Файл: Корпоративные финансы эволюция теории и практики1Г. И. Хотинская.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Корпоративные финансы
1
Понятия «парадигма» и «смена парадигм» впервые были сформулированы Томасом Куном в монографии «Структура научных революций», изданной Чикагским университетом в 1962 г. Смелость и новаторство работы обусловили её популяр- ность и породили многочисленные споры. С тех пор появилось множество публикаций, где так или иначе интерпретируется, используется, излагается или критикуется концепция Куна.
Литература
1.
Ващенко Т.В. Использование теории поведенческих финансов в процессе принятия финансовых реше- ний. // Дис. … канд. экон. наук по спец. 08.00.10. – М., 2007.
2.
Емельянов А.М., Шакина Е.А. Основные этапы эволюции концепций управления стоимостью компаний. //
Корпоративные финансы, 2008. – № 4.
3.
Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Корпоративные финансы: понятия, алгоритмы, показатели. – М. : Про- спект; КНОРУС, 2010.
4.
Никитушкина И.В., Макарова С.Г., Студников С.С. Корпоративные финансы. – М. : Эксмо, 2009. совой отчётности, оценка риска и вероятности, дис- контирование и расчёт мультипликативного эффек- та, сценарный анализ и финансовый инжиниринг.
Описанные выше ключевые признаки позволяют говорить о системных трансформациях на микро- уровне, что можно трактовать как смену парадигмы в корпоративных финансах на рубеже тысячелетий.
4. Парадигма современных
корпоративных финансов
Понятие «парадигма»
1
впервые было сформу- лировано Томасом Куном и производно от греч.
παράδειγμα, что означает «пример», «модель», «об- разец». По Т.Куну парадигма – это:
– не просто текущая теория, но мировоззрение, в котором существует общепринятая теория вместе со всеми её выводами;
– признанные всеми научные достижения, кото- рые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и способы их решений;
– совокупность общепринятых ценностей, мето- дов, подходов, технических навыков и средств.
К общепринятым парадигмам относят образ- цовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количест- вом людей. При этом общепринятая парадигма оп- ределяет не «знание всего», а только сущностное знание. Наряду с общепринятой парадигмой, в сово- купности понятий выделяют личную парадигму, под которой понимается ментальная модель конкретного человека.
В современном понимании смена парадигм, или сдвиг парадигм – это:
– научная революция, которая происходит тогда, когда появляются аномалии, выходящие за пределы допустимой ошибки и необъяснимые с точки зрения общепринятой парадигмы; такие аномалии до опре- делённого времени игнорируются, но по мере их на- копления вызывают кризис, логичным завершением которого становится новое мировоззрение;
– радикальное изменение мировоззрения, комп- лексных систем, убеждений, ценностей, способов на- блюдения и измерения, технических средств и т.д.;
– не только и не столько количественные, но и качественные изменения в структуре научных зна- ний и существующих практиках;
– развитие теории и практики не только через накопление и присоединение к уже имеющимся зна- ниям, но и через сравнение парадигм и отказ от при- нятой ранее парадигмы.
В исторической ретроспективе смена парадигм зачастую происходит не в форме триумфа новых знаний и просветления оппонентов, но по мере ес- тественной смены поколений.
На микроуровне словосочетание «смена парадиг- мы» применяют, в том числе, к смене корпоратив- ного курса. Суть смены парадигмы в современных корпоративных финансах – сосуществование учёт- ной и финансовой моделей измерения и управления с присущими им целями, задачами и причинно- следственными связями, источниками информации и аналитическими инструментами, расчётными тех- нологиями и оценочными критериями, драйверами роста и управленческими решениями.
Учитывая исторический опыт, в среднесрочной перспективе неизбежно сосуществование двух мо- делей. С одной стороны, это объясняется несовер- шенством учётной модели, ориентированной на ба- лансовые оценки и финансовую отчётность, а также существующим инструментарием, позволяющим ма- нипулировать величиной прибыли и другими финан- совыми агрегатами. С другой стороны, финансовый кризис привёл к резкому сжатию рыночных оценок, особенно на развивающихся рынках, что подтверди- ло их высокую субъективность и большую зависи- мость от ситуации на мега- и макроуровне. При этом в долгосрочной перспективе, по нашему мнению, неизбежно доминирование новой парадигмы – фи- нансовой модели измерения и управления корпора- тивными финансами, поскольку она вбирает в себя многие преимущества учётной модели и дополняет их новыми приоритетами и технологиями.