Файл: Сущность педагогического общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский). Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:

1. Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии;

2. Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;


3. Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;

4. Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;

5. Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;

6. Принуждающий, основанный на давлении.

Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога.

В.А. Калик выделяет следующие стили общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

2. Общение на основе дружеского расположения;

3. Общение-дистанция;

4. Общение-устрашение;

5. Общение-заигрывание.

Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам.


Заключение

Проанализировав теоретические данные и проведя практические исследования, можно сделать выводы.

Педагогическое общение представляет собой особый вид делового межличностного общения, который имеет свои отличительные особенности, но в то же время схож с бытовым общением. Оно включает коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Самым продуктивным, развивающим и стимулирующим является демократический стиль общения, но при этом не следует исключать из педагогической практики остальные стили, так как в определенных ситуациях они также могут оказать благоприятное воздействие.

Эффективность педагогического общения в большей степени определяется личностными качествами учителя.



Существует огромное количество стилей педагогического общения, выбор должен быть для каждого педагога должен быть ориентирован на его индивидуальности, его учеников, а также на личностное и умственное развитие ученика. Выбор того или иного стиля педагогического общения в большой степени влияет на психологическую атмосферу классного коллектива и каждого ученика в отдельности.

Для успешной педагогической деятельности учитель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт.

Общение является центральной проблемой педагогики. Оно выступает основным средством решения задач обучения, воспитания и личностного развития учащихся и направлено на создание благоприятного психологического климата, оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективное достижение педагогической цели.


Список используемой литературы


  1. Фалей М.В. Педагогическое общение.- Южно-Сахалинск. Издательство СахГУ, 2014, С.116

2. Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография. – Екатеринбург. УрГПУ, 2013, С. 203

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1987 г., С. 47

4. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения Москва : Академия, 2002, С. 93