Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Справедливость, определяемая Платоном, относится к формулируемом им естественному праву в его различении с полисным законом. Вместе с тем, различение естественного права и закона Платон толкует с целью раскрытия объективных божественных, разумных, идеальных корней полисных законов. Справедливость, таким образом, содержит в себе «надлежащую меру». Платон отмечает, что «для неравных равное могло бы стать неравным в том случае, если бы не была соблюдена надлежащая мера» [3]. «Геометрическое равенство», по его мнению, представляет собой «самое из истинных и наилучших равенств», поскольку большему оно уделяет больше, меньшему, каждому даря соразмерное его природе [3].
По мнению Платона, государство, в котором царит справедливость, имеет признаки не только политической, но и нравственной организации, что позволяет решить многие проблемные задачи. Также философ считает, что в данном государстве должна иметься сила собственной организации и средства для ее защиты, которые являются достаточными для противостояния враждебному окружению. Помимо этого, государство обязано обеспечивать общество материальными благами, поощрять развитие духовной деятельности и творчества. Все это должно способствовать реализации идеи блага как «высшей идеи, правящей миром» [1, с.239].
Таким образом, исходя из вышесказанного, в идеальном государстве, которое Платон именует аристократией, необходимые функции поделены между разными гражданами, которые распределены по нравственным задаткам и свойствам. Платон приводит аналогию с разделением хозяйственного труда. Разделение труда, полагает мыслитель, является основой современного ему государственного и общественного строя.
Платон предполагает, что потребности граждан в обществе различны, но, вместе с тем, способности каждого для удовлетворения потребностей являются ограниченными. Следовательно, возникает необходимость в общежитии или «городе», в котором каждый может привлекать другого, наиболее способного, для исполнения какой-либо потребности.
По мнению Платона, любая вещь или предмет может производиться наиболее легким и лучшим способом и в большем количестве, если какую-то вещь делает один человек согласно своим способностям, данным от природы. Таким образом, идеальное государство основано на существовании потребностей людей. Разные потребности ведут к тому, что в городе начинают функционировать различные отрасли трудовой деятельности. Среди них, добывание средств питания, строение жилья, пошив одежды. Для этого требуются работники, умеющие изготавливать инструменты и орудия труда, которые нужны в производстве чего-либо. Также существует необходимость в работниках, способных выполнять вспомогательные работы, например перевозку груза - продуктов, товаров. Это, в свою очередь, ведет к образованию излишка товаров, что позволяет осуществлять торговлю этими товарами. Следовательно, нужны работники и для этого дела. Платон считает, что торговля порождает рынок, в котором действуют специалисты, способные осуществлять рыночные операций. Необходимы также и обслуживающие это дело наемные работники.
Таким образом, Платон утверждает, что те, кто производит и продает товар относится к низшему классу. К высшим же классам он относит воинов-стражей и правителей- философов. Воины относятся к высшему классу потому, что эта профессия является важной для государства, отличается сложностью, требует. особое воспитание, наличие специальных знаний.
Платон замечает, что люди, которые обладают высшими нравственными задатками, могут принадлежать с рождения и к низшему разряду общества. Также и безнравственные люди могут родиться и в высшем, и низшем общественном разряде. Поэтому, такое несоответствие должно регулироваться правителями следующим образом. Они обязаны выявлять нравственные задатки с самого раннего возраста людей и производить на основе этого распределение между тремя общественными разрядами - высшим, средним и низшим. Безнравственных следует отнести к земледельцам или ремесленникам, а нравственных - к воинам или правителям.
Исходя из вышесказанного, главный принцип идеального государства Платона состоит в распределении труда на основе уровня нравственности. Только так, по мнению Платона, можно достичь блага для всего общества. Совершенное государство, в свою очередь, наделено такими добродетелями, как мудрость, мужество, мера, справедливость.
Мудрость является «охранительным» знанием и принадлежит философам-правителям. Мужеством наделены воины, а чувство меры и справедливость должны присутствовать у всего общества, так как они приводит к гармоничному сосуществованию его членов.
Государство для Платона одновременно является и «макромиром», и «микромиром». «Микромир» представляет собой душу каждого человека. В ней должны по Платону сочетаться такие начала, как разумное, аффективное, неразумное. Разумное начало в душе контролирует аффективное, которое выполняет защитную функцию, а вожделеющее начало повинуется разумному и ограничивает дурные поступки. Точно так же в «макромире» разумом наделены философы, аффектами - воины, а неразумным началом - все остальные граждане. В целом, идеальное государство Платона является социальной утопией, поскольку так или иначе наблюдается разделение общества на классы, что противоречит его отношению к отрицательному типу государства, где это присутствует.
Заметим, что воины должны проживать, согласно Платону, в отдельных лагерях, что из них можно было контролировать идущих против государственного порядка граждан и заставить их соблюсти закон. Сами правители способствовать установлению такого порядка среди воинов, в котором устройство жилья и право на имущество не стали бы препятствием для нравственной жизни, для исполнения своей службы.
Поэтому, правители лишают воинов прав на собственное имущество. Единственным, чем обладают воины, это самое необходимое для жизни, здоровья, службы на благо государства. Воины получают необходимое от производящих орудия и вещи работников в умеренном количестве. Распорядок жизни воинов состоит в ограждении их от влияния частной собственности, от богатства, поскольку имея это, они не смогли бы защищать общество. Главное, на чем настаивает Платон, это на общности достояния, отсутствия частной собственности, из-за которой происходит конфликт в обществе.
Мыслитель считает, что любые войны возникают по причине стремления к материальным благам, имуществу. Общество, стремящееся к роскоши, решает расширить свои владения и поэтому осуществляет захват чужих земель. Поэтому, функция государства состоит в ограничении таких стремлений к материальным благам посредством воинов, которые осуществляют правопорядок.
Согласно Платону, законодатель в государстве обязан формировать законы, которые «касаются войны ради мира» [1, с.252]. Платон полагает, что граждане обязаны оказывать сопротивление каким-либо низшим влечениям и следовать только одним требованиям закона. Платон пишет, что «клюбой человек обязан постоянно следовать лишь одному из влечений, никак от него, не отклоняясь и не оказывая оному сопротивление, что и составляет священное руководство разума, называемое общим законом государства... Поэтому нужно помогать прекраснейшему руководству разума» [3].
Заключение. Заслуга учения Платона в области политики и права в том, что он попытался не только создать проект идеального и совершенного государства, но и рассмотрел некоторые формы правления, среди которых тимократия, олигархия, демократия, тирания, которые он считал отрицательными и, аристократия, которое относилось к совершенной форме правления. Переход из одного типа государственного правления в другой, по мнению Платона, происходит по причине излишней свободы, когда в государстве и обществе не существует порядка, когда каждый не занимается тем, что умеет, а его потребности не соответствуют его способностям.
В связи с этим, Платон предлагает в качестве принципа идеального государства справедливость
, где каждый занимается тем, что соответствует его природным навыкам и способностям. В результате, он разделяет людей на три класса - низший, состоящий из ремесленников и землевладельцев, средний - из воинов, высший - из философов-правителей. Каждый класс наделен какой-то степенью нравственности. Чем нравственнее человек, тем больше шансов попасть в высший класс.
Платон, считает, что все должны соблюдать закон, который как раз и состоит в том, чтобы заниматься своим делом, соблюдать во всем меру, стремиться к нравственному поведению. Соблюдение такого порядка принадлежит воинам, которые выполняют защитную функцию. Это часть общества, которая лишена частной собственности и живет по правилам общины. Несоблюдение законов ведет к тому, что гражданин лишается своих прав и изгоняется из государства.
Таким образом, философско-правовое наследие Платона представлено обширными понятиями о том, каким должно быть идеальное государство. Однако, это несмотря на то, что является социальной утопией, все же может находить свое место в правовых источниках.
Список использованной литературы
1. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: «Высшая школа», 1976. 543 с.
2. Платон. Государство. М.: Академический проект, 2015. 398 с.
3. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 4. - М.: Мысль, 1990. - 831 с.