говорил он, раздеваясь. – Купальня у меня, как видите, хорошая, отец еще строил, но мыться все как-то некогда.
Он сел на ступеньке и намылил свои длинные волосы и шею, и вода около него стала коричневой.
– Да, признаюсь... – проговорил Иван Иваныч, – значительно глядя на его голову.
– Давно я уже не мылся... – повторил Алехин конфузливо и еще раз намылился, и вода около него стала темно-синей, как чернила».)
– Какое значение, по-вашему, имеет этот эпизод в купальне? Зачем автор вводит этот эпизод в свое повествование?
Обратимся к записи, сделанной на первом уроке: «Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье...»
– Почему Чехов начинает перечисление главных ценностей жизни со здорового человеческого тела?
Психологи знают, что один из стойких страхов человека – это страх перед осознанием своего телесного существования, а закрепощенное вялое тело, в свою очередь, способствует психическому неблагополучию. Вы уже прочитали рассказ «О любви» и знаете, что Алехин любил женщину и боялся в этом ей признаться. Его чувство не было только платоническим. Он много лет заглушал в себе голос природы, и это непременно должно было отразиться на его отношении к своему телу. Алехин не мылся несколько месяцев – это говорит о том, что он боится признать необходимость уделять внимание своему физическому состоянию, боится признать сам факт наличия у себя тела.
В сознании современного человека чистота тела тесно связана с понятием о чистоте души. Алехин моется: он наконец обращает внимание не себя.
– А что же Иван Иваныч? Что можно сказать о нем, о его отношении к своему телу?
«Иван Иваныч ... бросился в воду с шумом и поплыл под дождем, широко взмахивая руками, и от него шли волны, и на волнах качались белые лилии; он доплыл до самой середины плеса и нырнул, и через минуту показался на другом месте и поплыл дальше, и все нырял, стараясь достать дна. «Ах, боже мой... – повторял он, наслаждаясь. – Ах, боже мой...»
Как видим, Иван Иваныч плавает самозабвенно. Он ветеринар, он имеет дело с животными, которые свои физиологические потребности не опутали сетью условностей, в отличие от людей. Он, соответственно, ближе к природе, умеет наслаждаться той радостью, которую дарит человеку ощущение здорового тела.
Может, именно этим, близостью к природе, так отличается Иван Иваныч от Алехина и Буркина.
Встреча с братом заставила его переоценить свою жизнь, по-новому увидеть окружающих его людей и самого себя.
Чтение монолога Ивана Иваныча с последующей записью в тетради учащимися.
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои коготки, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».