Файл: Дети с умственной отсталостью Особенности познавательной сферы. Восприятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большие проблемы возникают, особенно на начальных этапах трудовой жизни, у лиц с нарушениями слуха с осознанием межличностных производственных отношений.

Трудовая деятельность, в которую включают школьников с нарушениями слуха, должна иметь нравственную основу, социальную значимость и педагогическую ориентацию на достижение конкретного результата в производительном труде.
Слабослышащие

Особенности познавательной сферы.

Восприятие.

Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха — это главный источник представлений об окружающем мире; кроме того, зрительное восприятие имеет большое значение для развития возможностей глухих детей общаться с людьми. Общение предполагает при использовании дактильной речи тонкое и дифференцированное восприятие мимики и жестов, изменения положений пальцев руки; движений губ, лица и головы — при восприятии устной речи. Следовательно, необходимо раннее развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха в единстве с обучением речи.

Кинестетическое. У детей с нарушениями слуха вследствие более позднего формирования словесной речи развитие произвольной регуляции движений задерживается.
Внимание.

В дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха, так же как у их слышащих сверстников, ведущим видом внимания является внимание непроизвольное.

В школьном возрасте происходит становление произвольного внимания, оно становится сознательным и контролируемым, вырабатываются такие его свойства, как устойчивость, распределение, переключаемость.

У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, имеют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор.

Память.

Запоминание, сохранение и воспроизведение жизненных впечатлений, хорошая ориентировка в мире окружающих предметов, практическая деятельность слабослышащих детей и, в частности, их учебно-производительный труд основываются на образной памяти, которая находится у них на должном уровне, практически вполне удовлетворяющем предъявляемым жизнью требованиям.

Слабослышащие дети реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно складывается на сохранении образов в памяти.


Трудности, испытываемые слабослышащими детьми в запоминании слов, связаны с особенностями овладения ими словесной речью.

Мышление.

Формирование всех стадий мышления в более поздние сроки; увеличение разрыва в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления по сравнению со слышащими сверстниками; стереотипия мышления при решении задач различного вида; отставание в развитии мыслительных операций (формирование мыслительных операций задерживается уже в дошкольном возрасте); наличие значительных индивидуальных различий в развитии мышления, обусловленное уровнем речевого развития

Речь.

Внутри категории слабослышащих довольно долго (иногда до 6 лет) остается небольшой процент детей, которые имеют такой же уровень развития устной речи, что и у глухих (лепет, голос, отдельные звуки, чмоканье). Эти дети не понимают обращенной речи и не умеют пользоваться своим слухом, хотя многие их них обладают значительными остатками слуха — реагируют на шепот. Однако, в отличие от глухих, у слабослышащих детей, не имеющих речи к старшему дошкольному возрасту, мы не наблюдаем никакого обеднения лепета.

У подавляющего большинства слабослышащих детей к концу дошкольного периода появляются слова, а у некоторых детей — фразы; их речь чаще всего страдает фонетическими и грамматическими искажениями. Эти дети понимают обращенную речь в пределах определенной ситуации; лишь очень небольшая часть необученных слабослышащих детей понимает речь вне ситуации

Особенности эмоционально-волевой сферы.

У детей с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста возникают большие трудности с пониманием человеческих поступков и их мотивов, они возникают из-за недостаточного владения знаниями о социальной действительности. Такие дети представляют себе решение задач более примитивно и мыслят более узко, не рассматривая другие возможные варианты. Причинами этих трудностей являются недостаточное общение, как со взрослыми, так и между детьми, неумение применять тот опыт, которым они уже владеют, и недоразвитие речи.

Особенности личности и поведения.

Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет или останавливает процесс усвоения информации и неблагоприятно сказывается на формировании личности. Трудности в общении могут привести к формированию негативных черт личности, именно поэтому, многие дети с нарушением слуха агрессивны, вспыльчивы и замкнуты.



Для детей с нарушенным слухом характерно преувеличение своих возможностей, проявление лидерства в своем обществе, завышенная самооценка. Дети недостаточно контролируют себя и свои эмоции. Трудности связаны и с особенностями овладения связной речью: слово воспринимается не как одна смысловая единица, а как последовательность элементов.

Особенности деятельности.

Игровая.

У детей с нарушением слуха предметная деятельность формируется в дошкольный период детства (задержка в развитии восприятия, мышления, воображения).

Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на становление сюжетно-ролевой игры. Тематика игр бедная - бытовые игры. Длительное время носят предметно - процессуальный характер. Многократно повторяют одни и те же игровые действия. Не умеют передавать отношения людей. Полноценная сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется.

Продуктивная.

У дошкольников с нарушениями слуха отмечаются более позднее становление предметного рисунка, обедненность его содержания, большое количество стереотипных изображений. У большинства детей с нарушенным слухом к трем годам не наблюдаются попытки тематического рисования или соотнесения каракулей с какими-то реальными предметами или игрушками.

У дошкольников с нарушениями слуха также отмечается более позднее становление и предметной лепки, обделённость ее содержания, большое количество стереотипных изображений. Сюжетная лепка появляется поздно и развивается в ограниченных пределах. Сюжеты очень упрощены, лепка по замыслу - примитивна.

Объясняется бедностью словаря, недостаточностью сенсорного опыта, его малым разнообразием, а также несформированностью комбинаторных механизмов воображения.

Трудовая.