Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1015
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Можем ли мы сказать, что в этих словах Ивана Иваныча Чехов выразил свои собственные взгляды?
«То, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами» – эта фраза во многом объясняет смысл пьес Чехова, которые мы будем изучать в дальнейшем.
– И вновь мы обращаемся к вопросу о свободе. Анализируя прошедшую жизнь, Иван Иваныч с горечью говорит: «Свобода есть благо... без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать?»
– О каком ожидании говорит Иван Иваныч?
Мы часто говорим себе: сейчас я не буду говорить искренне (бороться против несправедливости, работать добросовестно, делать зарядку и т. п.) еще не время. Вот с понедельника (с начала мая, с начала года и т. п.) начну изменяться. Мы ждем чего-то, что якобы поможет измениться. Но «во имя чего ждать»?
– С какими словами Иван Иваныч обращается к Алехину? Можем ли мы считать это обращением Чехова к каждому из нас?
«...Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»
– Дошли ли слова Ивана Иваныча до души Алехина?
«Умно ли, справедливо ли было то, что только что говорил Иван Иваныч, он не вникал»: ему был важен сам разговор, позволяющий хоть на время выйти за пределы того круга, который он сам себе очертил.
3. Работа с текстом рассказа «О любви».
– Какие чувства вызвал у вас рассказ Алехина о своей любви?
– Какие черты характера вы отметили в своих планах характеристики Алехина? (Проверка домашнего задания.)
Итак, Алехин закончил университет. Тогда людей с университетским образованием было сравнительно мало. Например, на факультет, куда поступал Иван Сергеевич Тургенев, было принято всего 25 человек. Конечно, у Чехова речь идет о более поздних временах, но в основном положение было такое же.
– Почему на имении Алехина был большой долг?
Отец задолжал отчасти потому, что много тратил на образование сына. Алехин решил, что выкупить имение – его долг. Но для того ли тратил силы и деньги отец, чтобы сын, получив образование, вопреки своим наклонностям, не реализовал полученные знания, а превратил себя в управляющего имением? Алехин начал заниматься работой, которая не радовала его. Он ложно понял свой долг перед умершим отцом и потратил силы на освобождение имения от долгов. Работа в имении вызывала
в нем отвращение.
– Расскажите, как постепенно опускался Алехин.
(«В первое время мне казалось, что эту рабочую жизнь я могу легко помирить со своими культурными привычками...»
«Я мало-помалу перебрался вниз, стал обедать в людской кухне...»)
– Как развивались отношения между Алехиным и Анной Алексеевной?
– О чем беспокоились Лугановичи?
(«Они беспокоились, что я, образованный человек, знающий языки, вместо того, чтобы заниматься наукой или литературным трудом, живу в деревне...» – это вопрос самореализации личности. В результате – ложно понятый долг, нереализованные способности, несостоявшаяся любовь.
«Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим. Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с ней...»)
– Какие слова Беликова напоминают эти рассуждения Алехина?
(«Как бы чего не вышло». По сути такое поведение – это выражение страха перед жизнью, неуверенности в себе. Любовью Чехов словно проверяет, насколько свободен человек во лжи перед самим собой. Алехин, увы, оказался несвободен.)
– Какую роль играл Алехин в доме Лугановичей?
(«Все видели во мне благородное существо. И взрослые, и дети чувствовали, что по комнате ходит благородное существо...»)
– Когда же Алехин понял свою ошибку?
(«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».)
– Героя какого литературного произведения напоминает нам Алехин? (Вспомним «Асю» Тургенева. И в первом и во втором произведении людей сковывают социальные отношения, оба героя лгут сами себе.)
– Заставило ли осознание Алехина изменить свою жизнь?
(К сожалению, нет. Рассказ заканчивается сожалением Ивана Иваныча и Буркина о судьбе Алехина, судьбе, которую он не смог изменить.)
III. Подведение итогов урока.
1. Главные герои трилогии.
– Кого же мы можем назвать главными героями трилогии? (Главные герои трилогии – не только Беликов, Николай Иванович Чимша-Гималайский и Алехин, но и учитель гимназии Буркин, и ветеринарный врач Иван Иваныч – представители русской интеллигенции, такие же, как и читатели рассказов А. П. Чехова. Осознают ли они смысл своей жизни? готовы ли они изменить жизнь, насытить ее стремлением к высокой цели?
– «Мое святое святых – это ...»?
Сопоставим высказывание с трилогией. Жизнь в «футляре» противопоставлена свободе. О какой свободе говорит Чехов?
О внутренней свободе человека от иллюзий, с чем бы они не были связаны. Но свобода в понимании Чехова сочетается с нравственной высотой: «Делайте добро!»
– Как жил Чехов? Выполнил ли он это требование в своей жизни?
Современники восхищались не только произведениями Чехова, но и тем светом, который он нес в жизнь окружающих его людей. Корней Иванович Чуковский, описывая его жизнь, писал: «Когда он умер, после него осталось не только двадцать томов всемирно прославленной прозы, но и четыре деревенские школы, да шоссейная дорога на Лопасню, да библиотека для целого города, да памятник Петру, да посеянный на пустоши лес, да два замечательных сада».
2. Работа с толковым словарем Ожегова. (Ожегов, С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984. – С. 611.)
(На экран проецируется толкование слова «свобода».)
Свобода – 1. В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Свобода воли. 2. Независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-поли-тическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов. Свобода печати. 3. Вообще – отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь. Дать детям больше свободы. 4. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Выпустить на свободу.
– О каких из этих свобод говорил Чехов?
– Какое понятие свободы у Чехова связано с понятием «футлярности»?
Домашнее задание: пользуясь записями в тетрадях, написать сочинение на одну из тем: «Образы «футлярных» людей в рассказах Чехова», «Мое святое святых...»; индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение рассказов Бунина «Кавказ» и «Муза» из цикла «Темные аллеи».
Урок 54
И. А. БУНИН.
«КАВКАЗ» – РАССКАЗ ИЗ ЦИКЛА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ».
РАССКАЗ «МУЗА» (внеклассное чтение)
Цели урока: вспомнить с учащимися поэзию Бунина; познакомить с циклом «Темные аллеи», работать над выразительным чтением.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по новой теме.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Вступительное слово учителя с комментариями учащихся-ассистентов.
«Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле». Так начал когда-то Бунин свои «Сны Чанга» – рассказ о человеческой жизни, увиденной глазами собаки. Он впервые публично читал его в 1918 г., в голодной, истекающей кровью Одессе, которую то занимали, то оставляли большевики.
Бунин – отличный чтец – читал холодным, ровным голосом, в полупустом зале, где собрались немногочисленные поклонники его таланта. Иногда тишина прерывалась пальбой и взрывами. Бунин не прекращал читать.
Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый... Важно лишь, чтобы речь шла не о внешней канве жизни, но о метаниях и муках душевных, на которые, по Бунину, обречено все живое.
(Звучит тихая музыка, на фоне которой учащимся демонстрируются слайды:
Туржанский «Портрет И. А. Бунина». 1905 г.
Дом-музей И. А. Бунина в Ельце.
В. Н. Муромцева-Бунина. Фотография. 1913–1915 гг.
И. А. Бунин с женой В. Н. Муромцевой-Буниной принимают поздравления после вручения ему Нобелевской премии.
Дом-музей И. А. Бунина в Ельце. Рабочий кабинет.)
Сухощавый, синеглазый, со своей знаменитой эспаньолкой, он казался современникам верхом сдержанности, холодной насмешливости, строгости и даже самолюбивой чопорности.
Остроумный, неистощимый на выдумку, он был столь одарен артистически, что Станиславский всерьез уговаривал его войти в труппу художественного театра и сыграть роль Гамлета. О его феноменальной наблюдательности в литературных кругах ходили легенды: всего три минуты понадобились ему, по свидетельству Горького, чтобы запомнить и описать внешность, костюм, приметы, вплоть до неправильного ногтя у незнакомца, но и определить его жизненное положение и профессию.
С людьми сходился непросто. Сдержанность и холодность Бунина были, однако, внешним защитным покровом.
В разные годы познал, пережил бурные чувства, выпадающие на долю далеко не каждому.
1-й ученик-ассистент. Он родился 10 (22) октября 1870 г. в помещичьей семье, в глубинной России, рос в ее плодородном орловском и елецком подстепье, и гордость за свою родословную, дворянский быт и культуру, специфический уклад целого социального пласта – все это повлияло на «жизненный состав» Бунина.
2-й ученик-ассистент. Со стороны отца Бунин происходил из старинного дворянского рода, к которому принадлежал и поэт Василий Андреевич Жуковский.
1-й ученик-ассистент. Однако бедность, стучавшаяся в родительскую усадьбу, заставила будущего писателя близко познакомиться с радостями и печалями простого народа.
Любимый маленьким Буниным хутор Бутырки (наследственное поместье) пришлось продать, когда мальчику было 13 лет, – иначе семье грозило бы разорение.
2-й ученик-ассистент. В гимназии он занимался неровно: словесность знал и любил, математику учить не удостаивал. после пятого класса платить за его обучение стало нечем, ни в школу, ни в институт он больше не поступал.
1-й ученик-ассистент. Девятнадцати лет покинул родовое гнездо, по словам матери, «с одним крестом на груди», переменял множество профессий – корректора, библиотекаря, статистика, владельца книжной лавки и, наконец, признался, что он «вольнодумец», «вполне равнодушный не только к своей голубой крови, но и к полной утрате того, что было связано с ней».
2-й ученик-ассистент. Печататься начал на восемнадцатом году жизни. за шестьдесят лет литературной деятельности выпустил около тридцати книг стихов и прозы. Самостоятельно выучил английский язык. Переводил Байрона, амери-канского поэта Генри Лонгфелло (особенно прославился переводом «Песни о Гайавате», 1898 г.), а также украинского поэта Тараса Шевченко.
В России был трижды удостоен Пушкинской премии Академии наук (за стихи и переводы), с гордостью носил звание почетного академика.
1-й ученик-ассистент. Больше всего на свете, кроме поэзии и прозы, он любил путешествия. Изъездил весь юг России, много странствовал по Востоку (интересовался мусульманством и буддизмом), хорошо знал Средиземноморье, жил в Италии, на Капри; бывал на Цейлоне и в Африке.
2-й ученик-ассистент. Бунин любил многих, в юности пережил долгую, трудную страсть к Варваре Пащенко. Ее он вывел под именем Лики в романе «Жизнь Арсеньева» (1927–1933 гг.).