Файл: Государственное образовательное учреждение СанктПетербургский Городской Дворец творчества юных.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Дела отрядные»
10 вом этапе игры становятся активными игроками, а члены другой – наблюдателями и экспертами. На втором этапе участники меняются ролями.
Ведущий: «Один из игроков первой команды останется в этой комнате, а остальные будут находиться за дверью. Тот, кто останется здесь, получит не- большой текст, написанный на карточке. Он потратит на изучение этого текста столько времени, сколько ему потребуется, чтобы максимально правильно запом- нить содержащуюся в нем информацию. После этого я приглашу одного участни- ка, находящегося за дверью, и тот получит от первого игрока сведения, которые он почерпнул из карточки. У воспринимающего информацию будет возможность задать первому игроку три уточняющих вопроса. Потом входит следующий иг- рок, и уже второй передает ему информацию. Таким образом, информация прой- дет по цепочке до последнего игрока. Задача наблюдателей – внимательно отслеживать все, что будет происходить, и фиксировать искажения и трансфор- мацию сведений на разных этапах игры».
Участники первой команды договариваются, кто из игроков начнет игру, и покидают комнату. Ведущий вручает оставшемуся карточку с текстом: «Утром из докладной записки завуча директор школы узнал, что вчера пять учеников 7 «В» класса пропустили урок биологии у молодой учительницы Петровой Анны Ива- новны, протестуя против оскорбления их товарища из 6 «Б» класса учителем фи- зики Ивановым Петром Васильевичем, с которым у учительницы биологии сложились дружеские отношения».
Запомнить этот текст, несмотря на вроде бы небольшой объем, оказывается не очень-то просто. Почему – это и станет предметом обсуждения по окончании игры.
Пока первый игрок изучает текст и пытается его запомнить (кстати, имеет смысл прочесть его вслух наблюдателям), ведущий готовит место в аудитории для будущих диалогов. Лучше всего поставить в центре комнаты четыре стула – по два напротив друг друга: это нужно для того, чтобы при необходимости при- глашать не одного, а двух участников. Когда первый игрок сообщает о своей го- товности, ведущий забирает у него карточку с текстом и приглашает в комнату одного из игроков.
Заметим, что на первом этапе игры ведущий может вести себя достаточно мягко и уступчиво. Начиная со второго этапа, ведущему следует быть более стро- гим. По двое участников можно приглашать один или два раза.
Пяти-шести ступеней при передаче информации бывает достаточно, чтобы продемонстрировать все необходимые закономерности, связанные с забыванием и искажением информации. Все, кто уже передал информацию, присоединяются к наблюдателям. Последний из игроков озвучивает сведения, только что им полу- ченные, для всей группы. После этого первым игроком вслух зачитывается текст из карточки – под дружный хохот участников.
Обсуждение. Участники группы отвечают на следующие вопросы: на каком этапе передачи информации, по вашему мнению, произошло наиболее сильное ее искажение? Что «выпало», забылось быстрее всего? Что сохранилось в памяти участников упражнения? Удалось ли сохранить основной смысл текста? Что предпринимали участники, чтобы лучше запомнить информацию? Что следовало
Психологические игры


«Дела отрядные»
11 бы предпринять, чтобы уменьшить искажение и забывание информации? Какие примеры могут быть полезны в реальной жизни в подобных ситуациях, чтобы лучше запомнить нужную информацию? И почему?

Вариант № 2
КОНТАКТ
Упражнения:
«Аплодисменты по кругу». Все сидят в кругу. Один начинает хлопать, од- новременно подходит к кому-нибудь из игроков. Тот, к кому подошли, встает «в паровозик», и следующего они выбирают вместе, дарят ему аплодисменты и т.д.
«Путаница». Все участники встают в круг. Им необходимо взяться за руки (но не за руки соседей). Дальше участникам необходимо распутаться, не от- пуская рук. Второй вариант – змея запуталась. Водящий распутывает.
«Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка». Все участники си- дят в кругу. Нужно положить свои руки на руки соседа слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться, и так по кругу, пока волна не вернется к тому, кто начинал.
УМЕНИЕ ВЕСТИ СПОР
Упражнения:
«Да» и «нет». Участники разбиваются на пары, встают лицом друг к другу. Решают, кто из них говорит «Да», а кто – «Нет». Нужно вести спор, ис- пользуя только эти слова, но разными интонациями и степенью громкости.
«Толкалки». Игроки встают напротив друг друга парами на расстоянии вытянутых рук. Поднимают руки на высоту плеч и упираются ладонями в ладони своего напарника. По сигналу начинают толкать его, стараясь сдвинуть с места.
«Говорящие ладошки». Участники разбиваются на пары, берутся за руки и закрывают глаза. Игрокам предлагается только с помощью кистей рук: позна- комиться друг с другом, поссориться, помириться, попросить прощения другу друга, пожалеть друг друга.
УМЕНИЕ ЧУВСТВОВАТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
Упражнения:
«Отгадай прикосновение». Одному человеку завязывают глаза. Остальные по очереди подходят к нему и прикасаются. Ему необходимо угадать, кто подошел.
«Настроение». Все встают в круг, берут за руку соседа справа и закры- вают глаза. Надо почувствовать настроение этого человека и потом сказать ему, что почувствовал.
«Кого не хватает?» Все встают в круг, внимательно смотрят друг на друга. Затем делают два шага назад и закрывают глаза. Ведущий дотрагивается рукой до кого-нибудь, этот человек, молча и бесшумно, проходит в центр круга, его ведущий накрывает покрывалом. Остальные должны отгадать, кого нет.
Психологические игры

«Дела отрядные»
12
ВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Упражнения:
«Испорченный телефон».
«Угадай, кто я?». У ведущего в руках карточки с именами сказочных ге- роев или известных личностей. Игроки задают ведущему вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет». Нужно угадать, кого загадал ведущий.
«Сплетни». Выходят из комнаты несколько человек. Одному из игроков предлагается запомнить и передать следующему вошедшему фразу: «Как вы знае- те, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в пять часов на палубе в походной одежде. Они смогут по- наблюдать это явление, а я дам необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего. Оставьте людей в казарме».
СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Упражнения:
«Фигура». Вся команда должна выстроиться так, чтобы, глядя сверху, можно было увидеть геометрическую фигуру или цифру.
«Двойные хлопки». Выбирают одного водящего. Он становится в центр круга и начинает хлопать. В паузах между его хлопками по очереди хлопают остальные игроки.
«Алфавит». Ведущий раздает участникам буквы русского алфавита по- ровну и просит в течение 3-х минут разложить их по порядку от «А» до «Я» или составить слова.
«Живые картины». Ведущий говорит различные задания, которые ко- манда должна молча и обязательно вместе выполнить: «Раз-два-три – картина
«пляж» замри. Раз-два-три – картина «футбол» замри».Раз-два-три – картина «зо- опарк» замри».
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Упражнения:
«Говорящие жесты». Участники стоят в кругу друг напротив друга.
Один человек жестами дает задание другому. Тот, поняв, что от него требуется, должен выполнить задание. Затем они меняются ролями. (Примеры: присесть три раза, похлопать в ладоши, пожать кому-нибудь руки и т. д.).
«Молчаливое зеркало». Выбирается водящий. Он выбирает себе «зерка- ло» и отворачивается. Остальные загадывают кого-нибудь из игроков. «Зеркало» жестами изображает того человека, которого загадали. Водящий отгадывает и т. д.
«Волшебная котомка». В центре круга воображаемая волшебная котом- ка, из которой можно достать абсолютно любые предметы. Один человек достает предмет и показывает жестами его или то, что с ним делают. Остальные отгады- вают, кто первый отгадал, тот достает следующий предмет.
Психологические игры


«Дела отрядные»
13
«ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Составители: Кравченко Е. В., педагог-психолог ЗЦДЮТ «Зеркальный»,
Андреева А. Н., воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы «Кто я?», «Ка- кой я?», «Каким видят меня другие?». Сегодня мы предлагаем вам несколько те- стов, шуточных и не очень, с помощью которых вы сможете немного узнать о себе.
МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ
Инструкция: ответьте на следующие вопросы. Если вы согласны с утверждени- ем, ставьте «плюс», если не согласны, – «минус», если сомневаетесь, – «знак вопроса».
1. Посвящаете ли вы свое свободное время тому, чтобы укрепить отноше- ния с людьми – знакомыми, друзьями, коллегами?
2. Читаете ли вы «легкую» литературу (фантастика, приключения)?
3. Читаете ли вы серьезную литературу?
4. Занимаетесь ли дома работой, которая связана с вашей будущей профессией?
5. Занимаетесь ли домашними делами, повседневными бытовыми заботами?
6. Есть ли у вас хобби, которое поглощает все ваше свободное время?
7. Занимаетесь ли вы спортом ради собственного удовольствия?
8. Используете ли вы свободное время для дополнительных занятий, полу- чения новых знаний?
9. Бываете ли в кино, театрах, на концертах, в музеях?
10. Бываете ли в кафе, на вечеринках или дискотеках?
11. Занимаетесь ли общественной работой?
12. Любите ли «бить баклуши», посидеть у телевизора?
Обработка: за каждое «Да» – 0 баллов, «Иногда» – 1 балл, «Никогда» – 2 балла. Теперь суммируйте очки на нечетные вопросы:
0-5 баллов – у вас разносторонние интересы, четкое представление о том, что значит интересно жить, у вас есть определенная цель жизни, к которой вы идете довольно решительно.
6-9 баллов – ваши запросы несколько занижены, вы часто беретесь за вещи, которые не доводите до конца, бывает, что ваш досуг проходит без какой бы то ни было пользы для вас.
10-12 баллов – для вас, к сожалению, характерно поверхностное отношение к жизни, возможности своего свободного времени вы используете плохо, часто скучаете, советы других воспринимаете с раздражением. Следует подумать над тем, чтобы изменить привычки.
Теперь сложите баллы за четные ответы:
0-5 баллов – вы явно отдаете предпочтение развлечениям, свое свободное время проводите несерьезно.
6-9 баллов – вы любите работать, но человек вы довольно замкнутый, сво- бодное время проводите в одиночестве, занимаясь своими любимыми делами. Со-
Психологические игры


«Дела отрядные»
14 ветуем больше общаться с людьми.
10-12 баллов – все ваше внимание сконцентрировано на определенной жиз- ненной программе. Но вы тратите себя не только на нее, а и на другие дела.
КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ФИГУР
Инструкция: вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из десяти элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и прямоугольники (квад- раты). Вы можете увеличивать или уменьшать эти фигуры в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все три элемента в изображении присутствовали, а сумма общего количества была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же ва- ми использовано меньше фигур, чем десять, необходимо дорисовать недостающие.
Обработка: подсчитайте количество затраченных на изображение человеч- ка треугольников, кругов и прямоугольников (квадратов) и запишите результат в виде трехзначного числа, где сотни – это количество треугольников, десятки – ко- личество кругов, единицы – количество квадратов.
Формулы типа: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631,
640. «Руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые формы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере. Доминирование над другими удерживают в определенных позициях.
Формулы: 505, 514, 523, 532, 541, 550. «Ответственный исполнитель». Обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений ко- леблется, ориентирован на «умение делать хорошее дело», обладает высоким профес- сионализмом, чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, – характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости.
Формулы: 406, 415, 424,433, 442, 451, 460. «Тревожно-мнительный». Харак- теризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навы- ков до литературной одаренности. Обычно не переносит беспорядок и грязь.
Может в одночасье поменять интересы (например, бросить и перейти в другой кружок без объяснений). Отличается повышенной ранимостью и часто сомневает- ся в себе, поэтому нуждаются в мягком подбадривании.
Формула: 307, 316, 325, 334, 343, 352,361, 370. «Ученый». Отличается спо- собностью разрабатывать «на всё» свои теории или осуществлять большую и сложную координационную работу. Обычно обладает душевным равновесием и рационально продумывает свое поведение в конкретной ситуации.
Формула: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. «Интуитивный». Обла- дает сильной чувствительностью нервной системы и поэтому высокой ее истоща- емостью. Поэтому деятельность должна быть разнообразной и легко переключаемой. Обычно эти люди проявляют заботу о других, обладают хоро- шими ручными навыками и образным воображением. С большим удовольствием занимаются техническими видами деятельности и творчеством.
Психологические игры