Файл: И продовольствия республики беларусь главное управление образования, науки и кадров учреждение образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– коэффициент, учитывающий влияние среднего напряжения цикла [4, с.36.]
– среднее напряжение цикла, равное амплитуде цикла касательных напряжений .
Wk – момент сопротивления сечения кручению.
.
Рисунок 4.2. Ведомый вал.
5. РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Для соединения валов с деталями, передающими вращение, применяют призматические шпонки, изготовляемые из стали. Ст.6.
В данном курсовом проекте для изготовления призматических шпонок принимаем сталь 45.
Рис. 5 Соединение с призматической шпонкой.
5.1. Шпоночное соединение вала червяка с муфтой.
Выбираем шпонку призматическую по ГОСТ 23360-78 b×h×l=8х7х32,
Произведем расчет шпонки на смятие
(5.1)
где h – высота шпонки, h = 7 мм;
t1 – глубина паза вала,
[см] – допускаемое напряжение смятия.
МПа
Выбранная шпонка в состоянии передать необходимый крутящий момент на вал.
5.2. Шпоночное соединение звёздочки с ведомым валом червячного колеса
Выбираем шпонку призматическую по ГОСТ 23360-78 b×h×l=12х8х30,
Произведем расчет шпонки на смятие
(5.2)
где h – высота шпонки,
t1 – глубина паза вала,
[см] – допускаемое напряжение смятия,
МПа
Выбранная шпонка в состоянии передать необходимый крутящий момент на вал.
5.3. Шпоночное соединение червячного колеса с ведомым валом
Выбираем шпонку призматическую по ГОСТ 23360-78 b×h×l=16х10х70,
Произведем расчет шпонки на смятие
(5.3)
где h – высота шпонки,
t1 – глубина паза вала,
[см] – допускаемое напряжение смятия,
< МПа
Выбранная шпонка в состоянии передать необходимый крутящий момент на вал.
6. РАСЧЕТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ
Схемы установки подшипников качения. Для предотвращения заклинивания тел качения, вызываемого температурным удлинением вала или неточностью изготовления деталей подшипникового узла, применяют две основные схемы установки подшипников:
1) с фиксированной и плавающей опорой;
2) с фиксацией враспор.
По схеме 1 в одной опоре устанавливают подшипник, фиксирующий положение вала относительно корпуса в обоих направлениях; он жестко крепится в осевом направлении как на валу, так и в расточке корпуса. Фиксирующая опора воспринимает радиальную и двустороннюю осевые нагрузки. Внутреннее кольцо второго подшипника жестко (с помощью разрезного кольца) крепится на валу в осевом направлении; внешнее кольцо может свободно перемещаться вдоль оси стакана. Для свободного перемещения внешнего кольца подшипника в стакане необходимо назначить соответствующую посадку с зазором, а также обеспечить соответствующий зазор.
В качестве плавающей опоры выбирают ту, которая воспринимает меньшую радиальную нагрузку. При значительных расстояниях между опорами для увеличения жесткости фиксирующей опоры часто устанавливают два однорядных радиально-упорных шарикоподшипника или два конических роликоподшипника. Такая установка характерна для червячных редукторов (для вала червяка).
В узлах, спроектированных по схеме 2, наружные кольца подшипников упираются в торцы крышек, а торцы внутренних колец – в буртики вала.
Во избежание защемления тел качения от температурных деформаций предусматривают зазор, превышающий тепловое удлинение.
6.1. подбор подшипников ведущего вала
Предварительно принимаем роликовый конический радиально-упорный подшипник средней серии 7308.
Определяем расстояние Lбаз между точками приложения реакций
(6.1)
где L – межопорное расстояние для вала, L = 68,2 мм;
Т – наибольшая ширина подшипника, Т =25,5 мм
а – расстояние от точки приложения реакции до дальнего торца подшипника
Определяем расстояние а
; (5.2)
где d – диаметр внутреннего кольца подшипника, d = 40 мм
D – диаметр внешнего кольца подшипника, D = 90 мм
е – коэффициент осевого нагружения подшипника, e = 0,28
Принимаем схему установки подшипника "враспор".
Рис.5.1 Подшипники ведущего вала
| ||||||||||||||
Обозначение | Размеры, мм | Грузоподъемность, кН | Расчетные параметры | |||||||||||
d | D | T | B | c | r | r | C | C0 | e | Y | Y0 | |||
легкая серия | ||||||||||||||
7308 | 50 | 90 | 22,0 | 19 | 16 | 2,5 | 2,0 | 52,9 | 33,4 | 0,37 | 1,60 | 0,80 |
6.2 Расчет подшипников выходного вала
Предварительно принимаем роликовый конический однорядный подшипник легкой серии 7512 ГОСТ 27365-87.
| |||||||||||||
Обозначение | Размеры, мм | Грузоподъемность, кН | Расчетные параметры | ||||||||||
d | D | T | B | c | r | r1 | C | C0 | e | Y | Y0 | ||
Легкая серия | |||||||||||||
7210 | 40 | 90 | 25,5 | 19 | 16 | 2,5 | 2,0 | 61 | 33,4 | 0,28 | 2,16 | 0,80 |
Принимаем схему установки подшипника "враспор".
Рис.6.2 Подшипники выходного вала
мм.
мм.
Пересчитываем реакции в опорах вала, используя готовые формулы раздела 3
Горизонтальная
Н
Н
Вертикальная
Н
Н
Н;
Н
Определяем осевые составляющие от радиальных реакций
Н, (6.3)
Н. (6.4)
Определяем расчетные осевые нагрузки на подшипник
1: < 0, (6.5)
2: > 0, (6.6)
-951.4-1761+353.0=-2359.4 Н
В зависимости от знака в уравнениях (6.5) и (6.6) принимаем расчетные формулы для определения осевых нагрузок на подшипники.
Н (6.7)
Н. (6.8)
Дальнейший расчет ведем для наиболее нагруженного подшипника, в данном случае это подшипник первой опоры.
Определяем действительный коэффициент осевого нагружения
, (6.9)
где Кк – кинематический коэффициент, при вращении внутреннего кольца Кк = 1,0 [2].
.
Так как e' > e, то считается, что осевая нагрузка оказывает существенное влияние и принимаются коэффициенты Х = 0,4 и У = 1,7 [4].
Определяем эквивалентную нагрузку на подшипник
, (6.10)
где Х – коэффициент радиальной нагрузки, Х =0,4;
Y – коэффициент осевой нагрузки, Y = 1,7;
Кт – температурный коэффициент, Кт = 1 [4, табл. 14];
Кб – коэффициент безопасности, Кб = 1,1 [4, табл. 13].
Н.
Определяем требуемую динамическую грузоподъемность
, (6.11)
где n – частота вращения кольца рассчитываемого подшипника,
n = 70,75 об/мин;
Lh10 – долговечность подшипника в часах при вероятности безотказной работы 90%, Lh10 = 8000 час [4, табл. 13].
– показатель степени, = 3,33 [4, стр.43];
а1 – коэффициент долговечности в функции необходимой надежности, а1 = 1,0 [4 стр.43];
а2 – обобщенный коэффициент совместного влияния качества металла и условий эксплуатации, а2 = 0,8 [4, табл. 15].
< 52,4кН
Определяем действительную долговечность подшипника
, (6.12)
час.
Подобранные подшипники имеют значительный запас долговечности, что позволит им работать безаварийно на протяжении планируемого срока эксплуатации.
7.Смазка и уплотнение подшипников.
Д ля смазывания подшипников, при затруднённом доступе к нему масла применяют пластичную смазку – солидол.
Рис.7.4. Маслозащитная шайба
Рис.7.3. Уплотнение подшипника