Файл: Разработка проекта по повышению конкурентоспособности.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21 h. Послепродажное обслуживание, позволяющее закрепить за собой постоянную клиентуру.
1-8 - параметры оценки,
Фирма А, ----- Фирма Б
Рисунок 2- Многоугольник конкурентоспособности [24]
Достоинствами данной модели являются простота сравнения, наглядность и удобность. Недостатком модели является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма- конкурент в состоянии улучшить свою деятельность.
3)
Метод балльной оценки.
Для проведения оценки конкурентоспособности предприятия методом балльной оценки используется
5-балльная или 10-ти балльная шкала. С помощью неё оцениваются предприятия - конкуренты по следующим факторам:
- имидж фирмы;
- качество товаров, уровень их соответствия международным стандартам;
- наличие передовых технологий;
- коммерческие условия;
- продвижение товаров на рынок;
- рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок;
- стабильность финансово-экономического положения;
22
- уровень стимулирования работников;
- рекламная деятельность.
Оценки приведенных выше факторов позволяют перейти к сравнительному анализу отдельных направлений бизнеса и продуктовых портфелей фирм-конкурентов по методу БКГ или «Дженерал Электрик» [34].
4)
Метод построения профиля требований (основан на результатах метода балльной оценки). Сущность данного метода заключается в том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется составление профилей. Основным преимуществом метода является наглядность.
5)
Метод балльной оценки с учетом степени весомости факторов. В основе данного метода лежит оценка основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия.
Оценка включает следующие этапы: a. Выбор критериев для оценки конкурентоспособности организации. b. Расчет коэффициентов весомости выбранных критериев. c. Определение количественных значений единичных показателей конкурентоспособности предприятия для каждой группы критериев и перевод показателей в относительные величины. d. Расчет коэффициента весомости выбранных единичных показателей. e. Расчет количественных значений критериев в конкурентоспособности предприятия. f. Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия.
В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления, экономичность производственных затрат, рациональность использования производственных фондов, совершенство технологии изготовления товаров. Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами. В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об
23 эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования. В четвертую – показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена, доля на рынке. В пятую группу входят показатели, характеризующие деловую активность предприятия: быстрота реакции на заказы, инвестиционная привлекательность и т.д. [23].Определение этих коэффициентов проводится методом экспертных оценок.
6)
Экспертный метод. Выделяют следующие стадии экспертного опроса: a. формулировка цели экспертного опроса. b. подбор основного состава рабочей группы. c. разработка и утверждение технического задания. d. разработка подробного сценария проведения сбора и анализа экспертных мнений. e. подбор экспертов и формирование комиссии. f. проведение сбора экспертной информации. g. анализ экспертной информации и интерпретация полученных результатов, подготовка заключения. h. принятие решения – выбор альтернативы.
Наиболее распространенные методы получения экспертных оценок следующие:
-
Метод «Дельфи»
-
Метод «Дерева целей»
-
Метод «Комиссий круглого стола»
-
Матричный метод.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: анализ методических и теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятия подтверждает необходимость ее комплексной оценки для выявления возможных резервов улучшения основных показателей его хозяйственной деятельности.
24 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «УРАЛЬСКАЯ
КОФЕЙНАЯ КОМПАНИЯ»
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Кофейня «Сова» - предприятие, основным видом деятельности которого является предоставление услуг общественного питания населению.
Информация о компании:
Юридическое название: ООО «Уральская кофейная компания». Дата регистрации: 1 июня 2014 г. Кофейня состоит из единственного подразделения и расположена по адресу: город Екатеринбург, ул.
Грибоедова,22, общей площадью 68 м
2
Режим работы кофейни: ежедневно с 9:00 до 21:00, без перерывов и выходных дней.
Кофейня начала свою работу 11 января 2015 года. За прошедшие годы наблюдается положительная динамика. В связи с тем, что кофейня расположена на улице Грибоедова, достаточно неплохой поток случайных гостей, просто проходящих мимо или идущих в школу за детьми и приобретающих кофе с собой.
У кофейни есть миссия, сформулированная следующим образом:
«Кофе как ремесло». Это значит, что к приготовлению кофейных напитков нужно относиться как к любимому делу, подходить с душой. Это относится не только к кофе, а ко всей продукции кофейни. Именно поэтому все десерты и выпечку готовят сами бариста и кондитер непосредственно в кофейне. К каждому гостю здесь имеют свой подход, индивидуальный, но в одном он одинаков для всех – каждый гость важен, каждый гость должен уйти в хорошем настроении, лучшем, чем было, когда он пришел.
Стратегическая цель работы кофейни - это создание положительной репутации, привлечение гостей и популяризация кофейной культуры, особенно кофеен третьей волны. Так же целью кофейни является расширение
1 2 3 4 5 6
25 и закрепление круга постоянных посетителей, обеспечение максимальной популярности и заполняемости кофейни в течение всего дня.
При разработке концепции кофейни основная ставка была сделана на зерно класса
«specialty», высокое качество продукта, высокий профессионализм команды и отличный сервис.
Целевым сегментом потребителей кофейни являются жители района от 20 до 45 лет, которые интересуются высококачественными продуктами, путешествуют, имеют вкусовой навык, пьют кофе не только для того, чтобы проснуться. Также можно отнести к целевому сегменту людей, которые хотят вести «проамериканский» образ жизни, проводить в кофейне встречи, просто свободное время. Чтобы привлекать такой целевой сегмент, нужно создать определенную атмосферу, обстановку, хороший фон, как музыкальный, температурный, так и социальный.
Кофейня работает только с качественными продуктами и проверенными поставщиками.
Используются исключительно сертифицированные продукты, которые соответствуют стандартам качества.
Кофейня гарантирует здоровую и вкусную пищу. Также практикуется сезонное обновление меню.
Позитивными рыночными характеристиками кофейни «Сова» являются рост репутации, увеличение уровня известности среди гостей и других кофеен, увеличение лояльности гостей - они отдают предпочтению посещению именно этой кофейне.
Кофейня предоставляет следующие услуги гостям:
- встреча гостей и размещение за столиком или стойкой
- прием заказа
- подача заказа за столик
- контроль чистоты стола, своевременная уборка грязной посуды
- расчет гостя (производится у стойки).
В кофейне «активная» барная стойка, что дает возможность диалога с гостем.
26
В состав помещения кофейни входят: помещения для потребителей, производственные помещения, административные помещения, складские помещения, помещения для персонала. В состав производственных помещений входят: барная зона, моечная столовой посуды, холодный цех, кондитерский цех, моечная кухонной посуды.
Производственные помещения оснащены всем необходимым оборудованием (плита, конвекционная печь, холодильное оборудование, вытяжка и т.д.) и инвентарем (ножи, доски, формы для выпечки, и т.д.).
К административным помещениям относятся кабинет владельца кофейни, кабинет, где хранится кассовая отчетность и разменный фонд.
К помещениям для гостей относятся торговый зал, вместимостью до 22 человек, туалетная комната, уголок, где можно почистить одежду и обувь.
Кофейня небольшая, но очень уютная. Помещение оформлено в скандинавском стиле, сдержанно, лаконично, с использованием натуральных материалов, таких как древесина, металл. Спокойные консервативные цвета натурального дерева, растения в горшках, полки с журналами – все создает приятную, теплую атмосферу.
Световое оформление организовано таким образом, чтобы в кофейне не было слишком светло, при этом над каждым столом есть лампа, обеспечивающая достаточный уровень освещения. Для поддержания оптимального микроклимата, обустроена система кондиционирования и вентилирования всех помещений кофейни.
Кофейня относится к формату кофеен «новой волны» и ориентирована на продажу кофе и кофейных напитков, которые составляют большую часть оборота на предприятии. Ассортимент блюд небольшой, насчитывает порядка 17 позиций. В целом же текущий ассортимент насчитывает около 56 позиций, которые условно можно разделить на 8 групп (рисунок 1).
Кофе и кофейные напитки (28%), десерты и свежая выпечка (22%) составляют основной товарооборот кофейни. При средних показателях наценки в 450% и 250% соответственно именно эти позиции позволяют
27 покрывать расходы на выплату заработной платы, арендной платы и закупки качественной продукции у поставщиков.
Рисунок 1 – Доля различных групп продукции в общем ассортименте кофейни
Проанализируем расходы кофейни за 1-ый квартал 2019 года (рисунок 2).
Рисунок 2 – Фактические расходы кофейни за1-ый квартал 2019 года
Основной статьей расходов кофейни является заработная плата,
28%
6%
8%
4%
22%
8%
13%
11%
Кофе и кофейные напитки
Чай и горячие напитки
Безалкогольные напитки
Закуски
Десерты и свежая выпечка
Завтраки
Кофе в зернах
Оборудование
3000 45000 195000 313700 180000 0
50000 100000 150000 200000 250000 300000 350000
Капитальный ремонт
Коммунальные платежи
Аренда
Заработная плата
Закупки руб.
28 составляющая 42,6% всех расходов за первый квартал 2019 года. Также существенную долю занимают аренда (26,5%) и закуп продуктов (24,5%).
Для поддержания ассортимента налажена закупочная работа и установлены связи более чем с 10 поставщиками различных товаров.
Основные поставщики продукции представлены в таблице (таблица 2).
Таблица 2 – Поставщики продукции кофейни «Сова» в 2019 году
1
№ п/п
Наименование
Вид товара
Доля в объёме закупок
1
МЕТРО, ООО
Овощи, фрукты, консервированные продукты
16%
2
«Глобал Фудс», ООО
Молоко и молочные продукты
23%
3
«Леопак», ООО
Одноразовая посуда
2%
4
«Чистый лист», ООО
Хозяйственные товары
0,5%
5
«Арома Люкс», ООО
Ингредиенты и оборудование для хлебопечения и кондитерского производства
1%
6
«Кофе Black», ООО
Кофе в зернах
50%
7
«Академия еды», ООО
Круассаны
2%
8
«Экомолл Гранат», ООО
Овощи, орехи
2%
9
«ОБИ», ООО
Канцелярские товары
0,5%
10
«Северо-западная кофейная компания»,
ООО
Инвентарь для приготовления кофейных напитков, фильтры, посуда
3%
Наибольший объём закупок (50%) приходится на долю поставщика
ООО «Кофе black», далее следуют ООО «Глобал фудс» (23%) и ООО
«Метро» (16%). Эти поставщики составляют основу закупочной деятельности кофейни – на их долю в сумме приходится 89% всех закупок.
Ввиду работы в направлении «specialty coffee», основу конкурентной стратегии составляют прямые отношения с обжарщиком кофе, одновременно являющимся и его поставщиком. Работа напрямую позволяет кофейне совершать регулярные закупки сырья. Благодаря этому качество выпускаемой продукции всегда остается на высоком уровне, что, в свою очередь, позволяет удовлетворять в полной мере потребности целевого гостя и иметь стабильную прибыль.
1
Составлено автором
29
Среднесписочная численность персонала составляет 8 человек – 6 бариста, уборщица, кондитер (непостоянная единица). Бухгалтерия предприятия полностью передана в аутсорсинг. Текучесть персонала довольно низкая, за все время работы бариста сменился один раз, кондитер – три раза. На предприятии нет определенной организационной структуры, в связи с этим возникает множество спорных моментов между сотрудниками.
Все сотрудники, в том числе и владелец кофейни, находятся в должности
«бариста», работают за стойкой, готовят напитки и десерты. Фактически, никто не руководит процессом, так как ставка сделана на то, что весь персонал, опытный ответственный и знает свое дело. Все стремятся к высокому результату.
Помимо основной деятельности – обслуживания гостей, у каждого сотрудника есть свои негласные полномочия, кто-то из бариста занимается развитием кухни, кто-то напитков и качеством кофе, кто-то административной частью – кассовой дисциплиной, отчетами и списанием.
Организационная структура ООО «Уральская кофейная компания» приведена на рисунке 3. Владелец кофейни, например, ответственен за закупку продуктов (рис.3).
Рисунок 3 – Схема организационной структуры ООО «Уральская кофейная компания»
Бариста 1
Бариста 2
Бариста 3
Уборщица
Бариста 4
Бариста 5
Кондитер
Бариста 6
Отче ты, кас са
Ка чес тв о бл ю
д
К
ач ес тво н ап ит ков
К
ач ес тво блю д
С
ан ит арн ое сос тоян ие к
офей ни
Обуч ен ие сотр удн ик ов
Собственник
Бухгалтер
(аутсорсинг)
30 2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Несмотря на относительно небольшой срок работы на рынке, кофейня
«Сова» уже достаточно хорошо укрепилась на рынке, приобрела много постоянных гостей. Основными конкурентами кофейни являются кофейни
«Tesla Coffee», «Panda Coffee», «Французский пекарь» и «Дабл Би».
По данным опроса гостей компании была составлена оценка конкурентов кофейни «Сова» по комфортности, ассортименту, ценовой политике и уровню обслуживания.
Проведем сравнительную оценку конкурентоспособности ООО
«Уральская кофейная компания» - кофейня «Сова» (табл 3).
Таблица 3 – Сравнительная оценка конкурентоспособности кофейни «Сова»
2
Кофейня
«Сова»
Tesla Coffee
Panda Coffee
Дабл Би
ФП
Комфортность зала
4.43 4.29 2.86 4.29 4
Широта ассортимента
4 4.57 3.71 3.14 5
Качество блюд и напитков
4.86 4.71 2.86 4.29 2.67
Удобство расположения заведений в городе
4.43 4.43 3.71 3.57 3.5
Особенность,
«изюминка» заведения
4.71 4.57 3.29 3.86 2.83
Уровень сервиса
4.71 4.57 3
4.29 3.17
Скорость обслуживания
4.43 4.57 4
4.43 3.83
Всего
36 (4.5)
35.71 (4.46)
27.72 (3.46)
30.16 (3.77)
29.33
(3.66)
2
Составлено автором