Файл: А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 600
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
113
Либертарно-юридический подход, разработанный Нерсесянцем
В.С.
Согласно данному подходу под правом понимается нормативное выражение принципа формального равенства, под которым, в свою очередь, подразуме- вается единство трех компонентов: равной для всех нормы и меры, свободы, справедливости.
Для сторонников юснатуралистского подхода естественное право как един- ственно подлинное, разумное, нравственное и справедливое право дано са- мой природой и коренится в объективной природе - в природе бога или чело- века, в физической, духовной или социальной природе, в "природе вещей" и т.д.
В основе либертарно-юридического типа правопонимания лежит принцип формального равенства.
Либертарно-юридическое правопонимание включает в себя не только пони- мание права (как сущности права, так и правового явления в форме правово- го закона), но и правовое понимание государства как институционально- властной формы выражения и действия принципа формального равенства, как правовой формы организации всеобщей публичной власти.
В либертарно-юридической теории правопонимания и концепции философии права преодолены присущие юснатурализму и легизму антагонистические крайности и недостатки при трактовке проблем различения и соотношения правовой сущности и правового явления, права и закона.
Данное принципиальное обстоятельство свидетельствует о том, что либер- тарно-юридический подход выражает теоретически более развитую, чем юс- натурализм или легизм, концепцию правопонимания и трактовки предмета философии права.
Тысячелетний путь развития российского права не завершен. Российское право, как и российская государственность - это единый процесс с множе- ством нюансов.
114
В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функ- ции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство раз- виваются.
115
Тема 16. Проблема сущности в праве.
Основные вопросы темы:
1. Применение категории сущности к познанию правовых явлений.
2. Сущность права.
3. Понятие и виды форм права. Соотношение сущности права и форм права.
1. Начиная с античных времён, человечество затрачивает громадные интел- лектуальные усилия ради того, чтобы познать сущность права, его природу и универсальный смысл. В настоящее время подходы к пониманию права рас- сматриваются с учётом противостояния двух глобальных традиций мировой правовой мысли, одна из которых представлена естественным правом, другая
– юридическим позитивизмом. Противоречия данных традиций является зна- чительным в изучении правой идеологии. В связи следует остановиться на рассмотрении методологических проблем определения сущности права. В советской литературе под сущностью права понималась возведенная в закон воля господствующего класса. Т.е. сущность права рассматривалась как сущ- ность исторических типов права различных общественно-экономических формаций (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое право) и не давала общего определения понятия сущности права. Различение двух сущностей породило ряд затруднений. Можно утверждать, что имеет место тенденция бесконечного процесса углубления познания в области сущности права, а не существование нескольких сущностей права.
При исследовании классовой сущности права речь идет обычно не столько о сущности, сколько о причинах возникновения права (оно возникло вместе с классовым делением общества) и о его содержании (право выражает пре- имущественно или исключительно волю и интересы политически господ- ствующей части общества). Понимание сущности права постигается не толь- ко изучением права в связи с местом человека среди других людей и их объ- единений, с особенностью всего комплекса социальных отношений, но и фи- лософией права. В соответствии с принципами философа И. Канта сущность
116 права может быть постигнута только философским разумом. В процессе ста- новления и развития гражданского общества сложились три основных под- хода понимания права – позитивно-нормативный, естественно-правовой и социологический. Есть и другая классификация подходов. Начало стабильно- го развития общества, государства, права повышает значение позитивного правопонимания. Несмотря на имеющиеся противоречия в основных подхо- дах, каждый из них является необходимым противовесом для других подхо- дов, не дающий впасть в крайность, уйти за пределы права к беззаконию и произволу.
Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод: право это сложная для по- нимания нормативно-регулятивная система, имеющая множество пониманий, содержание которых зависит от доминирования в определенный период че- ловечества одной из фундаментальных правовых неразрывно связанных между собой уровней: правовой нормы (позитивно-нормативный подход), правового отношения (социологический подход) и правовой идеи (естествен- но-правовой подход). В рамках теории государства и права различают две стороны формы права – внутреннюю и внешнюю. Существуют различия между правом как мерой свободы (является показателем качества правопо- рядка) и правом как регулятором общественных отношений (является ин- струментом поддержания правопорядка.
2. Сущность права – главная, внутренняя, относительно устойчивая каче- ственная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании соци- альных ценностей, идей, определяющих природу права. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке под- ходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Основоположники философии, вы- дающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоци- альной справедливости:
117
Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота – это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справед- ливое – одно и то же. Право – есть справедливость, выраженная в реа- лизации разумно взвешенных интересов всех членов общества.
Платон: "справедливость – это сочетание трех добродетелей – мудро- сти, мужества, умеренности. Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установ- лены в интересах нескольких человек".
Аристотель: право – это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе.
В определении сущности права значительны два основных подхода: классо- вый и общесоциальный.
Классовый подход: право это совокупность общеобязательных, формально определенных юридических норм выражающих волю определенного класса.
Общесоциальный подход (общечеловеческий): право служит компромиссом различных социальных групп, выражает интересы всего общества в целом.
Существуют и иные подходы: религиозный (в праве преобладают интересы религии); расовый подход (право выражает и защищает интересы одной ти- тульной расы).
Проблемы сущности права активно обсуждаются в юридической науке. Это – основной вопрос правопонимания. В зависимости от ответа на него решают- ся все иные проблемы понятия, содержания и эффективности использования права. Причем актуальность исследования сущности права связана не только со сложностью глубинного теоретического анализа самого явления, его явно выраженной политической значимостью, но и динамикой сущности, ее трансформацией применительно к разным историческим условиям.
Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.
3. Понятие и виды форм права. Источники права.
118
Для начала следует отметить, что понятие "правовая форма" используется для обозначения связи права с иными социальными процессами. Вообще, под правовой категорией "форма права" подразумеваются определенные способы внешнего выражения права, а точнее конкретной правовой нормы. Назначе- ние формы права состоит в упорядочении содержания правовой нормы, при- дании ей государственно-властного характера.
В рамках теории государства и права различают две стороны формы права – внутреннюю и внешнюю. Под внутренней формой права понимается сама структура права, система правовых элементов – нормативные предписания
(норма права), институты права, отрасли права. Под внешней формой права понимается комплекс юридических источников, которые формально закреп- ляют правовые явления, а также тем самым позволяют ознакомиться с их ре- альным содержанием и пользоваться ими.
Относительно внешней стороны формы права, т.е. комплекса юридических источников, в российской правовой системе утвердились следующие виды формы права:
Правовой обычай – это одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. По своей природе правовой обычай как форма права довольно консервативен, т.к. он исторически предшествовал закону как правовому источнику.
Правовой прецедент – это решение уполномоченного государ- ственного органа, которое принимается в качестве образца при после- дующем рассмотрении аналогичных судебных дел. К числу видов пра- вового прецедента относятся разъяснения Конституционного, Верхов- ного и Высшего Арбитражного Судов. Подобные разъяснения кладутся в основу разрешения конкретных юридических споров всеми нижесто- ящими судебными органами.
Следует отметить, что правовой прецедент может быть как су- дебный, так и административный.
119
Договор с нормативным содержанием – это такой договор, кото- рый имеет правовое значение. Нормативные договоры получают рас- пространение во всех отраслях российского права. В теории правове- дения нормативные договоры подразделяются на следующие виды: внутригосударственные и международные; учредительные и обычные; типовые и текущие.
Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке, со- держащий нормы права официальный акт-документ компетентного государственного правотворческого органа. Вообще, нормативно- правовой акт – это основная и наиболее совершенная форма права.
Нормативно-правовой акт как юридический источник обладает следующими характерными чертами:
исходит от государства, т.е. выражает государственную волю общества;
его основное содержание составляют типичные нормативные предписания, которые обладают определенной юридической силой и устанавливают единый, государственно-властный порядок регулирова- ния юридически значимых общественных отношений;
имеет строго определенную документально-письменную форму, а также использует только установленные символы и реквизиты, кон- кретную терминологию;
принимается и осуществляется в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;
его реализация обеспечивается комплексом мер государственного правового воздействия.
Понятие "источник права" подразумевает под собой истоки формирования права, систему факторов, которые предопределяют содержание и формы вы- ражения права. Вообще, в теории государства и права различают следующие виды правовых источников:
120
материальные источники права – данная группа источников за- ложена в системе объективных потребностей общественного развития;
идеальные источники права – состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влия- нием многих юридически значимых обстоятельств;
юридические источники права – это результат осознания обще- ственных потребностей, получивший закрепление в юридических (пра- вовых) актах.
Кроме приведенной выше классификации, следует также отметить, что юри- дические источники права могут быть объективными и субъективными, а также главными и второстепенными (дополнительными). Основными юри- дическими источниками, в частности, являются Конституция, законы и иные нормативные акты, а в качестве второстепенного источника права использу- ется судебная практика.
121
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 16
Тема 17. Проблема истины.
Основные вопросы темы:
1. Социологический и гносеологический подход к научной истине. Ос- новные концепции истины.
2. Критерии истины. Проблема критериев истинности в правовой тео- рии.
3. Проблема истины в юридической науке. Истина в юридической науке как проблема метода.
1. Познание своей целью считает получение полного, исчерпывающего зна- ния о каком-либо предмете или явлении. Такое знание в философии называ- ется истиной. Истина – это отражение в сознании человека всех признаков, свойств, отношений и связей какого-либо предмета, явления, состояния.
Истина – это адекватная информация об объекте, которую получают посред- ством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуют с точки зрения ее достоверности. Утверждение, что истина является адекватным отражением реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, которая связана с прогностическим измерени- ем.
В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на крите- рий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания). Прак- тика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания.
Основные концепции истины. Концепция французское – conception (концеп- ция). Латинское – concipere (собирать). Существительное заимствовано из французского языка в первой четверти XIX в. Концепция – определенный способ понимания и объяснения каких-либо фактов, явлений; основная идея их обоснования. Производное: концептуальный.
Концепции истины: когерентная, корреспондентская, конвенциональная, прагматическая и др.
122
Корреспондентская или классическая концепция трактует истину как соответствие знания своему объекту.
Когерентная к.и. усматривает критерий истинности нового знания в его логической согласованности с уже известным, надежно доказанным знанием или с более общей, охватывающей системой знания.
Конвенциональная к.и. предлагает оценивать знание как истинное, если оно разделяется большинством людей или является результатом со- глашения (конвенции) ученых. Прагматическая К.и. рассматривает знание как истинное, если оно полезно, выгодно субъекту.
Экзистенциалистская к.и. трактует истину как "правду, которая у каж- дого своя".
Конвенциональная, прагматическая и экзистенциалистская к.и. содер- жат в себе наряду с рациональными моментами столь значительный момент субъективизма, что их впору рассматривать не как критерии истины, а как индикаторы возможного заблуждения.
Чтобы преодолеть парадокс лжеца и сделать определение истины логически непротиворечивым, необходимо, по мнению Тарского, перейти от естествен- ного к формализованному языку - метаязыку.
Истина, с философской точки зрения, одновременно: субъективна и объек- тивна (этот человек порядочный); абстрактна и конкретна (человек вообще – не существует); относительна и абсолютна (пример с атомом).
Заблуждение – ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.
Ложь – намеренное искажение верного.
2. Основным критерием истины в познании выступает практика, т.е. матери- альная, чувственно-предметная деятельность людей. Этот критерий обладает по меньшей мере двумя достоинствами:
1) апеллируя к материальному началу, он выводит нас за пределы чи- сто идеальной познавательной деятельности, т.е. обладает свойством объективности;