Файл: А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 601

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

69 социального государства и политики всеобщего благоденствия проходило параллельно с развитием социального законодательства в странах Западной
Европы и США. Инициаторами реформ в области социального обеспечения, как правило, выступали левые силы – партии социалистической ориентации и профсоюзы.
Идеи государства благоденствия и сам этот термин впервые появились в об- щественно-политической мысли Германии в 80-е гг. XIX столетия. Под по- литикой социального благоденствия в 40–50-е гг. понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддерж- ки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам. Государ- ства благоденствия, согласно его концепции, обладают рядом общих призна- ков. Для государств социального благоденствия характерна тенденция к де- мократизации политической жизни. Более обстоятельно эту тему осветил американский социолог Даниел Белл в своей книге "Конец идеологии". Не- достатком современной политики, направленной на достижение обществен- ного благополучия, Д.Белл считал то, что она проводится в рамках отдель- ных государств. В некоторых концепциях эти идеи были соединены с пред- ставлениями о конвергенции социализма и капитализма как общественно- экономических систем. Экономический кризис 70-х гг. и последовавшие за ним события опровергли многие положения, содержавшиеся в теории госу- дарства благоденствия. В настоящее время она утратила целостный характер и развивается преимущественно в исследованиях, посвященных отдельным проблемам общественной жизни.
2. Вышеназванные политико-правовые теории, в частности, в Европе и США сменили постмодернистские государственно-правовые идеи.
Постмодерн – социологическая, историко-философская концепция восприя- тия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к тради- ционным реалистическим концепциям. Постмодернизм как специфическое явление в истории государства и права был выделен западными теоретиками

70 в конце 1980-х гг. Понимание постмодернизма разработали французские фи- лософы-постструктуралисты: М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, опираясь на концепцию постиндустриальной цивилизации. Огромная палитра работ философов, правоведов государственно-правовой постмодернистской про- блематики в Европе и США скорее напоминают абстрактное мудрствовании.
Об этом свидетельствуют следующие труды: "Открытое общество и его вра- ги" К. Поппера, "Конец истории" Ф. Фукуямы, "На пороге нового тысячеле- тия" Ж. Аттали и др.
Карл Раймунд Поппер (1902–1994 гг.) – австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX столетия. В работе К. Поппера "Открытое общество и его враги" (The Open Society and Its
Enemies, 1945), анализировались скрытые тоталитаристские мотивы в учени- ях Платона, Гегеля и Маркса. Эта книга, которую Поппер называл своим "вкладом в военные действия", создала ему репутацию всемирно известного исследователя, который анализирует роль Платона, Гегеля и Маркса в фор- мировании идейной базы тоталитаризма, критикует претензии на знание "объективных законов" истории и радикальное преобразование общества на "научной основе", рассматривает его развитие со времен демократической античности до критики платонизма, марксизма, тоталитаризма ("закрытое общество"), историцизма и выступает в защиту демократии. В этом труде
Поппер обосновывает идею "открытого общества" – общества, основанного на демократии и критическом мышлении индивидов. Постмодернистские государственно-правовые идеи развивал в своем творчестве и известный американский политолог и геополитик Фрэнсис Фукуяма. Его нашумевшая работа "Конец истории" (1989 г.) может рассматриваться не только как по- пытка дать критическое описание коммунистическому типу общества но и как прогноз на будущее. Акцент сделан именно на "исчерпанность" система- тических альтернатив Западу, ведь именно Запад, по мнению автора, в сего- дняшнем мире остается сообществом с превосходящим остальные своим ав- торитетом, и своей моралью, чем подтвердил свою приверженность ценно-


71 стям лишь одного из существующих сообществ - западного. подверглась критике как идеалистическая и несколько упрощенная. Представитель пост- модернистских государственно-правовых идей, французский экономист, пи- сатель и крупный политический деятель Жак Аттали (р. 1 ноября 1943 г.) яв- ляется автором десятка известных книг, в которых он разбирает эволюцию современного общества, а также исследует сущность его экономической, по- литической, социальной и идеологической организации. В книге "Общество кочевников", согласно Аттали, глобализация порождает новую кочевую эли- ту, которая необходимо должна быть оторванной от своих национальных корней: осуществится упразднение государства, нищета по-прежнему будет сочетаться с богатством, но только уже в глобальном масштабе.
3. Неоконсерватизм (англ. neoconservatism) – идеология той части консерва- тивных политиков в США, которые в начале 1970-х годов выступают за ис- пользование экономической и военной мощи США для победы над враждеб- ными к США режимами и установление в этих государствах демократии. К
1980-м годам большинство неоконсерваторов поддержали политику прези- дента Рональда Рейгана по увеличению военных расходов и более жесткому противостоянию СССР, "войну против терроризма", отправку американских войск в Афганистан и вторжение в Ирак. Основные положения современной неоконсервативной концепции были изложены Уильямом Кристолом и Ро- бертом Каганом в 1996 году. Суть их была выражена в следующем: США призваны осуществлять "гуманную глобальную гегемонию" во всём мире на основе своего международного влияния и авторитета.
4. Как известно, Библия продолжает оставаться священной книгой христиан- ского сообщества, занимает такое выдающееся, уникальное место, что ни од- на книга не может с ней сравниться. Такой особенный социальный статус
Библии придает ее основным реалиям, феноменам, персонажам сакральный характер.
Под сакрализацией (от лат. sacer – священный, обрядовый) понимается при- дание предметам, действиям или состояниям сознания человека сверхпри-

72 родного и сверхсоциального значения, в результате чего они выводятся за пределы "естественных" связей и вовлекаются в связь с особым личностным, бесконечным и творящим началом, чаще всего – Богом. Процесс десакрали- зации является обратной стороной сакрализации и обозначает процесс куль- турно-исторического или рационально-личностного выведения сакральных предметов из вертикали Бог – мир.
Десакрализация – это вид профанации, когда сакральный предмет вырывает- ся из всеобщей связи и умаляется до своего единичного состояния, библеиз- мы начинают обрастать новыми смыслами, порою прямо противоположными исходным. Именно эти механизмы используются в постмодернистских поли- тико-правовых теориях, паразитирующих на сложностях геополитических проблем современности.
5. Англ. Manifest Destiny (явное предначертание или предопределение Судь- бы, а конкретнее: предопределенная Судьба Америки) - крылатое выражение, своеобразный политико-идеологичесвкий манифест, служащий для оправда- ния американского экспансионизма. Идея о предопределенной судьбе Аме- рики проходит через всю ее историю. Это - философия, охватывающая аме- риканскую историю в целом. Однако, в 1839 г. демократический лидер и влиятельный редактор по имени Джон О’Салливан попытался объяснить американское стремление к экспансии и оправдать претензии США на новые территории. Так возник термин manifest destiny, который стал самым акту- альным слоганом на протяжении американской истории: при осваивании ди- кого Запада, накануне испано-американской войны. Доктрина предопреде- ленной судьбы строилась на идее всеобъемлющей веры в американское куль- турное и расовое превосходство. Американский публицист Карл Шурц в ста- тье в 1893 году отразил мнение той части населения, которая выступала про- тив неограниченной экспансии США, что может оказаться угрозой целостно- сти самого государства и других государств мира. Это подтверждается реа- лиями современной международной политики США.


73
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Тема 9. История юридической науки: период становления в России.
Основные вопросы темы:
1. Зарождение юридической науки в России. Становление юридическо- го образования в дореформенной России (XVIII – первая половина XIX в.).
2. Развитие юридического образования в пореформенной России (вто- рая половина XIX - начало XX вв.). Консервативно-охранительное и либеральное направления в юридической науке. Юридический позити- визм в России.
3. Международные связи российской юридической науки.
4. Основные итоги и достижения российской юридической науке на рубеже 1917 года.
1. Российская правовая наука вызвана к жизни теми же причинами, что и за- падноевропейская. Потребности российского общества и государства в спра- ведливом праве, способном обеспечивать стабильный правопорядок и дей- ственную защиту нарушенных прав. Одним из основных источников права в
Московском государстве выступал обычай. Вместе с тем в условиях Москов- ского государства дальнейшее развитие получили письменные источники права. Период, охватывающий XIV-XVI века, стал для русской юриспруден- ции временем формирования новой знаковой системы.
В 1497 году появился первый общерусский судебник, который по своему объему превосходил уставные грамоты. Развитию русской юриспруденции в
XV-XVII вв. в огромной мере способствовало становление в рамках Москов- ского государства системы письменного делопроизводства. Судебник 1550 года отразил своим содержанием более развитую степень письменного дело- производства. В течение второй половины XVII века русскими царями было издано около полутора тысяч нормативно правовых актов, которые получили название "новоуказные статьи. К началу XVIII века практическая, приклад- ная юриспруденция перестала отвечать интересам дальнейшего развития русского права. Значительное влияние на судьбу юридического просвещения

74 в России XVIII века оказал выдающийся немецкий философ Готфрид Виль- гельм Лейбниц, который состоял в переписке с Петром I, а так же лично встречался с царем. Великий царь - реформатор очень много сделал для рус- ской правовой культуры: своими реформами он создал условия и предпосыл- ки для того, чтобы такая система и такая юриспруденция появились в России в скором будущем.
2. Начало XIX века ознаменовалось в истории России целой серией государ- ственных преобразований. Преподавание юриспруденции предусматривалось не только в университетах, но и в учебных заведениях особого типа - лицеях или училищах высших наук. Среди учебных заведений России, в которых преподавались юридические науки, главное место в начале XIX века занимал юридический факультет Императорского Московского университета. Усилия
Сперанского и Николая I оказались плодотворными для юридического обра- зования, а значит и для юридической науки в целом. Но все же для занятия высших судебных должностей требовалось университетское юридическое образование. Александр I предпринимал меры для организации учебных за- ведений.
Возрастание роли законодательства в России в эпоху XVIII, начавшуюся с реформ Петра I, проявляется главным образом в том, что закон стал призна- ваться "единственным источником права". Формирование в России научной юриспруденции становилось все более необходимым. Прикладная, дьяческая юриспруденция получала, таким образом, дальнейшее развитие. Проявивше- еся в России в первой четверти XVIII века общая тенденция к теоретизации юридического знания оказала все - таки свое влияние и на этот род юриспру- денции, именуемый законоискусством.
Большой вклад в изучение русского права того времени, а следовательно и в развитие русской научной юриспруденции внес В.Н. Татищев, который пер- вым из ученых обнаружил "Русскую Правду" и "Судебник 1550 г". В целом же XVIII век ознаменован веком научной юриспруденции, веком реформ и открытий в области юриспруденции.


75
Начало XIX века ознаменовалось в истории России целой серией государ- ственных преобразований, что способствовало совершенствованию россий- ской юридической науки в целом, систематизации российского законода- тельства. Начиная с 30-х годов XIX века развитие русской юриспруденции характеризуется, как переломный период. Из науки абстрактно - теоретиче- ской, она должна была превратиться в науку ориентированную на познание действовавшего российского законодательства, в теоретическое правоведе- ние соединенное с практикой. Идея единства теории и практики в изучении юриспруденции, стала выражением реального состояния русской юриспру- денции. В этот период научный поиск российские правоведы ведут по всем актуальным проблемам правовой науки и практики. Это М. А. Бакунин, П. Г.
Виноградов, А. И. Герцен, Б. А. Кистяковский, Н. М. Коркунов, С. А. Котля- ревский, П. А. Кропоткин, П. Л. Лавров, В. И. Ленин, Ф. Ф. Мартенс, И. В.
Михайловский, Н. К. Михайловский, П. А. Новгородцев, Л. И. Летражицкий,
Г. М. Плеханов, В. С. Соловьев, П. Б. Струве, Е. Н. Трубецкой, Н. Г. Черны- шевский, Б. Н. Чичерин, Г. Ф. Шершеневич и др.
В необычайно широком спектре теорий и воззрений в области государства и права позитивизм уживался с исторической школой права и философией права, бунтарско-анархические идеалы – с консервативным правосознанием, теократические теории – с материалистическими, либерализм – с революци- онным народничеством и марксизмом.
3. В марте 1909 года вышла книга, авторами которой стали семь известных тогда в России философов, юристов, экономистов и публицистов. Книга называлась "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции". Многие поло- жения, высказанные авторами "Вех", вызвали острейшую полемику в рос- сийском обществе. Но, полемизируя с "веховцами" по разным поводам, прак- тически никто из откликнувшихся на выход сборника не оспорил заявленный
Б. Кистяковским в одной из центральных статей "Вех" – "В защиту права" – тезис, согласно которому "русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право

76 находилось у нее в наибольшем загоне". Автор считал, что это является "ре- зультатом нашего застарелого зла – отсутствия какого бы то ни было право- вого порядка в повседневной жизни русского народа. К таким выводам Б.А.
Кистяковский пришел, сопоставляя развитие права и учения о нем в России с состоянием права и правосознания Запада. выработанной западной юриспру- денцией доктрины "правового государства", "законопослушания", "уважения прав и свобод человека и гражданина" и т.п. В действительности, Б. Кистя- ковский выразил мнение, что, во-первых, наша правовая система является недостаточно развитой по сравнению с правовыми системами западных гос- ударств, во-вторых, магистральный путь ее развития – заимствование зару- бежного права, а именно – права западного. Правовые системы всех стран не существуют изолированно. Они взаимодействуют друг с другом, ведут нескончаемый культурный диалог. Это позволяет оценить собственный опыт правовой жизни, возможность развивать, совершенствовать отдельные эле- менты своей правовой системы, наполняя их новыми смыслами, начиная с заимствования (афинское, римское право, западное право и т.д.): отдельных правовых институтов, принципов, элементов юридической техники, правово- го порядка, практики правоприменительной деятельности и т.п. В широком смысле, речь идет о глобальном процессе, получившем название "рецепция".
Ж. Карбонье, описывая рецепцию употребил даже такой термин как "куль- турная мутация". Россия, включая ее непосредственных государственных предшественников, принадлежит к разряду стран, правовая система которых несколько раз менялась в результате тотальной рецепции. Это было не сти- хийное копирование чужих образцов жизни, чужих "образов будущего", в том числе и правового, а их сознательное и планомерное заимствование, вы- ступающее как модернизация реципиента, приближение его к этому самому "будущему". Таким образом, рецепция чужого права для России выступала и выступает в качестве одного из основных способов модернизации обще- ственного, в том числе правового, строя.