Файл: Реферат по дисциплине Основы проектирования безбарьерной среды.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обеспеченность жильем в развитых странах отличается от нашей. Так, в Казахстане, по официальным данным на человека приходится 21,5 м 2 жилой площади, в Китае этот показатель составляет 22,7 м 2 жилья во Франции — 37 м 2 , в Германии – 60 м 2 , в Великобритании — 62 м 2 , в США – 65 м 2 , в Нидерландах 74 м 2 . Это позволяет людям с ограниченными возможностями располагать в квартирах необходимые реабилитационные устройства, например лифты в домах, переоборудовать или расширять отдельные помещения. Существуют фирмы, специализирующиеся на адаптации жилья, в случае возникновения у людей инвалидности. Плюс к этому, строгие строительные правила обязывают застройщиков соблюдать требования доступности. Если нет возможности обустроить пандус в подъезде и на его выходе, то люди, живущие на первых этажах, вынуждены делать отдельный вход с пологим пандусом. Наличие балкона или лоджии упрощает эту задачу. Газеты писали об одном изобретателе, который, став инвалидом, сконструировал для себя лифт на балконе третьего этажа. Инвалиды оборудуют для себя подъемники и другие приспособления, облегчающие им жизнь, и делятся подобным опытом 29 . Эти решения не регламентируются нормативами, не сертифицированы, зачастую нарушают облики зданий и могут быть опасны, но другого пути нет. Нашей стране лишь предстоит освоить индустрию специализированных реабилитационных устройств. Одно из направлений решения проблем инвалидов в конце прошлого века заключалось в строительстве специальных жилых домов. В Омске существует несколько таких домов, спроектированных и построенных с учетом проживания в них инвалидов. На входе расположен пандус, широкий вход и лифт, просторные коридоры, свободная планировка квартир. Однако со временем концентрация проживающих в них инвалидов уменьшилась, и сейчас их заселяют в большинстве своем обычные люди, пользующиеся преимуществами безбарьерной среды. Практика показывает, что не может существовать выраженных мест концентрации инвалидов, кроме специальных учреждений, в силу специфики инвалидности: она бывает временной и может возникнуть у любого человека. Положительные изменения в планировке новых зданий стали происходить в последние годы в г. Омске и др. городах. Уже на проектном уровне закладываются требования доступности и комфорта: при входе в подъезд имеется пандус, широкий лифт поднимается с уровня пола подъезда (рис. 1.2). Это достигается за счет применения лифта проходного типа, двери которого могут открываться с разных сторон кабины. Широкие двери и коридоры, свободная планировка квартир позволяет, в случае необходимости, приспособить ее для нужд МГН.
Рис. 1 Лифт проходного типа
Среда
Под городской средой понимают:
1. Центральные районы городов;
2. Исторические зоны городов;
3. Микрорайоны;
4. Срединные и периферийные зоны городов;
5. Районы существующей индивидуальной усадебной застройки;
6. Улично-дорожная сеть городов;
7. Зоны отдыха;
8. Производственные зоны;
9. Рекреационные зоны;
10. Транспортные и пешеходные коммуникации, зоны парковки.
В основе формирования безбарьерной среды лежит идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. При свободном доступе к объектам инфраструктуры, социальным, общественным и производственным зданиям, при возможности пользоваться общественным транспортом, местами досуга и отдыха инвалиды получают равные возможности для полноценного участия в жизни общества, к которым стремится каждое уважающее себя государство 30 .
При формировании среды обитания необходимо использовать принципы системного подхода с участием всех заинтересованных ведомств, организаций, общественных движений, архитекторов и строителей. Целесообразно не только проектировать новые сооружения с учетом требований доступности и гуманности среды проживания, но и корректировать проекты, работа над которыми уже завершена, реставрировать старые здания.
Транспортная инфраструктура Под данное понятие подпадает:
1. Подвижной состав;
2. Маршрутная сеть (остановки);
3. Зоны внешнего транспорта (вокзалы);
4. Транспортно-пересадочные узлы;
5. Вертикальный транспорт;
6. Индивидуальный транспорт;
7. Средства реабилитации;
8. Информационное обеспечение;
9. Пешеходные переходы;
10. Парковки, гаражи.
Анализ транспортной инфраструктуры большинства городов показал, что вокзалы, аэропорты, автовокзалы, маршрутная сеть, подвижной состав в настоящее время не готовы к обслуживанию МГН и приему специально оборудованного подвижного состава 32 . Кроме того, состояние городской среды не позволяет людям с ограниченными возможностями передвигаться по городу, беспрепятственно пользоваться жилой и социальной инфраструктурой, местами приложения труда.
Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило,
не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1-2%. Высоту бордюров по краям пешеходных путей рекомендуется принимать не менее 5 см.
Доступная среда – это среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих у инвалидов, и позволяющая им вести независимый образ жизни.
-
Безбарьерная среда в школе
Благодаря государственной программе "Безбарьерная среда", у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, есть шанс посещать образовательное учреждение. В настоящее время в каждом районе России существует хотя бы одна оборудованная школа. Основные изменения для создания особой среды в общеобразовательном учреждении должны осуществляться по следующим направлениям. Во-первых, для передвижения инвалидов необходимо оборудовать крыльцо и построить пандусы, установить складные платформы и расширить дверные проемы. Это позволит данной категории граждан чувствовать себя уверенно и безопасно.
Во-вторых, для ориентации детей с нарушениями зрения необходимо осуществить покраску контрастным цветом крайних ступеней лестниц. Для данной категории рекомендуется установить особые световые маячки, которые помогут данным учащимся свободно передвигаться по образовательному учреждению. В-третьих, для реабилитации детей в школах создают кабинеты здоровья и мультисенсорные комнаты, в которых проходят занятия со специалистами. В-четвертых, кабинеты должны быть оборудованы современным оборудованием и специальной мебелью. Это поможет усовершенствовать процесс обучения. В-пятых, для лиц с ограниченными возможностями передвижения современные информационные технологии - это настоящее "окно" во внешний мир. Поэтому школы должны быть полностью укомплектованы всем необходимым. Для детей, имеющих ограниченные возможности, необходимо создавать безбарьерную среду. Благодаря этому они смогут реализовать свой потенциал.
Вывод
Для полноценной жизни маломобильных людей требуется значительно изменить современную инфраструктуру.
Благодаря формируемой в последние годы государственной системе мер, постепенно создается безбарьерная доступная среда для инвалидов. Это достигается за счет производства специальных техсредств, индивидуального и общественного транспорта, информатики и связи. Значительное внимание уделяется реконструкции образовательных учреждений. Это позволит детям-инвалидам обучаться вместе со своими одноклассниками.