Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
является процессом продвижения услуг, но и представляет собой одно из важнейших условий эффективной рыночной стратегии туристской фирмы, её обязательной составляющей[7].
Но не стоит забывать, что, стимулирование потребителя так же является одним из основных инструментов продвижения турпродукта. Вотличие от стимулирования агентств, как профессионалов туристического бизнеса, стимулирование потребителей представляет собой адресные мероприятия, направленные непосредственно каждому конкретному потенциальному или реальному клиенту туроператора. Промежуточные цели стимулирования потребителей заключаются в поощрении максимально интенсивного потребления туристических услуг (что особо актуально для сглаживания фактора сезонности в туризме), привлечении потребителей, ранее пользовавшихся услугами конкурирующих туроператоров, удержании постоянных клиентов. Стимулирование потребителей является адресным мероприятием, выражается, соответственно, в форме личного обращения менеджеров туроператора к каждому конкретному клиенту. Следовательно, средства стимулирования потребителей могут быть избирательными (то есть, назначаться индивидуально для каждого конкретного клиента в зависимости от степени значимости удержания данного клиента для самого туроператора) и общими (то есть, применяемыми в отношении всех потребителей туроператора вне зависимости от их личности).
К избирательным средствам стимулирования потребителей можно отнести:
В отличие от избирательных средств стимулирования потребителей, общие ориентированы на весь потребительский рынок, главной целью имеют привлечение потребителей, ранее пользовавшихся услугами конкурирующих фирм. К ним можно отнести широко рекламируемые сезонные скидки и специальные предложения; проведение конкурсов, викторин, лотерей; предоставление ряда бесплатных услуг; чествование каждого 100, 1000, 10000 клиента и т.д.
Отличительные черты всех четырех, вышеописанных инструментов продвижения туристического продукта в форме таблицы[8].
Таблица 1. Инструменты продвижения туристического продукта
И на конец методы PR включают в себя:
Пресс-релиз - первичное средство, используемое для передачи PR сообщений средствам массовой информации. Информация передается газетам, журналам и другим платным изданиям и должна печататься без искажений, комментариев издателя. Как правило, это статья, посвященная какому-то туристическому событию или рассказывающая о стране, месте отдыха, отелях, видах отдыха и т.п. Название тур компании или туроператора, заказавшего статью, лишь вскользь упоминается в тексте.
Пресс-конференция - созыв представителей СМИ с целью публичного объявления, заявления или мнения компании. Обычно это презентация нового туристского объекта.
Связи с общественностью направлены на повышение престижа и узнаваемости образа участника рынка. От рекламы PR отличается тем, как используются средства массовой информации, уровнем контроля, которыми они обладают над передачей сообщения, и воспринимаемой достоверностью[9].
Продвижением турпродукта считается осуществление коммуникационных связей с существующими и потенциальными потребителями туристских услуг с целью информировать их о предлагаемом туристском продукте и вызвать у них желание приобрести его.
На сегодняшний день правительство РФ одобрило федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» на общую сумму 681,2 млрд рублей (рис.1). Выделяемые средства позволят устранить ограничения транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечить энергобезопасность региона и транспортное сообщение с материковой частью России.
Рисунок 1. Финансирование ФЦП « Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», млрд. руб.
Власти Крыма к декабрю 2016 года планируют разработать и принять государственную программу по развитию туризма и курортов, целью, которой является превратить Крым в ближайшем будущем в международный круглогодичный востребованный, конкурентоспособный туристический центр РФ.
Между тем федеральные и региональные власти Крыма решают, в каком направлении развиваться его территориям. Но уже понятно, что туризм продолжит оставаться значимой отраслью для экономики полуострова. И борьба за будущий туристический сезон началась в Крыму сразу по окончании текущего сезона[10].
Восстановление лечебно-оздоровительной отрасли может способствовать как повышению общей привлекательности крымского направления, так и увеличению продолжительности активного туристического сезона, составляющего в настоящее время 4–5 месяцев. Сейчас лечебно-оздоровительное направление в Крыму не использует весь арсенал своих возможностей. Это связано в первую очередь с недостаточным уровнем качества предоставляемых услуг и управления. Согласно данным Главного управления статистики Автономной Республики Крым, в период с октября 2010 года по сентябрь 2011 года насчитывалось 544 санаторно-курортных (оздоровительных) учреждения с общим коечным фондом 120,2 тыс. мест, что на 1,5% меньше, чем в период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года. Почти 13% учреждений этого типа не оказывают услуг по причине отсутствия средств на эксплуатацию, а за последние четыре года число отдыхающих в оздоровительных санаторно-курортных учреждениях полуострова сократилось в 1,13 раза.
Широко известна практика «лечебных туров», прежде всего в Израиль, Японию и Австралию. В мае 2014 года было объявлено о том, что гос. корпорация «Росатом» изучает возможность создания в Крыму центра ядерной медицины, в котором пациентам предоставлялись бы услуги по диагностике и лечению тяжёлых заболеваний. Такой центр ядерной медицины уже создается в Приморском крае, соглашение о создании кластера ядерной медицины в Петербурге было подписано на Петербургском международном экономическом форуме. В Севастополе существует университет ядерной энергии и промышленности, обладающий большим количеством теоретических и практических наработок. В сочетании с развитием приборостроения речь может идти не только о создании центра ядерной медицины, но и об увеличении доли отечественного оборудования этого профиля. В частности, может получить импульс производство отечественных томографов — компьютерных и эмиссионных. Помимо высокотехнологичного лечения целесообразно использовать на новом уровне уже имеющиеся медицинские локальные направления — такие как грязелечение и дельфинотерапия[11].
Примерно треть всей суммы финансирования ФЦП и половина средств, которые планируется вложить в развитие транспортной инфраструктуры Крыма - 228 миллиардов рублей, - это расходы на строительство переправы через Керченский пролив, строительство которой планируют завершить к концу 2018 года. Помимо строительства новой переправы необходима также модернизация сети существующих автомобильных дорог, которые далеки от российских стандартов как по пропускной способности, так и по требованиям безопасности. Это будет не только сверхпопулярное направление Симферополь - Южный берег Крыма, но и комплексная реконструкция основной магистрали полуострова Керчь - Феодосия - Симферополь - Севастополь, а также ремонт дорог в сторону Украины - на Джанкой, Армянск, Красноперекопск.
Отдельным элементом развития полуострова как привлекательного места отдыха для российских и иностранных граждан может стать создание игорной зоны на территории Республики Крым[12]. Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение в Госдуму законопроект, который предполагает строительство комплекса для азартных игр на территории Крымского полуострова. Попросту говоря, в Крыму может появиться еще одна, пятая, игорная зона. Крым, по мнению многих чиновников, имеет большие перспективы и возможности в плане развития сферы азартных услуг.
Вполне вероятно, что российские власти поддержат инициативу президента, и игорная зона в Крымуполучит право на свое существование. Правительство, при поддержке крымских чиновников и бизнес-элиты, планирует таким образом привлечь на полуостров новые инвестиции, чтобы сделать территорию менее зависимой от государственных дотаций. Представители про властных органов уверены, что игорная зона в Крымуможет быть действительно успешной, в отличие от своих российских аналогов, за счет уникальных особенностей Крыма. Депутаты полагают, что игорная зона в Крыму будет также способствовать созданию особой экономической и туристско-рекреационной зоны, которая станет стимулом для развития региона[13].
Присоединение к Российской Федерации Крыма ставит перед страной новые задачи по развитию туристической отрасли. В этой связи обращают на себя внимание два крупных события в сфере туризма: Первая Всероссийская выставка-продажа курортных и туристических услуг республики Крым и города Севастополя[14] (Москва, 14–16 мая) и Московская Международная Ярмарка Путешествий «MITF–2014» (Москва, 15–17 мая)[15]. Первое мероприятие проводится при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ и полностью посвящено организации туризма на полуострове. Второе – крупная ежегодная российская туристическая выставка, на которой будет представлен консолидированный стенд «Черноморское побережье России» с лучшими предложениями Крыма и Краснодарского края.
Несмотря на режим чрезвычайной ситуации и условия энергодефицита, запросы потенциальных туристов к Крыму в ноябре 2015 году увеличились по сравнению с 2014 годом. В частности, потенциальные гости продолжают интересоваться отдыхом на полуострове и планировать его в Крыму. Так, анализ запросов пользователей через поисковую систему «Яндекс» показал, что в сравнении с ноябрем прошлого года отмечается 50% рост интереса на запрос «санатории Крыма 2016», на 20% возрос спрос пользователей Интернета на «Крым цены 2016», на 18% – «отдых в Крыму 2016», в 18 раз увеличились запросы «отдых в Крыму 2016 все включено»[16].
Но не стоит забывать, что, стимулирование потребителя так же является одним из основных инструментов продвижения турпродукта. Вотличие от стимулирования агентств, как профессионалов туристического бизнеса, стимулирование потребителей представляет собой адресные мероприятия, направленные непосредственно каждому конкретному потенциальному или реальному клиенту туроператора. Промежуточные цели стимулирования потребителей заключаются в поощрении максимально интенсивного потребления туристических услуг (что особо актуально для сглаживания фактора сезонности в туризме), привлечении потребителей, ранее пользовавшихся услугами конкурирующих туроператоров, удержании постоянных клиентов. Стимулирование потребителей является адресным мероприятием, выражается, соответственно, в форме личного обращения менеджеров туроператора к каждому конкретному клиенту. Следовательно, средства стимулирования потребителей могут быть избирательными (то есть, назначаться индивидуально для каждого конкретного клиента в зависимости от степени значимости удержания данного клиента для самого туроператора) и общими (то есть, применяемыми в отношении всех потребителей туроператора вне зависимости от их личности).
К избирательным средствам стимулирования потребителей можно отнести:
-
бонусно-накопительную систему для постоянных клиентов, смысл которых — в предоставлении клиенту материальных благ (бесплатные услуги или скидки) в случае выполнения клиентом ряда условий (например, приобретение путевок на сумму большую $5000). Разумеется, эффективность данной программы будет максимальной, если о ее (программы) существовании будет информировано максимальное количество как постоянных, так и только потенциальных клиентов туроператора; -
подарки и призы с фирменной символикой всем приобретающим путевки (наиболее распространены подарки в виде маек, ручек, календарей, записных книжек, одноразовых фотоаппаратов); -
включение в стоимость дополнительных услуг (к примеру, постоянно приобретающему путевки клиенту можно «подарить» дополнительную ночь в отеле или экскурсию); -
внимательное отношение к постоянным клиентам, ведение специальной базы данных постоянных клиентов, регулярное общение с ними, поздравление с юбилеями и праздниками; -
проведение конкурсов, викторин и лотерей между постоянными клиентами, эффективность которых также зависит как от осведомленности клиентов о предстоящих мероприятиях, так и от «справедливости» и «честности» их проведения.
В отличие от избирательных средств стимулирования потребителей, общие ориентированы на весь потребительский рынок, главной целью имеют привлечение потребителей, ранее пользовавшихся услугами конкурирующих фирм. К ним можно отнести широко рекламируемые сезонные скидки и специальные предложения; проведение конкурсов, викторин, лотерей; предоставление ряда бесплатных услуг; чествование каждого 100, 1000, 10000 клиента и т.д.
Отличительные черты всех четырех, вышеописанных инструментов продвижения туристического продукта в форме таблицы[8].
Таблица 1. Инструменты продвижения туристического продукта
| Стимулирование агентств | Стимулирование потребителей |
Форма обращения | Личная (к конкретному агентству) или неличная (ко всем существующим и потенциальным агентам) | Личная (при избирательном стимулировании) и неличная (при общем стимулировании) |
Характер обращения | Условно платный (туроператор может терять часть упущенной выгоды и нести дополнительные издержки) | |
Ориентир воздействия | Чувство собственной значимости агента | Чувство собственной значимости потребителя |
Задачи | Побуждение агентств к совместной работе, привлечение новых агентов, стимулирование эффективности работы агентов | Побуждение клиентов к более интенсивному пользованию туристическими услугами, привлечение новых клиентов |
Конечная цель | Повышение доли продаж увеличение доли туристического рынка |
И на конец методы PR включают в себя:
-
Связи со средствами массовой информации.
Пресс-релиз - первичное средство, используемое для передачи PR сообщений средствам массовой информации. Информация передается газетам, журналам и другим платным изданиям и должна печататься без искажений, комментариев издателя. Как правило, это статья, посвященная какому-то туристическому событию или рассказывающая о стране, месте отдыха, отелях, видах отдыха и т.п. Название тур компании или туроператора, заказавшего статью, лишь вскользь упоминается в тексте.
Пресс-конференция - созыв представителей СМИ с целью публичного объявления, заявления или мнения компании. Обычно это презентация нового туристского объекта.
-
Видеофильмы - чаще всего это документальные фильмы о путешествиях. В фильме рассказывается о какой-либо стране (регионе, местности), о ее жителях, обычаях, красотах природы и т.п. -
Ознакомительные визиты - эти визиты весьма дорогостоящи и трудно организуемы, они дают большую отдачу. Успех ознакомительного визита зависит от трех факторов: выбор участников, тщательная подготовка тура вплоть до деталей маршрута, размещение и развлекательная программа.
Связи с общественностью направлены на повышение престижа и узнаваемости образа участника рынка. От рекламы PR отличается тем, как используются средства массовой информации, уровнем контроля, которыми они обладают над передачей сообщения, и воспринимаемой достоверностью[9].
Продвижением турпродукта считается осуществление коммуникационных связей с существующими и потенциальными потребителями туристских услуг с целью информировать их о предлагаемом туристском продукте и вызвать у них желание приобрести его.
-
Состояние туристской инфраструктуры Крыма
На сегодняшний день правительство РФ одобрило федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» на общую сумму 681,2 млрд рублей (рис.1). Выделяемые средства позволят устранить ограничения транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечить энергобезопасность региона и транспортное сообщение с материковой частью России.
Рисунок 1. Финансирование ФЦП « Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», млрд. руб.
Власти Крыма к декабрю 2016 года планируют разработать и принять государственную программу по развитию туризма и курортов, целью, которой является превратить Крым в ближайшем будущем в международный круглогодичный востребованный, конкурентоспособный туристический центр РФ.
Между тем федеральные и региональные власти Крыма решают, в каком направлении развиваться его территориям. Но уже понятно, что туризм продолжит оставаться значимой отраслью для экономики полуострова. И борьба за будущий туристический сезон началась в Крыму сразу по окончании текущего сезона[10].
Восстановление лечебно-оздоровительной отрасли может способствовать как повышению общей привлекательности крымского направления, так и увеличению продолжительности активного туристического сезона, составляющего в настоящее время 4–5 месяцев. Сейчас лечебно-оздоровительное направление в Крыму не использует весь арсенал своих возможностей. Это связано в первую очередь с недостаточным уровнем качества предоставляемых услуг и управления. Согласно данным Главного управления статистики Автономной Республики Крым, в период с октября 2010 года по сентябрь 2011 года насчитывалось 544 санаторно-курортных (оздоровительных) учреждения с общим коечным фондом 120,2 тыс. мест, что на 1,5% меньше, чем в период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года. Почти 13% учреждений этого типа не оказывают услуг по причине отсутствия средств на эксплуатацию, а за последние четыре года число отдыхающих в оздоровительных санаторно-курортных учреждениях полуострова сократилось в 1,13 раза.
Широко известна практика «лечебных туров», прежде всего в Израиль, Японию и Австралию. В мае 2014 года было объявлено о том, что гос. корпорация «Росатом» изучает возможность создания в Крыму центра ядерной медицины, в котором пациентам предоставлялись бы услуги по диагностике и лечению тяжёлых заболеваний. Такой центр ядерной медицины уже создается в Приморском крае, соглашение о создании кластера ядерной медицины в Петербурге было подписано на Петербургском международном экономическом форуме. В Севастополе существует университет ядерной энергии и промышленности, обладающий большим количеством теоретических и практических наработок. В сочетании с развитием приборостроения речь может идти не только о создании центра ядерной медицины, но и об увеличении доли отечественного оборудования этого профиля. В частности, может получить импульс производство отечественных томографов — компьютерных и эмиссионных. Помимо высокотехнологичного лечения целесообразно использовать на новом уровне уже имеющиеся медицинские локальные направления — такие как грязелечение и дельфинотерапия[11].
Примерно треть всей суммы финансирования ФЦП и половина средств, которые планируется вложить в развитие транспортной инфраструктуры Крыма - 228 миллиардов рублей, - это расходы на строительство переправы через Керченский пролив, строительство которой планируют завершить к концу 2018 года. Помимо строительства новой переправы необходима также модернизация сети существующих автомобильных дорог, которые далеки от российских стандартов как по пропускной способности, так и по требованиям безопасности. Это будет не только сверхпопулярное направление Симферополь - Южный берег Крыма, но и комплексная реконструкция основной магистрали полуострова Керчь - Феодосия - Симферополь - Севастополь, а также ремонт дорог в сторону Украины - на Джанкой, Армянск, Красноперекопск.
Отдельным элементом развития полуострова как привлекательного места отдыха для российских и иностранных граждан может стать создание игорной зоны на территории Республики Крым[12]. Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение в Госдуму законопроект, который предполагает строительство комплекса для азартных игр на территории Крымского полуострова. Попросту говоря, в Крыму может появиться еще одна, пятая, игорная зона. Крым, по мнению многих чиновников, имеет большие перспективы и возможности в плане развития сферы азартных услуг.
Вполне вероятно, что российские власти поддержат инициативу президента, и игорная зона в Крымуполучит право на свое существование. Правительство, при поддержке крымских чиновников и бизнес-элиты, планирует таким образом привлечь на полуостров новые инвестиции, чтобы сделать территорию менее зависимой от государственных дотаций. Представители про властных органов уверены, что игорная зона в Крымуможет быть действительно успешной, в отличие от своих российских аналогов, за счет уникальных особенностей Крыма. Депутаты полагают, что игорная зона в Крыму будет также способствовать созданию особой экономической и туристско-рекреационной зоны, которая станет стимулом для развития региона[13].
-
Перспективы развития туризма в Крыму
Присоединение к Российской Федерации Крыма ставит перед страной новые задачи по развитию туристической отрасли. В этой связи обращают на себя внимание два крупных события в сфере туризма: Первая Всероссийская выставка-продажа курортных и туристических услуг республики Крым и города Севастополя[14] (Москва, 14–16 мая) и Московская Международная Ярмарка Путешествий «MITF–2014» (Москва, 15–17 мая)[15]. Первое мероприятие проводится при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ и полностью посвящено организации туризма на полуострове. Второе – крупная ежегодная российская туристическая выставка, на которой будет представлен консолидированный стенд «Черноморское побережье России» с лучшими предложениями Крыма и Краснодарского края.
Несмотря на режим чрезвычайной ситуации и условия энергодефицита, запросы потенциальных туристов к Крыму в ноябре 2015 году увеличились по сравнению с 2014 годом. В частности, потенциальные гости продолжают интересоваться отдыхом на полуострове и планировать его в Крыму. Так, анализ запросов пользователей через поисковую систему «Яндекс» показал, что в сравнении с ноябрем прошлого года отмечается 50% рост интереса на запрос «санатории Крыма 2016», на 20% возрос спрос пользователей Интернета на «Крым цены 2016», на 18% – «отдых в Крыму 2016», в 18 раз увеличились запросы «отдых в Крыму 2016 все включено»[16].