Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1010

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2-й ученик.

Чтение эпизода, посвященного переживаниям героя, которые были вызваны публикацией его произведения (учебник).

Беседа по вопросам:

1) Как вы думаете, почему герой не испытывал радости?

2) Какое определение дает искусству редактор «Русского обозрения»? Согласны ли вы с такой точкой зрения?

3) Как изменилось мировосприятие героя после публикации его произведения? Почему он говорит о необходимости «многое узнать, читать, вглядываться и думать... – готовиться»? Чем отличается, на ваш взгляд, писатель от обычного человека?

3-й ученик представляет составленную схему системы персонажей рассказа Шмелева «Как я стал писателем», указав в ней всех главных и второстепенных персонажей, род их деятельности и то, как они связаны друг с другом.

4-й ученик читает рассказ на одну из тем: «Как я готовился к сочинению», «Как я написал свое первое сочинение», «Отзыв на рассказ «Как я стал писателем» Шмелева».

6. Беседа по «Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом"».

1) Что вы знаете о журнале «Сатирикон»? Откуда взялось такое название? Кто публиковал на страницах журнала свои произведения?

2) Назовите настоящее имя Тэффи.

3) Прочитайте приведенные отрывки из «Всеобщей истории...» и объясните, как создается сатирический эффект?

(Проецируется на экран.)

«В одежде спартанцы были также очень скромны и просты. Только перед битвой наряжались они в более сложный туалет, состоявший из венка на голове и флейты в правой руке. В обычное же время отказывали себе в этом».

«Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими».

«Женщина в Спарте пользовалась уважением, и ей разрешалось изредка тоже поговорить лаконически, чем она пользовалась, воспитывая детей и заказывая обед кухарке-илотке. Так, одна спартанка, отдавая щит сыну, сказала лаконически: «С ним или на нем». А другая, отдавая кухарке петуха для жарения, сказала лаконически: «Пережаришь – вздую».

4) Какую функцию выполняют в тексте «Всеобщей истории...» следующие выражения: цари грызлись; терпение лопнуло; вместе тошно, а врозь скучно; с него взятки гладки и т. д. Уместно ли использование подобной лексики при создании исторического труда? Какой стиль намеренно искажают авторы данного произведения?

7. Работа по карточкам
(индивидуальная творческая работа).

Прочитайте первую главку «Славяне» из главы «Начало Руси» «Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом"». На основе какой языковой игры строится данный отрывок? Выпишите слова, значение которых обыгрывается автором, а также те языковые единицы, сочетаемость которых нарушается, что и приводит к сатирическому эффекту. Придумайте свои примеры языковой игры. Дайте определение выделенным словам.

«Люди с русыми волосами, серыми глазами и румяными лицами назывались славянами. Все же остальные назывались славянофилами и неославянами.

Славяне любили быть высокого роста и энергично тянулись головами к небу. С малорослых они отбирали подписку, в которой малорослый обязывался в известный срок вырасти и достигнуть известной нормы.

Когда же по истечении срока давшие подписку не вырастали, их ссылали на берега Днепра, где малорослые вскоре и основали свое собственное государство под названием Малороссия. <...>

Жили славяне на берегах рек, но им не запрещалось отлучаться от берегов и совершать прогулки вне черты славянской оседлости.

3анимались они ловлей невест, рыб и зверей. Первых, вторых и третьих было такое множество, что часто ловили их голыми руками и даже голыми ногами, ибо в летнее время славяне ходили почти голыми, каковое платье в те времена считалось весьма модным и щеголеватым.

Рыбу славяне жарили и варили. С зверей снимали шкуру и отпускали их на волю. Невесты же в свою очередь сдирали шкуру с славян и отсылали своим родителям. <...>

Сражались они врассыпную, но, потеряв сражение, бежали дружною толпой и сомкнутыми рядами.

Иногда они прибегали к хитрости. Притворным бегством заманивали неприятеля в лес и оттуда больше не выходили, оставив, таким образом, неприятеля с носом и в дураках. <...>

Религия у славян была простая и общедоступная. Они поклонялись всему, что бог послал.

Увидят пень и станут перед ним на колени. Поймают зверя и давай перед ним молиться, прежде чем снимут с него шкуру.

Один пень сделал большую карьеру. Для него построили храм и наняли жрецов. Пню дали имя Перун и подчинили ему солнце, гром и все остальные божества».


Прочитайте отрывок из главы «Рюрик, Синеус и Трувор» «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и попытайтесь «переработать» его в духе писателей «Сатирикона».

«Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде Меч сильных или храбрость честолюбивых вводили самовластье (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан; повествует наш летописец – и рассеянные племена славянские основали государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

Желая некоторым образом изъяснить сие важное происшествие, мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость.

Господствуя на морях, имея в IX веке сношение с югом и западом Европы, где на развалинах колосса римского основались новые государства и где кровавые следы варварства, обузданного человеколюбивым духом христианства, уже отчасти изгладились счастливыми трудами жизни гражданской, – варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера; могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властью завоевателей, которая уничтожила их собственную, возмутительную, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и славяне, убежденные – так говорит предание – советом новогородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов. Древняя летопись не упоминает о сем благоразумном советнике; но ежели предание истинно, то Гостомысл достоин бессмертия и славы в нашей истории».


8. Творческое задание III группы учащихся (по творчеству Тэффи).

1) Пересказ статьи учебника о Тэффи (с. 125–126).

2) Анализ составленной схемы системы персонажей рассказа Тэффи «Жизнь и воротник» с указанием всех главных и второстепенных персонажей, рода их деятельности и того, как они связаны друг с другом.

3) Пересказ истории, рассказанной Тэффи в произведении «Жизнь и воротник» «от лица» воротника.

Подведение итогов.

– Какой человеческий порок высмеивает писатель-сатирик в рассказе «Жизнь и воротник»?

9. Творческое задание IV группы учащихся (по творчеству М. М. Зощенко).

а) Небольшое сообщение о жизни и творчестве М. М. Зощенко.

б) Беседа по вопросам.

– Какую цель преследовал М. М. Зощенко, занимаясь литературной деятельностью?

– В каком жанре работал Зощенко?

– Какова тема и идея рассказа «История болезни»?

– Кто ведет повествование? Что вы можете рассказать об этом человеке? Откуда вы почерпнули эту информацию?

– В начале ХХ века преобразования в жизни общества влекли за собой изменения в языке, например, было создано много сложносокращенных слов. Рассказ Зощенко написан в это знаковое время. Найдите в тексте произведения слово, которое отражает тенденции новой эпохи. Что оно означает?

– Какую функцию в рассказе Зощенко «История болезни» выполняют следующие слова и выражения: чуть у него пар изо рту не идет от жара; набуровим вам воды; распатроню; поднимаете тарарам и т. д.?

в) Викторина по произведениям Зощенко.

– Из какого это произведения?

«А денег у меня – кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег – с гулькин нос.

Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах».

«Скажи, – говорит, спасибо, что в трамвае потерял. В другом общественном месте не ручаюсь, а в трамвае потерять – святое дело. Такая у нас существует камера для потерянных вещей. Приходи и бери. Святое дело».

«Иду, на крымскую природу не гляжу. Только бы, думаю, живьем до Алупки дойти.

Оборачиваюсь. Гляжу – он рукой мне машет. Я ему тоже махнул рукой. Дескать, отстань, сделай милость».

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: прочитать поэму Твардовского «Василий Теркин»; индивидуальное задание: подготовить биографию Твардовского


.

Урок 59

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

Цели урока: познакомить учащихся с основными вехами военного и творческого пути Твардовского; учить передавать разговорные интонации, читая поэму.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение отрывка из рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

III. Работа по новой теме.

1. Вступительное слово учителя (без объявления темы урока) с последующей беседой с целью выяснения впечатления учащихся.

– Вы прочитали очень эмоционально, выразительно отрывок из рассказа Астафьева, а теперь я вам почитаю наизусть, но это – отрывок из поэмы...

Чтение учителем отрывка из главы «На привале» до слов:

– Хорошо, что он попал,

Теркин, в нашу роту.

(с. 140–146, учебник.)

– Понравился ли вам этот отрывок?

– Знакомо ли имя – Василий Теркин? Где вы его слышали? В связи с чем?

(Если кто-нибудь из учеников скажет, что в их семье отец, дед или прадед любили эту поэму, следует подробнее остановиться на этом вопросе, так как он имеет огромное воспитательное значение.)

– Кто же автор этой поэмы?

2. Запись в тетради темы урока.

– Имя Александра Трифоновича Твардовского вам уже знакомо.

– С чем оно ассоциируется в вашем сознании? Какие произведения этого поэта вы уже читали?

3. Индивидуальное задание: напишите небольшую вступительную статью для учебного пособия о жизни и творчестве Твардовского.

4. Слово учителя.

В 7 классе мы уже говорили о горькой поре в жизни Твардовского, когда его раскулаченные отец и брат были сосланы в сталинские лагеря, а сам Александр Трифонович постепенно становился всенародно известным поэтом благодаря публикации стихотворения и поэмы «Страна Муравия».

Что же было дальше в жизни поэта?

Военный путь Твардовского начался в 1939 году, когда в качестве военного корреспондента он участвует в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем – в финской кампании (1939–1940 гг.). В редакции газеты «На страже Родины» – несколько самых лучших поэтов того времени. Финская кампания оказывается очень тяжелой, и чтобы подбодрить бойцов, у военных корреспондентов появляется замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах веселого солдата-богатыря. Сейчас такие рисунки мы называем американским словом «комиксы». В России же эту традицию еще в годы революции начали агитки Демьяна Бедного и Владимира Маяковского.