Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1012

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Латинское выражение «In vino veritas! (лат.) – «Истина в вине!», переведенное в заключительных строках на русский язык, читается уже по-другому: совпадение падежной формы слов «вино» – напиток и «вина» – состояние души позволило Блоку «обмануть» читателя. Истина не в забытьи, не в винных парах, а в разбуженном сознании, в чувствах ответственности истинного «вочеловечения»!

Это стихотворение сделало Блока одним из самых известных и любимых русских поэтов, самым ярким представителем русского символизма.

Годы после революции 1905 г. Блок ощущает как годы безвременья. Поэт переживает тяжелый душевный кризис. Выход из тупика безвременья связывается в сознании Блока с образом Родины, России. Трагические события он воспринимает не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути, сужденного ему и его Родине. И какими бы горькими словами ни описывал Блок настоящее своей Родины, он всегда верил в ее будущее. Всегда помнил: в русской истории всегда бывали периоды, когда казалось, что страна находится накануне гибели и порабощения. Тревожные думы о судьбе горячо любимой Родины захватывают поэта. Родина – то «святое святых», которое внушает ему чувство молитвенного преклонения. Тема Родины становится сквозной в лирике Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», – признавался поэт. Эти слова Блока знаменательны: ему, который долго был наполнен только собой, чувствуя свою исключительность, данную ему и происхождением, и великим даром песнопенья, открылась его Отчизне. Открылась ему тайной прошлого, «дебрями», «ведунами», «заревом горящих сел», «вьюгой», «лоскутами лохмотий», «кладбищами». В стихотворении «Русь» (1906 г.) Родина предстала не благолепной, не идиллической, а страшной, языческой, как будто бы забывшей о своих храмах, монастырях, о своих святых. Поэтизируя старину, он предчувствует назревающие в стране события, все яснее ощущает, что его путь должен сливаться с историческим путем его Родины. И вот в октябре 1908 г. Блок пишет стихотворение «Россия».

3. Работа над стихотворением «Россия».

1) Выразительное чтение стихотворения «Россия» учителем или подготовленным учеником. (Обратить внимание учащихся на завораживающую мелодию стиха, образность.)

2) Анализ стихотворения
по вопросам.

а) Как вы поняли смысл стихотворения?

б) Отмечаем слово «опять»: «Опять, как в годы золотые...» Что оно означает? (Все это уже давно было – и вновь повторяется.)

в) Шлея – а) часть сбруи, ремень, прикрепленный двумя концами к хомуту и проходящий по бокам и спине лошади; б) в пар-ной упряжи: широкие лямки, заменяющие хомут.

Почему шлеи стертые? Какое впечатление оставляет аллитерация в строке: «... Три стертых треплются шлеи...»?

г) Что противопоставляет Блок словосочетаниями «спицы расписные» – «расхлябанные колеи»?

д) Найдите эпитеты во 2-й строфе. С какими известными вам стихотворениями Есенина перекликается эта строфа?

е) Как вы понимаете выражение «песни ветровые»?

Вспомним стихотворение А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край...»:

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

Вспомним стихотворение С. Есенина «Топи да болота»:

Слухают ракиты

Посвист ветряной...

Образ Руси в стихах русских поэтов соединяется с образом ветра. Такой образ мы называем архетипическим.

Запись в тетради: архетип – первоначальный образ, мотив, лежащий в основе общечеловеческой символики.

ж) А как вы понимаете фразу: «…И крест свой бережно несу...»? (Крест – символ страдания одного человека за всех.)

з) какой образ России рисует автор в 3–5-й строфах? (возникает образ чародея, который хочет похитить «разбойную красу» России. Выражение «прекрасные черты» напоминает нам об образе Прекрасной Дамы, которая находит новое воплощение в образе России. Блок пишет о невидимой глазу духовной сущности России.)

и) Чем отличается от предыдущих последняя строфа?

Какие антитезы вы видите в последней строфе? («Даль дорожная» – нечто бесконечно долгое: даль соединяется с понятием времени и противопоставляется «мгновенному взору». «Глухая песня ямщика» – «звенит»! «Звенит тоской острожной»: за этой строкой – образ цепей, которыми скованы узники острога.)

к) Какие еще образы вы могли назвать архетипическими? (Для России архетипичны образы дороги и скачущей по ней тройки.)

л) Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Какое впечатление оставляет использование этого литературного приема?

м) Какое слово дважды повторяется в стихотворении? С какими эпитетами? Как вы думаете, почему Блок повторяет это слово? («Песни ветровые» – «глухая песня ямщика».)

н) Определите размер стихотворения, его рифму.

(4-стопный ямб не производит впечатления жесткости: он гибок и пластичен. Чередование богатых мужских и женских рифм создает ощущение мелодичности и гармонии.)

о) Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении Блока становится символом веры в будущее? Почему? Обоснуйте свой ответ.

3) Чтение стихотворения учащимися (1–2 человека).

Домашнее задание: стихотворение «Россия» – подготовить выразительное чтение; пересказ статьи Д. С. Лихачева «Мир на Куликовом поле».

Урок 57

стихотворный цикл «на поле куликовом»

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворным циклом «На поле Куликовом»; обратить внимание на повторяющиеся образы и мотивы стихотворения; работать над выразительным чтением стихотворения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения «Россия».

III. Работа по новой теме.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Слово учителя.

Анна Андреевна Ахматова назвала Блока «трагическим тенором эпохи», потому что ему удалось передать метания души, потерявшей Бога, веру, идеалы.

Исследуя истоки особого пути России, поэт обращается к XIV в., к Куликовской битве. Он называл ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди. В цикле «На поле Куликовом» события XIV в. становятся поводом для размышлений о судьбах современной России. Еще ни один русский поэт не обращался так к своей отчизне:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво...», 1908 г.

В этой битве поэт видел мистический, провиденциальный смысл, ибо битве этой покровительствовала сама Богоматерь («Ты сошла, в одежде свет струящей»). Лирический герой облачается в доспехи русского ратника («На поле Куликовом», 1908 г.):

Я – не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

Общее дело стало глубоко личным. «Светлая жена» – это и любимая, и Россия.


– Обращаясь к циклу «На поле Куликовом», уточните, как вы понимаете слово «цикл»? что такое, по-вашему, стихотворный цикл? (Стихотворный цикл – несколько стихотворений, объединенных одной темой. Циклу присуща смысловая завершенность.)

Чтение определения: с. 86, учебник.

– Прежде чем перейти к чтению цикла «На поле Куликовом», давайте обратимся к главам из книги Д. С. Лихачева о Куликовской битве и ответим на вопрос: «Какую роль отводит исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев русской литературе в осознании необходимости единства Русской земли?»

Пересказ учащимися глав из книги, с. 77–80, учебник.

3. Анализ цикла «На поле Куликовом».

Чтение стихотворений цикла учителем или подготовленными учениками.

Литературовед А. С. Елеонская в статье «Куликовская битва и русская литература» пишет: «Горячей любовью к родине пронизан цикл стихотворений «На поле Куликовом», где история и современность также даны в неразрывном художественном переплетении. Судьба России – вечный бой:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

Образная система цикла «на поле Куликовом» несет на себе следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики...»

Попробуем проследить повторяющиеся образы и мотивы цикла, сопоставив их с мотивами стихотворения «Родина»: это образы реки, степи – поля, долгого пути – долгой дороги, тоски безбрежной, вековой – тоски острожной, мотив повторения роковых событий: «Опять с вековою тоскою...», «Опять, как в годы золотые...», «Опять над полем Куликовым», мотив страдания, боли: «До боли / Нам ясен долгий путь!» – «...И крест свой бережно несу...»

А теперь выделим мотивы и образы, связанные именно с этим циклом.

Образ мглы:

«И мглою бед неотразимых...»;

«Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла»;

«За разливающейся мглою».

– Символом чего для Блока является мгла?

– Почему он дает ей такие определения?

Блок говорит нам о великой битве сил света и тьмы, мглы; сосредоточием этой битвы становится Россия – и сердце поэта:

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне...

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли


В растерзанном сердце моем,

И падают светлые мысли,

Сожженные темным огнем...

Тревожное настроение создают постоянные упоминания о криках лебедей, о степных кобылицах, клекоте орлов. В смятении боя, в предощущении грядущих человеческих страданий, где высший, небесный мир объединяется с миром земным («Закат в крови! Из сердца кровь струится!»), в предчувствии великого пожара-зарева («Я вижу над Русью далече / Широкий и тихий пожар») на помощь воину приходит Она, чей «лик нерукотворный / Светел навсегда». Кто это? Небесная Благодать, Вечная Женственность, Прекрасная Дева, образ которой сближается с образом России:

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла в одежде, свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече!

К ней обращается поэт с призывом:

Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!

И в то же время Русь – не только высокая покровительница, но и жена: «О, Русь моя! Жена моя!» Жена потому, что поэт чувствует единство своей судьбы с судьбой Родины, неразрывную, кровную связь и глубокое переживание пути России как своего собственного пути.

– Почему именно Куликово поле становится символом трагической и великой судьбы России?

– Как вы понимаете образ «горючего белого камня»? в каких произведениях русского фольклора вы его встречали?

На пути – горючий белый камень,

За рекой – поганая орда.

(«Бел-горюч камень» встречается в русских песнях, сказках, заговорах, связанных с мотивом сакрального выбора. Блок как никто осознавал необходимость выбора Россией своего пути в мировой истории.)