Файл: А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 603

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

97
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16

Тема 13. Классическая научная рациональность и юридическая наука
(Новое время).
Основные вопросы темы:
1. Натурфилософские основания теории общественного договора. Ме- тодологические рефлексии над научным пониманием и их отражение в учениях о праве.
2. Классическая научная рациональность и ее влияние на теории есте- ственного права.
3. Классическая научная рациональность и воспроизведение ее прин- ципов в нормативистской, социологической и инструменталистской теориях права.
1. Эпоха Нового времени ознаменована подлинным рассветом юри-дической мысли. Это было связано с общей модернизацией и рационализацией культу- ры и общества, вытеснением теологического мировоззрения юридическим.
Правоведение Нового времени с полным основанием можно назвать наукой о праве, поскольку таковое: во-первых, окончательно порывает с теологией и твердо встает на рельсы рационализма; во-вторых, отказывается от умозри- тельных, спекулятивных построений и утверждает в качестве методологии исследования опытное познание; в-третьих, юридическая наука оформляется как социальный институт, на рационалистических началах перестраивается преподавание юриспруденции в университетах.
Классический период в развитии юридической науки представлен именами: голландского юриста, правового мыслителя Гуго Гроция (1583-1648 гг.), ав- тора фундаментального труда "О праве войны и мира", заложившего основы классической юридической науки в целом и науки международного права в частности; английского теоретика права Томаса Гоббса (1588-1679 гг.), авто- ра работы "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского", создателя оригинальной теории общественного договора; английского правового мыслителя Джона Локка (1632-1704 гг.), автора рабо- ты "Два трактата о правлении", создателя концепции естественных неотчуж-

98 даемых прав человека, одного из зачинателей либерализма; голландского философа, теоретика права Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632–1677 гг.), ав- тора работ "Политический трактат", "Богословско-политический трактат", разработчика идеи народного суверенитета; французского правового мысли- теля Жана Жака Руссо (1712-1778 гг.), автора сочинений "Об общественном договоре", создателя оригинальной концепции общественного договора и народного суверенитета; французского правоведа Шарля Луи Монтескье
(1689 -1755 гг.) автора фундаментальной работы "О духе законов", создателя теории разделения властей, основателя юридической социологии; и др.
Рождение юридической науки стимулируется, с одной стороны, развитием философии права, с другой стороны, расширением юридической практики.
Также главным отличием правоведения Нового времени является его направ- ленность на опытное познание. Ведущие ученые - юристы XVII – XVIII вв. Г.
Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо стояли на позици- ях эмпиризма, т.е. выстраивали свои теории на основе опыта.
В Новое время происходит подготовленное многовековой историей интел- лектуальной культуры рождение научной рациональности.
В современной философии науки сложилась традиция выделять три основ- ные типа научной рациональности, совпадающие с тремя этапами развития науки: классический, неклассический, пост-неклассический.
В.С. Степин (1. Степин В. С. Вопросы философии. - №10, 2006, - С. 54-55), выделяя критерии разграничения исторических форм научной рационально- сти, отмечает, что классическая рациональность находит философско- методологическое обоснование в учениях мыслителей XVII –XIX века – от
Френсиса Бэкона и Рене Декарта до Эрнста Маха. Неклассическая наука об- ретает философско-методологический фундамент усилиями мыслителей XIX
– XX века от Эрнста Маха до пост-позитивизма. Пост-неклассическая рацио- нальность осмысливается современными историками и философами науки.
Классическая наука базируется на идее синкрезиса (нерасчлененности) соци- ально-гуманитарного и естественнонаучного знания.


99
Основания классического научного рационализма складываются в эпоху ранних буржуазных революций (Нидерланды, Англия), в контексте такого широкого общественно-политического движения как Просвещение.
Деятельностное отношение к миру требовало познания его природы и кон- струирования способов управления ею. Именно эти цели лежали у истоков интеллектуального движения, зачинателем которого стал Николай Коперник
(1473-1543 гг.), а основными "идеологами" - Галилео Галилей (1564-1642 гг.),
Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.), Френсис Бэкон (1561-1626 гг.), Рене Декарт
(1596-1650 гг.), Исаак Ньютон (1643-1727 гг.). Речь идет о научной револю- ции.
В качестве исходного принципа классической научной картины мира пози- ционировался натуроцентризм (от лат. natura – природа).
Правоведение Нового времени с полным основанием можно назвать наукой о праве, поскольку таковое: во-первых, окончательно порывает с теологией и твердо встает на рельсы рационализма; во-вторых, отказывается от умозрительных, спекулятивных построений и утверждает в качестве методологии исследования опытное познание; в-третьих, юридическая наука оформляется как социальный институт, на рационалистических началах перестраивается преподавание юрис- пруденции в университетах.
Классический период в развитии юридической науки представлен именами: голландского юриста, правового мыслителя Гуго Гроция (1583-1648 гг.); ан- глийского теоретика права Томаса Гоббса (1588-1679 гг.; английского право- вого мыслителя Джона Локка (1632-1704 гг.); голландского философа, теоре- тика права Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632–1677 гг.; французского право- вого мыслителя Жана Жака Руссо (1712-1778 гг.); французского правоведа
Шарля Луи Монтескье (1689 -1755 гг. и др.
Рождение юридической науки стимулируется, с одной стороны, развитием философии права, с другой стороны, расширением юридической практики.

100
Главным отличием правоведения Нового времени является его направленно- стью на опытное познание. Ведущие ученые - юристы XVII – XVIII вв. Г.
Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо стояли на позици- ях эмпиризма, т.е. выстраивали свои теории на основе опыта.
Актуализация рационального, деятельностного отношения человека к миру была обусловлена кризисом традиционализма, наращиванием темпов модер- низации, накоплением креативных смыслов в культуре: речь идет о научной революции.
2. Вместе с тем, юридическая наука Нового времени имела свои особенности.
Дело в том, что правоведение Нового времени развивалось под эгидой клас- сической научной парадигмы, в частности: натуроцентризма, механицизма, механистического детерминизма, методологического монизма, сциентизма, гносеологического объективизма.
Центральный принцип классической науки натуроцентризм в юридической науке XVII-XVIII веков отливается в форму концепции естественного права.
Под естественным правом понималась совокупность прав, правил, ценно- стей, продиктованных естественной природой человека и независимых от конкретных социальных условий и государства.
Одним из основателей нововременной школы естественного права и класси- ческой юридической науки является Гуго Гроций, который полагал, что для придания юриспруденции научной формы, необходимо отделить в простран- стве права то, что возникло путем установления, от того, что вытекает из са- мой его природы. Гроций был убежден, что следует различать естественную, неизменную часть права - естественное право и волеустановленные формы права - божественное право, государственные законы, право народов.
Концепция естественного права Гроция опирается не только на принцип натуроцентризма - стержень учения Б. Спинозы, Т. Гоббса Дж. Локка Ж.Ж.
Руссо, Ш.Л. Монтескье но и на принцип рационализма.


101
Таким образом, основатели классической юридической науки стояли на по- зициях натуроцентризма. Именно этот прием был присущ классической юриспруденции.
Методологический монизм – квалификация естественнонаучного метода как единственно истинного – существенная особенность юридического мышле- ния Нового времени.
Естественное право проникает в пространство университетской юриспруден- ции. На смену авторитарному стилю преподавания, связанному с обращени- ем к римскому праву как нерушимой догме, приходит стремление установить и изложить принципы права, являющиеся выражением рациональных начал.
На базе нового правопонимания учеными правоведами была осуществлена систематическая научная разработка основных начал, теоретической разра- ботки законодательства.
В конце XVIII – начале XIX века в результате социальных изменений, накоп- ления значительной информации натуроцентрическая парадигма в юриспру- денции отходит на второй план, начинается процесс осмысления дисципли- нарной специфики юридической науки, т.е. специфики ее предмета, метода и т.д.
Значительный вклад в развитии правовой науки сделали немецкие философы
Иммануил Кант (1724-1804 гг.), основоположник теории правового государ- ства и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.), создатель концепции гражданского общества. Гегель формулирует ряд важных методологических положений относительно изучения права.
Осмысление специфики юридической науки, утверждение метода историко- сравнительных исследований осуществляется во многом благодаря деятель- ности представителей исторической школы права – Г. Гуго, Ф. К. Савиньи, Г.
Ф. Пухты.
Существенную лепту в дело развития юридической науки внес английский правовед, создатель политико-правовой доктрины утилитаризма Иеремия
Бентам (1748 -1832 гг.), автор работ "Введение в основания нравственности и

102 законодательства", "Фрагмент о государственном правлении", "Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств" и др.
Обретение юриспруденцией самостоятельного дисциплинарного статуса обычно связывают с деятельностью представителей юридического позити- визма: Джон Остин (1790–1859 гг.) в работе "Определение области юриспру- денции", утверждает, что юриспруденция как точная наука должна дистан- цироваться от доктрины естественного права, смешивающей понятия права с законами природы, нравственными нормами, религией.
XVII – первая половина XIX века – этап классической науки для юридиче- ской науки является, с одной стороны, периодом отделения юриспруденции от философии и теологии, с другой стороны периодом ее дисциплинарного самоопределения: осуществляется взросление юридической науки, обретение ею теоретической зрелости и практической значимости.


103
Тема 14. Неклассическая и постклассическая научная рациональность и
юридическая наука (конец XIX-XX вв.).
Основные вопросы темы:
1. Неклассический этап развития юридической науки. Юридический позитивизм, его ценностные основания.
2. Принцип конвенционализма в науке и юриспруденции. Марсистско- ленинская критика принципов конвенционализма.
3. Школа естественного права. Наука права и догматическая юриспру- денция.
4. Научная парадигма, парадигма юридической науки.
5. Постмодернизм как явление культуры и как исследовательская пара- дигма юридической науки.
6. Альтернатива классического и неклассического правопонимания.
Постнеклассический научныцй рационализм.
1. Неклассический этап развития юридической науки обусловлен становле- нием нового типа научной рациональности.
В.С. Степин выделяет в истории науки глобальные научные революции, ко- торые могут приводить к изменению типа научной рациональности. В исто- рии науки, по убеждению Степина, можно обнаружить четыре такие револю- ции. Четвертая глобальная научная революция, в ходе которой рождается но- вая постнеклассическая наука, начинается в конце XX века (последняя треть
XX столетия) и продолжается в наши дни. Неклассическая наука формирует- ся в эпоху достижения зрелости индустриальной цивилизации, ее вступления в состояние кризиса. На смену классическому капитализму приходит капита- лизм монополистический. Для ученого XX века смысл научной деятельности гораздо в меньшей степени, чем для ученого XVII века измеряется ее соци- альной пользой. Нововременному сциентизму противопоставляется антисци- ентизм, как реакция на преувеличение роли науки в обществе.
Обретение юриспруденцией самостоятельного дисциплинарного статуса обычно связывают с деятельностью представителей юридического позити-

104 визма, выявления значения принципа конвенционализма, роли догматиче- ской юриспруденции в становлении правовой науки.
Юридический позитивизм возник во второй половине XIX в. в Западной Ев- ропе и России (А. Меркель, Д. Остин, Г. Шершеневич) и основан на фило- софском позитивизме. Пришел на смену теории естественного права, отверг деление права на естественное и положительное.
Позитивисты предприняли концептуальное обоснование формально- догматического метода как главного, общего метода теоретической юрис- пруденции и на этой основе выработали определенное формально- догматическое понимание права в целом. Из всех внешних факторов, оказы- вающих воздействие на право, "позитивисты" признали государство, суве- ренную политическую власть законодателя, издающего нормы права.
"Позитивисты" создали юриспруденцию свободы, равноправия и т.п.: в юри- дическом позитивизме нашел свое логическое завершение взгляд на право как на первооснову социальной жизни. Позитивизм - заметное направление в понимании права в России, во многих странах (Германия, Франция.
Становление такого подхода к праву принято связывать с именем Д. Остина
(1790–1859 гг.), утверждающим в работе "Определение области юриспруден- ции": предметом юриспруденции должно быть позитивное право, устанавли- ваемое политически господствующим для политически подчиненного.
2. Принцип конвенционализма в юриспруденции основывается на сущности конвенционализма (от лат. conventio – договор, соглашение) как философ- ской концепции, согласно которой научные понятия и теоретические постро- ения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными.
Марксистско-ленинская критика конвенционализма основана на диалетико- материалистической методологии познания действительности.
В отличие от обыденного знания наука осваивает не случайные, поверхност- ные связи, а изучает общее и закономерное. Она проникает в сущность пред- метов и процессов, не ограничиваясь явлением.