Файл: 1. Конституционный строй в Российской Федерации теоретический аспект.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти). Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны [6]. Следовательно, правовой статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства.
В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. Сейчас это положение изменилось. Конституция (ч. 3 ст. 6) установила, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Разумеется, в определенных случаях нельзя обойтись без прекращения гражданства, но основания для этого должны быть ясно указаны в федеральном законе [4]. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований.
К основам конституционного строя относится также закрепленный в ст. 6 принцип равного гражданства независимо от оснований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.
2.3 Социальное государство
Социальное государство именно так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство [5]. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.
Первоначально многие исследователи считали, что обязанности такого государства сводятся только к провозглашению социально-экономических прав граждан (право на труд, на отдых, социальное обеспечение и др.) или к раздаче пенсий и различных пособий [5]. Но со временем утвердилось понимание того, что социальное государство - это нечто большее, оно призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать
увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др.
Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики, но и в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким и при смене правительства [4].
Такая концепция социального государства на практике существенно ослабила социальную напряженность между трудом и капиталом, снизила деструктивную активность левого радикализма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовочная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей методами социального партнерства. И хотя нужда и даже нищета значительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов постоянно улучшается.
В Конституции России социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является «достойная жизнь». Однако ч. 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства [4]:
- охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социальных служб;
- установление государственных пенсий, пособий;
- иные гарантии социальной защиты.
Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин «социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве.
2.4 Многообразие и свободы экономической деятельности
Экономические основы представляют собой экономический базис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, вместе с тем общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.
Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются [4]:
- отношения собственности (существуют две основные формы собственности - частная и публичная, все остальные формы производны от них);
- производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.
Публичная собственность является, в отличие от частной, неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом, его составные части (в федерации - субъекты, в унитарном государстве - административно-территориальные единицы), самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы [4].
От имени России и ее субъектов права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ. Следует подчеркнуть, что Гражданский кодекс РФ - второй по значению после Конституции РФ законодательный акт, поскольку, в частности, он содержит все важнейшие институты и правила, необходимые для регулирования всех основных экономических отношений.
Право частной собственности охраняется законом, это специально подчеркивается в ч. 1 ст. 35 Конституции. Субъектами права частной собственности признаются граждане и юридические лица. Возможен перевод из частной собственности в публичную – национализация, а также из публичной в частную - приватизация. Российское государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. При этом земля и другие природные ресурсы также могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции).
2.5 Разделение властей и единство государственной власти в России
Принцип разделения властей получил свое воплощение в России в последние ХХ века, в ходе осуществления демократических реформ.
Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами в государстве может быть установлен демократический режим правления [8]. Как известно, существуют три основные функции государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.
Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее источником в России является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.
Конституционный принцип, в соответствии с которым «государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10 Конституции РФ), предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти. В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом [8]. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название системы «сдержек и противовесов» и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.
Особенностью России является то, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разделения власти. Одной из важнейших задач Президента является координация деятельности всех ветвей власти в России. Для этого он наделен конституционными нормами различными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной, и даже в судебной области. На федеральном уровне система разделения власти выглядит следующим образом [7]:
- законодательная власть - Федеральное Собрание России;
- исполнительная власть - Президент РФ (с вышеназванными оговорками). Правительство РФ;
- судебная власть - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.
На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно, с учетом положений ст. 71, 72 Конституции.
2.6 Идеологическое многообразие (политический плюрализм)
Признание в России политического многообразия закреплено в ст. 13 Конституции РФ. Плюрализм означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций со своими целями и программами. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной [3]. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.
Под политическим плюрализмом понимается, прежде всего, многопартийность - система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений. Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции всех политических сил с помощью законных средств.
Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются инструментом, посредством которого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны [3]. О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами России устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих [2]. Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединении, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды. В настоящее время общественные отношения, связанные с созданием, функционированием и роспуском политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
2.7 Принцип светскости государства
Это означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях [5]:
- никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
- религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей [4].
Сейчас признается, что церковь тоже играет заметную роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в