Файл: А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 602

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

87
Выделились субъекты, свободно перемещавшиеся по всему миру, своей ак- тивностью охватывавшие почти все его уголки, в конце ХХ в. темп жизни
России и направление ее развития как, впрочем, и других стран стали опре- деляться "глобальным миром".
Фактором "глобализации" стала деятельность международных публичных организаций. Таким образом, у России нет выбора, если она желает "встро- иться" в современный "глобальный мир", она должна будет допустить на свою территорию его субъектов. Если не сделать это, Россия рискует превра- титься в режим-"изгой". Иными словами, в условиях глобализации Россия в конце ХХ в. стала частью стремительно унифицирующегося в правовом от- ношении мира.
Поэтому относительной однородностью права обладают лишь развитые страны. Для стран, не принятых западным сообществом в число развитых, в том числе и для России, унификация государственно-правовых институтов в соответствии с западными стандартами не может приобрести всеобщие мас- штабы.
Унификация права стран, не полностью интегрированных в западный мир, обретает специфические формы. Если еще в XIX в. в теории и в государ- ственной практике торжествовала точка зрения, согласно которой нацио- нальное обладает приоритетом над международным и суверенитет государ- ства не должен ограничиваться, то в ХХ в., фактически, утвердился принцип примата международного права над национальным. Международное право превратилось в инструмент унификации национальных правовых систем.
Итак, глобализация является вызовом для традиционных атрибутов сувере- нитета России и ее государственно-правовой системы. Возможен ли соб- ственный путь государственно-правового развития России?
В настоящее время реальными являются три основных сценария развития правовой системы России.
Первый сценарий – правовой изоляционизм.

88
Второй сценарий – включение России в состав вновь формирующихся "глобальных империй".
Третий сценарий развития российского государства и права – сценарий превращения России в метрополию в одной из новых постмодернист- ских "глобальных империй", формирующих новые системы ценностей и облекающих их в специфическую государственно-правовую форму.
Этот сценарий наиболее трудно реализуем. Поскольку превращение российского государства и права в образец для других стран во многом связано с общим уровнем развития российского общества, включая та- кие сферы социальной жизни как культура, экономика, политика и пр.
Следовательно, одного только "исправления законов" для превращения
России в центр какой-либо новой "глобальной империи" явно недоста- точно.
Ясно, что выбор между ними придется делать под сильным давлением "гло- бального мира". Также ясно, что осуществление любого сценария будет со- провождаться массированным заимствованием чужого государственно- правового опыта или, уж во всяком случае, с учетом этого опыта.
4. В современных условиях положено начало революции в правовой науке и юридической практике: совершенствование методологии научного познания, углубленное изучение политико-правовых процессов в их непосредственном бытии, реальной жизни, в том числе с применением методов социальных правовых исследований, привело к выделению из общей теории права про- блематики, связанной с деятельностью государства, и обособлению ее в са- мостоятельную науку – политологию, ориентированную на изучение полити- ческих систем, соотношения государственной власти и общественных власт- ных институтов, политического поведения граждан и иных лиц.
Значительные изменения произошли и в составе отраслевых юридических наук в связи с появлением таких новых отраслей науки, как наука информа- ционного права, юридическая техника, криминалистика, экология, наука му- ниципального права, наука корпоративного права.


89
В настоящее время активно обсуждается вопрос о создании науки образова- тельного права, медицинского права и др. В современных условиях суще- ственно меняются акценты в правовой политике государства. С юридической арены окончательно уходит либеральное представление о государстве как "ночном стороже". Как международными, так и национальными актами на государство возлагается обязанность не только защищать права и свободы граждан, но и создавать необходимые материальные и иные условия для их реализации.
Соответственно, правовое государство должно быть не только правовым и демократическим, но и социальным. С учетом этой ведущей тенденции раз- вития современного права вносятся необходимые коррективы в методы пра- вового регулирования и предмет отдельных отраслей права.
В настоящее время идет интенсивный процесс коррекции федерального за- конодательства: принимается значительное количество новых законов, вно- сятся изменения и дополнения в уже существующие. К сожалению, процес- сы, происходящие в юридической науке, не стали пока поводом для серьез- ных раздумий на высшем государственном уровне. Хотя предпринимаются предпосылки к реформированию юридического образования, для выведения его на новый качественный уровень.
Состояние информационного обеспечения российской юридической науки так же оставляет желать лучшего. Среди издаваемой юридической литерату- ры, в основном преобладают обзорные труды.
Безусловно как и во все времена, в начале XXI века, на развитие юриспру- денции, как юридической науки, огромное влияние оказывает политическая ситуация в стране. Власть, на наш взгляд, в нашем государстве доминирует над правом, и всегда доминировала. Не смотря на то, нас уверяют, что Рос- сийская Федерация является демократическим государством. Но ведь в "де- мократическом обществе" правовые процедуры складываются в единую си- стему, которую власть не в состоянии произвольно нарушить, а у нас же не- редко происходит все наоборот.

90
Таким образом, видимая сторона правовой науки - это теории, положения, выводы и прочее, а скрытая сторона - это совокупность политических инте- ресов и моральных ценностей, которые могут объяснить, почему правовые теории по своей сущности такие, а не другие.
Итак, юридическая наука в наши дни вынуждена встраиваться в новые соци- ально - экономические реалии. В наших сегодняшних условиях именно по- тенциал научного знания в области юриспруденции становиться ведущей производительной силой.
Имеются определенные доказательства влияния науки, как на правотворче- ство, так и на правоприменение.


91
РАЗДЕЛ 2. ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ В ИСТОРИИ И ФИЛОСО-
ФИИ НАУКИ.
Тема 12. Понятие методологии в истории и философии науки.
Основные вопросы темы:
1. Понятие методологии в истории и философии науки. Единство онто- логии, методологии, логики.
2. Особенности методологии юридической науки как одной из обще- ственных наук.
3. Единство философского, исторического и теоретического знания в юридической науке.
1. Наука как одна из форм самосознания культуры на разных этапах своего исторического развития выражается в разных рефлексивных формах. Если формой самосознания классической науки вплоть до середины XIX в. был онтологизм (рефлексия над связкой "знание - объект"), с середины XIX до
XX вв. - гносеологизм (рефлексия над связкой "субъект - объект"), то форма самосознания, характерная для неклассической науки - методологизм (ре- флексия над связкой "субъект - знание").
Возрастание роли методологического сознания связано с тем, что методоло- гическая культура в современную эпоху оказывается необходимой предпо- сылкой любой человеческой деятельности, и в первую очередь деятельности научной как высшего проявления интеллектуальной культуры.
Понятие "методология науки", имеющее наличие разных точек зрения, озна- чает знание об условиях, способах, средствах осуществления научной дея- тельности. Но поскольку наука является теоретической формой знания, то методология науки оказывается своеобразной теорией, включающей знание о принципах, нормах, образцах, идеалах, критериях научной деятельности, а также о природе, сущности, формах, структуре научного знания, механизме и движущих силах его развития.

92
Первой исторической формой типов методологического анализа служила ло- гика. Зародившись в недрах греческого стиля философствования, эта форма господствовала вплоть до начала XX в.
В рамках формально-логического подхода разрабатывал свое учение о мето- дах и Аристотель. Послекантовское методологическое сознание также фор- мируется на основе и посредством логики. С неокантианцев Марбургской и
Баденской школ начинается процесс отделения методологии от логики и воз- ведения ее на уровень философского анализа и других измерений знания.
Разработке философской методологии содействовал ряд западных и отече- ственных методологических школ: методологический критицизм К. Поппера, англо-американская историческая школа, методологические школы Г.П.
Щедровицкого, В.С. Библера, Ю.М. Лотмана, В.С. Степина и др.
Со второй половины XX в. методология окончательно отделилась от логики и философии и превратилась в специфическую форму самосознания науки, существующую на стыке разных дисциплин.
Содержание этого современного типа методологического анализа определя- ется в основном двумя новыми методологическими парадигмами - систем- ным подходом, предложенным создателем теории систем Л. фон Берталанфи и отечественным ученым и философом А.А. Богдановым, и синергетикой, сочетающей системно-информационный, структуралистский подходы с принципами самоорганизации.
Зачатки методологических знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры: в Древнем Египте, в учениях Гераклита, Сократу, Плато- на и Аристотеля.
До нового времени проблемы методологии не занимали особого места в си- стеме знания и включались в контекст натурфилософских и логических по- строений Декарта и других философов.
Ограниченность как рационалистического, так и эмпирического направлений в методологии была выявлена немецкой классической философией (Кант,
Фихте, Шеллинг, Гегель).


93
Рациональные принципы методологии предшествующих эпох были обобще- ны и переработаны на последовательно материалистической основе в марк- систской философии.
В 20 в. произошел быстрый рост методологических исследований, что обу- словило разработку таких методов и средств, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие и синтез методов различных наук (системный подход, теоретическая кибернетика, концепция ноосферы В.И. Вернадского и др.).
Конструктивная роль материалистической диалектики как методологии утверждала и развивала единство онтологического, гносеологического и ло- гического аспектов отражение предмета философии в теории и практике по- знания действительности системой наук и прежде всего общественных наук, к каким относится и юриспруденция.
2. Методология - это система методов познания и практики, т.е. система принципов, правил, приемов, способов и средств организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Исходя из этого определения: методология научной деятельности - это си- стема методов (принципы, правила, приемы, способы и средства), в частно- сти, познания (отражение) объектов внешнего мира и организации (форми- рования) систем научных знаний, практической деятельности.
Методологию юридической науки можно определить как систему принципов и способов организации, построения и осуществления теоретико- познавательной юридической деятельности в области исследования государ- ственно-правовой действительности, а также учение об этой системе.
Методология современной юридической науки представляет собой сложное и многоплановое образования, которым охватываются: проблемы структуры научного знания вообще и научных правовых теорий особенно; законы воз- никновения, функционирования и изменения научных правовых теорий; по- нятийный каркас юридической науки и ее отдельных дисциплин; структура и операционный состав методов юридической науки; анализ ее языка, фор-

94 мальных и формализованных методов исследования (методики и процедуры исследовательской деятельности), типологии систем научного правового знания и т.д.
Такой общий характер методологии правоведения предполагает ее приспо- собления, адаптации к специфике каждого исследуемого юриспруденцией объекта; методология правоведения имеет ряд компонентов: мировоззренче- скую позицию (тип научного мышления), общие теоретические принципы
(парадигмы), систему методов и средств познания, учение о ней.
Эти компоненты органически между собой связаны, взаимопроникают и обо- гащают друг друга; ядром методологии правоведения есть единство и взаи- мопревращения диалектики, гносеологии и логики, каждая из которых несет на себе вполне определенное методологическое нагрузки.
Структурно методология правоведения имеет несколько уровней: мировоз- зренческий, что определяет главные направления и общие принципы позна- ния в целом; общенаучный (междисциплинарный), который используется при познании особой группы однотипных объектов; конкретно-научный, ко- торый применяется в процессе познания специфики отдельного объекта группой наук; специально-научный - свойственный изучению определенных свойств объекта в пределах конкретной науки; уровень процедур и методик - присущие конкретному научному исследованию с исследования того или иного свойства объекта.
Важное место в структуре методологии юридической науки занимают ее тео- рии и понятийно-категориальный аппарат.
Различные классификации методологии правоведения не являются изолиро- ванными, а взаимопроникают и взаимодействуют, обогащают друг друга.
Поэтому построение различных классификаций или выделение различных структур методологии правоведения не является самоцелью, а обусловлена необходимостью установления взаимосвязей между компонентами методо- логии, установление их подчиненности (иерархическая структура) или связей координации (горизонтальная структура) для правильного выбора, упорядо-


95 чение "арсенала", "инструментария" методологических принципов, приемов, правил, средств юридических исследований согласно природы объекта и особенностей определенной системы научного правового знания.
В итоге следует отметить, что комплексно используются различные методы, предусматривающие определение их последовательности. Таким образом, в ходе научных исследований правовой науки складывается целая система по- следовательных, целенаправленных действий, которые объединяются поня- тием "исследовательская деятельность".
3. Особенности методологии юридической науки выражаются в единстве фи- лософского, исторического и теоретического знания.
Рассматривая вопрос методологии философского знания, отметим, что метод
– это форма практического и теоретического освоения действительности, ис- ходящего из закономерностей движения изучаемого объекта, а методология – это учение, или наука, о методе (методах) и принципах познания.
Методология представлена двумя частями: а) учение об исходных основах, принципах познания (эта часть непо- средственно связана с философией, мировоззрением): б) учение о приемах и способах исследования (здесь рассматриваются частные методы познания, вырабатывается общая методика исследова- ния).
Но существует проблема соотношения философского и научного (теоретиче- ского) знания как в определении методологии как категории общего, так и как категории особенного – методологии юридической науки..
Мировоззренческий анализ науки сосредоточивается на проблемах, связан- ных с факторами социокультурной детерминации науки.
Попытки превратить философию в "особую" науку, "науку наук", возвыша- ющуюся над всеми остальными знаниями основаны на стремлении человека к целостному знанию.
История развития методологии науки в целом, включая и методологию юри- дической науки, поднялась до уровня раскрытия единства, взаимообуслов-

96 ленности типов рациональности – формальной и диалектической логики, фи- лософского, исторического и теоретического знания.
Философия науки раскрывает свою сущность присутствием в каждой из наук, и в юридической - юриспруденции также. Она определяет ценностные значения, социальные последствия причинно-следственных связей, опреде- ляет место человека в мире, обладает национальной определенностью, обо- гащается за счет мирового философского опыта, и потому, как и любая наука, она интернациональна, имеет общечеловеческое всеединство.
В XX в. произошел быстрый рост методологических исследований.
Возрождается конструктивная роль материалистической диалектики как ме- тодологии на основании того, что она показывает единство онтологического, гносеологического и логического аспектов отражения предмета философии в теории и практике познания действительности системой наук и прежде всего общественных наук, к каким относится и юриспруденция.