Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1014

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1898 г. Бунин впервые женился на 19-летней красавице греко-еврейского происхождения Анне Цакни, но год спустя разошелся с ней. Их сын умер 5-летним, других детей у Бунина не было. В 1906 г. в Москве он познакомился с Верой Муромцевой, младше себя одиннадцатью годами. До самой смерти Бунин не расставался с Верой, хотя из-за нерасторгнутого брака с Цакни обвенчаться они смогли только в 1922 г.

1-й ученик-ассистент. В мае 1918 г. Бунин бежал из «красной» Москвы в Одессу, тогда еще свободную от большевиков (уже в феврале 1917 г. он понял, что грядет не обновление и очищение, а разрушение всего лучшего в русской жизни и культуре; в Октябрьской революции он увидел «кровавое безумие», необратимую катастрофу); в январе 1920 г. он перебрался в Турцию. После мытарств в Константинополе, Болгарии и Сербии он с женой обосновался во Франции. Там он получил европейскую известность. В 1933 г. первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. Это стало международным признанием достоинства, мужества и чести русский эмиграции.

2-й ученик-ассистент. Сам писатель считал эмиграцию и спасением от гибели, и главной драмой своей жизни. тоска по Родине терзала его неотступно.

1-й ученик-ассистент. Он ненавидел фашизм, отказался от сотрудничества с оккупировавшими Францию немцами, приветствовал победу Советского Союза. После войны Бунину предложили приехать в СССР, но он – не без колебаний – все же отклонил это предложение, так как никогда не примирился с советской властью.

Учитель. За границей Бунин написал 10 книг прозы, в том числе множество рассказов и повестей о любви. Любовь всегда была одной из главных бунинских тем. В ней с наибольшей силой проявляется томящее писателя противоречие: прелесть, мощь жизни – и обреченность, краткость ее. Любовь может быть внезапной и стремительной, как солнечный удар (один из рассказов так и называется «Солнечный удар», 1925 г.), но никогда прочной и долгой. Мелькнуло блаженство – и потянулась прежняя жизнь, теперь, после счастья, вдвойне невыносима. герои и героини Бунина гибнут (Дело корнета Елагина», 1925 г., «Дубки», 1943 г.), изменяют любимым («Ворон», «Пароход «Саратов», оба 1944 г.), теряют возлюбленных на войне («Холодная осень», 1944 г.), внезапно уходят в монастырь («Чистый понедельник», 1944 г.)... Так или иначе у любви нет будущего. Иногда кажется, что Бунин разлучает или губит героев искусственно, хотя за этими мрачными развязками стоит его давнее убеждение: настоящая любовь слишком близка к смерти, настоящая страсть не выдерживает испытания жизнью.


3. Знакомство учащихся с книгой «Темные аллеи».

Сегодня на уроке мы познакомимся, узнаем о центральном событии в творчестве Бунина последних лет.

В 1943 г. Бунин опубликовал первое издание книги рассказов о любви «Темные аллеи» (которая вышла в США с помощью его друзей). Он писал эту книгу в тяжелейшее время фашистской оккупации, фактически на грани гибели, и, быть может, оттого очарование любви в ней так смертельно, так остро.

Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все – о любви. Тридцать восемь новелл этого сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов – Руся, Антигона, Натали... В «Темных аллеях» мы встретим и грубоватую чувственность, подсвеченную тонкой иронией, и просто мастерски рассказанный игривый анекдот, но сквозным лучом проходит через книгу тема чистой и прекрасной любви. Любовь делает жизнь бунинских героев значительной.

4. Выразительное чтение рассказа «Кавказ».

5. Беседа по содержанию.

– Каким настроением проникнут рассказ?

– В чем счастье и несчастье героев?

– Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

6. Художественный пересказ рассказа «Муза» (индивидуальное задание).

III. Подведение итогов урока.

Вот так отражается бунинское представление об общей катастрофичности бытия, непрочности всего того, что доселе казалось утвердившимся, незыблемым и, в конечном счете, – звучит отраженно и опосредованно как эхо великих социальных потрясений, которые принес человечеству двадцатый век.

Прелесть земли, словно говорит нам писатель, мимолетна; закат не унесешь с собой; вечной любви не может быть хотя бы потому, что невозможно жить вечно. Единственное, что можно, что удается вырвать у смерти и хаоса – слово, в нем Бунин запечатлел то, что постоянно ускользает в жизни. здесь вся утраченная им Россия, все изменившие ему возлюбленные, вся иссякающая жизнь. Ритмическая, скупая, стремительная, точная и сжатая проза Бунина в эмигрантский период как никогда близка к поэзии. Она пронзительно-печальна и полна сострадания к участи человека в мире.

2-й ученик-ассистент.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.



Как бьется сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой.

Каким глубоким чувством одиночества и бездомности, тяжелой ностальгии пронизаны поздние произведения Бунина!

«Трагическая хвала сущему» – так охарактеризовал творчество Ивана Алексеевича Бунина один из выдающихся русских философов Федор Степун, друг писателя в эмиграции. Бунин благодарно соглашался с этим определением. Может быть, все им написанное – одна страстная повесть о неразделенной любви к миру, – любви жестокой, как всякая неразделенная страсть, но и возвышающей, и прекрасной.

Умер Бунин 8 января 1955 года в Париже, в скромной квартирке на улице Жака Оффенбаха в возрасте 83 лет, на руках у жены. На столе его осталась лежать неоконченная рукопись книги о Чехове.

Домашнее задание: прочитать статью учебника-хресто-матии «Историзм Бунина» и ответить на вопрос: как проявился историзм Бунина в рассказе «Кавказ»? какое время отражено писателем? какие приметы времени заметили вы в этом тексте бунинского произведения?

Урок 55

А. И. КУПРИН: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ.
РАССКАЗ «КУСТ СИРЕНИ»


Цели урока: познакомить учащихся с основными страницами биографии писателя; учить составлять конспект статьи учебника; работать над выразительным чтением.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Пересказ учащимися статьи учебника «Историзм И. А. Бунина».

2. Беседа по вопросам.

– Как проявился историзм Бунина в рассказе «Кавказ»?

– Какое время отражено писателем?

– Какие приметы времени заметили вы в тексте бунинского произведения?

– Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

III. Работа по новой теме.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя: страницы биографии писателя.

В 90-е годы XIX века «властителями дум» мыслящего русского общества, как мы уже отмечали, были такие титаны литературы, как Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

На рубеже нового века приходят в литературу талантливые писатели-реалисты нового поколения: А. И. Куприн, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, Л. Н. Андреев и др. Это младшее поколение писателей-реалистов не отличалось толстовской широтой охвата жизни, но каждый из названных писателей воссоздает какую-то важную сторону действительности, ставит в своих произведениях проблемы, выдвинутые временем.


На предыдущем уроке мы начали разговор о творчестве И. А. Бунина, сегодня наш рассказ о А. И. Куприне, творчество которого проникнуто пафосом защиты личности.

(На экран проецируется портрет Куприна с указанием даты жизни и смерти.)

Обратите внимание на эти даты: они практически совпадают с годами жизни Бунина. Мы уже говорили, чтó это были за годы...

Шла к неотвратимой развязке русско-японская война (1905 г.). Пал Порт-Артур. Бездарные генералы проигрывали одно сражение за другим. Становилась все очевиднее гнилость самодержавного режима. В стране нарастали волнения. Пришла ужасная весть о разгроме русского флота при Цусиме. Возможно, именно поэтому самой злободневной темой стала тема жизни русской армии.

В тогдашней литературе об армии писали редко и, как правило, по отдельным, частным поводам. Перу же Куприна принадлежало произведение, полное самых широких обобщений. Действие его повести «Поединок» происходит в мирные годы, в основу сюжета положены воспоминания писателя о собственной службе в пехоте в 1890–1894 гг. Однако современники нашли в повести объяснение причин военных поражений России Николая II.

Военную среду Куприн знал с детства. Маленьким ребенком он лишился отца и как сирота из дворянской среды, не имеющей средств к существованию, был помещен в закрытое учебное заведение – кадетский корпус. Затем 2-годичное военное Александровское училище, и 20-летний Куприн в чине подпоручика, младшего офицера, был направлен в полк. Он сразу же почувствовал себя чужаком среди офицеров, сразу увидел жестокость казарменного режима, бесправие солдат.

С юных лет он мечтал стать писателем. Еще юнкером, курсантом училища, опубликовал свой первый рассказ. В начале 90-х годов в полку он задумал когда-нибудь написать «повесть или большой роман, канвой к которому послужили бы ужас и скука военной жизни».

Осуществление этот замысла начал с цикла небольших военных рассказов: «Дознание», «Ночная смена», «Ночлег», «Поход», «Куст сирени» (с которым мы познакомимся сегодня на уроке). В них он рассказал о страданиях солдат, вскрыл казарменную бюрократию царской армии, тупость, разнузданность, бескультурье офицерства. Нарисовал и образы тех немногих честных офицеров, кто осмеливался противостоять, протестовать против несправедливости.

Рассказы – своеобразные эскизы к большому полотну, успех которого был исключительный, небывалый. А между тем ко времени опубликования «Поединка» Куприн уже был известным писателем. Его знали как автора повестей «Молох» и «Олеся», его ранним рассказом «Белый пудель» и поныне зачитывается детвора.


К 1902 году, выйдя в отставку, Куприн несколько лет провел в скитаниях по Руси, затем переехал в Петербург, стал писателем-профессионалом. Работа над повестью подвигалась медленно, трудно. Куприн писал кровью сердца. Он сам страдал, рассказывая горькую правду о разложении всего военного механизма царского самодержавия, о невозможности солдата раскрыть свои дарования.

«Солдат не браню, обвиняю начальников», – устами одного из героев говорит нам автор. Кто они, офицеры армии Николая I?

– Вспомните рассказ Толстого «После бала». Куприн, продолжая Толстого, рассказывает: с кадетских парт им внушали кастовую спесь, чувство превосходства над всеми, кто не носит офицерских погон. Знаний им почти не дали, и Пушкин для них всего лишь «какой-то шпан» (так презрительно именовали штатских). Считается молодечеством изругать или побить ни с того ни с чего штатского человека. На страницах «Поединка» вспоминают такой случай: пехотный подпоручик насмерть зарубил шашкой студента в танцзале за то, что тот толкнул его. Остался безнаказанным, и любая расправа могла сойти с рук, потому что офицерство – опора престола, столп самодержавия.

Военное сословие с его призрачной доблестью, по глубокому убеждению писателя – не единственное исключение из общего порядка вещей. Прогнил весь буржуазный мир, почти каждое ремесло служит несправедливости. Устами своего героя Куприн говорит о самых разных профессиях. Адвокаты должны были бы помогать угнетенным и обиженным, педагоги – воспитывать доброту и благородство, врачи – избавлять от болезней и страха. Но все они стали равнодушны к людям, погрязли в «холодной и мертвой формалистике».

Бессмыслица военной службы, подчеркивал автор «Поединка», неизбежно делает офицеров «низменными, трусливыми, глупыми... Вы спросите: почему? Да именно потому, что никто из них в службу не верит и разумной цели этой службы не видит». «Ему приказывают: стреляй, и он стреляет, – кого? за что? Может быть, понапрасну? Ему все равно, он не рассуждает. В этой горькой характеристике офицерства все справедливо, порукой тому собственный опыт Куприна в пехотном полку. Продолжая разговор об офицерстве, А. И. Куприн отмечает, что представление о рыцарстве и отваге дворяне и офицеры связывали с дуэлью. (Помните пушкинского Петрушу Гринева из «Капитанской дочки»?) Считалось позором не принять вызов. Рассуждали так: оскорбление смывают только кровью. Но в смертельном бою часто погибал не тот, кто нанес оскорбление, а тот, кто был оскорблен. Выдвигали и еще один аргумент в пользу дуэлей: они будто бы способствуют выработке храбрости и сознания чести. В 1894 г. военное ведомство узаконило дуэли. Участие в