Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1013
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
поединке больше не подлежало наказанию, более того, оно считалось обязательным для офицера, если за дуэль высказывался офицерский суд.
Можно ли было этим путем повысить нравственность тогдашнего офицерства? Чтобы у офицеров возросло сознание чести, нужно было немедленно раз и навсегда покончить с неуважением к солдату, с рукоприкладством. Офицеры, без сомнения, стали бы храбрее, если бы знали, что связаны с народом, что защищают правое, справедливое дело.
Дуэль в русской армии в конце XIX – начале XX века была превращена в развлекательный кровавый спектакль. Съезжались офицеры, полковые дамы, вызывали даже фотографа. И вот на глазах у всей этой толпы какой-нибудь несчастный юноша-подпоручик получал рану в живот и умирал в мучениях. А у него, порой, на содержании были старушка-мать и сестра...
Когда «Поединок» вышел в свет, один начинающий литератор обратился к Куприну с просьбой рассказать о том, как он пишет. Отвечая ему, Куприн сформулировал главные правила, которыми он считал непреложными для себя как писателя-реалиста:
«Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь свой предмет основательно. Пишешь о сапожнике, чтобы сразу было видно, что ты в сапожном деле не новичок. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши!
Работай! Не жалей зачеркивать, потрудись в «поте лица». Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А главное, работай, живя. Ты – репортер жизни».
Эти слова Куприна дают представление, сколь нелегок и радостен литературный труд, с каким уважением нужно относиться к русской речи. В полной мере они сохраняют свое значение и сегодня.
После опубликования «Поединка» Куприн начал резко вмешиваться в политическую жизнь. В 1905 году он участвовал в сборе средств для нужд революционных организаций, выступал на благотворительных вечерах, и почти каждое его выступление производило сенсацию. Полиция установила над писателем негласный надзор, но запугать его не удалось. Он продолжал борьбу.
Ему довелось быть свидетелем зверской расправы адмирала Чухнина над матросами восставшего крейсера «Очаков». Прямо в бухте Чухнин разбомбил крейсер, устроил страшный пожар
, в котором сгорело несколько сот матросов. Смело и гневно Куприн выступил против палача, опубликовав взволнованную статью «События в Севастополе». За эту статью его привлекли к уголовной ответственности, потребовали немедленного выезда из Крыма. До отъезда в Петербург он успел совершить еще один отважный поступок: укрыл несколько уцелевших матросов с «Очакова» – они чудом спаслись, их разыскивали власти.
В рассказе «Сны», написанном в дни декабрьского вооруженного восстания в Москве, Куприн говорил, что часто видит один тяжкий сон: свою бедную, прекрасную, удивительную родину – изуродованной, окровавленной, поруганной и обманутой. Но мужеством и оптимизмом звучали вдохновенные заключительные строки:
«Я верю: кончается сон, и идет пробуждение... Идет день свободы!»
Куприн прожил еще много лет, он умер в 1938 году. После «Поединка» он написал десятки рассказов и повестей, среди которых такие шедевры, как «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Анафема». Были у Куприна и ошибки, самая тяжкая из которых – эмиграция после Октябрьской революции. Лишь незадолго до смерти тяжелобольной писатель вернулся на родину, москвичи его радушно приветствовали, и он повторял: «Я беско-нечно счастлив».
3. Знакомство со статьей учебника (с. 67–68), составление плана (или выписать основные факты и даты).
4. Выразительное чтение рассказа «Куст сирени» с последующим его обсуждением по вопросам.
– Понравился ли вам рассказ? что привлекло вас в этом произведении?
– Как вы полагаете, можно ли считать рассказ «Куст сирени» еще одним произведением о любви?
– Какое произведение зарубежной литературы, прочитанное вами в 7 классе, напоминает этот рассказ? можно ли сказать о чувстве самоотверженности и любви героев этих рассказов?
Домашнее задание: продолжите в тетради таблицу (с. 75, учебник), подготовьте сравнительную характеристику Николая и Веры Алмазовых; напишите сочинение-рассуждение на тему «Счастлива ли Вера Алмазова?»; индивидуальное задание: подготовить сообщение о «босяцких» годах в жизни Горького.
Урок 56
а. а. блок – выдающийся русский
поэт-символист. «Россия»: образ родины
как символ веры в будущее
Цели урока: познакомить с творчеством выдающегося поэта-символиста А. А. Блока; дать понятие «символизм»; подготовить учащихся к восприятию стихотворения «Россия».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по новой теме.
1. Объявление темы и целей урока.
2. Вступительное слово учителя о Блоке – выдающемся русском поэте.
Граница столетий часто ощущается людьми как время ожидания перемен, время коренного изменения жизни. Такой была недавняя граница ХХ и ХI веков, такой 100 лет назад была граница XIX и XX веков. Тогда, сто лет назад, перед началом XX века, Александру Блоку шел двадцатый год, явление в русской литературе он был исключительное. Путь его в литературу «прорастал» из семейных традиций, о чем он сам написал в автобиографии (1915 г.).
Ученик-ассистент. «Семья моей матери причастна к литературе и науке.
Дед мой, Андрей Николаевич Бекетов, ботаник, был ректором Петербургского университета в его лучшие годы (я и родился в «ректорском доме»).
... Жена деда, моя бабушка, Елизавета Григорьевна, – дочь известного путешественника и исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она всю жизнь работала над компиляциями и переводами научных и художественных произведений; список ее трудов громаден...
Моя мать, Александра Андреевна ... переводила и переводит с французского – стихами и прозой...
Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Выдающийся музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист, – отец мой считал себя учеником Флобера... Я встречался с ним мало, но помню его кровно».
Учитель. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Незадолго до рождения ребенка мать ушла от мужа. Блок знал отца преимущественно по переписке, но ощущение внутренней связи с ним пронес через всю свою жизнь.
Ученик-ассистент. «Детство мое прошло в семье матери... «Сочинять» я стал чуть ли не с пяти лет... Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет».
Учитель. Первые творческие опыты маленького Саши были встречены родными с исключительным вниманием. Мальчик сначала с помощью матери, а позднее и сам, составлял маленькие стихотворные книжечки и некие подобия журналов. В четырнадцать лет он издавал рукописный журнал «Вестник», в котором одновременно был и редактором-издателем, и самым деятельным сотрудником, и оформителем.
Но в юности Блок готовился к театральному поприщу. После окончания гимназии, летом 1898 г., он участвовал в любительской постановке трагедии Шекспира «Гамлет». Блок исполнял роль Гамлета, а Офелию играла Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого ученого-химика, Дмитрия Ивановича Менделеева, друга деда Блока.
Ученица-ассистент. «Удивительно ли, – писала М. А. Бекетова (тетя поэта), – что романтично настроенный и пылкий мальчик, каким был в то время поэт, до безумия влюбился в свою Офелию. О силе его впечатления свидетельствуют многочисленные стихи, написанные прямо или косвенно то к самой Любови Дмитриевне в этой роли, то в виде песен Офелии».
Учитель. Летом 1898 г., когда чувство только зарождалось, гамлетовские переживания были еще впереди. Осенью Блок поступил не на Императорскую сцену, как собирался, а – под влиянием отца – на юридический факультет Петербургского университета. Однако вскоре, не чувствуя ни малейшей склонности к юридическим наукам, перешел на филологический, который и окончил в 1906 г.
В студенческие годы Блок был далек от политики. Его причисляли даже к студентам-«белоподкладочникам» – так с оттенком высокомерия называли тех, кто не принимал участия в политических волнениях, митингах и забастовках. В ожидании невиданных грядущих перемен Блок испытывает особые состояния души, ощущает сопричастность к таинствам мира, увлекшись древней философией, изучает философию Платона и проникается идеей «двоемирия», существования двух миров – реального и идеального.
В 1901 г. Блок знакомится с творчеством философа и поэта Владимира Соловьева. Идеи Соловьева имели огромное влияние на русскую интеллигенцию начала века. Под влиянием Соловьева Блок верит, что воплощение Идеала в земной действительности возможно. Идеальный и реальный мир соприкасаются, причем то, что происходит здесь, на земле, – только отзвук великих событий и явлений, которые невозможно увидеть глазами земного человека: возможно лишь почувствовать, ощутить. Слыша о битвах земных, Блок пытался проникнуть сознанием в незримое. Эта двойственность восприятия стала одной из основ символистской поэзии Блока.
Символизм – направление в европейском и русском искусстве 1870–1910-х гг., сосредоточенное в основном на выражении интуитивно постигаемых идей, смутных чувств и ощущений посредством символа. Стремясь проникнуть сквозь видимую реальность мира и узреть его идеальную сущность, символисты выражали неприятие буржуазных ценностей, тоску по духовной свободе, предчувствие мировых потрясений и вместе с тем доверие к вековым духовно-культурным ценностям.
Символизм особенно выразительно проявился в поэзии и живописи (в российской живописи – это работы М. К. Чюрлёниса, М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова).
(Демонстрация репродукций работ этих художников.)
Блок связывал земное преображение с явлением на землю Вечной Женственности, Таинственной Девы, которая воплощает в себе Идеал:
Предчувствую тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую тебя.
Она, Прекрасная Дама – главный символ его ранней лирики.
Нарастание событий первой русской революции усиливает социальную чуткость Блока. Он видит, что реальный мир остался неизменным, непреображенным, чуждым Идеалу. Реальность врывается в стихи Блока, мистицизм сливается с повседневностью, и единый образ Вечной Женственности распадается на разнородные женские лики. Самое знаменитое стихотворение этого периода – «Незнакомка».
Ученик-ассистент. «Я помню ночь, перед самой зарей, когда он впервые прочитал свою «Незнакомку», – вспоминал К. И. Чуковский. – Читал он ее на крыше знаменитой башни Вячеслава Иванова, поэта-символиста, у которого каждую неделю собирался для всенощного бдения весь артистический Петербург... Он не только завораживал «Незнакомкой», но обжигал».
В стихотворении даны два мира: первый – реальный, в котором пошлость, пьяные крики, женский визг, детский плач; второй – мир мечты в виде прекрасной незнакомки.
Чтение стихотворения «Незнакомка» учеником-ассистентом или учителем.
За мечтой лирического героя – душевная мука за погубленную красоту.
(На экран проецируется последнее четверостишье.)
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне.
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Можно ли было этим путем повысить нравственность тогдашнего офицерства? Чтобы у офицеров возросло сознание чести, нужно было немедленно раз и навсегда покончить с неуважением к солдату, с рукоприкладством. Офицеры, без сомнения, стали бы храбрее, если бы знали, что связаны с народом, что защищают правое, справедливое дело.
Дуэль в русской армии в конце XIX – начале XX века была превращена в развлекательный кровавый спектакль. Съезжались офицеры, полковые дамы, вызывали даже фотографа. И вот на глазах у всей этой толпы какой-нибудь несчастный юноша-подпоручик получал рану в живот и умирал в мучениях. А у него, порой, на содержании были старушка-мать и сестра...
Когда «Поединок» вышел в свет, один начинающий литератор обратился к Куприну с просьбой рассказать о том, как он пишет. Отвечая ему, Куприн сформулировал главные правила, которыми он считал непреложными для себя как писателя-реалиста:
«Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь свой предмет основательно. Пишешь о сапожнике, чтобы сразу было видно, что ты в сапожном деле не новичок. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши!
Работай! Не жалей зачеркивать, потрудись в «поте лица». Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А главное, работай, живя. Ты – репортер жизни».
Эти слова Куприна дают представление, сколь нелегок и радостен литературный труд, с каким уважением нужно относиться к русской речи. В полной мере они сохраняют свое значение и сегодня.
После опубликования «Поединка» Куприн начал резко вмешиваться в политическую жизнь. В 1905 году он участвовал в сборе средств для нужд революционных организаций, выступал на благотворительных вечерах, и почти каждое его выступление производило сенсацию. Полиция установила над писателем негласный надзор, но запугать его не удалось. Он продолжал борьбу.
Ему довелось быть свидетелем зверской расправы адмирала Чухнина над матросами восставшего крейсера «Очаков». Прямо в бухте Чухнин разбомбил крейсер, устроил страшный пожар
, в котором сгорело несколько сот матросов. Смело и гневно Куприн выступил против палача, опубликовав взволнованную статью «События в Севастополе». За эту статью его привлекли к уголовной ответственности, потребовали немедленного выезда из Крыма. До отъезда в Петербург он успел совершить еще один отважный поступок: укрыл несколько уцелевших матросов с «Очакова» – они чудом спаслись, их разыскивали власти.
В рассказе «Сны», написанном в дни декабрьского вооруженного восстания в Москве, Куприн говорил, что часто видит один тяжкий сон: свою бедную, прекрасную, удивительную родину – изуродованной, окровавленной, поруганной и обманутой. Но мужеством и оптимизмом звучали вдохновенные заключительные строки:
«Я верю: кончается сон, и идет пробуждение... Идет день свободы!»
Куприн прожил еще много лет, он умер в 1938 году. После «Поединка» он написал десятки рассказов и повестей, среди которых такие шедевры, как «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Анафема». Были у Куприна и ошибки, самая тяжкая из которых – эмиграция после Октябрьской революции. Лишь незадолго до смерти тяжелобольной писатель вернулся на родину, москвичи его радушно приветствовали, и он повторял: «Я беско-нечно счастлив».
3. Знакомство со статьей учебника (с. 67–68), составление плана (или выписать основные факты и даты).
4. Выразительное чтение рассказа «Куст сирени» с последующим его обсуждением по вопросам.
– Понравился ли вам рассказ? что привлекло вас в этом произведении?
– Как вы полагаете, можно ли считать рассказ «Куст сирени» еще одним произведением о любви?
– Какое произведение зарубежной литературы, прочитанное вами в 7 классе, напоминает этот рассказ? можно ли сказать о чувстве самоотверженности и любви героев этих рассказов?
Домашнее задание: продолжите в тетради таблицу (с. 75, учебник), подготовьте сравнительную характеристику Николая и Веры Алмазовых; напишите сочинение-рассуждение на тему «Счастлива ли Вера Алмазова?»; индивидуальное задание: подготовить сообщение о «босяцких» годах в жизни Горького.
Урок 56
а. а. блок – выдающийся русский
поэт-символист. «Россия»: образ родины
как символ веры в будущее
Цели урока: познакомить с творчеством выдающегося поэта-символиста А. А. Блока; дать понятие «символизм»; подготовить учащихся к восприятию стихотворения «Россия».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по новой теме.
1. Объявление темы и целей урока.
2. Вступительное слово учителя о Блоке – выдающемся русском поэте.
Граница столетий часто ощущается людьми как время ожидания перемен, время коренного изменения жизни. Такой была недавняя граница ХХ и ХI веков, такой 100 лет назад была граница XIX и XX веков. Тогда, сто лет назад, перед началом XX века, Александру Блоку шел двадцатый год, явление в русской литературе он был исключительное. Путь его в литературу «прорастал» из семейных традиций, о чем он сам написал в автобиографии (1915 г.).
Ученик-ассистент. «Семья моей матери причастна к литературе и науке.
Дед мой, Андрей Николаевич Бекетов, ботаник, был ректором Петербургского университета в его лучшие годы (я и родился в «ректорском доме»).
... Жена деда, моя бабушка, Елизавета Григорьевна, – дочь известного путешественника и исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она всю жизнь работала над компиляциями и переводами научных и художественных произведений; список ее трудов громаден...
Моя мать, Александра Андреевна ... переводила и переводит с французского – стихами и прозой...
Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Выдающийся музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист, – отец мой считал себя учеником Флобера... Я встречался с ним мало, но помню его кровно».
Учитель. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Незадолго до рождения ребенка мать ушла от мужа. Блок знал отца преимущественно по переписке, но ощущение внутренней связи с ним пронес через всю свою жизнь.
Ученик-ассистент. «Детство мое прошло в семье матери... «Сочинять» я стал чуть ли не с пяти лет... Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет».
Учитель. Первые творческие опыты маленького Саши были встречены родными с исключительным вниманием. Мальчик сначала с помощью матери, а позднее и сам, составлял маленькие стихотворные книжечки и некие подобия журналов. В четырнадцать лет он издавал рукописный журнал «Вестник», в котором одновременно был и редактором-издателем, и самым деятельным сотрудником, и оформителем.
Но в юности Блок готовился к театральному поприщу. После окончания гимназии, летом 1898 г., он участвовал в любительской постановке трагедии Шекспира «Гамлет». Блок исполнял роль Гамлета, а Офелию играла Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого ученого-химика, Дмитрия Ивановича Менделеева, друга деда Блока.
Ученица-ассистент. «Удивительно ли, – писала М. А. Бекетова (тетя поэта), – что романтично настроенный и пылкий мальчик, каким был в то время поэт, до безумия влюбился в свою Офелию. О силе его впечатления свидетельствуют многочисленные стихи, написанные прямо или косвенно то к самой Любови Дмитриевне в этой роли, то в виде песен Офелии».
Учитель. Летом 1898 г., когда чувство только зарождалось, гамлетовские переживания были еще впереди. Осенью Блок поступил не на Императорскую сцену, как собирался, а – под влиянием отца – на юридический факультет Петербургского университета. Однако вскоре, не чувствуя ни малейшей склонности к юридическим наукам, перешел на филологический, который и окончил в 1906 г.
В студенческие годы Блок был далек от политики. Его причисляли даже к студентам-«белоподкладочникам» – так с оттенком высокомерия называли тех, кто не принимал участия в политических волнениях, митингах и забастовках. В ожидании невиданных грядущих перемен Блок испытывает особые состояния души, ощущает сопричастность к таинствам мира, увлекшись древней философией, изучает философию Платона и проникается идеей «двоемирия», существования двух миров – реального и идеального.
В 1901 г. Блок знакомится с творчеством философа и поэта Владимира Соловьева. Идеи Соловьева имели огромное влияние на русскую интеллигенцию начала века. Под влиянием Соловьева Блок верит, что воплощение Идеала в земной действительности возможно. Идеальный и реальный мир соприкасаются, причем то, что происходит здесь, на земле, – только отзвук великих событий и явлений, которые невозможно увидеть глазами земного человека: возможно лишь почувствовать, ощутить. Слыша о битвах земных, Блок пытался проникнуть сознанием в незримое. Эта двойственность восприятия стала одной из основ символистской поэзии Блока.
Символизм – направление в европейском и русском искусстве 1870–1910-х гг., сосредоточенное в основном на выражении интуитивно постигаемых идей, смутных чувств и ощущений посредством символа. Стремясь проникнуть сквозь видимую реальность мира и узреть его идеальную сущность, символисты выражали неприятие буржуазных ценностей, тоску по духовной свободе, предчувствие мировых потрясений и вместе с тем доверие к вековым духовно-культурным ценностям.
Символизм особенно выразительно проявился в поэзии и живописи (в российской живописи – это работы М. К. Чюрлёниса, М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова).
(Демонстрация репродукций работ этих художников.)
Блок связывал земное преображение с явлением на землю Вечной Женственности, Таинственной Девы, которая воплощает в себе Идеал:
Предчувствую тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую тебя.
Она, Прекрасная Дама – главный символ его ранней лирики.
Нарастание событий первой русской революции усиливает социальную чуткость Блока. Он видит, что реальный мир остался неизменным, непреображенным, чуждым Идеалу. Реальность врывается в стихи Блока, мистицизм сливается с повседневностью, и единый образ Вечной Женственности распадается на разнородные женские лики. Самое знаменитое стихотворение этого периода – «Незнакомка».
Ученик-ассистент. «Я помню ночь, перед самой зарей, когда он впервые прочитал свою «Незнакомку», – вспоминал К. И. Чуковский. – Читал он ее на крыше знаменитой башни Вячеслава Иванова, поэта-символиста, у которого каждую неделю собирался для всенощного бдения весь артистический Петербург... Он не только завораживал «Незнакомкой», но обжигал».
В стихотворении даны два мира: первый – реальный, в котором пошлость, пьяные крики, женский визг, детский плач; второй – мир мечты в виде прекрасной незнакомки.
Чтение стихотворения «Незнакомка» учеником-ассистентом или учителем.
За мечтой лирического героя – душевная мука за погубленную красоту.
(На экран проецируется последнее четверостишье.)
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне.
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.