Файл: Руководство для родителей и преподавателей, издаваемое А. Лумиковым. 1858 г обозначим актуальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа по теме № 5

«Ценностно-смысловая позиция учителя»

Вариативное задание № 1.

Проанализировав педагогическую статью из периодической печати начала ХХ в. «О дурном расположении духа в наставнике». (Журнал для воспитания. Руководство для родителей и преподавателей, издаваемое А. Лумиковым. – 1858 г) обозначим актуальность

- год наставника, уважение к профессии учителя, поднятие авторитета

профессии в глазах обучающихся.

Новизна данной статьи в современной педагогике – это то, что автор

передает проблему, которую ранее замалчивали. Ведь компетентность

наставника играет огромную роль на подрастающее поколение. Наставник – это новатор, ведущий за собой, поэтому нам педагогам не стоит забывать о

своем поведении, поступках, речи.

По моему мнению, автор призывает педагогов, заниматься

саморазвитием и учиться выстраивать взаимоотношения с каждым из

обучающихся. Нахождение индивидуального подхода в свою очередь

определяет сущность гуманитарной направленности педагогической

деятельности в современной педагогике.

В заключении отмечу, что личная точка зрения и точка зрения автора

статьи совпадает, т.к. современный педагог – это “наставник” не только для

молодых педагогов, но и для всех учащихся.

Вариативное задание № 2.

Быть педагогом – это искусство, врожденный талант, наука, мастерство. Им владел К. Д. Ушинский и у него есть чему поучиться. В помощь современному поколению учителей великий педагог оставил научные труды, методические разработки, учебники и, конечно, мудрые афоризмы. Педагогом может быть тот:

«кто имеет целостность, беззаветную искренность души»;

«кто не торгуется с самим собой»;

«кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души».

Педагог должен понимать душу (ребенка) во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания прежде, чем он приступит к практике.

В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания.

Только Личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Вот почему и в школьном воспитании самое важное дело – выбор воспитателя».


Прежде всего народное воспитание нуждается в людях, способных к этому великому делу, (несущих в себе) лучшие свойства народа, его чистейшие привязанности и просветивших их истинно христианским европейским образованием.

Одним из примеров может служить рассказ В. Распутина «Уроки французского». В. Распутин описывают свою героиню как очень воспитанную, умную, молодую девушку двадцати пяти лет, всегда замечающую мельчайшие изменения в жизни своих учеников. Это видно по ее поступкам: женщина всегда со всеми здоровается и внимательно осматривает их. У нее слегка прищуренные косые глаза, еле раскрывающаяся до конца улыбка и черные, коротко остриженные волосы. Ее походка мягковата, но выглядела уверенной и свободной, а по ее личику можно сразу понять характер учительницы.

Лидия Михайловна – не просто учительница, любящая свою профессию. Она, в первую очередь, очень добрая, терпеливая и милосердная девушка. Она была честна с другими, считала, что человеком не рождаются, а становятся, ценила в людях их целеустремленность и трудолюбие. Ее характер – смесь всех положительных качеств, которыми только может обладать человек.

Настоящий педагог понимает, что этими компонентами педагогической деятельности он должен управлять, выстраивая цель, конкретизируя задачи, активизируя объект, подбирая средства. Но как? За счет, каких индивидуально-личностных особенностей, внутренних резервов, какой опоры в своей личности?
И здесь мы подходим к пониманию сущности педагогического мастерства как системы.
МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по признанию и любящему детей.
ПЕДАГОГ — МАСТЕР своего дела это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО — комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО - сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельностью.


Существует философский принцип — подобное создается подобным: нравственность ученика — формируется нравственностью учителя; знание — знанием; мастерство — мастерством. Никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут преподавателю выстроить свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится их объединить в более обобщенные целостные свойства.
К таким важным свойствам мы относим гуманистическую направленность деятельности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.
Все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, самосовершенствование. Основа — гуманистическая направленность и профессиональные знания, условия успешности — способности, средства - умения в области педагогической техники.
Вариативное задание № 3.

Н.Г. Никонов «Мой рабочий одиннадцатый»

Со слов Н.Г. Никонова: «Что такое авторитет? Прежде всего, по-моему, хозяин слову. Сказал — сделал, обещал — выполнил, назначил срок— пришёл минута в минуту». Опыт убеждает меня, что авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета.

Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.

«Для ребят идея неотделима от личности, - писала Н.К.Крупская. – то, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек». Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому.

Проблемой авторитета учителя – воспитателя занимались Андриади И.П., Кондратьев М.Ю., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Самуйленков Д.Ф., Станкин М.И., Сухомлинский В.А, и др. Ученые Макаренко А.С, Станкин М.И. разграничили в своих трудах истинный и ложный авторитет, выделили виды ложного авторитета. Андриади И.П., Кондратьев М.Ю., Самуйленков Д.Ф. занимались изучением компонентов авторитета и пути его формирования. О значении авторитета учителя-воспитателя говорили очень многие педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С.,Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.).


В связи с этим актуализируется проблема авторитета учителя- воспитателя. Исходя из этого мы выбрали тему нашего исследования: «Авторитет учителя-воспитателя как педагогический феномен». Макаренко А.С. говорил, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем.

Ложный же авторитет вызывает у учащихся такие качества, как враждебность, лживость, цинизм, тревожность, бесчувственность, негативизм, приспособленность, и комплекс неполноценности.
В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, то есть власти педагога, как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации его творческих потенций, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния учителя. Если же она принижает, насилует, деформирует, то вырождается в орудие авторитарности, диктата и беззастенчивого манипулирования воспитанников.

Известно, что сведения, исходящие от человека, пользующегося заслуженным авторитетом, усваиваются значительно быстрее и лучше. Да и не только сведения. Как-то известный медик, академик И.О.Кассирский сказал своим ученикам - студентам: «Когда вы даете больному аспирин – это лекарство, а когда даю его я – это лекарство плюс мой авторитет».

Подводя итог сказанному, следует отметить, что авторитет учителя-воспитателя необходим в учебно-воспитательном процессе. Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами. Некоторые учителя придерживаются следующих положений:

- «Один я всё знаю, вы все неучи».

- Учащиеся по успеваемости делятся на сильных, средних и слабых.

- «Главное добиться высоких результатов в поведении и успеваемости» и др.

Действительный же авторитет основывается на гражданской деятельности, гражданском чувстве, на знании жизни ребенка, уважении и ответственности за его воспитание. Истинный авторитет зависит в первую очередь от отношения к учащимся, знания своего предмета, культуры и общей эрудиции педагога.

Таким образом, самовоспитание, направлено на формирование качеств, не имея которых невозможно завоевать высокий авторитет – первоочередная задача педагога. Для этого необходимо выявить качества, которые мешают завоевать авторитет, сформировать у себя твёрдую установку на процесс самовоспитания и проявить волевые усилия, направленные на достижения поставленной цели. Данная задача посильна любому учителю. Необходимо только нацелить себя на серьёзную, нелёгкую работу, на преодоление лени. «Преодолеть лень можно самовнушением, самовоспитанием. Для этого есть единственный, вернейший способ – это заставить себя сделать то дело, которое нужно сделать. Другого способа нет», - писал А.С Макаренко


В своей деятельности стараюсь руководствоваться всеми знаниями. Прежде всего воспитываю себя!
Инвариантное задание № 4.

Статья Дмитрия Эммануиловича Шноля, учителя математики.


“Учитель: профессия или служение?

Сочинение - рассуждение

Почему я стала учителем? Моя история становления педагогом мало

чем отличается от других: это сюжетно-ролевая игра в детстве, где роль

учителя, конечно же, моя. Это игры во дворе с малышами, организатором

которых была я. Это роль руководителя в школе: сначала командир

пионерского отряда в классе, затем председатель дружины в школе, то есть

потребность кого-то учить, организовывать была во мне. И так же как А. С.

Пушкин в пятнадцатилетнем возрасте заявил: «Мой жребий пал, я лиру

выбираю!», примерно в этом возрасте и я знала, что буду, однозначно,

учителем. Мой выбор сделан.

Многие делаю выбор, но не каждый готов работать так, чтобы не

требовать оплату этого труда, так просто. В современном мире многие

коллеги не готовы работать даром, они аргументируют это тем, что семейные

проблемы, а кто их будет оплачивать, если нам зарплату платить не будут. Это может послужить причиной выгорания педагогов. Посмотрев с другой

стороны, можно наблюдать других педагогов, увлечённых и влюблённых в

свою профессию, готовых помочь тому, кто попросил их помощи. Этих

педагогов называют “наставники”. Уверена у них не бывает чувства

выгорания в рамках своего дела.

Вспоминаю часто притчу. «Вода бежала, спотыкаясь о камни,

бессильно падала в пропасть, выкарабкалась и снова бежала, - маленький

горный ручей, каждой каплей стремящийся к океану. Я спросил у ручья, как

дойти мне до океана, как не потеряться в пути! Ручей захлебнулся в узкой

гранитной расщелине, вышел из камней и сказал: «Ступай за мной! Только

помни: путь мой дальний и нелёгкий, не на весёлую прогулку я тебя зову». И

понимаю, что моё назначение как педагога – помочь детям пройти отрезок

этого пути, научить преодолевать преграды, распознавать опасность и уметь

защитить себя, найти себя.

На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, у меня

демократический стиль общения, хотя с современными детьми его сложно

выдержать. Слежу за каждым словом в моей речи, и не позволяю лишнего,