ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бизнес-проектирование коммерческой деятельности
Курс лекций
Лекция 1. Основные понятия
Владелец БП
(ЛПР)
Исполнители БП
(персонал)
Управление
Бизнес-процесс
Выполнение
Потребитель
Поставщик
Вход
Выход
Ресурсы
Продукция
Регламенты
Показатели продукта
Показатели удовлетворённости
Показатели БП
Лекция 1. Основные понятия
Бизнес-процесс (БП) – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности (работ), преобразующих входы (ресурсы) в выходы (результаты), обладающие потребительской ценностью [Козлов А.С.]
Лекция 1. Основные понятия
Владелец БП – это должностное лицо, которое управляет ходом бизнес-процесса и несёт ответственность за результаты и эффективность бизнес-процесса [В.В. Репин, В.Г. Елиферов]
Исполнители – это работники предприятия, выполняющие операции, являющиеся частью бизнес-процесса
Лекция 1. Основные понятия
Поставщик – это субъект, предоставляющий на входе ресурсы
Потребитель – это субъект, получающий на выходе результат бизнес-процесса:
Внутренний (структурное подразделение предприятия, использующее результат предыдущего бизнес-процесса).
Внешний (клиент за пределами предприятия).
Лекция 1. Основные понятия
Регламент БП – это документ, описывающий последовательность операций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и порядок принятия решений по улучшениям [В.В. Репин, В.Г. Елиферов]
Лекция 1. Основные понятия
Ресурсы – это информация (документы, файлы), финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, среда, программное обеспечение, необходимые для выполнения бизнес-процесса и находящиеся в распоряжении владельца бизнес-процесса [В.В. Репин, В.Г. Елиферов]
Лекция 1. Основные понятия
Функция – это совокупность однородных операций (в том числе . разных бизнес-процессов), выполняемых структурным подразделением на постоянной основе
Операция (работа) - часть бизнес-процесса, имеющая вход и выход [В.В. Репин, В.Г. Елиферов]
Лекция 1. Основные понятия
Продукция – это товары, работы, услуги, являющиеся результатом бизнес-процесса и предоставляющие ценность для внутренних или внешних потребителей
Показатели БП – это совокупность качественных и количественных параметров, характеризующих его результат и эффективность
Лекция 1. Основные понятия
Основные показатели
Качественные
Количественные
Абсолютные
Относительные
Показатели продукта
Анализа и эффективности
БП
Показатели удовлетворённости
Экспертная оценка
Соответствие нормативам
Показатели качества, стоимости
Технические показатели, показатели затрат
Лекция 1. Основные понятия
Основные количественные показатели
Показатели продукта
Показатели анализа и эффективности
БП
Показатели удовлетворённости
Выручка.
Пропускная способность БП.
- Издержки БП.
Затраты на брак.
Показатели рентабельности и др.
Количество невыполненных заявок и возвратов.
Число постоянных клиентов.
Доля рынка.
Время работы предприятия на рынке.
Показатели конкурентоспособ- ности:
единичные;
групповые;
интегральный.
Показатели ассортимента и др.
Классификация бизнес-процессов
По масштабам
Прочие
По стадии создания продукта
По сложности.
По числу исполнителей.
3) По количеству потребляемых ресурсов.
4) По потребителям.
5) По важности и др.
Основные.
Вспомогательные.
Процессы управления.
Внутри предприятия.
2) Внутри подразделения.
3) Межорганиза- ционные.
Лекция 2. Типизация бизнес-процессов
Процесс | Обобщённая характеристика |
Основной процесс | - создают потребительскую ценность; - результат получает внешний потребитель. |
Вспомогательный процесс | - добавляют стоимость продукту; - результат получает основной процесс. |
Процесс управления | - задаёт цели и задачи, координирует все процессы; - результат – деятельность всего предприятия. |
Основные виды бизнес-процессов
Основные
Вспомогательные
управление финансами;
управление персоналом;
управление информацией;
управление внешними связями;
управление природными ресурсами;
управление развитием и улучшением.
анализ внешней среды;
разработка стратегии;
- маркетинг рынков сбыта;
разработка продукта;
закупка сырья и оборудования;
производство продукта.
- сбыт продукта.
Процессы управления
Жизненный цикл продукта
ПРОДУКТ
Проектирование и разработка продукта
Планирование и разработка процессов
Закупки
Упаковка и хранение
Реализация и распределение
Установка и ввод в эксплуатацию
Техпомощь и обслуживание
Послепродажная деятельность
Производство, проверки
Маркетинг
Процессное управление организацией представляет собой создание, координацию, анализ, контроль и улучшение сети взаимосвязанных бизнес-процессов предприятия, ориентированных на снижение затрат и максимизацию прибыли путём перераспределения ресурсов в наиболее выгодные проекты с точки зрения их ценности для потребителя
Основная характеристика | Функционально ориентированная организация |
Ассортимент | Узкий вследствие недифференцируемого спроса |
Цена | Может превышать среднерыночную из-за высоких затрат на производство вследствие дублирования функций |
Потребители и поставщики | Ориентация на постоянных |
Рынок | Стабильный |
Новшества | Ориентация на снижение затрат, а не улучшение продукта |
Основная характеристика | Процессно-ориентированная организация |
Ассортимент | Широкий |
Цена | От средней до высокой в зависимости от потребительской ценности продукта |
Потребители | Ориентация на постоянных клиентов и привлечение новых покупателей |
Поставщики | Ориентация на надёжных поставщиков |
Рынок | Стабильный/растущий |
Новшества | Ориентация улучшение продукта с целью удовлетворения потребителей |
Генеральный директор
Отдел маркетинга
Проектный отдел
О 1
Отдел снабжения
Производство
ОТК
О 2
О 3
О 4
О 5
О 6
Отдел сбыта
Другие
О 7
Процессный подход
О 1
О 2
О 3
О 4
О 5
О 6
О 7
О 8
О 9
О 10
Функциональный подход
Преимущества (особенности):
- деятельность – это совокупность процессов создания потребительской ценности;
- сокращение числа уровней управления;
- ориентация на конечный результат процесса;
- повышение гибкости предприятия;
- вовлечение работников в управление бизнес-процессами, т.е. изменение корпоративной культуры.
Риски:
- недостаточное обучение персонала;
- неправильный выбор методологии управления бизнес-процессами;
- нехватка ресурсов;
- недостаточная квалификация и заинтересованность руководителя проекта.
Лекция 3. Процессный подход к управлению Разработка и внедрение СУБП
Принятие решения о внедрении СУБП
Разработка и внедрение СУБП
Детальное планирование, организация работ
Аудит СУБП
Корректировка СУБП
1 м | 2 м | 3 м | 4 м | 5 м | 6 м | 7 м | 8 м | 9 м | 10 м |
Диагностика СУП
Формирование сети процессов, определение владельцев
Сопровождение СУБП
Лекция 3. Процессный подход к управлению Структура СУБП
Средства улучшения БП
ГД
Средства анализа ВС
Средства анализа выполнения БП
Средства анализа оперативной информации о выполнении БП ГД
Средства разработки оперативных управленческих решений ГД
Средства текущего анализа БП
руководителем
Средства оперативного анализа БП
руководителем
Средства разработки оперативных решений руководителем
Средства улучшения
БП владельцем БП
Средства оперативного анализа БП
владельцем БП
Средства разработки оперативных решений владельцем БП
Средства оперативного анализа БП
владельцем БП
Средства получения оперативной информации о ходе БП
Средства улучшения
БП руководителем
Ресурсы
Выход
Вход
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС
Лекция 3. Процессный подход к управлению Содержание этапов разработки и внедрения СУБП
1 Принятие решения о внедрении СУБП
5 Разработка и внедрение СУБП
4 Детальное планирование, организация работ
6 Аудит СУБП
7 Корректировка СУБП
2 Диагностика СУП
3 Формирование сети процессов, определение владельцев
8 Сопровождение СУБП
3.1 Проект сети БП
3.2 Утверждённая сеть БП
3.3 Утверждённая схема оргструктуры
4.1 Положение о рабочих группах
4.2 Готовность рабочих групп
4.3 Календарный план работы
4.4 Готовая инфраструктура
5.1 Положение о СУБП предприятия
5.2 Документированные процедуры
5.3 Регламенты выполнения БП
5.4 Положения о подразделениях
5.5 Должностные и рабочие инструкции
5.6 Готовность сотрудников
5.7 Новые сотрудники
5.8 Рабочие документы СУБП
6.1 Результаты аудита СУБП
7.1 Мероприятия по улучшению СУБП
SADT в настоящее время используется для построения и анализа модели системы и включает ряд стандартов моделирования:
- IDEF0 – функциональное моделирование, т.е. описание БП в виде иерархической системы взаимосвязанных функций.
- IDEF1X – информационное моделирование.
- IDEF2 – динамическое моделирование системы.
- IDEF 3 – структурное моделирование, т.е. установление причинно-следственных связей в системе.
- IDEF 4 – объектно-ориентированное проектирование сложных систем.
- IDEF5 – онтологический анализ систем, т.е. анализ основных терминов и понятий, используемых для характеристики БП.
- Другие стандарты серии IDEF.
В терминологии SADT модель – это некая, максимально приближенная к оптимальной, форма описания системы.
Принципы применения SADT следующие:
- чёткое определение цели моделирования, т.е. формулирование перечня вопросов, на которые должна ответить модель системы;
- единая точка зрения на моделируемую систему;
- определение границ модели, т.е. модель описывает единственный субъект;
- декомпозиция системы, т.е её детальное текстовое и графическое описание.
Лекция 4. Методология SADT Пример определения цели и точки зрения модели системы [Дэвид А. Марка и Клемент МакГоуэн ]
Лекция 5. Стандарт IDEF0
Стандарт IDEF0 – это «совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели, являющейся иерархически связанным структурным представлением действия (или множества действий), необходимых для функционирования или являющихся результатом этого функционирования» [А.С. Козлов]
Лекция 5. Стандарт IDEF0
Положения стандарта IDEF0:
- цель модели – это улучшение существующего БИ или проектирование нового БП;
- БП представляется в виде набора взаимодействующих и взаимосвязанных блоков, отображающих работы;
- использование графического языка: диаграмм, меток, схем для лаконичной и точной характеристики БП;
- соблюдение правил построения функциональной модели системы;
- пошаговое моделирование;
- отделение функций от организационной структуры предприятия.
Лекция 5. Стандарт IDEF0
Основные компоненты функциональной модели:
- функциональный блок – описание функций, операций, действий;
- интерфейсная дуга – линия, связывающая функциональные блоки и описывающая объекты;
- стрелки – представляют данные или объекты, связанные с функциями [А.С. Козлов].
Лекция 5. Стандарт IDEF0
Правила построения функциональных блоков (ФБ):
- ФБ должны быть прямоугольниками;
- ФБ должны быть нарисованы сплошными линиями и размеров, достаточных для написания имени блока;
- имя ФБ должно отражать сущность процесса;
- число доминирующих блоков на одной диаграмме – от 2 до 7;
- ФБ размещаются в порядке их доминирования, т.е. по диагонали;
- для нумерации доминирующих ФБ применяется сквозная нумерация, а для подчинённых ФБ порядковый номер включает номер ФБ высшего порядка и сквозной номер самого ФБ.
Лекция 5. Стандарт IDEF0 (Декомпозиция функциональных блоков)
А0
А1
А2
А3
А11
А12
А13
Механизм (М)
А4
Управление (С)
Ресурсы (I)
Выход (O)
Лекция 5. Стандарт IDEF0 (Пример делового процесса в швейном ателье [А.Г. Курьян, П.С. Серенков])
Лекция 5. Стандарт IDEF0 (Детализация делового процесса в швейном ателье [А.Г. Курьян, П.С. Серенков])
Лекция 5. Стандарт IDEF0
Правила построения интерфейсных дуг (ИД):
- стрелки состоят из вертикальных или горизонтальных отрезков;
- вертикальные и горизонтальные участки ломаных стрелок соединяются при помощи закруглений;
- концы стрелок присоединяются к внешним границам ФБ и к его сторонам, а не к углам;
- стрелки рисуются сплошными линиями;
- цвет и толщина стрелок на усмотрение автора;
- дуги помечаются текстовыми метками, которые являются именами существительными или существительными с определениями.
Лекция 5. Стандарт IDEF0 (Цвета дуг)
Вид дуги | Цвет на диаграмме (слайд 34) | Распространённый цвет |
Продукция | Синий | Зелёный |
Внешняя информация | Зелёный, охра | Лиловый |
Внутренняя информация | Зелёный | Коричневый |
Механизмы | Чёрный | Синий |
Нормативная документация, директивы и планы | Охра | Красный |
Техническая документация | Чёрный | Чёрный |
Лекция 5. Стандарт IDEF0
Виды дуг | Вариант 1 | Вариант 2 |
Разветвление | ||
Слияние |
E
F
D
D
B
C
A
B
A
Лекция 5. Стандарт IDEF0
Виды дуг | Прямая связь | Обратная связь |
Выход-вход | ||
Выход-управление | ||
Выход-механизм (исполнитель) |
В БП используются соответствующая кодировка:
- I1, I2, I3 – обозначение входных объектов;
- О1, О2, О3 – обозначение выходных объектов;
- С1, С2, С3 – обозначение управляющих объектов;
- М1, М2, М3 – обозначение механизмов.
М3
М1
С2
С3
С1
I2
I3
I1
I1
I2
I3
М2
C1
C2
C3
M1
M2
M3
О1
О2
О3
Лекция 5. Стандарт IDEF0 (Туннелирование - «Скрытие источника» дуги)
М2
М1
С2
С1
I2
I1
I1
I2
I3
C1
C2
C3
M1
M2
M3
О1
О3
О1
О3
О2
Лекция 5. Стандарт IDEF0 (Туннелирование - «Скрытие приёмника» дуги)
М2
М1
С2
С1
I2
I1
I1
C1
M1
О1
О2
О1
Туннелирование означает «скрытие источника» или «скрытие приёмника» дуги.
«Туннель» изображается в виде круглых скобок вокруг начала или конца дуги.
«Туннель» вокруг начала дуги означает, что на родительской диаграмме она не показывалась.
«Туннель» вокруг конца дуги (возле стрелки) означает, что на следующем уровне декомпозиции диаграммы она показываться не будет.
Туннелирование используется в двух случаях:
Для предотвращения заполнения нежелательными подробностями диаграмм высших уровней.
Для запрета передачи обобщённых описаний объектов в диаграммы нижних уровней.
Лекция 6. Методика описания бизнес-процесса (Информация о БП) [В.В. Репин, В.Г. Елиферов]
Характеристика БП | Информация по БП, подлежащая сбору | Документ, в который включается информация |
1 Название и назначение БП | Название, назначение и заказчик БП | Проект регламента БП |
2 Информация о подразделениях | Полное и сокращённое название подразделений, выполняющих БП | Положения о подразделениях |
3 Владелец БП | Должность | Должностная инструкция |
4 Основные операции | Перечень основных операций и их исполнители | Спецификация операций БП |
Характеристика БП | Информация по БП, подлежащая сбору | Документ, в который включается информация |
5 Клиенты и выходы БП | Перечень клиентов с указанием выходов | Спецификация выходов БП |
6 Входы БП и их поставщики | Перечень входов БП и поставщиков этих входов | Спецификация входов БП |
7 Ресурсы | 1. Перечисляются ресурсы бизнес-процесса. Краткая спецификация на каждый ресурс. 2. Поставщик данного ресурса. | Спецификация на ресурсы |
Характеристика БП | Информация по БП, подлежащая сбору | Документ, в который включается информация |
8 Графические схемы БП и их текстовое описание | Графические схемы и текстовое описание БП | Ссылка на листы в папке по БП, где указывается его статус и версия |
9 Показатели БП | Показатели: эффективности БП, выходов БП, удовлетворённости клиентов | Ссылка на методики |
10 Глоссарий | Перечень терминов | Определения и сокращения терминов в папке по БП |
11 Перечень документов БП | Перечень и краткое описание документов | Папка по БП |
Наименование работ | Состав работ |
1 Принятие решения об описании и регламентации БП | 1.1 Выявление объекта описания и регламентации (З). 1.2 Определение руководителя и создание рабочей группы по описанию и регламентации БП (В). |
2 Планирование и организация работ | 2.1 Предварительное совещание (В и РГ). 2.2 Сбор и изучение материалов по БП (РП и РГ). 2.3 Формирование перечня документов по БП (РП и РГ). 2.4 Формирование глоссария проекта по описанию БП (РП и РГ). 2.5 Формирование и утверждение календарного плана проекта описания и регламентации БП (З, РП, РГ). 2.6 Выделение ресурсов для проекта описания БП (В). |
Наименование работ | Состав работ |
3 Определение владельца БП | Назначение владельца БП (З и РП), который имеет ресурсы и информацию для выполнения и управления БП, и несёт ответственность за его результаты |
4 Определение клиентов и выходов БП | Сбор информации о клиентах (поставщиках) и выходах (входах) БП путём проведения РГ интервьюирования сотрудников и руководителей БП, анализа информации, полученной от владельца БП и вышестоящего руководства, наблюдения за ходом выполнения БП и проверки её посредством сравнения с аналогичной информацией, полученной из внешних источников. Составление и утверждение спецификации на выход (вход) БП (В и З). |
5 Определение поставщиков и входов БП |
Наименование работ | Состав работ |
6 Определение используемых ресурсов | Составление и утверждение спецификации на ресурсы БП (В и РГ). При этом к ресурсам относятся: информация, ИС, партнёрские отношения с субподрядчиками, природные ресурсы, финансовые ресурсы. |
7 Определение операций БП | Утверждение перечня операций БП (В) |
8 Формирование схемы БП | 8.1 Выбор формата БП (РГ) и её утверждение (В). 8.2 Описание БП в выбранном формате (РГ). 8.3 Проверка корректности и адекватности модели БП, её документирование (В и РП). |
8 Определение показателей БП | Оценка показателей: БП, продукта БП и удовлетворённости клиентов БП (В). |
АВС - метод – это метод учёта и анализа затрат по созданию потребительской ценности (выхода) на основе расчёта характеристик процессов (операций) и ресурсов, необходимых для их выполнения
АВС - метод разработан в конце 80-х годов XX века американскими учёными Р. Купером и Р. Капланом
АВС - метод реализуется в три этапа:
1) Косвенные затраты предприятия переносятся на ресурсы пропорционально драйверам (параметрам) затрат.
2) Стоимость ресурсов переносится на процессы (операции) пропорционально драйверам (параметрам) ресурсов.
3) Стоимость процессов (операций) переносится на объекты затрат пропорционально драйверам (параметрам) операций.
Структура ресурсов
Оборудование
Транспорт
Материалы, комплектующие
Топливо, энергия, природные ресурсы
Структура ресурсов
Персонал
Амортизация персонального
(офисного) оборудования
Социальные отчисления из фонда оплаты труда
Заработная плата
Затраты на поддержание условий труда
Расходы на обучение, доставку к месту работы и др.
Структура затрат
Таким образом, косвенные затраты на сгруппированный ресурс «Персонал» распределяются по формуле
Так, например, сумма косвенных затрат «Арендная плата за офис», отнесённых на ресурс «Коммерческий директор», определяется следующим образом:
Перенесение стоимости ресурсов на процессы (операции) осуществляется в соответствии с драйверами ресурсов (рабочими часами).
Для определения продолжительности выполнения конкретного процесса используются: хронометраж, фотография рабочего дня, опросы и т.п.
При выполнении определённого процесса несколькими сотрудниками, рассчитывается сгруппированная стоимость ресурса «Персонал», которая переносится на рассматриваемый процесс.
Дальнейшее распределение затрат с процессов (операций) на объекты затрат зависит от типа процессов (операций).
Затраты по основным процессам (операциям) прямо относятся на объекты затрат.
Затраты по вспомогательным процессам (операциям) переносится на обслуживаемые ими ресурсы.
Затраты по процессам управления переносятся на все основные и вспомогательные процессы, являющиеся объектами управления.
Так стоимость процесса «Управление отделом» переносится на стоимость всех процессов (операций), выполняемых отделом.
Лекция 7. Анализ БП (АВС - метод. Этап 2. Схема распределения косвенных затрат)
Затраты
1 Драйверы затрат
Ресурсы
2 Драйверы ресурсов
Процессы (операции)
3 Драйверы процессов
Объекты затрат
4 Перераспределение затрат со ВП на ресурсы
4 Перераспределение затрат с УП на ОП
После перераспределения стоимости вспомогательных и управленческих процессов (операций) сумма стоимостей основных процессов (операций) должна быть равна суммарным затратам предприятия. Таким образом, все затраты будут распределены между основными процессами (операциями), создающими в итоге товар (услугу).
Лекция 7. Анализ БП (АВС - метод. Этап 3)
На заключительном этапе 3 стоимость основных процессов переносится на объекты затрат пропорционально драйверам процессов (операций).
Драйверами затрат являются количественные характеристики объектов затрат, например, объём продаж (производства) в натуральном или денежном выражении.
Объектами затрат могут быть: покупатели или каналы сбыта, поставщики или каналы поставок, товары или услуги в зависимости от цели анализа.
Лекция 7. Анализ БП (АВС – метод. Концептуальная модель [М.Ю. Шерешева])
АВС - метод тесно связан с IDEF.
Ресурсы:
материалы;
оборудование;
персонал.
Действия:
сделать;
составить;
собрать;
проверить и т.п.
Продукты:
чертежи;
документы;
материалы;
изделия и др.
Требуют
Определяют
Поступают
Результаты