Файл: Государственное образовательное учреждение СанктПетербургский Городской Дворец творчества юных.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 268
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Дела отрядные»
10 вом этапе игры становятся активными игроками, а члены другой – наблюдателями и экспертами. На втором этапе участники меняются ролями.
Ведущий: «Один из игроков первой команды останется в этой комнате, а остальные будут находиться за дверью. Тот, кто останется здесь, получит не- большой текст, написанный на карточке. Он потратит на изучение этого текста столько времени, сколько ему потребуется, чтобы максимально правильно запом- нить содержащуюся в нем информацию. После этого я приглашу одного участни- ка, находящегося за дверью, и тот получит от первого игрока сведения, которые он почерпнул из карточки. У воспринимающего информацию будет возможность задать первому игроку три уточняющих вопроса. Потом входит следующий иг- рок, и уже второй передает ему информацию. Таким образом, информация прой- дет по цепочке до последнего игрока. Задача наблюдателей – внимательно отслеживать все, что будет происходить, и фиксировать искажения и трансфор- мацию сведений на разных этапах игры».
Участники первой команды договариваются, кто из игроков начнет игру, и покидают комнату. Ведущий вручает оставшемуся карточку с текстом: «Утром из докладной записки завуча директор школы узнал, что вчера пять учеников 7 «В» класса пропустили урок биологии у молодой учительницы Петровой Анны Ива- новны, протестуя против оскорбления их товарища из 6 «Б» класса учителем фи- зики Ивановым Петром Васильевичем, с которым у учительницы биологии сложились дружеские отношения».
Запомнить этот текст, несмотря на вроде бы небольшой объем, оказывается не очень-то просто. Почему – это и станет предметом обсуждения по окончании игры.
Пока первый игрок изучает текст и пытается его запомнить (кстати, имеет смысл прочесть его вслух наблюдателям), ведущий готовит место в аудитории для будущих диалогов. Лучше всего поставить в центре комнаты четыре стула – по два напротив друг друга: это нужно для того, чтобы при необходимости при- глашать не одного, а двух участников. Когда первый игрок сообщает о своей го- товности, ведущий забирает у него карточку с текстом и приглашает в комнату одного из игроков.
Заметим, что на первом этапе игры ведущий может вести себя достаточно мягко и уступчиво. Начиная со второго этапа, ведущему следует быть более стро- гим. По двое участников можно приглашать один или два раза.
Пяти-шести ступеней при передаче информации бывает достаточно, чтобы продемонстрировать все необходимые закономерности, связанные с забыванием и искажением информации. Все, кто уже передал информацию, присоединяются к наблюдателям. Последний из игроков озвучивает сведения, только что им полу- ченные, для всей группы. После этого первым игроком вслух зачитывается текст из карточки – под дружный хохот участников.
Обсуждение. Участники группы отвечают на следующие вопросы: на каком этапе передачи информации, по вашему мнению, произошло наиболее сильное ее искажение? Что «выпало», забылось быстрее всего? Что сохранилось в памяти участников упражнения? Удалось ли сохранить основной смысл текста? Что предпринимали участники, чтобы лучше запомнить информацию? Что следовало
Психологические игры
«Дела отрядные»
11 бы предпринять, чтобы уменьшить искажение и забывание информации? Какие примеры могут быть полезны в реальной жизни в подобных ситуациях, чтобы лучше запомнить нужную информацию? И почему?
Вариант № 2
КОНТАКТ
Упражнения:
• «Аплодисменты по кругу». Все сидят в кругу. Один начинает хлопать, од- новременно подходит к кому-нибудь из игроков. Тот, к кому подошли, встает «в паровозик», и следующего они выбирают вместе, дарят ему аплодисменты и т.д.
• «Путаница». Все участники встают в круг. Им необходимо взяться за руки (но не за руки соседей). Дальше участникам необходимо распутаться, не от- пуская рук. Второй вариант – змея запуталась. Водящий распутывает.
• «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка». Все участники си- дят в кругу. Нужно положить свои руки на руки соседа слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться, и так по кругу, пока волна не вернется к тому, кто начинал.
УМЕНИЕ ВЕСТИ СПОР
Упражнения:
• «Да» и «нет». Участники разбиваются на пары, встают лицом друг к другу. Решают, кто из них говорит «Да», а кто – «Нет». Нужно вести спор, ис- пользуя только эти слова, но разными интонациями и степенью громкости.
• «Толкалки». Игроки встают напротив друг друга парами на расстоянии вытянутых рук. Поднимают руки на высоту плеч и упираются ладонями в ладони своего напарника. По сигналу начинают толкать его, стараясь сдвинуть с места.
• «Говорящие ладошки». Участники разбиваются на пары, берутся за руки и закрывают глаза. Игрокам предлагается только с помощью кистей рук: позна- комиться друг с другом, поссориться, помириться, попросить прощения другу друга, пожалеть друг друга.
УМЕНИЕ ЧУВСТВОВАТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
Упражнения:
• «Отгадай прикосновение». Одному человеку завязывают глаза. Остальные по очереди подходят к нему и прикасаются. Ему необходимо угадать, кто подошел.
• «Настроение». Все встают в круг, берут за руку соседа справа и закры- вают глаза. Надо почувствовать настроение этого человека и потом сказать ему, что почувствовал.
• «Кого не хватает?» Все встают в круг, внимательно смотрят друг на друга. Затем делают два шага назад и закрывают глаза. Ведущий дотрагивается рукой до кого-нибудь, этот человек, молча и бесшумно, проходит в центр круга, его ведущий накрывает покрывалом. Остальные должны отгадать, кого нет.
Психологические игры
«Дела отрядные»
12
ВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Упражнения:
• «Испорченный телефон».
• «Угадай, кто я?». У ведущего в руках карточки с именами сказочных ге- роев или известных личностей. Игроки задают ведущему вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет». Нужно угадать, кого загадал ведущий.
• «Сплетни». Выходят из комнаты несколько человек. Одному из игроков предлагается запомнить и передать следующему вошедшему фразу: «Как вы знае- те, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в пять часов на палубе в походной одежде. Они смогут по- наблюдать это явление, а я дам необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего. Оставьте людей в казарме».
СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Упражнения:
• «Фигура». Вся команда должна выстроиться так, чтобы, глядя сверху, можно было увидеть геометрическую фигуру или цифру.
• «Двойные хлопки». Выбирают одного водящего. Он становится в центр круга и начинает хлопать. В паузах между его хлопками по очереди хлопают остальные игроки.
• «Алфавит». Ведущий раздает участникам буквы русского алфавита по- ровну и просит в течение 3-х минут разложить их по порядку от «А» до «Я» или составить слова.
• «Живые картины». Ведущий говорит различные задания, которые ко- манда должна молча и обязательно вместе выполнить: «Раз-два-три – картина
«пляж» замри. Раз-два-три – картина «футбол» замри».Раз-два-три – картина «зо- опарк» замри».
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Упражнения:
• «Говорящие жесты». Участники стоят в кругу друг напротив друга.
Один человек жестами дает задание другому. Тот, поняв, что от него требуется, должен выполнить задание. Затем они меняются ролями. (Примеры: присесть три раза, похлопать в ладоши, пожать кому-нибудь руки и т. д.).
• «Молчаливое зеркало». Выбирается водящий. Он выбирает себе «зерка- ло» и отворачивается. Остальные загадывают кого-нибудь из игроков. «Зеркало» жестами изображает того человека, которого загадали. Водящий отгадывает и т. д.
• «Волшебная котомка». В центре круга воображаемая волшебная котом- ка, из которой можно достать абсолютно любые предметы. Один человек достает предмет и показывает жестами его или то, что с ним делают. Остальные отгады- вают, кто первый отгадал, тот достает следующий предмет.
Психологические игры
«Дела отрядные»
13
«ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Составители: Кравченко Е. В., педагог-психолог ЗЦДЮТ «Зеркальный»,
Андреева А. Н., воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы «Кто я?», «Ка- кой я?», «Каким видят меня другие?». Сегодня мы предлагаем вам несколько те- стов, шуточных и не очень, с помощью которых вы сможете немного узнать о себе.
МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ
Инструкция: ответьте на следующие вопросы. Если вы согласны с утверждени- ем, ставьте «плюс», если не согласны, – «минус», если сомневаетесь, – «знак вопроса».
1. Посвящаете ли вы свое свободное время тому, чтобы укрепить отноше- ния с людьми – знакомыми, друзьями, коллегами?
2. Читаете ли вы «легкую» литературу (фантастика, приключения)?
3. Читаете ли вы серьезную литературу?
4. Занимаетесь ли дома работой, которая связана с вашей будущей профессией?
5. Занимаетесь ли домашними делами, повседневными бытовыми заботами?
6. Есть ли у вас хобби, которое поглощает все ваше свободное время?
7. Занимаетесь ли вы спортом ради собственного удовольствия?
8. Используете ли вы свободное время для дополнительных занятий, полу- чения новых знаний?
9. Бываете ли в кино, театрах, на концертах, в музеях?
10. Бываете ли в кафе, на вечеринках или дискотеках?
11. Занимаетесь ли общественной работой?
12. Любите ли «бить баклуши», посидеть у телевизора?
Обработка: за каждое «Да» – 0 баллов, «Иногда» – 1 балл, «Никогда» – 2 балла. Теперь суммируйте очки на нечетные вопросы:
0-5 баллов – у вас разносторонние интересы, четкое представление о том, что значит интересно жить, у вас есть определенная цель жизни, к которой вы идете довольно решительно.
6-9 баллов – ваши запросы несколько занижены, вы часто беретесь за вещи, которые не доводите до конца, бывает, что ваш досуг проходит без какой бы то ни было пользы для вас.
10-12 баллов – для вас, к сожалению, характерно поверхностное отношение к жизни, возможности своего свободного времени вы используете плохо, часто скучаете, советы других воспринимаете с раздражением. Следует подумать над тем, чтобы изменить привычки.
Теперь сложите баллы за четные ответы:
0-5 баллов – вы явно отдаете предпочтение развлечениям, свое свободное время проводите несерьезно.
6-9 баллов – вы любите работать, но человек вы довольно замкнутый, сво- бодное время проводите в одиночестве, занимаясь своими любимыми делами. Со-
Психологические игры
«Дела отрядные»
14 ветуем больше общаться с людьми.
10-12 баллов – все ваше внимание сконцентрировано на определенной жиз- ненной программе. Но вы тратите себя не только на нее, а и на другие дела.
КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ФИГУР
Инструкция: вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из десяти элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и прямоугольники (квад- раты). Вы можете увеличивать или уменьшать эти фигуры в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все три элемента в изображении присутствовали, а сумма общего количества была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же ва- ми использовано меньше фигур, чем десять, необходимо дорисовать недостающие.
Обработка: подсчитайте количество затраченных на изображение человеч- ка треугольников, кругов и прямоугольников (квадратов) и запишите результат в виде трехзначного числа, где сотни – это количество треугольников, десятки – ко- личество кругов, единицы – количество квадратов.
Формулы типа: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631,
640. «Руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые формы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере. Доминирование над другими удерживают в определенных позициях.
Формулы: 505, 514, 523, 532, 541, 550. «Ответственный исполнитель». Обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений ко- леблется, ориентирован на «умение делать хорошее дело», обладает высоким профес- сионализмом, чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, – характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости.
Формулы: 406, 415, 424,433, 442, 451, 460. «Тревожно-мнительный». Харак- теризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навы- ков до литературной одаренности. Обычно не переносит беспорядок и грязь.
Может в одночасье поменять интересы (например, бросить и перейти в другой кружок без объяснений). Отличается повышенной ранимостью и часто сомневает- ся в себе, поэтому нуждаются в мягком подбадривании.
Формула: 307, 316, 325, 334, 343, 352,361, 370. «Ученый». Отличается спо- собностью разрабатывать «на всё» свои теории или осуществлять большую и сложную координационную работу. Обычно обладает душевным равновесием и рационально продумывает свое поведение в конкретной ситуации.
Формула: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. «Интуитивный». Обла- дает сильной чувствительностью нервной системы и поэтому высокой ее истоща- емостью. Поэтому деятельность должна быть разнообразной и легко переключаемой. Обычно эти люди проявляют заботу о других, обладают хоро- шими ручными навыками и образным воображением. С большим удовольствием занимаются техническими видами деятельности и творчеством.
Психологические игры