Файл: Конструирование и расчет дорожных одежд.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Конструирование дорожных одежд
41
Рис. 2.1. Поперечный разрез типовых дорожных одежд с цементобе- тонным покрытием, устраиваемых комплектами машин:
а – со скользящими формами; б – с применением рель-форм; 1 – покры- тие; 2 – выравнивающий слой; 3 – основание; 4 – дополнительный слой основания; 5 – земляное полотно; b – укрепленная полоса; С – обочина
По сопротивлению нагрузкам от автотранспортных средств и по реакции на климатические воздействия дорожные одежды принято подразделять на одежды с жѐсткими покрытиями и слоями (жѐсткие
дорожные одежды) и на одежды с нежѐсткими покрытиями и слоями основания (нежѐсткие дорожные одежды). Их деление выполнено по механическим свойствам материала покрытия и основания.
Жѐсткими считают одежды, у которых материал одного или не- скольких слоев обладает сопротивлением изгибу и модулем упруго- сти, практически не зависящим от температуры и влажности (см. п. 2.4). К ним относят одежды с цементо- и железобетонными покры- тиями и основаниями [41].
Нежѐсткими называют одежды, прочность материалов слоев которых при изгибе и модуль упругости существенно зависят от тем-
а
б
41 / 44

Конструирование и расчет дорожных одежд
42 пературы и влажности (асфальтобетон и др.), или же одежды с несу- щими слоями, неспособными сопротивляться изгибу (щебень, гравий- но-песчаные смеси и т. д.) [39].
Методы расчета жестких и нежестких дорожных одежд суще- ственно различаются.
Типы дорожных одежд, основные виды покрытий и область их применения по [34] приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Тип дорожной одежды, вид покрытия и область их применения
по СП 94.1330.2012
Типы дорожных одежд
Основные виды покрытий
Применяются в соответствии с пунктом СП
Капитальные
Цементобетонные монолитные
8.20; 8.27; 8.41
Железобетонные или армобетонные сборные
8.22; 8.24
Асфальтобетонные
8.42
Облегченные
Асфальтобетонные
8.42
Из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими
8.43; 844
Переходные
Щебеночные и гравийные; из грунтов и местных малопрочных каменных мате- риалов, обработанных вяжущими или армированных геосинтетикой
8.43–8.46
Низшие
Из грунтов, укрепленных или улучшен- ных добавками
8.43; 8.44
В графе три табл. 2.1 приведены следующие пункты, нашедшие отражение в СП 34.13330.2012:
8.20 – толщину бетонных покрытий назначают по расчѐту с учѐтом вида оснований (для дорог I категории не менее 22 см, а для дорог II–III категорий – 20 см, при щебѐночных и гравийных основаниях – 22 см);
42 / 44


2. Конструирование дорожных одежд
43 8.22 – покрытия из сборных железобетонных плит на автомо- бильных дорогах предусматривают для сложных природных условий или при высоких насыпях, когда трудно обеспечивать стабильность земляного полотна;
8.24 – конструкции дорожных одежд со сборным покрытием из железобетонных и армобетонных плит допускается принимать на ос- нове технико-экономических обоснований в районах со сложными инженерно-геологическими, гидрогеологическими и климатическими условиями с учѐтом ГОСТ Р 54257;
8.41 – для цементобетонных покрытий и оснований следует принимать бетоны тяжѐлый и мелкозернистый по ГОСТ 25192 и ГОСТ 26633;
8.43 – каменные материалы и грунты, обработанные неоргани- ческими вяжущими, для покрытий и оснований должны соответство- вать требованиям ГОСТ 23558;
8.44 – при устройстве оснований дорожных одежд по способу заклинки применяют щебень, отвечающий требованиям ГОСТ 8267,
ГОСТ 3344 и ГОСТ 25607. При устройстве щебѐночных слоѐв допус- кают в качестве расклинивающего материала применять асфальтобе- тонные смеси, а также мелкозернистые щебѐночно-песчаные смеси, обработанные цементом.
Классификация дорожных одежд и покрытий (например, по [2]) приведена в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Тип дорожной одежды, вид покрытия по ОДН 218.046-01
Тип дорожной одежды
Вид покрытия
Материал и способ укладки
Капитальный
Усовершен- ствованное
Горячая асфальтобетонная смесь
Облегченный
То же
Горячая и холодная асфальтобетонные смеси.
Органоминеральные смеси с жидкими орга- ническими вяжущими, то же совместно с ми- неральными вяжущими; с вязкими, в том числе эмульгированными, органическими вяжущими совместно с минеральными
43 / 44

Конструирование и расчет дорожных одежд
44
Окончание табл. 2.2
Тип дорожной одежды
Вид покрытия
Материал и способ укладки
Облегченный
То же
Каменные материалы и грунты, обработан- ные битумом смешением на дороге или мето- дом пропитки; то же, обработанные органи- ческими вяжущими методом пропитки. Чер- ный щебень, приготовленный в установке и уложенный способом заклинки. Пористая и высокопористая асфальтобетонная смесь с поверхностной обработкой. Прочный ще- бень с двойной поверхностной обработкой
Переходный
Переходное
Щебень прочных пород по способу заклин- ки; грунты и малопрочные каменные мате- риалы, укрепленные вяжущими; булыжный и колотый камень (мостовые)
Низший
То же
Щебеночно-гравийно-песчаная смесь; мало- прочные каменные материалы и шлаки; грун- ты, укрепленные или улучшенные местными материалами; древесные материалы и др.
2.3. Задачи и принципы конструирования дорожных одежд
Основными документами при конструировании нежестких дорож- ных одежд на дорогах общего пользования являются СП 34.13330.2012,
ПНСТ 265-2018 и рекомендации [1, 3, 34].
Проектирование дорожной одежды представляет собой единый процесс конструирования и расчета дорожной конструкции (системы
«дорожная одежда – рабочий слой земляного полотна») на прочность, морозоустойчивость и осушение с целью выбрать наиболее эконо- мичный в данных условиях вариант на основе технико-экономиче- ского обоснования, обеспечивающий надѐжную работу дорожной конструкции в межремонтный период [42].
44 / 44