Файл: 1. Конституционный строй в Российской Федерации теоретический аспект.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) республиканского правления.

Другие полагают, что принципов гораздо больше (принцип приоритетного статуса прав и свобод человека и гражданина, принцип народовластия, государственного суверенитета, разделения властей, федерализма, социальной государственности, идеологического, политического многообразия, самостоятельности местного самоуправления и некоторые другие) [5]. Можно полагать, что данные принципы являются составной частью четырех основных. Так, к принципу демократизма можно отнести принцип народовластия, государственного суверенитета, многообразия экономических основ народовластия, политического, экономического многообразия, светской государственности. 

1) Принцип демократизма: в Конституции РФ указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или демократическим государством. Народовластие в данном случае – это принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами [8]. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны и не вправе выходить за пределы своих полномочий. Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического разнообразия (плюрализма). Что создает возможность всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и осуществляется в рамках Конституции, оказывать влияние на политический процесс. 

2) Принцип федерализма: Россия является федеративным государством. Государственная целостность РФ обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территорий, единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции и федеральных законов на всей территории РФ; единым гражданством РФ; отсутствием у субъектов РФ выхода из состава РФ или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности РФ. Принцип федерализма выражается в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов (разделение властей по вертикали) [8]. 


3) Принцип правовой государственности. В соответствии с Конституцией, Российская Федерация является правовым государством. Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права. Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона [8]. 

4) Принцип республиканского правления. В Конституции РФ установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократия – республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления [8]. 

Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли. 

Некоторые авторы выделяют в качестве конституционного принципа РФ принцип светской государственности. Его сущность выражается в том, что в таком государстве церковь отделена от него, а государственные и муниципальные образования отделены от церкви. В РФ церковь формально существует сама по себе [7]. Отступлением от принципа светской государственности является общегосударственный праздник православного Рождества.

2. Элементы конституционного строя Российской Федерации
2.1 Государственный суверенитет РФ
Понятие «суверенитет» производно от французского слова «суверен», которое первоначально применяли для характеристики политической, экономической и правовой мощи государства. Так, Жан Боден, французский мыслитель и юрист, теоретик естественного права второй половины XIV в., понимал под государственным суверенитетом верховную власть. В середине XVIII в. другой французский философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо ввел в научный оборот понятие «народный суверенитет», который он трактовал как власть, определяемую общей волей [5]. Во второй половине XX в. российские ученые А.И. Лепешкин, Ю.Г. Судницин и др. развивали учение о национальном суверенитете, как о реализованном народом-этносом его праве на самоопределение и самостоятельное развитие.



В современной мировой юридической науке, в том числе в российской, центральное место отводится народному суверенитету. Многие ученые считают, что государственный и национальный суверенитеты есть формы проявления народного суверенитета [5].

Под национальным суверенитетом следует понимать верховное право нации на самоопределение, самостоятельный выбор той или иной формы своего национально-государственного устройства. Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, в силу которого она является верховной, независимой от какой-либо иной государственной власти при решении вопросов как внутреннего, так и внешнего характера.

В теории суверенитета выделяют следующие элементы: верховенство, неотчуждаемость, единство и независимость [7].

Верховенство национального суверенитета означает, что никто, кроме самой нации, не может определять ее судьбу как внутри, так и вне ее. Наиболее четко и полно верховенство проявляется в праве наций на самоопределение, признаваемом в мировом сообществе и нашей стране.

Суть верховенства государственного суверенитета заключается в том, что только данной государственной власти принадлежит верховное право решать свои внутренние и внешние дела, и никакая иная государственная власть не может их решать, за исключением тех случаев, когда на это есть добровольное согласие самого суверенного государства. Вместе с тем в цивилизованном мировом сообществе ни одно государство под флагом суверенитета не имеет права нарушать общепризнанные нормы международного права [7].

Неотчуждаемость суверенитета - важнейший элемент его содержания. Суверенитет существует до тех пор, пока есть народ, нация, государство. Неотчуждаемость суверенитета не следует смешивать с полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим политическим институтам, что не может рассматриваться как ограничение суверенитета по следующим причинам [8]:

1) эта передача не затрагивает суверенных прав государства (иметь конституцию, территорию, гражданство и т. д.);

2) в этом проявляется верховенство государства, которое добровольно передает часть своих прав межгосударственному образованию;

3) государства, передавшие часть своих полномочий, не отстраняются от участия в их реализации;

4) за государством сохраняется право контроля затем, как переданные полномочия осуществляются.


Единство суверенитета означает, что его субъектом, носителем является народ, нация, государство. Суверенитет един и неделим. Суверенитет - категория недробная: либо он есть в полном объеме, либо его нет совсем. Всякое дозирование суверенитета есть свидетельство его отсутствия у соответствующей стороны [6].

Важным элементом содержания суверенитета является независимость государства. Если верховенство - это проявление суверенитета государства внутри страны, то независимость есть суверенитет во внешнеполитической сфере. Межгосударственные отношения - это общение суверенных государств, которое осуществляется в мирное время только в форме их взаимных соглашений. Суверенные государства могут согласиться подчинять свои действия тем или иным общим правилам (нормам международного права). Это согласие добровольное и не подрывает их независимости [6].

В настоящее время многие понимают, что федеративное устройство России нуждается в реформе. Для того чтобы прекратить конфликты, коллизии и отвести потенциальную угрозу распада России, необходимо решить несколько ключевых проблем.

1. В соответствии с теорией конституционного права и международной практикой федерация не может состоять из суверенных субъектов. Это будет уже не федерация, а конфедерация. Если федерация суверенна, то не суверенны ее субъекты, и наоборот.

2. Поскольку политические и экономические проблемы в РФ слиты воедино, важнейшей из них является отказ от асимметричного устройства России, когда разные ее субъекты обладают неодинаковыми правами. Россия должна состоять из однопорядковых субъектов - республик. С этой целью следует предоставить право ныне существующим республикам, краям и областям объединяться в новые республики с тем расчетом, чтобы они составляли единый территориально-промышленный комплекс.

3. Необходимо в полном объеме уравнять в правах все образованные новые республики, создать механизм оптимального сочетания, сбалансирования общефедеральных и республиканских интересов. Сделать это весьма трудно, пока республики, края и области по форме и по своему статусу фактически неравны.

4. Государственным суверенитетом в России должна обладать только сама Россия, а не ее субъекты.

2.2 Свобода личности и естественных прав человека как основа демократического общества
Человек, его права и свободы - высшая ценность. Гуманизм - своеобразный принцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек - государство», при котором государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в придаток государственной машины [5].


Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государство для человека - таков главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего нового конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий [6].

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, т. е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы [6]. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.

Выражение «высшая ценность» - это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, т. е. в обязательное правило для всех членов общества - как облеченных, так и не облеченных властью. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» [5]. Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми. Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий [5]. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу.