Файл: Государственное образовательное учреждение СанктПетербургский Городской Дворец творчества юных.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Дела отрядные»
48
ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ («Цветочный поединок»)
Задача: цветы круглый год являются универсальным и приятным подар- ком для дамы. К сожалению, в наш век мы разучились понимать романтический язык букета, который так часто выручал влюбленных, но по-прежнему цветам всегда рады. Пускай же наши дуэлянты, подобно средневековым рыцарям, пре- успеют в искусстве угождать дамам и сложат к их ногам все те цветы, которые им известны.
Итак, участники дуэли поочередно произносят названия цветов, создавая, может быть, самый огромный и пестрый символический букет. Участвует по од- ному представителю от каждой команды. Каждый цветок – один балл.
ПЕСЕННЫЙ ПРОЛИВ («Кольцовка песен о море»)
Каждая песня – 1 балл.
МЫС УМА («Обо всем на свете»)
Детям предлагается назвать любой номер с 1 по 18, таким образом, они са- ми выбирают свой вопрос.
1. Назовите все цвета радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, го-
лубой, синий, фиолетовый.)
2. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас.)
3. К какому веку относится 2000 год? (XX.)
4. Какие растения названы именами людей? (Иван-да-Марья, Анютины
глазки, Василек, Лилия, Маргаритка, Вероника дубравная, Иван-чай, Роза.)
5. Какой цветок называют водяной красавицей? (Белую кувшинку.)
6. В каком месяце встречали Новый год в Древней Руси? (В начале марта,
а по приказу Петра I стали встречать 1 января.)
7. Это африканское растение в народе называют столетник, так как раньше считалось, что оно цветет раз в сто лет. Как его еще называют? (Алоэ.)
8. Что такое террариум? (Помещение для земноводных и пресмыкающихся.)
9. Как называется тропическое дерево, из плодов которого получают шоко- лад и какао? (Шоколадное дерево.)
10. Что будет изображено на картине, если это пейзаж? (Природа.)
11. Кто основал Санкт-Петербург? (Петр I.)
12. Какие овощи и почему называют растительным мясом? (Бобовые: фа-
соль, горох, бобы, так как они богаты белком.)
13. Сосну и ель называют вечнозелеными деревьями, но неужели они нико- гда не сбрасывают хвою? (Хвоя у них опадает незаметно для человека и посте-
пенно, у сосны раз в три года, у ели – раз в десять лет.)
14. Аквариум, акваланг, акварель. Что общего во всех этих словах? (Корень
«аква», все слова имеют связь с водой.)
15. Какая зима лучше для хлебного года: снежная или бесснежная? (Снежная.
Снег укрывает землю, как одеяло и под ним тепло. От снега весной будет много влаги.)
Коллективно-творческие дела


«Дела отрядные»
49 16. А вы знаете, что кинология никакого отношения к кино не имеет? Что же тогда она изучает? (Это наука о поведении собак.)
17. Зачем кошки все время умываются? (Они слизывают с себя свой запах,
кошки – хищники, а для охоты очень важно остаться незамеченным.)
18. В Древней Руси вместо денег использовали серебряные бруски – гривны.
Если вещь стоила меньше гривны, то от бруска отрубали половину. Как называ- лась отрубленная часть серебряного бруска? (Рубль.)
ОКЕАН ЮНОСТИ («Говорят дети»)
Задача: угадать с меньшего количества предложений. Оценка – от 1 до 7 баллов на уменьшение.
Текст № 1: Мама говорила, что это очень трудно. Они бывают разные. Это бывает не только в школе. Про них не слагают песен. Чтобы все было хорошо, нужно много знать. Когда это проходит, все вздыхают с облегчением. Почему-то всегда говорят про черта. (Экзамен.)
Текст № 2: Сейчас это некоторых раздражает. Многие это знают наизусть.
Это есть даже на улице. В этот момент папа уходит пить чай. Раньше этого не бы- ло. С этим выступают даже артисты. Это прерывает некоторые передачи. (Реклама.)
Текст № 3: Их хранят в специальной коробочке. Некоторым они очень по- могают. Теперь они дорогие. Чтобы это иметь, нужно обратиться к врачу. Неко- торые без них как без рук. Когда ложатся спать, их снимают. Их одевают в солнечную погоду или когда плохо видят. (Очки.)
Текст № 4: Это есть у каждого ученика. Этим пользовались наши родители.
Это всегда должно лежать на столе. Если его нет, то приходится объяснять, поче- му. У некоторых учеников из–за этого бывают неприятности. Про него спраши- вают родители. С ним нужно выходить к доске. (Дневник.)
Текст № 5: Они бывают разные. Их нужно беречь. Об этом часто говорят по телевизору. Они бывают разного цвета. У пожилых людей этого мало. У меня были одни, стали другие. К ним ночью приходит кариес. (Зубы.)
Текст № 6: На нем есть кнопочки. Он дорого стоит. Он есть не у каждого. У моего папы есть. О нем мечтает почти каждый. Им можно пользоваться в транс- порте. По нему можно передать привет родным и близким. (Сотовый телефон.)
КОНТИНЕНТ ЗАГАДОК («Шарады»)
Задание: отгадать загадки:
1. Первое – нота, второе – тоже, а в целом на горох похоже. (Фа-соль.)
2. Дремлют два предлога около порога, потому что тишь и не пискнет мышь. (К-от.)
3. Когда мы знаем человека, ему слог первый говорим. Второй – в прудах лягушки скажут летом, а целое в деревне мы едим. (Ты-ква.)
4. Я по России протекаю, я всем известная река, но лишь прибавишь букву с краю, свое значенье я меняю и птицей становлюсь тогда. (Волга – иволга.)
5. Предлог с игрой соедините, и чудо вдруг произойдет: цветок Египта знаменитый пред вами сразу зацветет. (Лотос.)
Коллективно-творческие дела


«Дела отрядные»
50
ПОРТ ПРИПИСКИ («Веревочка»)
За определенное время участники команд должны связать наиболее длин- ную веревку, используя любые части одежды.
«НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»
Авторы-составители: Николаева Л. Н., методист ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Сенькина Т. Л., педагог ГОУ «СПб ГДТЮ»
ДОМ КНИГИ
Ведущий: Это здание на Невском проспекте было возведено для американ- ской компании швейных машин «Зингер» в 1902-1904 гг. по проекту архитектора
Сюзора. При постройке впервые в Петербурге применен металлический каркас.
Ныне здесь находится крупнейший книжный магазин «Дом книги». Одним из разделов этого магазина является раздел «Книги по истории и архитектуре нашего города. Сейчас вам предстоит проверить свои знания.
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
1. Сын великого князя Кирилла Владимировича, двоюродного брата Нико- лая II, бежавший после революции 1917 года за границу, находясь в стесненных финансовых условиях, был вынужден 6 лет проработать на сталелитейном заводе.
Скрывался он под псевдонимом Михайлов. А какая особа царской крови взяла се- бе такой же псевдоним во время гораздо более ранней трудовой деятельности в
Европе? (Петр I.)
2. 11 ноября 1837 года из Петербурга на юг отправился обоз, состоявший из нескольких повозок (хотя сегодня мы бы так его не назвали). Путь был недальний
– всего 24 версты. А что особенного было в этом обозе? («Обозом» в те времена
называли поезд, «повозками» – вагоны, а все вместе было первым поездом, про-
шедшим по первой открытой в России железной дороге.)
3. В Петербурге сегодня можно встретить на нескольких улицах таблички с надписью «Эта сторона улицы наиболее опасна» (имеется ввиду при артобстреле), оставшиеся со времен блокады. А вот в Риме табличка с похожим содержанием по- явилась на одной из площадей в наши, мирные дни. Она гласит: «При сильном ветре эта сторона наиболее опасна». А что находится на этой площади? (Фонтан.)
4. В карточке, составленной в 1897 году, читаем: «Романов Николай Алек- сандрович. Отец. Хозяин. Император Всероссийский. Хозяин земли Русской. Земле- владелец». А для чего составлялась эта карточка? (Для первой всеобщей переписи.)
5. Пушкин назвал Александра I «кочующий деспот», «плешивый щеголь», но готов был простить многое за две памятные удачи – первая: «он взял Париж».
А вторая? (Он основал лицей.)
6. Император Петр Великий вызвал страшное возмущение православной церкви, решив взять себе это прозвище. Если бы он назвал себя Грозным, это ма-
Коллективно-творческие дела


«Дела отрядные»
51 ло смутило бы старое дворянство, но это прозвище, на французский манер, по мнению бояр, низводило всех предков царя на уровень язычников и унижало их.
Как же именовал себя Петр Алексеевич, если на это же могли претендовать и его отец, и его дед? (Петр I.)
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ САД (ПЛ. ОСТРОВСКОГО)
Ведущий: В центре сквера на площади Островского находится памятник
Екатерине II. Статую Екатерины II вылепил скульптор Чижов. Ее подножие окружают изображения выдающихся деятелей России второй половины 18 века:
А.В. Суворова, П.А. Румянцева, Г.Р. Державина, И.И. Бецкого, Е.Р. Дашковой,
А.Г. Орлова, А.А. Безбородко, Г.А. Потемкина, В.Я. Чичягова.
В наше время это место стало пристанищем свободных художников, рису- ющих портреты и шаржи горожан и гостей нашего города. Задание – нарисовать шарж на своего вожатого и подписать.
АНИЧКОВ ДВОРЕЦ
Ведущий: Дворец выстроен в 1741-1754 гг. архитекторами Земцовым,
Дмитриевым и Растрелли. Впоследствии он неоднократно перестраивался Старо- вым, Руска, Росси, Рахау. В 1918-1935 гг. в Аничковом дворце работал музей го- рода – предшественник музея истории Ленинграда. В 1937 г. после реконструкции здания здесь был открыт Дворец пионеров им. Жданова. Сейчас здесь располага- ется Государственное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский город- ской Дворец творчества юных». Вам предстоит подумать и назвать любые ассоциации, которые у вас возникают, когда вы слышите это название (кольцовка ассоциаций).
ТЕАТР КОМЕДИИ
Ведущий: Театр комедии был образован в 1929 г. под названием Театра са- тиры. На первом этаже здания находится знаменитый Елисеевский магазин. Но вернемся в Театр комедии. Сейчас там проходит конкурс знатоков. Предлагаем вам принять в нем участие. Конкурс «Найти ошибку».
1. Тетя меня пригласила к обеду. Я на трамвае по Невскому еду.
2. Вот полководцы, что били французов: Первый – Чапаев, а рядом Кутузов.
3. Восемь атлантов сидят под навесом. Девятый качается, стоя под весом.
4. Садик на Невском. Фигуру узнали? Крылов с персонажами на пьедестале.
5. Купец Елисеев открыл гастроном. Ныне торгуют кроватями в нем.
6. Аничков скульптуры на тумбах слепил: Старик бородатый коня укротил.
7. Черную речку все знают без спора. Там на приколе наш крейсер «Аврора».
8. Сфинксов нашли не в музее, в гробнице. Неподалеку от финской границы.
9. Московский вокзал самый старый в стране. А перед ним Александр на коне!
10. Пушка палит – все понятно без слов. Парижское время: тринадцать часов.
Коллективно-творческие дела


«Дела отрядные»
52
КАЗАНСКИЙ СОБОР
Ведущий: Казанский собор – одна из вершин архитектуры высокого класси- цизма, был воздвигнут по проекту архитектора Воронихина. Кстати, в годы стро- ительства зодчий жил в доме 27 по Невскому проспекту. В 1813 г. в соборе был погребен главнокомандующий русскими войсками в войне 1812 г. фельдмаршал
М. И. Кутузов. На площади перед Казанским собором 6 декабря 1876 г. прошла первая в России демонстрация с участием рабочих. В настоящее время площадь перед Казанским собором является местом в Санкт-Петербурге, где разрешено про- ведение различных митингов и демонстраций. Сейчас мы предлагаем вам предста- вить, что вы находитесь на площади перед Казанским собором и через несколько минут вам дадут микрофон и вы сможете озвучить свое поздравление в адрес
Санкт-Петербурга с его юбилеем.
ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ
Ведущий: Кафе было открыто в 1985 г. в той части дома, где в прошлом находилось широко известная в Петербурге кондитерская Вольфа и Беранже. В ней 27 января 1837 г. А. С. Пушкин встретился со своим секундантом Данзасом.
Отсюда они отправились к месту дуэли. Кондитерскую Вольфа и Беранже посе- щали М. Ю. Лермонтов, Н. Г. Чернышевский, Т. Г. Шевченко, Ф. М. Достоевский и другие писатели и поэты. Сейчас для вас прозвучат стихи, а вам надо будет до- гадаться, о чем в них идет речь.
Почти что триста лет назад
Царь Петр к Неве привел солдат.
Шел по болотам и лесам –
И этот остров выбрал сам. Какой остров выбрал царь Петр? (Заячий остров.)
А рядом – остров Городской.
До крепости подать рукой.
Срубили скоро, топором,
Солдаты первый царский дом. Где располагается этот дом и как мы его
называем? (Домик Петра I, на Петровской набережной.)
Там, где Фонтанка из Невы
Берет свое начало,
На берегу среди листвы
Царя усадьба встала:
Архитектуры образец
Суровых тех времен
Петра Великого дворец.
Красив и скромен он. О какой усадьбе здесь говорится? (О Летнем дворце
Петра I.)
Коллективно-творческие дела

«Дела отрядные»
53
Петром в Россию приглашен,
Здесь 30 лет работал он.
И этот «зодчий городской»
Построил крепость над Невой.
А в крепости воздвиг собор –
Всех выше зданье до сих пор. Кто же этот архитектор? (Доменико Трезини.)
О зданиях всех мы поведать не сможем,
Царицам он строил дворцы и вельможам.
Среди обладателей чудных дворцов –
Бестужев, граф Строганов и Воронцов... Вы узнали архитектора? (Барто-
ломео (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли.)
…А путь архитектора был непростой:
Приехал с российских окраин.
Смышленый, талантливый, но... крепостной!
Граф Строганов, мудрый хозяин,
Однажды рисунки его увидал,
Учиться послал, да и вольную дал!
... На Невском воздвиг этот мастер собор –
Колонны дугою широкой простер
И купол над ними вознес золотой -
Божественный вид, хоть и камень земной. Что это за архитектор с такой
тяжелой судьбой? И о каком его творении идет речь? (Андрей Никифорович Во-
ронихин. Казанский собор.)
1   2   3   4   5   6   7   8   9