Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1011
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
IV. Подведение итогов урока по вопросам.
– Какова тема и идея цикла?
– Как бы вы определили жанр произведения Блока?
– Цикл А. А. Блока «На поле Куликовом» состоит из 5 частей. Как мы могли бы их озаглавить? (Напомнить ребятам, что поэт исследует истоки особого пути России и обращается к Куликовской битве, которой покровительствовала сама Богоматерь. Облачившись в доспехи русского ратника, лирический герой делает общее дело глубоко личным. «Светлая жена» – это и любимая, и Россия. В третьем стихотворении цикла много слов, написанных с прописной буквы: «Тобою», «Ты», «Твой». Это Прекрасная Дама поэта, прошедшая с ним все круги жизненного ада, напомнившая ему о молитвенном состоянии юности и соединившая в себе и Богоматерь и Россию. В появлении этого образа есть и более глубокий смысл: испокон веков русских отличала единая вера в Заступницу и Спасительницу, с одной стороны, и в Русь, ее героический дух – с другой. Четвертое и пятое стихотворение – пророческое предсказание «высоких и мятежных дней», суровых облаков над Россией, широкого и тихого пожара.)
– Родина, Россия традиционно предстает в русской поэзии в образе матери. А. А. Блок меняет трактовку, и у него Русь предстает в образе жены. Как вы понимаете такое неординарное сравнение?
– Какой цвет, по-вашему, является доминирующим в цикле «На поле Куликовом»? чем можно объяснить этот факт?
– Что роднит цикл Блока «На поле Куликовом» со стихотворением «Россия»? есть ли различия в трактовке образов? Каким настроением проникнуты цикл и стихотворение?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одного из стихотворений цикла; нарисовать или подобрать иллюстрации (как живописные, так и музыкальные) к стихотворению «Россия» и циклу «На поле Куликовом»; познакомиться с отрывками из драматической поэмы С. Есенина «Пугачев» (по учебнику, с. 89–95).
Урок 58
внеклассное чтение.
М. А. Осоргин «пенсне».
и. с. шмелев «как я стал писателем».
писатели улыбаются
Цели урока: подчеркнуть общую проблематику рассказов; учить выступать перед одноклассниками, делать выводы по своей теме; закрепить понятия «метафора», «олицетворение».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по новой теме.
1. Слово учителя.
Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно рассказал о своей жизни – в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. «Наше поколение, – говорил Осоргин, – находится в исключительно выгодных мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века». Неудивительно, что и в художественных его произведениях некоторые сюжеты имеют документальную основу, а многие герои – прототипов. Ведет же повествование почти всегда рассказчик, которому автор передоверил собственные мысли и размышления.
Осоргин – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя – Ильин. Один из самых древних русских дворянских родов.
Он родился и вырос в Перми, «в глубокой провинции, в деревянном доме, окруженном несчитанными десятинами, никогда не знавшими крепостного права», где «голубая кровь отцов окислилась... независимыми просторами, очистилась речной и родниковой водой, окрасилась заново в дыхании хвойных лесов». Уральские просторы, берега Камы, пермские леса... Даже объездив всю Европу, он будет считать их самыми прекрасными местами в мире, а годы, проведенные здесь, – лучшими университетами. «Все, что мне позже открыли книги, что я принял из них и не отверг, – все это было раньше вышито зеленой гладью на клубничном косогоре, родилось и жило подо мхами, под древесной корой, в бесчисленных норках, прыгало по веткам, стояло звонкой песней над крестьянским полем». Здесь, в родном городе, на пороге юности, было сделано удивительное открытие («его выдвинуло утро и очаровало ... ниоткудностью»): «Цель жизни в самом ходе жизни, в движении, а не в какой-то последней точке».
2. Творческая «защита» I группы.
«Осоргин – «служитель правды и справедливости».
(Устный журнал: каждый ученик, перелистывая свою страницу, рассказывает.)
1-й ученик. «На пороге».
В 1897 г. Михаил Ильин поступил на юридический факультет Московского университета. Из дома он захватил только «узел», в который «завернул» свои детские впечатления – все, что он вычитал в великой книге Природы. Но студенческие годы его выпали на то время, когда по всей России не было такой обители, где не жили бы «люди, желающие пересоздать мир и во имя этого готовые на всякую жертву». «Молодые женщины, которым как раз время весело жить и молодо любить, надевали посконное платье и шли по деревням изучать народ». Да и «все недурные люди» были прежде всего служителями «правды и справедливости». Как тут остаться в стороне? В 1899 г. за участие в студенческих волнениях Михаила Ильина высылают в Пермь под негласный надзор полиции. Опала оказалась недолгой. Через год он восстанавливается в университете, в 1902 г. оканчивает его и начинает заниматься адвокатской практикой. Он не берет денег с бедных. И вообще рассматривает свою деятельность как защиту «прав трудового народа».
2-й ученик. «Служитель правды и справедливости».
Но юридическое поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» – литература. С гимназических лет он печатается в газетах. Он говорит своим, ни на кого не похожим голосом: о самых серьезных вещах он рассуждает с иронией, никогда не выступает бесстрастным летописцем, не скрывает своей позиции.
...Очень скоро в адвокатской конторе «стали спать по ночам подозрительные люди, бежавшие с политической каторги, на машинке отстукиваться тексты пылких и буйных прокламаций».
В 1904 г. Михаил Андреевич вступает в партию социал-революционеров. Однако революционером он был недолго, и никогда – особенно активным (по его собственным словам, «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом... по полной неспособности к руководящим ролям»).
Но полиция, очевидно, не считала его «пешкой». Во всяком случае, в декабре 1905 г. Михаил Андреевич был арестован. Приговор – три года ссылки в Нарымский край Томской губернии. По счастью, удалось обмануть правосудие: Осоргина выпустили на время из тюрьмы – под залог, и назад он не вернулся.
Поначалу он скрывается в деревне под Москвой, где занимается в основном рыбной ловлей, в город старается не ездить, и не только потому, что это может плохо кончиться. «Не столько плохи дела, как плохи люди... Дошло до того, что трудно отличить революционера от хулигана».
Оставаться близ Москвы становится опасно, и Михаил Андреевич перебирается в Финляндию. Из писем оттуда видно, что уезжать еще дальше ему очень не хочется: «За границу поеду лишь в крайности». И все же такая «крайность» наступила, и довольно скоро. Поздней осенью 1906 г. недавний узник Таганской тюрьмы оказывается в Италии, на вилле «Мария» – в приюте многих русских политических эмигрантов.
3-й ученик. «В Италии».
«Узелок», с которым пермский гимназист Михаил Ильин шагнул из родного дома в большую жизнь, «не нашли и не отняли даже при обысках». Здесь, в Италии, он вышел из партии, так как партийные дела волновали его все меньше и меньше. Все больше и больше он погружается в литературные занятия. С 1908 г. Осоргин – постоянный автор, а вскоре и корреспондент «Русских ведомостей» в Италии: за 10 лет только в этой газете появилось более 400 материалов Осоргина. В 1913 г. вышла его книга «Очерки современной Италии», страны, которую автор впоследствии называл «Романом своей молодости». В эти же годы в журнале «Русский вестник» печатаются рассказы Осоргина, герои которых – эмигранты, о них Михаил Андреевич будет писать всю жизнь:
«Эмигранты, это – такие оригиналы, которые живут не там, где им душой хочется, а там, где их сердцу тяжело. Я им симпатизирую, – вы можете считать их врагами... Сентиментальных гражданских слез «о пасынках России» я лить также не стану; им это будет обидно...
Настоящий эмигрант отличается от всех прочих сородичей тем, что он в своих исканиях заранее лишен надежды найти, так как ищет вне земли обетованной».
М. Осоргин. «Русские ведомости». 5 января 1911 г.
4-й ученик. «Дым Отечества».
В 1916 г., так и не добившись официального разрешения, М. А. Осоргин на свой страх и риск возвратился на родину.
– Вас же сошлют в Нарым.
– Чем Нарым чуже Рима? А может быть, и не сошлют.
Не сослали – подоспела Февральская революция 1917 г. Поначалу он принял ее восторженно, активно включаясь в борьбу «не во имя будущего, а лишь по невозможности мириться с настоящим».
С первых же дней Октябрьского переворота 1917 г. Осоргин призывает не подчиняться самозванному правительству, неустанно разъясняет массам «бандитский характер власти», разоблачает лживые лозунги. Призывая ко всеобщей политической забастовке, понимает: поражение неизбежно. Он очень любит Россию, но хорошо знает ее: она вечно «позволяет кататься на своей вые каждому любителю верховой езды. Иногда, встав на дыбы, она опрокидывает всадника – и сейчас же позволяет взнуздать себя другому».
1921 г. Голод в Поволжье. Осоргин – главный редактор газеты «Помощь», органа Комитета помощи голодающим. В голодающие губернии пошли составы с продовольствием. Престиж вождей оказался под угрозой. От иностранной помощи пришлось отказаться... В результате в Поволжье погибли 5 млн человек, но политическое положение было спасено. Осоргин вместе с другими членами Комитета оказался на Лубянке. Был намечен к «ликвидации», но благодаря вмешательству верховного комиссара Лиги Наций Ф. Нансена смертную казнь заменили ссылкой. Формально на три года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда».
5-й ученик. Защитник «незначительного».
В чем смысл и цель бытия, тайна Природы, назначение человека? Осоргина ответы религии на эти вопросы не устраивали. Он не хотел быть рабом – ни царским, ни Божьим.
Еще в 1914 г., в Италии, он вступил в масонскую ложу, полагая, что целью масонства является свободное познание тайны Природы.
Во время второй парижской эмиграции Осоргин – один из самых активных и влиятельных русских масонов. Однако с началом Второй мировой войны писатель вынужден покинуть Париж – фашисты преследовали масонов. Он поселился в местечке Шабри, в неоккупированной зоне. Отсюда, подвергая себя большой опасности, посылал корреспонденции в Америку, в газету «Русское слово».
Мечта о возвращении на родину так и осталась с ним до конца его дней. Философ Джордж Гурвич писал в некрологе: «Осоргин был не только крупнейшим писателем. Он был замечательным человеком... последним рыцарем духовного ордена русской интеллигенции».
3. Беседа по вопросам к рассказу Осоргина «Пенсне».
– Какова тема и идея рассказа Осоргина «Пенсне»? Кто становится в произведении главным героем?
– Какие замечания писателя о жизни вещей, нас окружающих, вам показались правдивыми?
– В рассказе Осоргина пенсне имеет физиономию, кристальную душу. Как называется используемый автором данный прием художественной выразительности? Дайте определение. (Олицетворение – это... (учебник, с. 114); метафора – это ... .)
– Как показана в рассказе Осоргина «Пенсне» ироничность описания пропавшего предмета?
– Обратимся к отрывку из рассказа Осоргина: от слов «Часы шагают, хворают, кашляют ...» до «... суетливая сплетница – почтовая марка» (с. 109–110, учебник).
– Какими качествами автор «награждает» представленные в отрывке вещи?
4. Чтение мини-этюдов (1–2) о вещах, которые находятся в комнате, с использованием олицетворения, метафор (индивидуальное домашнее задание I творческой группы).
5. Творческая «защита» II группы учащихся.
Слово учителя об И. С. Шмелеве.
Даром воображения Иван Сергеевич Шмелев был наделен в полной мере. В детстве, когда читал басню про лису и виноград, видел: яркий солнечный день, лисьи глаза горят, язык вывалился, по нему бежит слюна... И самые обыденные предметы тоже оживали в его глазах.
«Живая была метла – бегала по двору за пылью, мерзла в снегу и даже плакала. И половая щетка была живая, похожая на кота на палке. Стояла в углу – «наказана». Я утешал ее, гладил ее волосики...» Он говорил и с людьми, и с игрушками, и с тою же метлой или половой щеткой.
1-й ученик.
Шмелев рано испытал счастье писательского труда. Незадолго до окончания гимназии, мартовским вечером 1894 г., он вспомнил почему-то прошедшее лето, рыбную ловлю на речушке, глухой омут у старой мельницы, и вдруг все ожило в его воображении. Единым махом, сам пораженный произошедшим, Шмелев написал рассказ.
Свое сочинение осмелился отдать в журнал «Русское обозрение». О судьбе рукописи долго ничего не знал. Но через год автору, теперь уже студенту Московского университета, почтальон вручил толстую книжку журнала. Студент открыл ее с дрожью – и прочитал столь знакомое название: «У мельницы».