Файл: Реферат Вводные слова и предложения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство путей сообщения Российской Федерации

Омский государственный университет путей сообщения


Кафедра «Русского и иностранных языков»

РЕФЕРАТ



«Вводные слова и предложения»

Выполнил: студент гр. 21и

Перетятько А.О. _________
Проверила: преподаватель

Суворова Н.Н. _________


Омск 2011

Содержание


  1. Введение……………………………………………………. 3 стр.

  2. Основная часть. Теоретические сведения........................... 4 стр.

  3. Практическая часть…………………………………….. .. 10 стр.

  4. Заключение……………………………………………….. 15 стр.

  5. Литература……………………………………………….. 16 стр.


Введение.
Цели: проанализировать и обобщить употребление вводных конструкций, которые в наше время являются актуальным аспектом в изучении русского языка в целом. Актуальность обусловлена сложностью вводных слов как лингвистического явления, трудностью их усвоения школьниками, практической необходимостью изучения стилистического аспекта.

Задачи: ознакомиться с основными правилами написания вводных слов и предложений, лексическими и морфологическими признаками, значением, структурой, изучить знаки препинания при них, научиться отличать вводные слова от слов не являющихся ими.

Объект исследования: роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов», в нем необходимо рассмотреть назначение разнообразных вводных конструкций, проанализировать по значению, структуре и способу включения в роман, классифицировать и сравнить их.

Основная часть

Теоретические сведения

Вводные слова — это слова или конструкции, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в грамматическую связь. Как правило, вводные слова выражают отношение говорящего к высказыванию, его оценку, дают сведения об источнике сообщения или связи с контекстом.

Несмотря на то, что вводные слова синтаксически не связаны с членами предложения, они могут являться частью его структуры. При этом они выражают противительные (впрочем), уступительные (правда), разделительные (может) и другие виды отношений.

Как правило, но не всегда, вводные слова выделяются знаками препинания с обеих сторон. Например: «Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать»
— запятая перед вводным словом следовательно не ставится, поскольку его невозможно убрать из предложения.

Значения вводных слов


  1. Модальное значение. Выражает степень достоверности высказывания с точки зрения говорящего: уверенность, сомнение, предположение и т. д.

Тем более приятно угостить вас коньяком, который выдерживался, несомненно, в самой высококачественной дубовой таре.

Шляпа, плащ, ботинки, портфель, явно подобранные наподобие ансамбля, имели табачный и, вероятно, популярный когда-то цвет.

  1. Обычность совершаемого.

Несколько дней он, как обычно, жарил котлеты и варил борщ.

С курорта и то, бывает, приезжают прозрачные.

После долгой разлуки они сели на крыльце и, по обыкновению, заговорили.

  1. Указание на источник сообщения.

Уехал, говорят, сдавать какие-то экзамены в Инту.

А раньше, дескать, когда до конца света было далеко, все мы демонстрировали высокую нравственность и соответственно безупречную мораль...

И где же, по-вашему, мы сейчас находимся? ― спросил я.

  1. Вводные слова, указывающие на способ выражения мысли. Слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и т.п. являются вводными, если после них можно добавить слово говоря.

А человек, прямо скажем, подлый до невозможности.

Плавание ― это стремление вперед, движение, иными словами.

Словом, сколько я ни ломал голову, разгадки найти не мог.

  1. Призыв к собеседнику.

Понимаешь, произошло что-то очень серьёзное, но я пока не знаю ― что.

И он, представьте себе, тотчас являлся как по мановению чёрной палочки фокусника.

И он еще, видите ли, чай пьет!

  1. Вводные слова, указывающие на связь и последовательность мыслей.

Кроме того, можно ли сердиться на человека, лишённого, к примеру, музыкального слуха?

Кстати, автобус скоро должен был прийти.

Между прочим, через несколько лет наш театр вcё-таки сгорел, что лишний раз подтверждает ту правильную, но бесплодную мысль, что наши мечты сбываются слишком поздно.

Вы, значит, предлагаете мне отказаться от матча и,

следовательно, лишиться десяти тысяч долларов?

  1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и тому подобное). Эмоциональная оценка.

Товарищ, к счастью, не вышел на работу.

Не отвлекайся, за дорогой следи, а то, не ровен час, и нас угробишь, и сам разобьешься.

  1. Экспрессивный характер высказывания.

Нет, кроме шуток, мне всегда тебя недоставало.

Впрочем, между нами, у тебя у самой есть слабость вкусно поесть.

Морфологическое выражение вводных слов:

  1. Вводные слова именного типа выражаются:

а) именами существительными (без предлога или с предлогом), например: правда, словом, без сомнения, к счастью, на беду, по преданию;

б) именами прилагательными (субстантивированными), например: в общем, между прочим, самое главное;

в) местоимениями (в сочетании с предлогом), например: кроме того, напротив того.

  1. Вводные слова наречного типа соотносительны с наречиями, например: вероятно, видимо, несомненно, вернее, короче, кстати, наконец.

  2. Вводные слова глагольного типа выражаются:

а) личными формами глагола, например: видишь ли, представьте себе, думаю, полагаем, говорят, рассказывают (вводные конструкции этого типа стоят на грани между вводными словами и вводными предложениями, так как слова типа думаю, полагаем могут рассматриваться как односоставные определенно-личные предложения, а слова типа говорят, рассказывают - как односоставные неопределенно-личные предложения);

б) инфинитивами или инфинитивными сочетаниями, например: видать, признаться, кстати сказать, по правде сказать;

в) деепричастиями (в сочетании с наречием или именем существительным), например: точнее говоря, мягко выражаясь, правду говоря, по совести говоря.

В вводных сочетаниях, кроме того, могут объединяться слова разных морфологических классов (точнее говоря, без всякого сомнения).

Знаки препинания при вводных словах:

  1. Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию, т.е. пропущено какое-либо слово, которое можно восстановить из контекста, то вместо запятой ставится тире (С одной стороны, она не умевгготовить, с другой - она хочет этому научиться.).

  2. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного распространенного члена предложения, то оно от него запятой не отделяется, а если оно в середине, то оно вьщеляется запятыми (Молодой человек, по-видимому недавно окончивший институт, делал при ответах много ошибок. Молодой человек, недавно, по-видимому, окончивший институт, делал при ответах много ошибок.)

  3. Если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно отделяется запятой от предшествующего сочинительного союза; если же такое невозможно, то запятая ставится только после вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом на ставится (Во-первых, он очень занят и, во-вторых, он не хочет тебя видеть. Несчастье его нисколько не изменило, а напротив, сделало еще сильнее.)

  4. Вводные предложения выделяются: запятыми, если они небольшие по объему (Вот у меня, вы знаете, все всегда получалось.) или если они вводятся при помощи союзов как, сколько, если (Сегодня, как сообщают газеты, в центре Москвы состоится митинг.);

  5. тире, если они распространены (Они - я это сразу заметил - хотели поскорей от меня отделаться.);


Слова не являющиеся вводными:

Не являются вводными словами и не выделяются запятыми частицы будто, как будто, ведь, вот, вряд ли, даже, едва ли, именно, исключительно, как раз, как бы, примерно, приблизительно, почти, словно, якобы и т.п.

Вводные предложения выполняют те же функции, что и вводные слова и сочетания слов. Они отличаются от них лишь структурно, так как воспроизводят те или иные схемы простого предложения, как двусоставного, так и, чаще, односоставного.

Например: Навстречу нам бежала с другого конца женщина в летах, одетая довольно небрежно, босая и, как нам показалось, растрепанная (Сол.); ... Но в этот день не то что курочке негде было напиться, но даже, говорила мамаша, воробьи на лету замерзали...(Шол.)

Вводные предложения чаще всего включаются в основное при помощи союзов или союзных слов, это специфическая черта большей части вводных предложений: как говорят старики, как он сам выразился, как мне вчера сказали; что гораздо важнее, что еще хуже; если говорить откровенно.

Например: Татьяна, состоявшая, как мы уже сказали выше, в должности прачки... была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке (Т.).

Многие вводные предложения сближаются с вводными словами и сочетаниями слов: выражая одни и те же значения, и те и другие различаются лишь объемом, степенью распространенности. Ср., например: известно - мне известно, всему городу известно; помню - сколько помню; казалось - мне казалось; представьте - можете себе представить и т.д.

Примечание. Сопоставление вводных слов, сочетаний слов и предложений свидетельствует об отсутствии резких границ между ними. Это сопоставление лишний раз подтверждает наличие переходных явлений в синтаксисе. Особенно показательны в этом плане омонимичные синтаксические конструкции, различающиеся лишь функционально.

Вводные предложения, в отличие от вводных сочетаний слов, не представляют собой застывших готовых выражений, они разнообразны по лексическому наполнению и не ограничены объемом.

Практическая часть

  1. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: "Кто сюда натащил и наставил все это?"

  2. Страстно преданный барину, он, однакож, редкий день в чем-нибудь не солжет ему.

  3. Потом он мел - не всякий день, однакож, - середину комнаты, не добираясь до углов, и обтирал пыль только с того стола, на котором ничего не стояло, чтоб не снимать вещей.

  4. Обломов успел, однакож, прочитать пожелтевшую от времени страницу, на которой чтение прервано было с месяц назад.

  5. И он обращал глаза в другую сторону, а крыльцо, говорят, шатается и до сих пор и все еще не развалилось.

  6. Родиться, говорят, надо для этого.

  7. "Не любят два раза в жизни, - думала она, - это, говорят, безнравственно..."

  8. , так тот даже смеялся этому: какая, дескать, свадьба?

  9. а теперь прослышал, дескать, что он по вечерам сидит у нее

  10. занял я, дескать, Обломов, у такой-то вдовы десять тысяч, сроком и т.д.

  11. "Не должен, дескать, Илья Ильич, да и только, и денег она никаких ему не давала".

  12. "Судьба, дескать, страсти, женщина - создание слабое" и т. д.

  13. но как только нужно было двинуть пальцем, тронуться с места - словом, применить им же созданную теорию к делу и дать ему практический ход

  14. и капризен-то он, и скуп, и сердит, и что не угодишь ему ни в чем, что, словом, лучше умереть, чем жить у него.

  15. Ведь случайности, хоть бы и выгоды какие-нибудь, беспокойны: они требуют хлопот, забот, беготни, не посиди на месте, торгуй или пиши - словом, поворачивайся, шутка ли!

  16. Штольц уехал, и ей скучно было, что некому петь, рояль ее был закрыт - словом, на них обоих легло принуждение, оковы, обоим было неловко.

  17. Кроме того, он еще имел простодушие верить, что Тарантьев в самом деле способен посоветовать ему что-нибудь путное."

  18. К тому времени предполагалось собрать оброк и, кроме того, было в виду заложить деревню - следовательно, расходы было из чего покрыть.

  19. Кроме того, она приобретала Анисью.

  20. Ничего не узнали бы, кроме того, что мы уже знаем: жив, здоров, на той же квартире - это я и без приятелей знаю.

  21. Постепенная осадка или выступление дна морского и осыпка горы совершались над всем и, между прочим, над Анисьей: взаимное влеченье Анисьи и хозяйки превратилось в неразрывную связь, в одно существование.

  22. С него немного спала спесивая уверенность в своих силах; он уже не шутил легкомысленно, слушая рассказы, как иные теряют рассудок, чахнут от разных причин, между прочим... от любви.

  23. Значит, вы истинно любите музыку.

  24. что я не виновата в ней; значит, судьба не хотела этого, бог не дал.

  25. Значит, ты не любишь меня? - спросила она потом.

  26. Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле

  27. княгиня - величественная красотой, ростом и объемом женщина, к которой, кажется, никогда никто не подходил близко, не обнял, не поцеловал ее, даже сам князь, хотя у ней было пятеро детей.

  28. "Съем поскорей", - подумал он и начал проворно убирать бисквиты; к счастью, они так и таяли во рту.

  29. К счастью, стало темнее, и ее лицо было уж в тени: мог только изменять голос, и слова не сходили у ней с языка, как будто она затруднялась, с какой ноты начать.

  30. К счастью, он очень редко воспламенялся таким усердием.

  31. Наконец, если и постигнет такое несчастие - страсть, так это все равно, как случается попасть на избитую, гористую, несносную дорогу, по которой и лошади падают и седок изнемогает, а уж родное село в виду: не надо выпускать из глаз и скорей, скорей выбираться из опасного места...

  32. Да, Ольга Сергеевна, - наконец пересилил он себя, - вы, я думаю, удивляетесь... сердитесь...

  33. Наконец, любят и не юношей, не отвагу на лице, не ловкость в мазурке, не скаканье на лошади...

  34. Потом... в письме вашем играют мысль, чувство... вы жили эту ночь и утро не по-своему, а как хотел, чтобы вы жили, ваш друг и я, - это во-вторых; наконец, в-третьих...

  35. Обломов дома нашел еще письмо от Штольца, которое начиналось и кончалось словами: "Теперь или никогда!", потом было исполнено упреков в неподвижности, потом приглашение приехать непременно в Швейцарию, куда собирался Штольц, и, наконец, в Италию.

  36. В конце августа пошли дожди, и на дачах задымились трубы, где были печи, а где их не было, там жители ходили с подвязанными щеками, и наконец, мало-помалу, дачи опустели.

  37. Разумеется, что: отказала; он огорчился и уехал, а я вот теперь доканчивай дела

  38. Если нужна, так, разумеется, съедем.

  39. ждал многого и от судьбы и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли - прежде всего, разумеется, в службе

  40. Он думал, что в письме сказано будет определительно, сколько он получит дохода и, разумеется, как можно больше - тысяч, например, шесть, семь

  41. Разумеется, что: отказала; он огорчился и уехал, а я вот теперь доканчивай дела

  42. Но ему, по-видимому, это было все равно

  43. Илья Ильич принялся завтракать, а Захар остановился в некотором отдалении от него, поглядывая на него стороной и намереваясь, по-видимому, что-то сказать.

  44. Прохожий сделал движение, чтоб приподнять голову, но не мог: он, по-видимому, был нездоров или очень утомлен.

  45. Сама она усаживалась где-нибудь в холодке: на крыльце, на пороге погреба или просто на травке, по-видимому с тем, чтобы вязать чулок и смотреть за ребенком. Но вскоре она лениво унимала его, кивая головой.

  46. Все это симптомы тех страстей, которые должны, по-видимому, заиграть некогда в ее молодой душе, теперь еще подвластной только временным, летучим намекам и вспышкам спящих сил жизни.

  47. Они, по-видимому, любят быть вместе - вот единственное заключение, какое можно вывести, глядя на них; обходится она с ним так же, как и с другими: благосклонно, с добротой, но так же ровно и покойно.

  48. Она глядела на него так сознательно, с такой уверенностью, так, по-видимому, владела своею мыслью.

  49. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести.

  50. Во-первых... В это время раздался отчаянный звонок в передней, так что Обломов с Алексеевым вздрогнули, а Захар мгновенно спрыгнул с лежанки.



Заключение

Исследуя роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» мы

смогли в полной мере достигнуть поставленных перед нами целей и задач.

Мы ознакомиться с основными правилами написания вводных слов и предложений, лексическими и морфологическими признаками, значением, структурой, изучили знаки препинания при них, научиться отличать вводные слова от слов не являющихся ими.

Все встретившиеся вводные конструкции по структуре классифицируются на три группы: слова, словосочетания и предложения. Самыми частотными из перечисленных групп являются вводные слова, вносящие в предложения оттенки степени достоверности сообщаемого и чувства говорящего.

Вводные слова, словосочетания, предложения позволяют И.А. Гончарову проникнуть в глубины человеческой души, показать читателю развитие внутреннего мира героев, пути их нравственного совершенствования, процессы морального опустошения. Нам думается, что во многом именно вводные конструкции помогают И.А. Гончарову использовать один из важных психологических приёмов – изображать внутренний мир героя в развитии. Помимо этого, вводные конструкции делают повествование эмоционально насыщенным, «наполненным» чувством. Они помогают нам увидеть авторское отношение к поступкам героям, существенным чертам их характера, описываемым событиям, пояснить или уточнить информацию, данную в контексте.

Литература

  1. Сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/Вводные_слова

  2. Сайт http://www.hi-edu.ru

  3. Сайт http://www.gramota.ru

  4. Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка