Файл: А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 604

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

105
В методологии материалистической концепции права право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое яв- ление: право – это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.
3. В рамках школы естественного права были разработаны категории есте- ственного состояния, общественного договора, разделения властей, заложен теоретический фундамент концепции народного суверенитета. Но централь- ное место, разумеется, принадлежит учению о естественном праве.
Под естественным правом здесь понимается совокупность основополагаю- щих принципов и прав, вытекающих из самой природы человека и не зави- сящих от социальных условий.
Сам по себе термин " естественное право " неразрывно связан с чрезвычай- ной популярностью естественных наук в Новое время и с тем, что естествен- нонаучная методология становится базой и для общественных наук. Нераз- рывна связь категории естественного права с требованием формального ра- венства: " естественное право " подчеркивает переход к новой структуре об- щества в европейских странах.
Отношение правоведения к основным методологическим традициям, в том числе и к естественному праву высветило проблему науки права и догмати- ческой юриспруденции, сосредоточившей внимание на том, что догма права
– это понятие юридической науки, означающее, во-первых, всю совокуп- ность существующих на данный момент в государстве правовых норм, то есть позитивное право в его данности, вне зависимости от каких-либо субъ- ективных оценок и критики, во-вторых, деятельность юристов по системати- зации, описанию и логическому истолкованию позитивного права, выявле- нию его основных принципов.
4. Парадигма научная (от греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных иссле- дований. Понятие П. получило широкое распространение после выхода в

106 свет книги американского историка науки Т. Куна "Структура научных рево- люций" (1962).
Парадигмы юридической науки – "базис" знаний, интегрирующий в себе тео- рии государства и права, концепции, способы действия в юридической науке, модель, образец решения исследовательских задач правовой действительно- сти.
5. Постмодернистское мировидение характеризуется расплывчатостью и не- определенностью. Неотъемлемой его частью является представление о мире как разветвленном, бессвязном и бесформенном явлении, которое пролонги- руется за счет утверждения плюрализма и эклектизма как основополагающих принципов концептуализации.
В постмодернистском видении задача человеческого разума отнюдь не сво- дится к реконструкции некоего, существующего в мире порядка, познание рассматривается как конструирование, интерпретация мира. Постмодерн утверждает идею автономии познающего разума, относительно любых уже сложившихся ценностно-смысловых систем, определяя его главную цель и ценность как смыслопорождающее творчество. Культура постмодерна, с ее ярко выраженным креативным началом, является неким важным смысловым контекстом.
При рассмотрении постмодерна как исследовательской парадигмы необхо- димо исходить из того, что современное развитие правопонимания происхо- дит не само по себе, а в конкретно-историческом контексте, которые многие представители и юридических, и гуманитарных наук называют "постмодерн".
В итоге становится важен не результат, а исследовательский процесс. А по- скольку современное правопонимание не может существовать вне современ- ного культурно-исторического контекста, то все вышесказанное характерно и для современной теоретической юриспруденции.
6. Неклассическая юридическая наука неотделима от принципов теоретиче- ской методологического плюрализма.


107
Процесс воплощения в юридическую науку принципов неклассической и пост-классической научной рациональности многоаспектен и обусловлен ее содержанием.
Основания пост-неклассического научного рационализма формируются в контексте глобализации. Пост-неклассическая наука основывается на синте- тической научной картине мира. Пост-классическая научная культура выдви- гает идеалы метапарадигмальности научного познания, его теоретического и методологического универсализма.
Специфика пост-неклассического понимания детерминизма этим не ограни- чивается, она также заключается пересмотре роли субъекта познания или во- обще человека в процессе эволюции мира.
Пост-неклассическое видение глобальной эволюции заключается в том, что человеческое действие представляется не только включенным в мировую си- стему, но и способным влиять на ее развитие.
Научное познание начинает рассматриваться в контексте его социальных по- следствий, соответственно требует соотнесения с гуманистическими ценно- стями.
В конце XIX начале XX столетия широкое распространение получают ирра- ционалистические умонастроения, связанные с кризисом буржуазного обще- ственного порядка. Теоретическую форму эти умонастроения получают в философии Ницше, Шопенгауэра, Кьеркегора и др.
Неклассическая наука преодолевает присущий классической науке дисци- плинарный синкретизм.
Многообразие трактовок правой реальности рождает проблему ее целостно- сти и, соответственно, целостности объекта юридического познания. Про- блема целостности правовой реальности решается посредством введения принципа дополнительности .
Таким образом, право определяется неклассической юриспруденцией как сложный, обладающей многоуровневой организацией, внутренне неоднород- ный объект.

108
В отличие от классической юридической науки, где право рассматривалось как статичный механизм, неклассическая юриспруденция позиционирует право как процесс.
Помимо этого становление пост-неклассической науки связано с достижени- ем такой, следующей за индустриальным обществом ступени развития циви- лизации, как постиндустриальное - информационное общество.
Итак, в своем развитии научный рационализм проходит три стадии: класси- ческую, неклассическую и пост-неклассическую. Сопоставление основных мировоззренческих идей и теоретико-методологических принципов, форми- рующихся на этих стадиях, позволяет выявить некоторый алгоритм истории научной рациональности.


109
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16

Тема 15. Проблема правопонимания.
Основные вопросы темы:
1. Классификация понятий и понимание права О.Э. Лейста.
2. Нормативистская и социологическая теории правопонимания.
3. Легистский тип правопонимания.
4. Юридическое правопонимание: естественно-юридический подход, либертарно-юридический подход.
1. Проблемы правопонимания традиционно относились и относятся к числу наиболее важных в отечественной и зарубежной юридической науке про- блем, поскольку вопрос о понятии права – исходный, ключевой: в зависимо- сти от его решения понимаются и трактуются все иные правовые явления.
Правопонимание - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целост- ному социальному явлению.
Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представление о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.
Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы: важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.
В содержании правопонимания основу составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволения, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым.
В истории правовой мысли сформировалось несколько подходов в понима- нии права. Каждая из существующих теорий имеет свои преимущества и не- достатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием че- ловеческого общества и свидетельствует о необходимости и социальной цен- ности права в жизни людей.

110
Правопонимание – это цельная, взаимосвязанная концепция правовых идей, обладающих особым набором свойств. Многие видные юристы и философы обращались к этому вопросу с древнейших времен.
Типологию правопонимания, т.е. определенную классификацию различных видов трактовки права и их разбивку на однотипные (однородные) группы, можно проводить по разным основаниям (критериям). С точки зрения опре- деления предмета философии права существенное значение имеет выделение основных типов правопонимания.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исходить из того, что современ- ное развитие правопонимания происходит не само по себе, а в конкретно- историческом контексте, которые многие представители и юридических, и гуманитарных наук называют "постмодерн". Рассмотрим его.
В связи с этим необходимо указать на два важнейших принципа современно- го, постиндустриального научного познания: принцип верификации и прин- цип фальсификации (Мах, Э. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн). Еще в 1975 г. профессор Е.А. Лукашева говорила о применимости разных подходов к пра- ву, об условности и ограниченности любого определения.
В этом же ключе рассматривает проблемы правопонимания и профессор О.Э.
Лейст, согласно которому каждое из правопониманий имеет свои основания, поэтому они существуют одновременно и имеют сторонников, каждая из концепций выражает реальную сторону права и служит его осуществлению.
Более того, все понимания права столь же верны, сколь и оспоримы .
Таким образом, можно сказать, что отсутствие общепринятых типов право- понимания – это не проблема, не свидетельство его кризиса, а необходимое условие существования права.
2. В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) пра- ва - норма права, правосознание, правоотношение -сформировались норма- тивистская и социологическая теории .
Нормативный подход говорит, что право есть не что иное, как система норм, правил поведения, которые устанавливаются государством, т.е. все зависит


111 от государства. Такой подход господствовал в нашей стране в период с 1930- х по 90-е года.
Нормативистская теория основана на представлении о том, что право - это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных ак- тах.
Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с "основной нормой": право - формально- логическая основе правосознания граждан.
Социологическая теория права зародилась в середине XIX столетия. Наибо- лее видными представителями социологической юриспруденции были JI.
Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматри- вает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни.
Критически же в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно- гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права - интереса - с самим правом.
Каждая из существующих теорий имеет свои преимущества и недостатки.
Так, социологический подход сформировался преимущественно в 20 веке и в основном в американской правовой мысли. В соответствии с этим подходом право рассматривается не только как нормы, установленные государством, а скорее, как сами общественные отношения, складывающиеся в обществе, т.е. мерой всех вещей является общество.
3. Для легистского типа правопонимания характерно отождествление права
(как определенной объективной сущности, независимой от воли и произвола официальной власти) и закона (как принудительно-обязательного установле- ния власти).
Для легизма и в целом "юридического позитивизма" весьма характерны пре- небрежение правами человека и гражданина, апология власти и гипертрофия

112 ее нормотворческих возможностей. В новое время это обосновывает апологет абсолютистского государства Т. Гоббс.
В дальнейшем такое правопонимание было взято на вооружение представи- телями различных направлений так называемого "юридического позитивиз- ма" (и неопозитивизма), который по существу является именно легистским позитивизмом (и неопозитивизмом).
К основным идеям и положениям "юридического позитивизма" относятся трактовка права как творения власти, властная принудительность. Подобные представления в XIX в. развивали Д. Остин, Ш. Амос и др. в Англии, Б.
Виндшайд, К. Гербер, К. Бергбом, П. Лабанд, А. Цительман и др. в Германии,
Кабанту и др. во Франции, Е.В. Васьковский, А.Х. Гольмстен, Д.Д. Гримм, С.
В. Пахман, Г.Ф. Шершеневич и др. в России. В ХХ в. этот подход представ- лен такими направлениями "юридического" неопозитивизма, как "реформи- рованная общим языковедением юриспруденция" В. Д. Каткова, "чистое уче- ние о праве " Г. Кельзена, "концепция права" Г. Харта и т.д.
Своим приказом государственная власть порождает право - таково кредо данного типа правопонимания.
В легистско-позитивистской трактовке за приказом государственной власти признаются магические возможности (выявление специфики права, его отли- чия от иных социальных норм и т.д.).
4. Для юридического типа правопонимания характерна та или иная версия различия права и закона. При этом под правом имеется в виду нечто объек- тивное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавли- вающей власти, то есть определенное, отличное от других социальное явле- ние.
В рамках юридического правопонимания среди прочих существуют:

Естественно-правовой подход. С точки зрения естественно- правового подхода, право – это право, извне преданное человеку и приоритетное к человеческим установлениям.